Соня Псардиева
Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
Понятие адаптации, в его наиболее широком определении означает соответствие между живой системой и внешними условиями, причём адаптация - это и процесс, и результат, то есть определённая организация. С физиологической точки зрения, адаптация - это перестройка внутреннего динамического стереотипа в зависимости от изменения внешних условий.
Публикация «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения» размещена в разделах
И. П. Павлов считал, что внешние условия жизни, вешняя среда есть внешний стереотип. "При изменении обычного образа жизни, - отмечал И. П. Павлов, - при прекращении привычных занятий возникают нарушения старого динамического стереотипа и трудности установки нового".
При всех существующих различиях в трактовке адаптации неизменно
выделяется главное - универсальный характер тенденции к установлению равновесия между компонентами реальных систем. Поэтому не случайно, что с течением времени понятие адаптации перешло в функциональную, а затем и в социальную психологию.
Важнейший вклад в разработку понятия адаптации внёс Жан Пиаже. Адаптация (от лат. adaptatio - приспособление, по Ж. Пиаже, обеспечивает равновесие между воздействием организма на среду и обратным воздействием среды или, что одно и то же, равновесие во взаимодействии субъекта и объекта.
В работах отечественных психологов теория адаптации получает своё дальнейшее развитие. Так, А. Н. Леонтьев, обращаясь к концепции Ж. Пиаже,
возражал против "безоговорочного, без надлежащего анализа" распространения понятия гомеостаза (в значении "приспособление") на онтогенетическое развитие человека. Действительно, человеческое приспособление к условиям существования принципиально отличается от приспособительного поведения животных, обладает большей гибкостью и изобретательностью. Процесс адаптации человека к действительности происходит под контролем сознания. Причём каждый человек в силу своих индивидуальных психологических особенностей (тип нервной системы, жизненный опыт и т. д.) имеет индивидуальные приспособительные механизмы, а, следовательно, и свой тип адаптации.
В понимании сущности адаптации человека к новым условиям в отечественной психолого-педагогической литературе наметилось несколько основных подходов. Д. А. Андреева считает, что "адаптация означает приспособление индивида к новым условиям, вживания в них". Б. Г. Рубин, Ю. С. Колесников определяют это понятие как "процесс активного овладения социальными ролями".
Вывод о том, что человек не только приспосабливается к среде, но и среду приспосабливает к себе, позволяет А. Д. Глоточкину дифференцировать понятия "приспособление" и "приспосабливание". Так, приспособление рассматривается как "изменение (частичное) внутренней среды и поведения в соответствии с новыми условиями, а значит и новыми требованиями внешней среды. Приспосабливание же означает реализацию внутреннего потенциала (возможностей) человека в процессе изменения внешних условий в целях удовлетворения своих потребностей. Оно зависит от особенностей среды и от особенностей и возможностей личности".
С поступлением ребенка двух-трёх летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение девяти часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т. д. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в среду дошкольного учреждения.
Ребенок должен приспособиться к новым условиям, т. е. адаптироваться. Термин "адаптация" означает приспособление.
Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности и высокая цена, которую платит организм ребенка за достигнутые успехи, определяют необходимость учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к дошкольному учреждению или, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться.
Адаптация неизбежна в тех ситуациях, когда возникает противоречие между нашими возможностями и требованиями среды.
Существует три стиля, с помощью которых человек может адаптироваться к среде :
а) творческий стиль, когда человек старается активно изменять условия среды, приспосабливая ее к себе, и таким образом приспосабливается сам;
б) конформный стиль, когда человек просто привыкает, пассивно принимая все требования и обстоятельства среды;
в) избегающий стиль, когда человек пытается игнорировать требования среды, не хочет или не может приспосабливаться к ним.
Наиболее оптимальным является творческий стиль, наименее оптимальным – избегающий.
Как же формируются у ребенка способности к адаптации? Само рождение ребенка - яркое проявление биологической адаптации. Переход из условий внутриутробному ко внеутробному существованию требует коренной перестройки в деятельности всех основных систем организма - кровообращения, дыхания, пищеварения. Эти системы должны к моменту рождения иметь возможность осуществить функциональную перестройку, т. е. должен быть соответствующий врожденный уровень готовности этих адаптационных механизмов. Здоровый новорожденный имеет такой уровень готовности и достаточно быстро приспосабливается к существованию во внешних условиях.
Также как и другие функциональные системы, система адаптационных механизмов продолжает свое созревание и совершенствование в течение ряда лет постнатального онтогенеза. В рамках этой системы уже после рождения у ребенка формируется и возможность к социальной адаптации по мере того, как ребенок овладевает окружающей его социальной средой. Это происходит одновременно с формированием всей системы нервной высшей деятельности.
Все же эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям.
Итак, чтобы избежать стрессовых ситуаций, необходимо грамотно подойти к одной из проблем дошкольного учреждения - проблема адаптации детей. Общая задача воспитателей и родителей - помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. Для этого нужна подготовительная работа в семье. Выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду - важнейшее условие, облегчающее его адаптацию.
Возрастные особенности, возможности детей, показатели, определяющие, необходимо знать. Но следует учитывать и индивидуальные особенности ребенка.
Часто причиной неуравновешенного поведения детей бывает неправильная организация деятельности ребенка: когда не удовлетворяется его двигательная активность, ребенок не получает достаточно впечатлений, испытывает дефицит в общении с взрослыми. Срывы в поведении детей могут произойти и в результате того, что не удовлетворены своевременно его органические потребности - неудобство в одежде, ребенок не своевременно накормлен, не выспался. Поэтому режим дня, тщательный гигиенический уход, методически правильное проведение всех режимных процессов - сна, кормления, туалета, своевременная организация самостоятельной деятельности детей, занятий, осуществления правильных воспитательных подходов к ним является залогом формирования правильного поведения ребенка, создания у него уравновешенного настроения.
Как правило, ослабленные дети труднее адаптируются к новым условиям. Они чаще заболевают, труднее переживают разлуку с близкими. Случается, что ребенок не плачет, не выражает внешне негативных проявлений, но теряет в весе, не играет, подавлен. Его состояние должно беспокоить воспитателей не меньше, чем тех детей, которые плачут, зовут родителей.
Так же, особого внимания требуют дети со слабым типом нервной системы. Эти дети болезненно переносят любые перемены в их жизни. При малейших неприятностях их эмоциональное состояние нарушается, хотя свои чувства они бурно не выражают. Их пугает все новое и дается оно с большим трудом. В своих движениях и действиях с предметами они не уверенны, медлительны. Таких детей к детскому саду следует приучать постепенно, привлекать к этому близких им людей. Воспитатель должен поощрять, подбадривать и помогать им.
Игнорирование воспитателем особенностей типов нервной системы ребенка в период адаптации к дошкольному учреждению может привести к осложнению в его поведении. Например, строгость к детям не уверенным, малообщительным вызывает у них слезы, нежелание находиться в детском саду. Резкий тон обращения вызывает у легковозбудимых детей излишнее возбуждение, непослушание.
Замечено, что на развитие ребенка накладывает отпечаток и состояние его здоровья. Как правило, ослабленные дети труднее адаптируются к новым условиям. Для эмоционально чувствительных, нервно и соматически ослабленных детей, особенно тех, кто в последствии заболевают неврозом, ДОУ выступает в качестве декомпенсирующего фактора их психического развития. В противоположность им дети с низкими интеллектуальными показателями, дети алкоголиков не встречают затруднений в адаптации. Легкость адаптации объясняется отсутствием у этих детей эмоционального контакта - привязанности к матери, равно как и глубины переживаний. Чем больше связана эмоциональная связь с матерью и сложнее психика ребенка, тем труднее будет протекать адаптация.
По наблюдениям А. И. Захарова в младшем дошкольном возрасте мальчики хуже адаптируются к новым условиям, чем девочки. Таким образом, мальчики в этом возрасте более уязвимы в плане социальной адаптации, чем девочки, поскольку в период наиболее интенсивного эмоционального развития они в большей степени привязаны к матери и более ранимо реагируют на разлуку с ней, чем девочки. На поведение таких детей накладывает отпечаток и особенности нервной системы, ее тип: сила, подвижность, уравновешенность или неуравновешенность нервных процессов возбуждения и торможения. Дети, у которых процессы возбуждения и торможения уравновешенны, отличаются спокойным поведением, бодрым настроением, общительностью. Они любят как спокойные, так и подвижные игры, положительно воспринимают все режимные моменты.
Дети, отличающиеся легкой возбудимостью, бурно выражают свое отношение к окружающему, быстро переходят от одного состояния к другому. Они любят играть в подвижные игры, легко отвлекаются, длительных игр не разворачивают. Такие дети также требуют особого внимания со стороны воспитателя, не допускать перевозбуждения их нервной системы.
В противоположность им инертные дети неактивно выражают свои чувства и кажутся внешне благополучно адаптирующимися. Однако, свойственная им заторможенность может в этот период усиливаться. Медлительные дети часто отстают от своих сверстников в развитии движений, в освоении окружающего, в овладении умениями и навыками. В период привыкания не рекомендуют привлекать медлительных детей к общению со сверстниками. Дети со слабым типом нервной системы также болезненно переносят любые перемены в условиях жизни, все новое пугает их и дается с большим трудом, они медленнее, чем другие дети, приобретают умения и навыки. Таких детей советуют приучать постепенно, привлекая к этому близких им людей, постоянно поощрять и подбадривать их, повышая тем самым у них уровень притязаний.
Ощутимые затруднения в адаптации испытывают левши, особенно переученные. Левшество подразумевает преобладание правого полушария, более чувствительного к воздействию отрицательных эмоциональных факторов.
Каждый из детей по-своему реагирует на трудности адаптации, однако есть и общие черты. До трех лет у детей, подверженных невротическим расстройствам, при помещении в ясли, скорее будут проявляться беспокойство, страх и депрессивные реакции (заторможенность, вялость, безучастность); длящиеся, по крайней мере, несколько месяцев, особенно у детей повышенно эмоционально зависимых от родителей. В таких случаях процесс адаптации растягивается на год и более.
Также А. И. Захаров рассматривает проблемы адаптации со стороны семьи. Труднее адаптируются единственные в семье дети, чрезмерно опекаемые многочисленными родственниками. Невротическое состояние матери также неблагоприятно влияет на адаптацию, поскольку повышает беспокойство за ребенка, который отвечает аффективно-заостренной или невротической привязанностью. Хуже всего адаптируются мальчики, невротические зависимые от матери. Осложняющим фактором адаптации являются конфликты в семье, невротизирующие детей. Существенной причиной затрудненной адаптации будет необщительность родителей, интровертированный характер личностного реагирования. Всё это так же осложняет развитие контактности детей и общения со сверстниками в группе.
К глубокому сожалению, сейчас всё чаще встречаются семьи, в которых отцы и матери абсолютно продуманно воспитывают своих детей в эмоциях агрессивного противодействия окружающему их миру, обосновывая свою позицию тем, что человек должен в первую очередь уметь постоять за себя, заботясь исключительно о своём благополучии. При этом они не учитывают (или не хотят учитывать) что подобным воспитанием ломают душу ребёнка, пагубно действуя на нормальное, здоровое развитие его психических процессов. Большинство взрослых по-своему любят своих детей, но «одной родительской любви слишком мало для того, чтобы направить воспитание к желанному типу. Одна любовь – воспитатель слепой и чаще всего не достигает тех целей, какие ею намечаются». В то же время без чувства любви к ребёнку воспитание неполноценно, не наполнено живой силой. Поэтому предельно важно, каков будет вектор любви. Обыкновенно отцы и матери воображают, что они любят своих детей бескорыстно, но на самом деле это редко бывает. Если в воспитании преобладает чрезмерная трепетная забота о сыне или дочери, которая связывает по рукам и ногам, предупреждает любую инициативу, исходящую от ребёнка, не предоставляет самостоятельности, то вряд ли такое воспитание будет благотворно влиять на становление личности, способствуя, наоборот, развитию никчемного, не умеющего проявить себя в какой-либо деятельности субъекта: «Бескорыстная любовь может явиться только тогда, когда в любимом ребёнке видят, прежде всего, человека, рождённого не для чьей-либо потехи, а для самого себя, для собственного счастья, для возможно полного выражения идеи человеческой жизни, человека, которому принадлежит будущее, но который в настоящем требует помощи, чтобы подняться, твердо стать на ноги и устроить свою судьбу согласно со своим человеческим назначением». Немногие в нашу эпоху с уверенностью могут сказать, что они принадлежат к категории родителей, сумевших найти ту золотую середину в формировании личности, при помощи которой воспитали полезных обществу людей.
В настоящее время не только родители, но и многие наставники современных детей страдают, то неумения и неспособности воспитать своих неуправляемых воспитанников, так как им не хватает соответствующих знаний, опыта, терпения и, как часто бывает, собственных духовных, нравственных сил. В результате подростки уходят в наркоманию, алкоголизм, с детского возраста – в тяжелые психические заболевания. Семья – первая и основная среда воспитания в раннем детстве.
В разных ситуациях один и тот же малыш может повести себя по-разному, особенно в период адаптации. Бывает, даже спокойный и общительный ребенок при расставании с близкими начинает плакать и проситься домой, нелегко привыкает к новым требованиям.
Поведение ребенка под влиянием сложившихся привычек также приобретает индивидуальный характер. Если он не умеет, есть самостоятельно, то в детском саду отказывается от еды, ждет, чтобы его накормили. Так же, если не знает, как мыть руки в новой обстановке - сразу плачет; если не знает, где взять игрушку - тоже плачет; не привык спать без укачивания - плачет и т. д. поэтому очень важно знать привычки ребенка, считаться с ними.
Незнание привычек ребенка значительно осложняет работу воспитателя. Его педагогические воздействия становятся стихийными, нецеленаправленными и часто не дают необходимого результата. Все привычки и навыки каждого вновь поступившего ребенка сразу узнать трудно, да они и не всегда проявляются в новых условиях. Воспитателю необходимо помнить, что ребенок раннего возраста, имеющий необходимые навыки, не всегда может перенести их в новую обстановку, ему необходима помощь взрослого.
В домашних условиях ребенок привыкает к характеру применяемых педагогических воздействий, выраженных не только спокойным ровным тоном, но и в тоне строгой требовательности. Тем не менее, строгий тон воспитателя или няни может вызвать испуг. И наоборот, ребенок, привыкший к громким раздраженным указаниям, не всегда выполнит тихие спокойные указания воспитателя.
Несмотря на то, что режимы дня для детей разного возраста, рекомендуемые “Программой воспитания в детском саду”, научно обоснованы, все же так называемый возрастной режим дня отдельных детей необходимо изменять. Показателем к этому является поведение и самочувствие малыша.
Как уже говорилось, особое значение в период адаптации имеют индивидуальные особенности детей в сфере общения. Есть дети, которые уверенно и с достоинством вступают в новое для них окружение детского сада: они обращаются к воспитателю, к помощнику воспитателя, чтобы узнать о чем-нибудь. Другие сторонятся чужих взрослых, стесняются, опускают глаза. А есть и такие дети, которых общение с воспитателем пугает. Такой ребенок старается уединиться, отворачивается лицом к стене, чтобы только не видеть незнакомых людей, с которыми он не умеет вступить в контакт.
Опыт общения ребенка с окружающими, полученный им до прихода в детский сад, определяет характер его адаптации к условиям детского сада. Поэтому именно знание содержания потребностей ребенка в общении является тем ключиком, с помощью которого можно определить характер педагогических воздействий на него в адаптационный период.
Непосредственно-эмоциональный контакт между ребенком и взрослым устанавливается, начиная с конца первого - начала второго месяца жизни.
Правильно поступают те родители, которые уже на первом году жизни ребенка не ограничивают его общение в узком кругу семьи.
Соблюдая необходимые гигиенические требования, целесообразно уже в этом возрасте расширять круг общения ребенка. Например, можно на некоторое время разрешить новому для него человеку подержать его на руках или даже оставить их одних.
Воспитатель должен установить контакт с ребенком в первый же день. Но если у ребенка не сформирован опыт общения с незнакомыми людьми, на все действия воспитателя он реагирует негативно: плачет, вырывается из рук, стремится отдалиться, а не приблизиться к воспитателю. Ему нужно более длительное время, чтобы привыкнуть, перестать испытывать страх перед воспитателем. Нервозность, слезы мешают ему правильно и быстро воспринять заинтересованное, доброе отношение воспитателя.
В таком случае целесообразно разрешить маме побыть в группе. В ее присутствии ребенок успокаивается, страх перед незнакомым взрослым исчезает, ребенок начинает проявлять интерес к игрушкам. Мать должна побуждать его обратиться к воспитателю, попросить игрушку, сказать, какая тетя хорошая, добрая, как она любит детей, играет с ними, кормит. Воспитатель подтверждает это своими действиями: ласково обращается к малышу, дает игрушку, хвалит его костюм, показывает что-то интересное в группе и т. п.
Следовательно, на характер привыкания ребенка к условиям дошкольного учреждения влияет ряд факторов : возраст ребенка, состояние здоровья, сформированности опыта общения, а также степень родительской опеки.
Необходимым условием для эффективного руководства процессом привыкания детей к детскому учреждению является продуманная система педагогических воздействий, в которых главное место занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение.