МААМ-картинки

Мастер-класса для педагогов ДОУ «Развитие творческих способностей средствами исследовательской деятельности»

Лисицкая Марина
Мастер-класса для педагогов ДОУ «Развитие творческих способностей средствами исследовательской деятельности»

Цель мастер-класса : повышение профессионального мастерства педагогов - участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по теме «Развитие творческой индивидуальности средствами исследовательской деятельности»

Задачи мастер класса :

Публикация «Мастер-класса для педагогов ДОУ „Развитие творческих способностей средствами исследовательской деятельности“» размещена в разделах

Обучающие: познакомить педагогов с исследовательской деятельностью в ДОУ, показать эксперимент по ознакомлению детей со свойством воды, молока, бумаги:

Развивающие : развивать умения видеть проблемы, делать выводы и умозаключения; развивать навыки и умения экспериментирования. Развивать творчество средствами экспериментирования.

Воспитательные: воспитывать эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру.

Материалы и оборудование для педагогов : методические пособия, часть необходимых предметов из уголка экспериментирования.

Ход мастер- класса :

Вступление.

«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга». И. П. Павлов

«Творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребёнок создаёт новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста способствует всестороннему развитию личности ребёнка, повышает возможности его дальнейшего обучения.

Путь в творчество имеет множество дорог, известных и пока неизвестных.

И так чтобы своевременно обеспечить полноценное развитие творческих способностей детей, нужно представлять, что это такое. Это комплексное понятие, включающее несколько составляющих, на которых педагоги и родители и должны акцентировать внимание:

*.стремление к открытиям;

*.умение познавать;

*.активность;

*фантазия;

*инициативность;

*стремление к познанию;

*умение находить нестандартное в привычных явлениях и вещах;

*живость ума;

*умение изобретать и открывать;

*свобода воображения;

*интуиция;

*умение на практике применять полученные знания, опыт;

*открытия и изобретения.

Зачем ребенку творчество?

Может возникнуть вопрос: а зачем вообще в ребёнке нужно развивать творчество?

В процессе творчества происходит высвобождение внутренней энергии, которая бурлит в любом человеке. Это светлая, положительная энергия, которая придаёт личности гармоничное состояние. Такое же состояние необходимо передать и ребёнку. Любой индивид по своей природе является творцом. Вся история существования человека была связана с творчеством. В конце концов, без творчества не появилось бы величайшего изобретения – колеса, да и вообще человечество без творчества просто не состоялось бы как цивилизация.

Детское творчество является важнейшим элементом формирования его собственного самосознания. В творчестве он как будто переделывает под себя мир и помогает себе же лучше его понять. Постигая красоты мира, малыш учится находить в нём белые пятна, которые стремится заполнить собственным творчеством, имея при этом цель сделать существующий мир чуточку лучше, правильней, красивей.

Очень важно стимулировать развитие творческих способностей ребёнка.

Как стимулировать развитие творческих способностей ребенка

• Благоприятную окружающую атмосферу.

• Доброжелательность воспитателя и родителя.

• Отсутствие критики в адрес малыша.

• Поощрение его оригинальных идей, восторг при их реализации.

• Возможность для практических занятий.

• Здоровый личный пример творческого подхода к решению разного рода проблем.

• Предоставление возможности ребенку задавать вопросы по теме.

• Возможность давать высказаться в процессе обучения, игр.

• Отсутствие у ребенка страха быть непонятым или высмеянным в случае, если что-либо не получается.

Можно смело утверждать, что творческие способности есть у каждого ребенка, особенно, когда он здоров и хорошо развивается. Поэтому развивать эти способности необходимо в теории и на практике.

“Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму”.

Китайская пословица

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость. «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», — утверждают педагоги-практики.

«Чем больше ребенок видит, слышит и переживает, чем больше он узнает и усваивает, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность», — писал классик отечественной психологической науки Лев Семенович Выготский.

Малыш — природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.

Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать все и вся. Пусть даже при этом пострадает красивая одежда или испачкаются руки. Одежду можно постирать, руки – помыть. А вот исчезнувший интерес к окружающему с годами восстановить практически невозможно.

Каждый вопрос ребенка - это прекрасная возможность научить его самому находить ответ, пользоваться словарями и книгами, помочь ему полюбить сам процесс самостоятельного приобретения знаний и проведения маленьких исследовательских работ.

Дети легко находят объекты для исследований. Ведь для них весь окружающий мир – это одна большая лаборатория. Главное, чтобы об этом помнили мы, взрослые!

Если ребенок-исследователь найдет поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь-взрослый – умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить. Взрослый, который всю жизнь будет находить в окружающем мире что-нибудь интересное и необычное, который умеет удивляться и радоваться всему, что видит вокруг.

Развитие ребёнка дошкольного возраста во многом зависит от разнообразия видов деятельности, которые осваиваются им в партнёрстве с взрослым. Это игровая и продуктивная деятельность, восприятие художественной литературы. Но немало важна в детском саду - познавательно-исследовательская деятельность детей, имеющая основу в спонтанном экспериментировании, поисковой активности ребёнка. Конечно, ребёнок познаёт мир в процессе любой своей деятельности. Но, именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир) практикуется в установлении причинно-следственных родовых, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире, достигать высокого умственного развития.

Исследовательская деятельность является развитием свободной творческой личности ребёнка, решающая следующие задачи:

- способствовать формированию коммуникативных навыков;

- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности.

Обязательным условием развития и саморазвития ребенка является создание в группе пространственно-предметной среды для организации самостоятельной поисковой исследовательской деятельности детей.

Дети дошкольного возраста - прирожденные исследователи

Организация познавательно-исследовательской деятельности идёт по четырём взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:

- живая природа;

- неживая природа;

- физические явления;

- рукотворный мир.

Для достижения успеха в познавательно-исследовательской деятельности в работе с детьми нужно стараться:

• вызвать интерес дошкольников к содержанию деятельности, обеспечить достаточной мотивацией (тайна, сюрприз, познавательный мотив, ситуация выбора);

• предложить доступный для возраста материал (с рациональным соотношением известного и неизвестного);

• дозировать степень активности взрослого (средний дошкольный возраст : взрослый – непосредственный участник, старший дошкольный возраст – взрослый – советчик, партнёр, ориентир в выборе деятельности);

• создать доброжелательную обстановку и со вниманием и уважением относиться ко всем мыслям и гипотезам детей.

В работе с детьми дошкольного возраста необходимо акцентировать внимание на реализацию следующих задач:

научить видеть проблему; выдвигать гипотезы; задавать вопросы;

развивать у детей исследовательские умения и навыки (наблюдать, проводить эксперименты и опыты); умение самостоятельно обнаруживать законы природы; развивать умение делиться своими наблюдениями, выводами;

формировать познавательную сферу личности ребёнка; нравственную сферу; социальную сферу;

развивать речь;

обогащать память ребёнка;

активизировать мыслительные процессы.

Ребёнку легче проявить критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к взрослому. Сомнение, догадка, предположение возникает у него при сопоставлении своей точки зрения с мнением другого человека. В связи предпочтение отдаём групповым и подгрупповым формам работы.

Системная работа по данному направлению позволяет:

развивать критическое мышление, внимание, память, самостоятельность, познавательные, творческие способности детей и коммуникативные навыки;

развивать детскую любознательность, пытливость ума;

• достичь качественных результатов в работе и при выпуске в школу.

Для накопления определенных знаний и применения их в практической деятельности, можно начать свою работу через наблюдения в природе. При наблюдении опираясь на любознательность детей.

Целевые прогулки вокруг детского сада, на своем участке, наблюдение за трудом взрослых, все это расширяет кругозор детей.

В процессе экспериментирования у дошкольников идет развитие всех психических процессов. Идет обогащение памяти, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения, классификации, обобщения, развитие творческих способностей, формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Поэтому важно включать экспериментирование в различные виды деятельности : в игру, труд, прогулки, наблюдения, самостоятельную деятельность. Это способствует поддержанию познавательного интереса детей.

Крайне важно научить детей основам самостоятельной мыслительной, поисковой деятельности, так как умение видеть проблемы развивается в течение длительного времени.

1)Важно научить детей самостоятельно находить и подбирать нужный материал и оборудование, выполнять простейшие действия, видеть результат деятельности, и тем самым развивать собственную творческую активность детей.

Дети очень любят играть с водой, эти занятия доставляют им большое удовольствие и радость. Н-Р: проблемная ситуация "Как спасти лягушек от цапли?" воспитатель поставила перед детьми цель - сделать так, чтобы цапля не смогла найти лягушек? Как это сделать? - решение этой задачи предоставить детям. Вода прозрачная в ней легко увидеть резиновых лягушек. Предложения могут быть разными: накидать в таз каштаны и лягушки смогут спрятаться под ними, сделать лягушкам домики, поселить цаплю подальше от лягушек, сделать пруд непрозрачным, чтобы цапля не видела лягушек и т. д. (Добавить краски и спрятать лягушек).

2) Педагог только ставит проблему, а метод её решения дети ищут самостоятельно, стоит задача научить детей разными способами находить решение проблемных задач.

Например, воспитатель младшей группы обратилась к детям за помощью: сделать кораблики для игр с водой, но такие, чтобы малыши могли, как можно дольше ими играть.

Идеи могут быть разные:

• опытным путем найти такую бумагу, которая долгое время не намокала и из нее сделать бумажные кораблики;

• использовать природный и бросовый материал (скорлупки орехов, крышечки от йогуртов).

Получилась игра "Найди на ощупь".

Отобрать бумажные листы из коллекции бумаг и провести опыт "Вся ли бумага намокает одинаково быстро?"

Затем были опыты: "Вся ли бумага намокает, одинакова быстро?", "Бумажные цветы", "Лист- силач", "Мостик". Детям понравилось экспериментировать с бумагой.

Я листок бумажный, маленький отважный,

Ты рисуй на мне, пиши, другу фокус покажи.

Если я в воде намокну, то расправлюсь ловко,

Будто в озере кувшинки расцвели на зорьке. (Бумажные цветы)

Хоть не сильный я сейчас, но сложи гармошкой,

И смогу я выдержать и собаку с кошкой. (Лист-силач)

И мостом я через пропасть лечь сейчас сумею,

Только ты сложи меня и "Камаз" проедет. (Мостик)

Практическая часть

Я решила все опыты показать в виде сказки, считаю это эффективным методом, потому что детям легче воспринимать и понимать новую информацию в близкой для них форме сказки.

Звучит мелодия «В гостях у сказки». Входит сказочница. Выглядывает из окошка бутофорского домика.

Сказочница: Здравствуйте, мои милые друзья! Я известная всем детям сказочница. В мире много сказок, грустных и смешных, и прожить на свете нам нельзя без них. В сказке может все случиться, наша сказка впереди. Сказка в двери к нам стучится, скажем, гостю: «Заходи!»

Сказочница: -Сегодня, мы, отправляемся с вами дорогие гости в страну сказок, в гости к Дюймовочке.

-Кто пожелает отправиться со мной в гости к сказке. (приглашает несколько человек)

-Все помнят, как начиналась сказка про Дюймовочку? Тогда слушайте.

Сказочница : У женщины не было детей, и колдунья дала ей семечко. (раздает семечко участникам). Давайте посадим семечко в горшочек, польем его, закроем глаза и посмотрим, что произойдет. Под сказочную музыку (выставляет красивый сказочный цветок).Посмотрите какой вырос цветок!

-Из чего мы можем вырастить цветок? (из семечка) Раскройте цветок.

- В лепестках спала девочка, она была совсем крошкой. В этом мире ей было все интересно и неизведанно.

-Женщина полюбила девочку. За ее маленький рост она дала ей имя Дюймовочка и стала о ней заботиться: 1) налила воды в тарелку2) в ореховой скорлупке она устроила Дюймовочке постельку: настелила мягких постель (по форме скорлупы вырезает постель,3)по краю тарелки положила венок из цветов,4) возле тарелки устроила мягкую лужайку для девочки (наклеить на лист зеленые нитки мелко нарезанные).

Сказочница : А что же захотелось маленькой Дюймовочке? (участники в зале помогают ответами). А захотелось Дюймовочке посмотреть мир вокруг себя (выбирает Дюймовочку из числа присутствующих в зале).

- Давайте покажем Дюймовочке все секреты нашего окружающего мира. И она стала смотреть. И видит чудесное озеро…

Сказочница : Давайте нальем, в тарелку воды (налейте в тарелку воды, что произошло с водой, вода приняла форму тарелки). У нас получилось озеро. Захотелось посмотреть Дюймовочке, как же распускаются кувшинки, возьмите цветок с длинными лепестками. При помощи ножниц или карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Дюймовочка плавала в своем чудесном озере.

И увидела, что ей с берега машут Эльфы. Дюймовочка спрашивает Эльфов что случилось. (Эльфы отвечают).

Случилась беда в цветочной стране Эльфов, цветы потеряли свои краски Эльфы не знают как их вернуть. У них нет красок, один песок. Давайте поможем Эльфам вернуть цвет цветам. Дюймовочка помогает вернуть цвет цветкам.

Звучит волшебная музыка участники рисуют цветы цветным песком.

Сказочница:

Эльфы решили отблагодарить Дюймовочку и подарили ей крылья, выдали ее за прекраснорго принца Эльфов и стали жить счастливо. И подумала Дюймовочка …. Странный этот мир, где двое смотрят одно и тоже, а видят полностью противоположное.

Заключение.

Ребёнку - дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.

Ценность реального эксперимента, в отличие от мысленного, заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности; развиваются способности ребёнка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей её решения; создаётся субъективно – новый продукт. Исследовательская деятельность как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребёнка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира, а так же развитию творческих способностей у детей.

Уважаемые коллеги! Желаю вам успеха в развитии творческой индивидуальности средствами исследовательской деятельности

Рефлексия

Публикации по теме:

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности» Из опыта работы воспитателя,.

«Развитие творческих способностей у дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования». Мастер-класс для родителей«Развитие творческих способностей у дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования». Мастер-класс для родителей Всем доброго времени суток, уважаемые коллеги! 15 марта в нашем дошкольном учреждении прошел публичный отчет. Форма проведения – не традиционная,.

Консультация для педагогов «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов: «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста» Сегодня всем хорошо известно,.

Консультация для педагогов «Развитие способностей у детей средствами ознакомления с художественной литературой»Консультация для педагогов «Развитие способностей у детей средствами ознакомления с художественной литературой» Традиционно литература используется в целях развития умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников. Знакомство детей.

Развитие творческих способностей дошкольников в ИЗО деятельности в соответствии с ФГОС «ФГОС ДО развитие творческих способностей дошкольников в ИЗО деятельности» «Занятие рисованием способствует разностороннему развитию личности.

Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования» В одном мгновенье видеть вечность, Огромный мир - в зерне песка В единой горсти - бесконечность И небо – в чашечке цветка. Уильям Блейк.

Проект «Развитие творческих способностей детей 3–4 лет в изобразительной деятельности» Развивать творческие способности детей необходимо во всех видах деятельности – на занятиях, в свободной деятельности, в театрально-музыкальной.

Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возрастаРазвитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста. Творческий потенциал в современном.

Развитие творческих способностей средствами изобразительной деятельноситРазвитие творческих способностей средствами изобразительной деятельносит Развиваем творчество детей Изобразительная деятельность дошкольников играет ключевую роль в развитии детской личности, ведь для ребенка.

Влияние исследовательской деятельности на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста Знакомство ребёнка с окружающим миром, начинается с первых лет жизни. Красота и яркость красок природы, привлекают внимание детей своим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класса для педагогов ДОУ «Развитие творческих способностей средствами исследовательской деятельности»
Опубликовано: 25 марта 2021 в 22:39
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД