Получи документы

Мастер-класса «Педагог без стресса и тревог»

Анна Никифорова
Мастер-класса «Педагог без стресса и тревог»

Цель: профилактика синдрома эмоционального выгорания.

Задачи:

-познакомить участников тренинга с некоторыми приёмами психологической саморегуляции;

- создать благоприятные условия для продуктивной работы над собой;

совершенствовать развитие личностных качеств, стабилизируя внутреннюю душевную гармонию.

научить определять предстрессовое состояние

научить педагогов рационально использовать психическую энергию.

Публикация «Мастер-класса „Педагог без стресса и тревог“» размещена в разделах

научить педагогов использовать приемы саморегуляции, релаксации и других способов снятия эмоционального напряжения.

развивать позитивное отношения к себе, осознание собственной самоценности.

Оборудование и материалы:

Раздаточный материал: тест «Крепкие ли у Вас нервы?» (на каждого, тест «Моя идеальная жизнь» (на каждого, ручки, музыкальная колонка.

Музыкальное сопровождение: спокойная музыка.

Ход мастер-класса :

I. Теоретическая часть

Ведущий: Уважаемые коллеги! Не секрет, что наша профессия требует определённых сил, энергии, самоотдачи…. Мы – педагоги, те, которые каждый день общаются и взаимодействуют с детьми, знаем, сколько нужно терпения, усилий, знаний, даже смекалки и интуиции, чтобы дать ребёнку знания, привить ему необходимые навыки, воспитать определённые качества. Многому мы учим наших воспитанников и при этом умело направляем их, чтобы дети всё это делали с удовольствием! Очень тяжело работать с родителями. Мы должны быть с ними терпеливы, корректны, выдержаны. Мы такими обязаны быть – это наша профессия.

Однако, в течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения не только здоровья детей, но и психического здоровья педагога в образовательном учреждении. В связи с этим организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является одной из наиболее актуальных задач современной системы образования, а проблема эмоциональной саморегуляции и стрессоустойчивости – одной из важнейших проблем, актуальных для личностного и профессионального развития современного педагога.

Стресс – постоянный спутник нашей работы

Что такое стресс – это совокупность неспецифических адаптационных (нормальных) реакций организма на воздействие различных неблагоприятных факторов - стрессоров (физических или психологических, нарушающее его нормальную работу. Если в далеком прошлом стресс связывали с опасностью, угрожающей жизни, то сегодня стресс для нас связан не с опасностью, а в первую очередь с избытком раздражителей. Но любой стресс, какой бы он ни был, вызывает абсолютно одинаковую реакцию организма:

Физиологическую:

Бессонница, головные боли, учащённое сердцебиение, боль в спине, желудке и т. п. –это ведёт к различным заболеваниям.

•  Психологические:

Рассеянность, расстройство памяти, тревожность, беспричинные страхи, плаксивость, раздражительность и беспокойство – это ведёт к потери уверенности в себе, психическому расстройству, лекарственной зависимости.

Ведущий: Как же помочь своему организму справиться со стрессом. Коллеги, а какие способы быстрого снятия стресса вы знаете?

Педагоги совместно с ведущим : (чтение, массаж, психогимнастика, аутогенная тренировка, физическая нагрузка, слезы, смех, крик, музыкотерапия, мышечная релаксация, вязание и др.)

Ведущий: А что, на Ваш взгляд, при стрессе точно не поможет, а только временно снимет напряжение?

Педагоги совместно с ведущим :

1. Курение

2. Алкоголь

3. Еда

Ведущий: И сегодня я хочу предложить вам некоторые антистрессовые приёмы, которые помогу укрепить наше психофизиологическое здоровье. Приемы, которые мы используем в нашем детском саду.

А начнем мы с теста «Крепкие ли у Вас нервы?» Он покажет, спокойный ли вы человек или находитесь в состоянии постоянного стресса (даже в данный момент). Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы: «Да» или «Нет».

Тест "КРЕПКИЕ ЛИ У ВАС НЕРВЫ? "

1. Вы ощущаете прилив энергии только при стрессе?

2. Вы считаете свою работу важной и значительной?

3. У вас есть хорошие друзья, с которыми вы можете выговориться?

4. Вы можете по-настоящему «отключиться» в конце недели?

5. Занимаетесь ли вы регулярно (не менее одного раза в неделю) спортом?

6. Вы хорошо засыпаете и спите всю ночь напролет спокойно?

7. Вы находите взаимопонимание с коллегами по работе?

8. У вас нормальные масса тела и давление?

9. Вас нелегко вывести из себя?

10. У вас есть дела которых вы ждете с радостью (хобби, спорт, др. ?

11. Вы уделяете себе ежедневно хотя бы полчаса времени?

12. Вы живете в спокойном районе?

13. Во время приема пищи вы успеваете по-настоящему насладиться едой?

14. Вы выходите каждый день хотя бы на полчаса на свежий воздух?

15. Вы едите много цельнозерновых продуктов?

16. Вы - творческий человек?

17. Вы регулярно медитируете и расслабляетесь?

18. Вы смеетесь часто и охотно?

19. Можете ли вы, когда нужно, твердо сказать «нет»?

20. Вам удается иногда заставить других людей согласиться с вами?

Подсчитайте количество «НЕТ» и запишите это число.

КЛЮЧ ТЕСТА:

Если ВЫ ответили "НЕТ" на 9 вопросов или меньше, то Вы достаточно спокойны в повседневной жизни. Даже если иногда нервничаете, тем не менее Вам удаётся снимать напряжение, которое могло бы нанести вред Вашему здоровью. Всё в порядке. Поздравляю!

А если Вы ответили "НЕТ" на 10 и больше, значит Вы испытываете в данный момент сильное напряжение. Вы мечтаете о покое, но не можете расслабиться, возможно, страдаете бессоницей. Это значит – настало время пересмотра Вашей жизненной позиции и активной борьбы с напряжением.

IV. Практическая часть.

Ведущий: Что ж, теперь я предлагаю перейти к некоторым практическим упражнениям, которые помогут нам снять нервное напряжение, когда это необходимо и снова вернуться в спокойное уверенное состояние. Их также можно выполнять в ситуациях, не связанных с нервным напряжением, а для расслабления организма.

1. Упражнение «Пресс»

Цель: подавление отрицательных эмоций гнева, раздражения, повышенной тревожности.

Ведущий: Закройте глаза. Представить внутри груди мощный пресс, который движется сверху вниз, подавляя отрицательные эмоции и внутреннее напряжение. Важно добиться отчётливого ощущения физической тяжести пресса. Упражнение желательно повторить несколько раз в тихой обстановке.

2. Упражнение “Замок” (4 минуты)

Цель: снятие напряжения, нейтрализация отрицательных эмоций, приведение себя в состояние воодушевления и свободы.

Исходное положение — сидя, корпус выпрямлен, руки на коленях, в положении “замок”. Вдох, одновременно руки поднимаются над головой ладонями вперед. Задержка дыхания (2— 3 секунды, резкий выдох через рот, руки падают на колени.

3. Упражнение “Голосовая разрядка” (3 минуты)

Цель: снятие напряжения, нейтрализация отрицательных эмоций, приведение себя в состояние воодушевления и свободы.

Сделать выдох, затем медленно глубокий вдох и задержать дыхание. Затем на выдохе выкрикнуть любые слова, пришедшие в голову, а если нет слов — издать резкий звук, например, “Ух!”

(Вариант - участники разбиваются на две команды и по сигналу стараются перекричать друг друга – команда команду, выкрикивая оно и то же слова либо разные слова).

4. Упражнение "Муха"

Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.

5. Упражнение «Руки»

Цель: снятие усталости, установление психического равновесия.

Ведущий: Сядьте поудобней. Вытяните ноги, свесьте руки. Постарайтесь представить себе, что энергия усталости вытекает из кистей рук на землю: вот она струится от головы к плечам, перетекает по предплечьям, устремляется к кистям и через кончики пальцев просачивается вниз, в землю. Вы отчётливо физически ощущаете тёплую тяжесть, скользящую по вашим рукам. Посидите так 1-2 минуты, а затем слегка потрясите кистями рук.

6. Антистрессовый массаж.

Цель: расслабление, релаксация, снятие физического и психического напряжения.

Ведущий: Встаньте прямо. Дыхание свободное.

- встряхнуть кисти рук,

- скребущие движения пальцами по волосистой части головы к макушке,

- постукивающие движения пальцами по волосистой части головы к макушке,

- «потянуть» себя за волосы,

- поглаживание в области затылка и шеи,

- поглаживание лба от середины к вискам,

- пощипывание бровей,

- постукивание по закрытым векам,

- постукивание по скулам до ушей,

- «потянуть» себя за уши,

- заткнуть пальцами уши, несколько раз нажать,

- ладони на уши, постукать по затылку,

постукивание от ушей к подбородку.

7. Позитивные мысли.

Цель: позитивный настрой на лучшее, придание уверенности себе.

Ведущий: Большое значение имеет то, как мы просыпаемся! Очень важно, чтобы каждое утро у вас начиналось с положительных эмоций, с хорошего настроения. Просыпайтесь с мыслью, что день принесет вам удачу. Настраивайте себя только на хорошее. Например, мысленно скажите себе:

«Я спокоен, я выдержан», «Я верю в свои силы», «Я доброжелателен» (проговаривание всеми участниками мастер-класса, повторите несколько раз эти формулы самовнушения. Утренний психологический настрой поможет вам преодолеть возникающие препятствия, пережить огорчения. Радостно скажите: «Доброе утро» себе, своим родным и близким (проговаривание всеми участниками мастер-класса, с улыбкой приветствуйте детей, родителей, сотрудников.

Ведущий: Коллеги, мы сегодня настолько с вами зависимы от нашей работы, что порой бывает тяжело переключиться с неё на другой вид деятельности, на семью. Зачастую мы свою работу приносим домой, продолжая совмещать её с домашними делами. Это истощает наши силы как психические так и физические.

Сейчас я предлагаю вашему вниманию сказку. Вы её послушайте. Может в этой сказке кто – то узнает себя и сделает соответствующие выводы.

Терапевтическая сказка

Жила-была в царстве-королевстве одна прекрасная волшебница. По всей округе славилась она своей силой. Если придёт к ней фея, утратившая свою светимость, - волшебница одним словом поселит в душу феи любовь к себе и фея снова засияет. Так и жила волшебница долго-долго, отдавая всю себя без остатка.

Но начала замечать как-то волшебница, что сила её иссякает, а поддержка друзей не помогает. И решила она отправится в дальнее странствие в поисках мудрости, чтобы понять, что с ней случилось и восстановить свою силу.

В пути она встретила солнечного зайчика и удивилась, насколько он лёгок, сколько в нём счастья! А сама волшебница в тот момент чувствовала себя тяжёлой и несчастной.

И спросила она у солнечного зайчика: каков твой секрет лёгкости?

Он ответил: а я ни к чему не привязываюсь сильно, потому что, если останусь на одном месте долго – произойдёт возгорание. Я легко и спокойно перемещаюсь с места на место и любуюсь всем вокруг, я радуют этому мгновению и там, где я побывал, остаётся тёплый шлейф моего присутствия.

Волшебница поблагодарила его, приняла его урок и отправилась дальше.

Теперь у неё было совсем другое состояние. Она, как ребёнок, скакала по тропинке, наслаждаясь прекрасным видом, вдыхая ароматы…

Следующий на пути у волшебницы встретился дух леса. Он материализовался в маленькое милое существо с большими добрыми глазами и сидел в позе лотоса на ветке дерева.

Волшебница поинтересовалась, в чём же заключается секрет счастья?

Дух леса ответил: я не пытаюсь помочь всем обитателям леса. Но помогаю лишь тем, кто меня об этом просит. А моя помощь идёт во благо лишь в том случае, когда есть равноценный взаимообмен. Когда мы все находимся в гармонии друг с другом – мы счастливы! А я не расходую свои силы понапрасну.

Волшебница поблагодарила духа леса и отправилась дальше. Но теперь она крепко задумалась, ведь и правда. Она постоянно чувствовала дисгармонию из-за того, что всю себя отдавала, часто не получая ничего взамен, даже благодарности. И решила волшебница с этих пор ценить себя больше!

Дойдя до подножья горы, волшебница взобралась на неё. Далее был лишь обрыв. И рядом с обрывом она увидела сказочную птицу с лицом девушки и яркой окраской.

Волшебница подошла к ней и спросила: скажи, сказочная птица, ты ведь знаешь в чём секрет свободы, ты же летаешь выше всех и куда-угодно можешь долететь?

Птица ей ответила: моя свобода заключается в том, что я умею всё отпускать. Когда я срываюсь и прыгаю с обрыва вниз, в моей голове нет ни одной мысли, я просто лечу. В эти мгновения я ощущаю жизнь. Есть только я и этот мир. И мы едины!

Полетели со мной!

И в следующий момент сказочная птица и волшебница летели над лесами, полями, морями и счастью их не было предела!

  Сказка – ложь, да в ней намёк – красным девицам урок:

Если чувствуете упадок сил, выйдите из ситуации и посмотрите на всё со стороны;

Чтобы не «сгорать», - не отдавайтесь полностью чему-то одному, перемещайтесь, будьте лёгкими, как дети;

Почувствуйте важность взаимообмена, баланса и истощайте себя. Не стремитесь причинить добро всем, без их запроса;

Знайте, что вы свободны и обладаете гораздо большим потенциалом, чем думаете. Главное – любить и чувствовать жизнь, отпускать всё, особенно свои мысли, верить в себя!

Ну и в заключении я хочу предложить вам ещё один тест

«Моя идеальная жизнь».

Честно ответьте на следующие шесть вопросов (запись ответов на маленьких листочках под буквами).

А – Кто из друзей всегда поднимает вам настроение?

Б – Информация о чем для вас интереснее всего?

В – За каким занятием время летит незаметно?

Г – Кто ваш самый любимый человек?

Д – Где пройдёт ваш идеальный отпуск?

Е – Вспомни одну из самых счастливых минут в вашей жизни.

Текст на фоне музыки:

День выдался чудесный! Солнце светит, птицы поют, а волосы блестят на солнце. Вы гуляете с (А, разговаривая о (Б). Вдруг мобильный издаёт несколько диких павлиньих криков. Это шеф, который сообщает, что вам в три раза повысили зарплату за то, что вы (В). Затем звонит (Г) и говорит, что вы отправляетесь в (Д, чтобы отметить такое событие. Вы чувствуете себя примерно как (Е, только в 234 раза счастливее.

Ведущий: Коллеги, на этом наш мастер – класс подошел к концу, я благодарю вас за работу.

Пусть девиз «Наше здоровье в наших руках» станет вашим постоянным спутником жизни! Потому что, только здоровый педагог может вырастить здорового ребенка. До новых встреч!

Публикации по теме:

Педагог-мастер в моей жизни: профессионально-педагогический взглядПедагог-мастер в моей жизни: профессионально-педагогический взгляд Говоря о педагоге –мастере в моей жизни, можно с уверенностью сказать, что мне невероятно повезло повстречаться с такими действительно.

Рецепт чая от стресса «Облепиховый с корнем имбиря»Рецепт чая от стресса «Облепиховый с корнем имбиря» Если бы была необходимость внести в список все самые полезные ягоды, растущие в нашей местности, то его, бесспорно, возглавляла бы облепиха.

Эссе «Я — педагог»Эссе «Я — педагог» «Педагоги немножко Боги и немножко причастны к вечности, так как делают человечество!» Я думаю, что это высказывание можно отнести.

Консультация «Как пережить карантин без стресса?» В этот интересный и неоднозначный период карантина мы сталкиваемся с положительными и отрицательными сторонами изоляции. Положительные моменты:.

О японском способе снятия стресса и крымских тропах здоровьяО японском способе снятия стресса и крымских тропах здоровья Жители больших городов чаще, чем другие слои населения, подвержены стрессу. У каждого человека выработался свой способ борьбы с нервными.

Поделки «Елочки» для оформления класса к Новому году с учащимися 8 класса школы-интерната для слабовидящих детейПоделки «Елочки» для оформления класса к Новому году с учащимися 8 класса школы-интерната для слабовидящих детей Каждый год мы оформляем к новогоднему празднику класс: наряжаем елку, развешиваем мишуру, снежинки, украшаем окна. В этом году мы с ребятами.

Пластилинография как средство снятия стресса у ребенка. ВидеоПластилинография как средство снятия стресса у ребенка. Видео Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта. Сегодня я хочу поделиться с Вами своим опытом работы с детьми в адаптационный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класса «Педагог без стресса и тревог»
Опубликовано: 5 декабря 2023 в 09:23
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД