Людмила Воронова
Мастерская «Умелые ручки» для детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
У детей с ЗПР, по мнению физиологов, психологов наблюдается повышение и понижение мышечного тонуса, что обуславливает слабость и утомляемость мышц кистей рук. Недостаточность деятельности нервной системы делает движения неловкими, препятствует их согласованности и плавности. В связи с этим ребёнок не может длительное время правильно удерживать кисточку или карандаш. По мере нарастания утомления, движения кисти руки становятся всё более неточными - размашистыми или слишком мелкими. В дошкольном возрасте дети учатся владеть художественными инструментами и поэтому им легче научиться контролировать движения собственного пальца, чем карандаша или кисточки. Рисование пальчиками способствует развитию мелкой моторики. При помощи пальчиковой техники дети знакомятся с цветом, формой предметов. Кроме этого дети получают богатую гамму тактильных ощущений, стимуляция которых способствует развитию мозговой деятельности. Техника рисования пальчиками является прекрасным способом запоминания названий пальцев, усвоение понятий право/лево, учит быть сосредоточенным и внимательным. Этот способ рисования доставляет детям подлинное удовольствие и радость, поэтому ребёнок уверен в своих силах и раскрепощён.
Публикация «Мастерская „Умелые ручки“ для детей с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Со своими ребятами в группе мы сначала рисовали пальчиками «следы», то есть оставляли на бумаге оттиски пальчиками и ладошками. Затем сравнивали отпечатки от разных пальчиков: мизинчик - «следы белочки», большой палец - «следы волка», прямая линия, проведённая пальцем - «ручеёк» и т. д. Полученные изображения удивляли детей, вызывали эмоциональный всплеск, давали необходимую смелость и уверенность. Для индивидуальных упражнений с детьми я использовала технику рисования пальчиками на листе малого формата и более широкие листы для групповых и коллективных работ: «Осенний пейзаж», «Зайкина полянка», «Дождик, дождик – кап - кап-кап.», «Новогодняя ёлка» и т д. Ещё мы учились рисовать двумя руками, а это гармонизирует работу двух полушарий мозга, что очень важно при проведении коррекционной работы: «Пушистые цыплята», «Рыбки в аквариуме» и т. д.
Использование пальчиковой техники позволяет детям участвовать в социальной жизни окружающего нас общества (сделать подарки для знакомых, рамки для фотографий и т. д.)
Для поддержания интереса к рисованию пальчиками все задания даются в игровой форме, сочетаются со стихами, считалочками, скороговорками.
У каждого ребёнка навыки рисования формируются в разном темпе. Чтобы дети занимались с удовольствием, формы работы с детьми необходимо проводить в спокойной и доброжелательной обстановке, способствующей тому, чтобы дети занимались с удовольствием и прилагали необходимые усилия.