МААМ-картинки

Математическая среда как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста

Анна Андреева
Математическая среда как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Целостное развитие ребенка-дошкольника — многогранный процесс. Особую значимость в нем приобретают личностный, умственный, речевой, эмоциональный и другие аспекты развития. В умственном развитии немаловажную роль играет математическое развитие, которое в то же время не может осуществляться вне личностного, речевого и эмоционального.

Публикация «Математическая среда как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах

«Под математическим развитием дошкольников следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций». Таким образом, математическое развитие дошкольников — это качественные изменения в формах их познавательной активности, которые происходят в результате овладения детьми элементарными математическими представлениями и связанными с ними логическими операциями.

Понятие «математическое развитие дошкольников» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о про-странстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий. В процессе усвоения элементарных математических представлений дошкольник вступает в специфические социально-психологические отношения со временем и пространством (как физическим, так и социальным).

Одним из направлений математического образования является изучение резервов умственного развития детей, которые за-ключаются в основном в формировании понятийного, или сло-весно-логического, мышления. Это обстоятельство имеет под собой веское основание, поскольку понятийное мышление на опре-деленном этапе математического развития становится опреде-ляющим.

Для успешного освоения программы по математике в детском саду ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. Именно поэтому как составную часть готовности к школе я выделяю интеллектуальную готовность, которая включает в себя достаточно высокий уровень развития познавательной деятельности и мыслительных операций. В связи с этим для меня особую важность приобретает решение следующих задач, направленных на развитие познавательной деятельности детей и формирование их готовности к обучению в школе:

- поощрение познавательной инициативы ребенка (вопросов, рассуждений, самостоятельных умозаключений, уважительное отношение к ней;

- опора на такие виды познавательной активности, как наблюдение, экспериментирование, познавательное общение;

- организация познавательной среды, стимулирующей познава-тельную активность детей.

Диагностика математического развития детей моей группы показала, что у них недостаточно сформированы следующие способности: склонность к операциям с числами на элементарном уровне, а в дальнейшем склонность к решению математических задач, интерес к математическим проблемам; быстрота усвоения счетных и арифметических правил; стремление к оперированию цифровой и знаковой символикой в процессе абстрактного мыш-ления, аналитико-синтетической и комбинационной деятельности; самостоятельность и оригинальность в решении математических задач.

Математическое развитие детей осуществляю в различных видах деятельности: в предметной, предметно-практической, игровой, трудовой и элементарной учебной.

Содержание и организацию занятий с детьми осуществляю на основе ведущих принципов в математическом развитии детей дошкольного возраста : учет основных возрастных особенностей при освоении детьми практических действий, математических связей и закономерностей, преемственность в развитии математических способностей.

Анализ психолого-педагогической и методической литературы позволил мне выделить следующие задачи, решаемые в процессе математического развития дошкольников в системе дошкольного воспитания :

- формирование представлений о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени, как основе математического развития;

- развитие широкой ориентировки в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действи-тельности;

- формирование навыков и умений в счете, вычислениях,

- овладение математической терминологией;

- развитие познавательных интересов и способностей, логи-ческого мышления, общеинтеллектуальное развитие детей.

Основной задачей обучения детей моей группы основам матема-тики для меня является не только передача им определенных знаний и способов решения конкретных задач, но и формирование таких ме-ханизмов, которые бы в максимальной степени обеспечивали ус-пешность этого обучения, самостоятельность детей в дальнейшей учебной деятельности и практическое применение знаний. Для достижения этой цели я выявила какие механизмы должны быть «запущены» и какие дополнительные условия соблюдены, чтобы эти механизмы «запустить», т. к. для детей с ЗПР характерны замедленность и фрагментарность, нарушения зрительного и слухового внимания, сосредоточенности, идентификации и группировки по различным признакам. Все эти особенности сильно затрудняют процесс формирования количественных представлений. Дети испытывают значительные сложности при счете на основе зрительного или слухового восприятия, допускают ошибки в счете предметов, звуков и т. п. Математическая деятельность дошкольни-ков с ЗПР характеризуется отсутствием интереса к выполнению математических заданий, не целенаправленностью действий, низким уровнем самостоятельности, критичности к результатам своей деятельности; недостаточным вниманием к содержанию заданий, поверхностное соотнесение предметного и словесного содержания. Дети практически не обращаются к взрослому за помощью, но охотно принимают ее.

В мышлении наиболее отчетливо проявляются недостатки всей познавательной деятельности детей с недоразвитием интеллекта, и именно мышление является центральным звеном не только в структуре сознания, но и во всей системе психических функций.

Для детей данной категории характерна замедленность мышления, его инертность. У некоторых из них выделяется недостаточная последовательность и целенаправленность мышления, иногда со склонностью к побочным ассоциациям. Причем нарушения целенаправленной интеллектуальной деятельности у этих детей ярко выражены. Для них также характерны недоразвитие внутренней речи, нарушение последовательности и «стройности» мышления. Замедленность мышления в большинстве случаев сочетается с низкой интеллектуальной работоспособностью и с выраженной склонностью к персеверациям (циклическому повторению или настойчивому воспроизведению, к. -л. действий, мысли или переживаний).

Недостатки мыслительной деятельности детей с ЗПР проявляются в процессе осуществления предметных, образных и умственных операций, которые могут быть сформированы только в результате длительной коррекционной работы.

Дети часто путают причину и следствие, меняют их местами, подменяют подлинные причинные связи внешней случайной близостью в пространстве или во времени. У них отсутствуют представления о цепи причин и следствий, которая существует в действительности. Таким образом, содержание математических знаний я отбирала не только в строгом соответствии с предметом математики, но и с учетом особенностей развития познавательной деятельности детей и с задачами подготовки к обучению в школе.

Представления детей о началах математики я формирую на основе системных знаний, которые они получают в процессе взаимодействия с окружающим миром, со взрослыми и сверстни-ками.

Математическое развитие детей с задержкой психического развития в целом зависит не только от правильно организованных условий коррекционно-развивающего обучения, в соответствии с принципами, методами и задачами, но и от создания насыщенной предметно-развивающей среды. Особое внимание в контексте данной темы я уделяю непосредственно математической среде.

Математическое развитие эффективно лишь в том случае, если созданы особые условия для развития и ребенок включается в процесс систематически осуществляемой коррекционно-воспитательной работы, элементом которой является целенаправленное формирование первоначальных математических представлений.

Работу строю с постепенным усложнением деятельности детей : от максимальной развернутости практических действий, опоры на образец, показ и конкретные указания педагога к умению опираться на наглядную модель и словесную инструкцию. При этом совершенствуется и словесная регуляция действий — от сопровождения действий речью к умению давать словесный отчет, а затем к планированию предстоящей работы.

Особенности детей с ЗПР требуют увеличения количества тренировочных упражнений, так как любой навык формируется у них очень медленно. Для поддержки интереса к занятиям я широко использую дидактические игры, занимательные упражнения, в том числе связанные с активным движением детей : ходьбой, бегом, игрой с мячом и т. д.

Создавая специальную развивающую среду я предусматривала систему условий, которые обеспечивают не только эффективность коррекционно-развивающей работы, но и позволяют детям полноценно развиваться как личности в условиях детской деятельности (игровой, познавательной, продуктивной и др.).

В группе математическую среду наполнила играми на развитие :

- логического мышления;

- памяти, внимания;

- формирование представлений о времени;

- счетных умений и навыков;

- представлений о свойствах предметов (длина, ширина, высота);

- представлений о геометрических фигурах.

Все игры имеют четкую дидактическую цель и связаны с изучаемым материалом.

Также использую «сухие» бассейны для закрепления счетных умений и навыков детей с использованием различных анализаторов (выкладывание цифры из фасоли, соотнесение количества предметов и цифры, нахождение цифры в «сухом» бассейне, узнавание этой цифры и называние); цифры с выпуклой шероховатой поверхностью для закрепления счетных умений с использованием различных анализаторов (зрительного и тактильного).

Окружающую детей среду организовала таким образом, чтобы она стимулировала их развитие, позволяла активно действовать в ней и творчески ее видоизменять.

Проанализировав данные диагностики на начало, середину и конец года можно сделать вывод, что благодаря систематической и последовательной работе, используемым общедидактическим принципам, правильно организованной и используемой развивающей среды я достигла положительной динамики уровня знаний, умений и навыков детей по разделу программы по ФЭМП.

Публикации по теме:

Бизиборд как средство развития детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №5 «Пчелка» городского округа город Октябрьский Республика Башкортостан.

Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста «Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста» Подготовила: Воспиатель первой квалификационной категории Локтик Н. В.

Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста Методическая разработка \"Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста\" Методическая разработка Фольклор как средство.

Образовательная среда «Фольклор как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»Образовательная среда «Фольклор как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста» Возраст от 3-4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного.

Педагогическая система Ф. Фребеля как основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста Педагогическая система Ф. Фребеля как основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста Фридрих Фребель, немецкий педагог, теоретик.

Предметно-развивающая среда как средство развития детей среднего дошкольного возраста Среда – это, прежде всего то, что создано человеком. «Это человеческое творчество, это культура». Под развивающей предметно-пространственной.

Развивающая предметно-пространственная среда как важнейшее условие развития детей дошкольного возраста Дошкольный возраст является фундаментом развития базовых качеств личности. В связи с этим Федеральный закон «Об образовании в Российской.

Развивающая среда как средство формирования математических представлений у детей дошкольного возраста Развивающая среда как средство формирования математических представлений у детей дошкольного возраста. Содержание 1. Введение 2. Содержание.

Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста «Сказка развивает внутренние силы ребёнка, благодаря которым человек не.

Консультация «Тактильная книга, как средство интеллектуального развития детей младшего возраста» Организуя игровую деятельность воспитанников, я стремилась найти, что то новое, нетрадиционное. Хотелось избежать формального игрового.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Математическая среда как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста
Опубликовано: 9 марта 2019 в 16:22
+27Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Математическая среда как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Анна Андреева (УИ 1840082) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД