МААМ-картинки

Материалы для проведения занятия с воспитателями на тему «Средства приобщения детей к театральному искусству»

Джульетта Хлупнова
Материалы для проведения занятия с воспитателями на тему «Средства приобщения детей к театральному искусству»

Театр – это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир. Дети воспринимают театр не так, как взрослые, театр для них – это естественное продолжение их жизни, в которой игра занимает много места. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку. В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами: душа просит сказки-чуда ощущения беззаботного детства.

Публикация «Материалы для проведения занятия с воспитателями на тему „Средства приобщения детей к театральному искусству“» размещена в разделах

Театрализация – это в свою очередь импровизация, оживление предметов и звуков. Так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности пением, движением под музыку, слушанием, рассказыванием и т. д. Как сказал последний крупный представитель классической трагедии Вольтер «Театр поучает так, как этого не сделать толстой книге». Хотелось бы дополнить и уточнить высказывание Вольтера. Из опыта моей работы, возможно, утвердительно сказать, что включение в театрализованную деятельность не только поучает, но и ВОСПИТЫВАЕТ, СОЦИАЛИЗИРУЕТ, РАЗВИВАЕТ.

Синтетическая природа театра действует комплексно. Всю гамму чувств и эмоций ребенок проживает в театрализованных играх. Театрализованная деятельность помогает разностороннему развитию ребенка, развивает личностные качества ребенка, психические процессы. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.

Театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать и почувствовать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонациям. В театрализованных играх ребенок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире. Строить взаимоотношения с окружающими, а это в свою очередь требует творческой активности личности, умения адаптироваться и само реализоваться в социуме.

Театр – искусство коллективное. Дети, играющие в спектаклях, более дисциплинированны, у них вырабатывается чувство ответственности перед партнерами, зрителями, прививает коллективизм, развивает сценическую смелость, ну и конечно идет интенсивное приобщение к музыке, поэтическому слову, пластике. Приоритетную роль я отдаю коммуникативным навыкам т. к. здесь идет развитие речи, мышления, воображения, фантазии. У детей формируется умение слышать своего собеседника. В атмосфере творчества и доверия каждый ребенок высказывает свое мнение. Идёт развитие творческого мышления, культуры жестов и пластики, культуры эмоций.

Происходит развитие элементарных навыков актёрского мастерства. Приобщать детей к театральному искусству, я начинаю с просмотров спектаклей в исполнении взрослых. Чередование просмотров спектаклей кукольного и драматического театров позволяет детям осваивать законы жанра. Накопленные впечатления помогают им при разыгрывании простейших ролей, постижении азов перевоплощения. Осваивая способы действий, ребенок начинает все более свободно чувствовать себя в творческой игре.

Ознакомление детей с миром театра происходит не только через знакомство с драматическим и кукольным театром, но и другими театрами : пальчиковым, настольным, марионеток, бибабо и др. Через совместную деятельность взрослого и ребенка – это изготовление к спектаклю атрибутов, костюмов, придумывание грима. Идет обогащение словаря: драматург, режиссер, гример, костюмер. Дети знакомятся с театральными понятиями, как мизансцена, сквозное действие, импровизация. Подготовка к спектаклю проходит поэтапно.

Этапы театрализации произведения

Знакомство со сказкой;

Анализ произведения;

Сочинение детьми сказок и обсуждение героев;

Работа над образом персонажей сказок;

Работа над передачей образа персонажа в пластической форме;

Работа над сценической речью;

Показ сказки зрителю;

Осмысление произведения в продуктивной деятельности.

К. С. Станиславский говорил, что театр начинается с вешалки. Наш театр начинается с беседы. В начале, воспитателю необходимо выразительно прочитать произведение, с чередованием силы голоса и интонаций, а затем провести по нему беседу, поясняющую и выясняющую понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности. Нужно преподнести произведение так, чтобы вызвать в ребенке желание активных действий по оживлению сказки.

Сказки служат первым уроком нравственной морали, по которым живут люди. В них добро побеждает зло. Это настраивает ребенка на оптимистичное восприятие жизни. В сказках персонажи делятся на отрицательных и положительных героев. Поступки и взаимоотношения построены таким образом, что ребенок легко определяет их характер, эмоциональное состояние. Лиса - хитря, волк –злой, заяц - трусливый и т. д. В нашей сказке мы решили сделать несколько иначе, каждый персонаж должен нести добро, ощущение быть нужным (это сквозное действие каждого героя, которым должен быть пронизан весь спектакль).

Особое место в моей работе занимает анализ текста. И начинается он сразу же после прослушивания сказки.

Определяем тему : «О чем или о ком в данной сказке идет речь?». Определяем место и время действия; Конкретизируем предлагаемые обстоятельства: «Стоит в поле теремок». «В каком поле?». «Какой теремок?». Если в теремочке тепло, значит, в нём есть печка. Мышки пекут пироги: есть продукты и т. д.

Выявить идею сказки (нравственный урок сказки, идея автора может совершенно не совпадать с идеей постановщика. Выяснить сверхзадачу; ради чего и для кого мы ставим спектакль? Разбор каждого героя сказки: характер, особенности поведения;

Освоение сказки по эпизодам, мини-сценкам. Из текста, из подтекста, из намеков, выстраивается подробнейшая картина роли и спектакля в целом, которая возникает благодаря воображению.

Огромную роль в осмыслении познавательного и эмоционального процесса играют иллюстрации. При рассматривании иллюстраций особое внимание необходимо уделять анализу эмоционального состояния персонажей, изображенных на картинке. Почему лиса веселая? Чему она радуется? Необходимо предоставлять детям возможность само выражаться в своем творчестве, в сочинении, разыгрывании. И представления своего персонажа.

В процессе разбора персонажей, дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. В своей работе я использую режиссерские игры, которые могут быть групповыми: каждый ведет своего героя в общем сюжете. При этом накапливается опыт общения, согласовании замыслов и сюжетных действий.

В режиссерской игре ребенок не является сценическим персонажем, он действует за игрушечного героя, выступает в роли сценариста, режиссера, управляет игрушками. В театрализованных играх развивается творческая активность детей. Детям становится интересно, когда они не только говорят за игрушечного героя, но и действуют как сказочные герои. Работая над образами, я использую упражнения «имитация пластики зверей». Дети имитируют движения персонажей, при этом совершенствуется их координация, вырабатывается чувство ритма. А движения в свою очередь повышают активность речи, двигательного анализатора, «балансируют» процессы возбуждения и торможения. Предлагаю изобразить, как поет облако, лягушка…

Культура и техника речи объединяют игры и упражнения направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата. Это помогает развитию у детей умения владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонационной выразительностью, логикой речи. Занимаясь ритмическими, пластическими играми и упражнениями у детей развиваются психомоторные способности. Дети обретают ощущение гармонии своего тела с окружающим миром, происходит развитие свободы и выразительности телодвижений, запоминание заданных поз и образное их передача, это помогает в работе над ролью. И вот наступает время показа, а премьера-это всегда волнение. Дети на практике начинают понимать, что такое коллективность театрального искусства, как от внимания и ответственности каждого исполнителя зависит успех спектакля. Я часто размышляла о том, в чем заключается успех или неудача театрализованной игры, досуга, праздника. Результат часто бывает разным.

Размышляя над этой проблемой, пришла к выводу, который проверила на всех удачных запомнившихся спектаклях: суть успеха заключается в том, что бывает звёздный состав, но в основном это взаимная любовь детей и воспитателей, музыкального руководителя и детей. А также взаимопониманием между музыкальным руководителем и воспитателями. Если эти составляющие присутствуют на спектакле или празднике, то взаимная любовь друг другу выбрасывает в зал мощный поток положительной энергии, которая завораживает зрителей, не оставляя никого равнодушным (конечно если предварительно проделана огромная работа по обучению, развитию детского творчества).

Эта положительная энергия завораживает не только зрителей. Но и нас, взрослых, а также наших детей, и они чувствуют себя необыкновенно раскованно, играют с большим подъёмом, воодушевлением. Если одно из звеньев разорвано, то мощного потока не получается, и театрализованная игра становится тусклой, неинтересной. Нет той изюминки, которая может сделать спектакль ярким. Итак, формула успеха заключается во взаимной любви детей и взрослых, увлеченных любимым делом.

Публикации по теме:

Как подготовиться к театральному представлению Русские народные сказки отличаются яркими, запоминающимися персонажами, искромётным юмором и безграничной верой в добро и справедливость.

Развлечение в форме КВН по правилам дорожного движения для детей старшей группы совместно с родителями и воспитателямиРазвлечение в форме КВН по правилам дорожного движения для детей старшей группы совместно с родителями и воспитателями Цели и задачи: - профилактика детского дорожно-транспортного травматизма; -пропаганда Правил дорожного движения; -закрепить знания детьми.

Конспект интегрированного занятия для подготовительной группы «Материалы, которые нас окружают» Конспект интегрированного занятия Тема: «Материалы, которые нас окружают». Возрастная группа: подготовительная к школе группа. Цель: создать.

Конспект проведения ООД по ПДД на тему «Путешествие в страну дорожных знаков» — развлечение для детей подготовительной групп Конспект проведения ООД по ПДД на тему «Путешествие в страну дорожных знаков» - развлечение для детей подготовительной группы. Воспитатель.

Конспект занятия для детей младшей группы «Лекарственные растения — средства оздоровления организма человека» Цель:1. Уточнить и расширить представления о лекарственных растениях; учить различать данные растения по внешнему виду и запаху; закрепить.

Конспект занятия по изобразительному искусству для подготовительной группы Конспект занятия по рисованию Воспитатель: Токарчук Н. В. Тема: Варежки Цель: формирование у старших дошкольников опыта самостоятельного.

Особенности организации адаптационного периода воспитателями и специалистами ДОУ для вновь поступивших детей Образовательная область: социально-коммуникативное развитие. Адаптация – это приспособление организма человека к условиям внешней среды.

Конспект интегрированного занятия по парикмахерскому искусству «Подарок для мамы» Цель: интегрированного занятия является разностороннее, осознанное изучение парикмахерского искусства и творческой деятельности. Способность.

Программа кружка по декоративно-прикладному искусству «Маленькие дизайнеры» (для детей 5–7 лет) .

Создание условий для приобщения детей дошкольного возраста к духовно-нравственному воспитанию В настоящее время наше общество переживает кризис духовно-нравственных идеалов. Материальные ценности доминируют над духовными. С экранов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Материалы для проведения занятия с воспитателями на тему «Средства приобщения детей к театральному искусству»
Опубликовано: 12 декабря 2017 в 23:15
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД