Получи документы

«Наш быт. Знакомство с русской избой». Материалы к программе «Я — златоустовец» для детей 5–6 лет

Елена Шакирова
«Наш быт. Знакомство с русской избой». Материалы к программе «Я — златоустовец» для детей 5–6 лет

Цель: Ознакомление с историей русского крестьянского быта (с внутренним убранством и предметами обихода избы) и народного искусства.

Воспитание любви и уважения к народным традициям деревенской жизни.

Формы работы в течение недели:

-знакомство детей с русскими народными сказками, потешками, небылицами;

- знакомство детей с искусством плетения из ивы (башкиры) и бересты (русские);

-драматизации по мотивам русских народных сказок;

-беседа "Уральская горница";

Публикация «„Наш быт, Знакомство с русской избой“, Материалы к программе „Я — златоустовец“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах

-экскурсия в городской Краеведческий музей, фоторепортаж об экскурсии;

-игры с пособием «Народные узоры» («Укрась предмет»);

-сюжетно-ролевые игры на тему: «Русская изба».

Формы взаимодействия с родителями:

-предложить детям и родителям вспомнить о том, как жили их предки, поделиться воспоминаниями, по возможности принести старинные предметы для выставки;

-совместное оформление выставки русской старины в группе;

-проведение традиции «Встречи с интересными людьми» - слушание рассказов бабушек и дедушек детей группы, рассматривание старинных предметов, которые они принесли с собой.

Итоговое мероприятие.

Тема: «Увлекательное путешествие по русской избе».

Задачи интегрируемых образовательных областей.

Познание:

-познакомить детей с рукотворным миром прошлого - предметами быта коренных жителей Златоуста, вызвать эмоциональный отклик;

-развивать умение рассматривать предметы домашнего обихода, отмечать их пользу и красоту.

Социализация:

-воспитывать любовь и уважение к старинным традициям и обычаям;

-развить интерес к русскому фольклору;

-воспитывать умение слушать друг друга, поддерживать дружеские

взаимоотношения со сверстниками.

Коммуникация:

-пополнить словарный запас словами архаизмами: изба, печь, ухват, чугунок, лавка, кочерга, самовар, прялка, веретено, колыбелька (люлька, зыбка, лучина, оберёг, косоворотка, кушак, кафтан;

-совершенствовать умение рассказывать небылицу;

-продолжать учить детей согласовывать речь с движениями;

-формировать умение слушать и отгадывать несложные загадки;

-воспитывать вежливое общение со сверстниками.

Физическая культура:

-продолжать развивать двигательную активность детей в малоподвижных играх.

Труд:

-воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей.

Художественное творчество:

-закрепить умение лепить посуду домашнего обихода (миски, ложки, чугунок).

Формируемые интегративные качества:

-физически развитый;

-любознательный, активный;

-эмоционально-отзывчивый;

-овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

-имеющий первичные представления о себе, семье, обществе;

-овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности;

-овладевший необходимыми умениями и навыками.

Методические приё мы:

Словесные: художественное слово, постановка вопросов, пояснение,

проговаривание за воспитателем, указания.

Игровые: Ввод игрового оборудования – макет балалайки, горшочек из папье-маше.

Наглядно действенные: рассматривание, манипуляции с домашней утварью.

Материал, оборудование: интерьер крестьянской избы ( печь с комплексом предметов: кочерга, ухват, чугунок, глиняный горшок, дрова; лавки, самовар, утюг, прялка с веретеном, колыбелька, лучина). Русские костюмы. Пластилин, дощечки для лепки, стеки.

Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, вы любите отгадывать загадки? Я буду вам сегодня загадывать много загадок, и вы узнаете, с чем я хочу вас познакомить.

Ход: Слушайте первую загадку.

Стоит жилище,

Деревянные бочища

Внутри печь да дрова

Это русская (изба)

А как ещё можно назвать избу? (сруб). А почему? (Потому что её срубили

топором). Посмотрите, какие раньше делали избы.

(Выставлены фотографии внутреннего убранства златоустовских изб)

Я знаю, что вы знаете много сказок, в которых говориться про дом, жилище

(Теремок, Сказка о рыбаке и рыбки, Заюшкина избушка, три медведя, три

поросёнка, Гуси-лебеди).

А вы знаете пословицы и поговорки про избу? Нам поможет народный инструмент-балалайка.

(Дети встают в круг и передают балалайку со словами «Балалаечка беги, на

ком остановилась, расскажи». У кого оказалась балалайка в руках

рассказывает поговорку).

Я хочу вас познакомить с внутренним убранством русской избы, с предметами обихода. Когда входишь в избу, то порог был высокий, а верх

низким. Почему так делали двери?

(Чтобы меньше холода попадало в избу).

А сколько было комнат? (одна). И жила в ней большая семья. Сколько

человек жило в одной комнате? (12-13).

Отгадайте следующую загадку:

Она стоит в русской избе

От неё тепло везде

Вы поймете, о чём речь

Это русская (печь)

Из чего делали печь? (Из кирпича и обмазывали глиной).

А кто делал печь, как назывался? (печник). Для чего нужна печь? (спали на ней, готовили еду, сушили ягоды, грибы, одежду). А вы знаете пословицы и

поговорки про печь?

Нам поможет горшочек.

(Дети встают в круг и передают горшочек со словами «Ты горшочек наш беги, на ком остановился, расскажи». У кого оказался горшочек, должен рассказать поговорку).

В старину люди считали, что за печкой жил домовой. Это маленький лохматый мужичок. Мало кто его видел. Днём он спал. А по ночам мог и пошалить. Если ему нравилось в доме, то он служил верой и правдой хозяевам. Ну а если ему не нравилось, то он проказничал. То в трубу завывает, то ногами топает, то дверями хлопает. А когда люди переезжали в новую избу, то они всегда забирали домового с собой. Сварят горшочек каши, скажут заветные слова. Накроют горшочек рушником и несут его в новый дом. А мы с вами знаем игру с палочками и весёлый стих про домового.

(Детям раздаются палочки, они садятся в круг, а посередине ставится игрушка домового. Палочками выполняются различные движения).

Домовёнок он не злой,

Он проказник озорной

Любит с нами поиграть,

Пошалить и поскакать

Не боимся мы тебя,

Ты хранитель очага

-А теперь отгадайте следующую загадку

Что выше крыши

Ловчее мыши?

(дым)

Какими дровами топили печь? (берёзовыми). А почему? (Они дают много тепла и хорошо горят). Следующая загадка:

Чёрный конь

Прыгает в огонь

(Кочерга)

А зачем она нужна? (Перемешивать угли в печи). Молодцы!

Отгадайте следующую загадку:

Рогат, да не бык

Хватает, да не сыт

Людям отдаёт,

А сам отдыхать идёт

(Ухват)

Для чего он нужен? (Брать горшочек и ставить в печь).

Отгадайте следующую загадку:

Гладит платья и рубашки

Отутюжит все кармашки

Он в хозяйстве верный друг

Имя у него…

(утюг)

(Демонстрация старинных утюгов)

Посмотрите, какую мужскую и женскую одежду гладили утюгами.

(Рассматривают русские костюмы или иллюстрации из русских сказок)

У русской рубахи особенность покроя ворота, его разрез располагается не посередине груди, а сбоку. Отсюда и название косоворотка, часто косоворотки украшали вышивкой. Подпоясывали рубаху поясом – кушак. Пояс (кушак) был не только украшением, к нему подшивались: нож, ложка. Пояс заменял карманы.

Женская одежда была представлена такими атрибутами: сарафан, кафтан (кофточка, фартук. Замужние женщины носили поневу – это юбка, у которой не сшиты края и передник.

Самой распространенной обовью русского народа, были лапти.

(Показ лаптей)

Загадка:

Ножек 4, шляпка одна

Нужен, коль станет обедать семья

(стол)

Раньше делали длинные и большие столы. А зачем? (Чтобы поместилась вся большая семья). А зачем делали широкие лавки? (На них спали).

Отгадайте следующую загадку:

Стоит толстячок

Подбоченивши бочок

Шипит, пыхтит

Всем чай пить велит

(самовар)

(Показ старинного самовара с трубой)

А зачем нужна труба в самоваре? (Внутрь самовара засыпали угли, и через трубу выходил дым). А кто знает поговорку про самовар? (Самовар, что море Соловецкое, пьём из него за удаль молодецкую).

Загадка:

Таять может, да не мёд

Не фонарь, а свет даёт

(свеча)

Раньше не было электричества, и чем освещались дома? (свечами). А до

свечей? (лучинами).

Рассказ о лучине. Были такие приспособления, которые назывались светцы.

В них вставлялась щепка и горела. Было очень мало света.

Физкультурная минутка

Шла изба по мостику и виляла хвостиком

Зацепилась за перила, прямо в речку угодила

В речке шум, в речке звон

Кто не верит, выйди вон (Движения любые)

А как называется этот весёлый стих? (небылица).

А зачем придумывают люди небылицы? (для веселья).

Отгадайте загадку:

Кручусь, верчусь

Не потею

Только больше всё толстею

(веретено)

(Показ веретена, шерсти, пряжи)

Когда девушка выходила замуж, то её жених делал своими руками прялку,

расписывал узорами и дарил своей невесте. И эту прялку нельзя никому

давать взаймы. В каждом доме была своя прялка.

Над столом висели иконы и стояли обереги. Это угол назывался «Красный угол». А почему? (от слова «красивый»). А зачем нужны обереги? (Они оберегают от зла, болезни, неприятностей). А как они называются?

(Коляда, Пеленашка, кукла и птица счастья, Здравница, Веснянка, Травница, Доля)

Дальше стояла колыбель. Для чего она нужна? А как называлась колыбель, которую подвешивали к потолку? (зыбка). Раньше считалось, что качать пустую колыбель нельзя. Ребёнок может заболеть. Если ребёнок болел, то мама делала своими руками куклу-оберег на здоровье. Клала в колыбель или давала поиграть. И когда ребёнок выздоравливал, она эту куклу сжигала. Считалось, что она взяла на себя всю болезнь. А теперь давайте послушаем колыбельную песню.

(Включается запись колыбельной песни)

А кто знает поговорку про колыбель? (Кресло старому колыбель малому,

дочку в колыбельку, приданное в коробейку).

Вот и подошло к концу наше путешествие по русской избе. Что вы узнали

нового и интересного для себя, что вам понравилось? (ответы детей)

В старину гостей всегда встречали с хлебом и солью, т. е. угощали.

Ребята, давайте слепим из пластилина для наших кукол чугунок, ложки миски, а может, кто захочет и самовар слепить или чашки с блюдцами.

(Дети самостоятельно лепят утварь, обыгрывают).

Дополнительные материалы к беседам и сюжтно-ролевым играм.

"Уральская горница".

Цель: Ознакомление детей с обстановкой Уральской горницы. Дать понятие о семье.

Словарь: изба, горница, хозяин, хозяйка, лавки, наволочки, горка, сундук,

Материалы : куклы: тетушка Ульяна, бабушка Варвара, дедушка Филипп, мама, папа, дети. Кукольный уголок - горница.

Ход занятий:

-Тетушка Ульяна, где была?

-Гуляла.

-Какое чудо видела?

-Комнату расписную видела.

-Наверное, это комната, в которой живут наши куклы, она называется горницей. Так в старину называли, светлую, большую комнату в доме.

Вопросы к детям:

- Для чего в горнице стол и лавки?

- Почему они такие большие по размеру?

- Где хозяйка варила суп? (рассматривают печь).

- Где хранили чашки, ложки, кружки и другую посуду. В старые времена шкаф для посуды называли горка (рассматривают).

- Для чего нужна кровать, подушки, одеяло? Одеяло шили из цветных лоскутков. Наволочки на подушках вышивали (рассматривают).

- А где хранили одежду? (в сундуке). Сундук - это ящик для хранения вещей с крышкой на петлях с замком. Он обит железом. В старину говорили: "кованый сундук". Чтобы в горнице было красиво, хозяева расписывали сундук, кровать, печку узорами. В старину говорили: "Без хозяйки - изба плачет без хозяина - двор".

- Кто в доме хозяин и хозяйка? (мама, папа)

- А кто еще живет с ними? (дедушка и бабушка). Бабушку зовут Варварой, дедушку Филиппом.

- Как вы догадались, что это дедушка и бабушка? (возраст, одежда, прическа, борода, очки)

- Кто ещё живет в доме? Дочки - Машенька и Дашенька и маленькая Танюшка, сыночки - Ванюшка и Илюшенька. Мама, папа, дети, бабушка и дедушка - это одна семья. Они дружно живут вместе в одном доме. Взрослые заботятся о детях, дети помогают взрослым по дому. Не даром говорят: "Семья в куче - не страшна и туча".

Сюжетно - ролевая игра "Дом"

Предметы быта (посуда)

Цель: Развитие представлений детей о печке, домашней утвари (сковородник, кочерга, предметах посуды (чугунок, сковорода, их назначение. Развитие умений использовать их в игровой деятельности по назначению.

Активизация словаря: затопить, дрова, поставить, сварить, жарить, испечь, вынимать, загребать.

Ход: Воспитатель объявляет детям, что должна приехать бабушка и нужно приготовить обед. Затем спрашивает, на чем мама готовит пищу, какие блюда, какая посуда для этого нужна. Предлагает рассмотреть имеющуюся посуду (чугунок, сковорода) и подумать на чем мы можем приготовить пищу. Если дети затрудняются, воспитатель загадывает загадку: «Мать толста, дочь красна, сын-сокол под небеса ушел (печь). Советует приготовить в печи картошку и оладушки. Показывает, как пользоваться чугунком, ухватом, сковородой, сковородником, кочергой. Предлагает детям приготовить обед, хвалит их:

«Испекли мы бабушке вкусные оладушки. Оладушки румяные с маслицем, сметаною».

Дети приглашают бабушку к столу, отведать угощения. Бабушка благодарит детей за вкусную картошку и оладушки.

Сюжетно - ролевая игра "Дом"

Предметы домашнего обихода (утварь)

Цель: Ознакомление с домашней утварью (стиральная доска, ведро, корыто, коромысло, ее назначением.

Активизация словаря: Корыто, коромысло, стирать, носить, намыливать, ковш.

Ход: Воспитатель объявляет детям, что куклы замарали свою одежду и ее нужно выстирать.

- Что необходимо для стирки? (стиральная машина, стиральный порошок, корыто, стиральная доска). Если дети затрудняются, воспитатель загадывает загадку: «Три брата пошли купаться, два купаются, третий на берегу валяется. Искупались, вышли, на третьем повисло. (коромысло и ведра).

Затем предлагает корыто, стиральную доску, коромысло, ведра, предлагает детям объяснить, для чего нужны эти предметы, демонстрирует, как ими пользоваться.

Предлагает детям надеть фартуки и постирать одежду для кукол.

Руководство: следить, чтобы дети сильно не разбрызгивали воду, советует, показывает, поощряет словом.

Сюжетно - ролевая игра "Дом"

Предметы быта (колыбель)

Цель: Ознакомление детей с колыбелью, ее назначением, колыбельными песнями. Развитие умений использовать их в игровой деятельности по назначению.

Активизация словаря: Колыбель, перина, изголовье, укладывать, укачивать, засыпать.

Материал : иллюстрации Васнецова

Ход: Воспитатель вносит колыбель без принадлежностей и загадывает загадку: «Без рук, без ног во все стороны клонится. Что это? (колыбель) Дети рассматривают колыбель, любуются.

-Для чего нужна колыбель? (чтобы укладывать, укачивать, чтобы спал, засыпал и т. д.)

-Я прочитаю потешку, а вы догадайтесь, что нужно для нашей колыбели?

«У кота Воркута колыбелька золота,

У дитяти моего есть покраше его.

У кота Воркута, переничка пухова,

У мово ли у дитяти да помягче его.

У кота Воркута изголовье высоко,

У дитяти моего да повыше его.

У кота Воркута одеяльце хорошо,

У дитяти моего есть получше его.

У кота Воркута занавесочка чиста,

У мово ли у дитяти есть почише его.

Есть почище его да покраше его!»

- Что же не хватает для нашей колыбели?

- Что такое перина? Изголовье?

Если дети затрудняются ответить, загадать загадку:

"Два брюшка, четыре ушка называется. (подушка)."

- Для чего нужна занавеска?

- Кто в колыбельке будет спать? (маленький Илюшка)

«Ночь пришла темноту привела,

Задремал петушок, запел сверчок

Уж поздно, сынок, ложись на бочок».

Воспитатель предлагает детям уложить Илюшу спать, покачать колыбель, спеть ему колыбельные песни.

«Баю, баюшки, баю,

Не ложись на краю,

Придет серенький коток,

Схватит детку за бочок.

Ой, баю-баю-баю,

Не ложися на краю,

Придет серенький волчок

И утащит во лесок.

А люленьки, люленьки,

Прилетели гуленьки,

Они сели на кровать,

Стали Илюшеньку качать.

Баю-бай, баю-бай,

Мой сыночек засыпай.

Баю-бай, баю-бай,

Ты, собаченька, не лай,

Ты, Буянка, не скули,

Моего Илюшу не буди».

Воспитатель предлагает детям поиграть с куклами, спеть им колыбельную.

Руководство: совет, напоминание, подсказка, показ, рассмотреть иллюстрации Васнецова.

Публикации по теме:

Конспект образовательной деятельности для детей подготовительной группы «Знакомство с русской народной игрушкой»Конспект образовательной деятельности для детей подготовительной группы «Знакомство с русской народной игрушкой» одготовила и провела воспитатель : Понькина Е. В. Конспект образовательной деятельности для детей подготовительной группы: «Знакомство.

Знакомство детей с русской избой и с предметами ее обиходаЗнакомство детей с русской избой и с предметами ее обихода Цель:познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям. Задачи: • познакомить детей.

Интегрированное занятие в средней группе «Знакомство с русской избой» Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Буратино» села Амурзет» Конспект НОД в средней группе.

Конспект НОД по развитию речи во второй группе раннего возраста «Знакомство детей с русской матрёшкой» Программное содержание: Познакомить детей с народной игрушкой - матрёшкой. Дать понятие детям из чего сделана матрёшка, как раскрашена,.

Конспект занятия «Знакомство с русской избой» Конспект занятия «Знакомство с русской избой» Цель: — познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным.

Приобщение детей к русской культуре через знакомство с русской народной игрушкой Приобщение детей к русской культуре через знакомство с народной игрушкой Цель : воспитание любви к народной культуре, знакомство дошкольников.

Проект «Бабушкины сказки». Приобщаем детей к богатствам русской художественной литературы через знакомство со сказкой Дети перестали читать. Телевизор, видео, компьютер поглощают ребенка, завоевывая заповедные уголки его сознания и души. В. Сухомлинский.

Проект во второй младшей группе «Знакомство детей с русской народной культурой» Тема проекта: «Знакомство детей с русской народной культурой» Вид проекта: краткосрочный Продолжительность: с 04.02.2019г. по 08.02.2019г.

Конспект НОД «Знакомство с русской культурой» Образовательная область «Нравственно-патриотическое воспитание» Тема: «Знакомство с избой» В средней группе Возрастная группа: средняя.

Знакомство с русской народной игрушкой-матрешкой для детей средней группыЗнакомство с русской народной игрушкой-матрешкой для детей средней группы Матрешка — древняя краса Сквозь времена дошла до нас. Ей имя русское дано. Она красива и мила, Всем улыбается она. Одета, как в былые времена,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Наш быт. Знакомство с русской избой». Материалы к программе «Я — златоустовец» для детей 5–6 лет
Опубликовано: 24 августа 2019 в 17:26
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД