Папки-передвижки

Материалы семинара-практикума «Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста»

Ольга Ефимова
Материалы семинара-практикума «Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста»

В настоящее время обучение грамоте детей дошкольного возраста приобрело статус социального заказа. Родители хотят, чтобы их дети перед приемом в школу научились читать.

Обучение грамоте должно осуществляться с учетом следующих условий:

. Ребенок должен быть психологически готов к обучению грамоте, у него должны быть достаточно развиты зрительное и слуховое внимание, мышление, память, речь, мелкая моторика.

Публикация «Материалы семинара-практикума „Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

. Обучение следует проводить с использованием игровых методик, ориентируясь как на основную форму деятельности дошкольника.

. Обучение должно проходить на положительном эмоциональном фоне.

. Процесс обучения должен строиться на материале правильно произносимых звуков ребенком, в связи с чем надо изменить традиционно принятую последовательность ознакомления детей с буквами русского алфавита, так как у большинства дошкольников к пяти годам имеются недостатки звукопроизношения в большей или меньшей степени.

В соответствии с вышесказанным, звуки позднего онтогенеза и соответствующие им буквы изучаются в последнюю очередь.

Предлагается следующая последовательность изучения букв и звуков, обозначенных данными буквами (по Нищевой Н. В.) :

А У О И

Т П Н М К

Б Д Г Ф В Х Ы

С З Ш Ж Э

Й Е Ё Ю Я

Ц Ч Щ Л Р Ь Ъ

Методы и приемы, используемые в обучении грамоте

Обучение грамоте, как и любой другой вид обучения дошкольников строится на основе использования педагогом словесного, наглядного и практического методов.

Как было сказано ранее, обучение грамоте дошкольников должно осуществляться с обязательным использованием игровых методик. Значение игры невозможно исчерпать развлекательными возможностями. В том и состоит ее феномен, что она способна перерасти в обучение.

В дошкольной педагогике разработаны модели для обучения детей звуковому анализу слов (Л. Е. Журова, специальные символы в подготовке детей 4 - х лет к обучению грамоте (Ткаченко Т. А.). Таким образом, в обучении грамоте широко используется метод наглядного моделирования. Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. В роли заместителя (модели) могут выступать предметы, предметные изображения, силуэты, контуры предметов, пиктограммы, геометрические фигуры, цветные пятна и пр.

В основе обучения грамоте лежит звуковой аналитико - синтетический метод, опирающийся на овладение детьми навыками языкового анализа и синтеза. Впервые обоснование данного метода обучения грамоте сделал Ушинский К. Д. в 1864 году в книге «Родное слово». Метод предполагает разделение связной речи на предложения, предложений - на слова, слов – на слоги, слогов - на звуки, и наоборот, объединение звуков в слоги, слогов - в слова, слов – в предложения.

Для формирования у детей умения слышать звуки в составе слова рекомендуется использование приема утрированного произношения звуков или же интонационного выделения на первоначальном этапе обучения грамоте. Суть данного приема, как части звукового аналитико –синтетического метода, заключается в особом произнесении слова, когда один звук в нем произносится длиннее и громче, чем другие.

Практикум (нужно выделить звук (О) в слове ОСЫ - ООООсы, звук (Т) в слове КОТ – коТ).

Чтобы научить ребенка читать, его приводят к пониманию того, что речь рождается из слова. Дошкольники усваивают звуко – слоговое строение слов русской речи и обозначение звуков буквами. Основной особенностью в системе обучения грамоте является определенное соответствие между изучаемыми звуками, теми или иными формами фонемного анализа и обучением чтению и письму.

Задачи предварительного добуквенного периода по обучению грамоте детей дошкольного возраста

- Развитие зрительного и слухового внимания и восприятия, мышления, памяти.

- Формирование навыков ориентировки в схеме собственного тела, на плоскости, в пространстве.

- Развитие навыков общения и связной речи. Формирование умения вести диалог и связно излагать свои мысли.

- Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников.

Чтение по слогам (по методике Н. Жуковой)

Когда вы с ребенком выучите несколько букв, приходит время учиться складывать слоги. В «Букваре» Н. Жуковой помогает веселый мальчик. Он пробегает от одной буквы к другой, образуя слог. Первую букву слога необходимо тянуть до тех пор, пока ребенок пальчиком не проведет дорожку, по которой бежит мальчик. Например, слог МА. Первая буква М. Ставим пальчик в начале дорожки около нее. Тянем звук М пока проводим пальчиком по дорожке, не останавливаясь: М-М-М-М-А. Ребенок должен усвоить, что первая буква тянется, пока мальчик не прибежит ко второй букве. В результате они произносятся слитно, не отрываясь друг от друга (на одном выдохе).

Практикум

М…А

М…. А

М…. А

МА

Рекомендуемая последовательность овладения детьми различными формами фонемного анализа (по Каше Г. А.)

1. Умение выделять начальный гласный звук из состава слов (ууутка - Первый звук какой? ИИИра - …. АААлик - ….)

2. Анализ ряда, состоящего из двух-трех гласных. (АИУ- Сколько звуков в этом слиянии гласных? Какой первый звук? Какой второй? Какой третий)

3. Анализ и синтез обратного слога типа ГС (АТ - Сколько звуков в данном слоге? Какой первый? Какой второй? - анализ слога, «Что получится если соединить два звука: А, Т - ….? - синтез слога)

4. Умение выделять гласный из положения после согласного (МУ – Какой гласный мы слышим после звука М)

5. Умение выделять последний и первый согласный из слов типа СГС

(Назови последний звук в слове маК …. назови первый звук в слове Ммммак….)

6. Анализ и синтез прямых слогов типа СГ.

7. Правильное употребление терминов «звук», «слог», «слово», «предложение», «гласный звук», «согласный звук».

8. Усвоение букв, обозначающих звонкие и глухие согласные.

9. Деление слов на части, т е. слоги.

10. Овладение дошкольниками звуко – слоговым анализом и синтезом слов типа СГСГ и СГС.

Игровые упражнения с буквами и словами

Упражнения

«Зачеркни неправильно написанные буквы»

«Допиши буквы»

«Распутай буквы»

Данные упражнения направлены на профилактику дислексии и дисграфии.

Практикум.

Игровое упражнение «Шифровка» По мере овладения детьми навыками звукового анализа, задания усложняются: одна или несколько фишек звуковой схемы заменяются буквами.

Практикум.

Игровое упражнение «Превращение слов»

Практикум

Слово НОС преврати в слова СОН, слово СОН - в слово СОМ, поучившееся слово - в слово СОР, слово СОР - в слово СОК, слово СОК - в слово СУК, слово СУК - в слово СТУК. Слово ВА –ЗЫ преврати в слово ТА –ЗЫ, ТА-ЗЫ в слово КО-ЗЫ, слово КО-ЗЫ – в слово РО-ЗЫ. и т. д.

Упражнение «Соедини слоги с нужной картинкой и назови слово».

Пособие -перфокарты.

Практикум.

Игровое упражнение «Собери слоги в слова», «Собери буквы в слова»,

«Собери слова в предложения».

Практикум

Игровые упражнения «Разгадай кроссворд», «Разгадай ребус».

Публикации по теме:

Дистанционное обучение детей подготовительной группы. Обучение грамоте «Двойные согласные»Дистанционное обучение детей подготовительной группы. Обучение грамоте «Двойные согласные» Уважаемые родители, предлагаем вашему вниманию занятие по обучению грамоте «Двойные согласные». Цель нашего занятия: учить интонационно.

Обучение детей старшего дошкольного возраста спортивной игре в бадминтон на улице в летнее времяОбучение детей старшего дошкольного возраста спортивной игре в бадминтон на улице в летнее время Фотоотчет обучению детей старшего дошкольного возраста спортивной игре в бадминтон на улице в летнее время. Бадминтон – спортивная игра,.

Фотоотчет семинара-практикума с родителями «Здоровьесберегающие технологии в ДОО»Фотоотчет семинара-практикума с родителями «Здоровьесберегающие технологии в ДОО» Во второй младшей группе "Пчелки" прошёл семинар - практикум на тему: "Здоровьесберегающие технологии в ДОО". Присутствовали: 21 родитель,.

Фотоотчёт о посещении городского семинара-практикума «Истоки традиций. Масленица»Фотоотчёт о посещении городского семинара-практикума «Истоки традиций. Масленица» Масленица считается старинным русским народным праздником. По сути, это прощание с зимой и торжественная встреча красавицы-весны. Конкретной.

Фотоотчёт о посещении городского семинара-практикума «Мастерство и вдохновение»Фотоотчёт о посещении городского семинара-практикума «Мастерство и вдохновение» В середине марта центр эстетического воспитания "Песнохорки" на базе гимназии №131 организовали традиционный городской семинар-практикум.

Конспект семинара-практикума для родителей детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ «Развиваемся, играя»Конспект семинара-практикума для родителей детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ «Развиваемся, играя» Подготовили: методист Едокова О. В. ,учитель-логопед Вишнякова Е. Ю. ,педагог-психолог Шишкина И. Е. ,музыкальный руководитель Царева И. Н. Цель:.

Обучение детей старшего дошкольного возраста рисованию портрета Актуальность проблемы: противоречие между достаточно разработанной теорией художественного творчества и недостаточным количеством разработок.

Работа с родителями в форме семинара-практикума «Движение и речь»Работа с родителями в форме семинара-практикума «Движение и речь» В нашей группе с родителями был проведен семинар-практикум «Движение и речь». Встреча проходила в теплой домашней обстановке за чашечкой.

Самообразование педагога. Отчет о посещении семинара-практикумаСамообразование педагога. Отчет о посещении семинара-практикума Самообразование педагога. Отчет о посещение семинара-практикума. 11 октября 2016 года я посетила городской семинар-практикум «Информационная.

Самообразование педагога. Посещение семинара-практикума (фотоотчет)Самообразование педагога. Посещение семинара-практикума (фотоотчет) Самообразование педагога «Посещение семинара – практикума»(фотоотчет) «Если не умеешь говорить – учись читать» итальянский гумманист Л. Помпоний.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Материалы семинара-практикума «Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 1 декабря 2022 в 21:05
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД