Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Мнемотехника»

Зарема Хуцистова
Консультация для педагогов «Мнемотехника»

МБДОУ «Детский сад № 3 г. Беслана»

Консультация для педагогов «Мнемотехника» Подготовила воспитатель

Хуцистова З. В.

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам

- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

К. Д. Ушинский

Что такое мнемотехника?

Публикация «Консультация для педагогов „Мнемотехника“» размещена в разделах

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз и обозначают «искусство запоминания». Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н. э.).

Современный энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотехники.

МНЕМОНИКА – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

МНЕМОТЕХНИКА – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Почему нужно использовать мнемотехнику?

В настоящее время в речи современных дошкольников имеется много проблем:

• бедный словарный запас,

• нарушение звукопроизношения,

• бедная диалогическая речь,

• несогласованность слов в предложении,

• дети с большим трудом составляют рассказы,

• пересказывают и заучивают стихи.

Поэтому перед воспитателями встат задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно.

Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно- образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.

Примы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объм памяти путм образования дополнительных ассоциаций. Мнемотехника помогает развивать :

• зрительную и слуховую память

• зрительное и слуховое внимание

• воображение

• восприятие

• развивает кругозор

• развивает все стороны речи

Начиная работу по технологии мнемотехника, воспитатель ставит перед собой следующие задачи:

1. Способствовать развитию основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления.

2. Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот образы в абстрактные символы (перекодирование и кодирование информации).

3. Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

4. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей.

5. Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира; Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе.

6. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.

7. Способствовать развитию мелкой моторики рук.

8. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

9. Способствовать развитию умения решать интеллектуальные и личностные задачи адекватно возрасту, применять знания и способы деятельности в решении задач.

10. Создать условия способствующие взаимодействию и сотрудничеству с родителями детей.

Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого к сложному. Е можно разделить на три этапа:

I этап: Начинать работу с детьми любого возраста необходимо со знакомства с символами. На начальном этапе воспитатель предлагает и объясняет детям значение символов.

Малышам лучше предлагать картинки понятные для их восприятия, постепенно заменяя их схематичными, контурными изображениями предметов.

В старшем возрасте, когда дети научатся хорошо мыслить образно, можно будет подключать их к работе над символами.

Например: как нарисовать слово «сильный»? Дети предлагают разные варианты символических изображений, и потом можно вместе выбрать наиболее удачный вариант, подходящий к данному слову.

Этот этап работы называют – работа с мнемоквадратами - это отдельная карточка с изображением предмета, действия или другого символа.

На этом этапе работы можно проводить с детьми игры:

«Подскажи словечко»;

«Найди пару»;

«Скажи по-другому» (синонимы) – старший дошкольный возраст;

«Скажи наоборот» (антонимы) – старший дошкольный возраст.

II этап: На этом этапе нужно научить детей «читать» простые схемы из 2 – 4 символов.

Например: при описании предметов детям предлагаются символы для обозначения цвета, формы, величины, действия с предметом. Этот прим хорошо использовать для работы с загадкой. На этом же этапе учим детей

«читать» простые предложения из 2-3 слов без предлогов и союзов.

Этот этап работы называют – работа с мнемодорожками - глядя на рисунки

– схемы ребнок легко воспроизводит текстовую информацию. III этап: На этом этапе начинается работа с мнемотаблицами. Что такое мнемотаблица?

Мнемотаблица – это схема состоящая из нескольких квадратов, в которую заложена определнная информация.

Использование мнемотаблиц помогает детям эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию, значительно сокращает время обучения и значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов. Мнемотаблицы : являются дидактическим материалом. Они могут иметь самый широкий круг использования, практически в любой образовательной области, в любом виде деятельности.

Мнемотаблицы можно использовать

• для ознакомления детей с окружающим миром;

• при заучивании стихов;

• при пересказах художественной литературы;

• при обучении составлению рассказов;

• при отгадывании и загадывании загадок;

• для обогащения словарного запаса;

• при обучении составу числа;

• при воспитании культурно-гигиенических навыков;

• при воспитании навыков самообслуживания;

• при ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности.

Чтобы мнемотаблица, как наглядно-практическое средство познания, выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:

• чтко отражать основные свойства и отношения, которые должны быть освоены с е помощью.

• быть простой для восприятия и доступной для воспроизведения и действий с ней.

• соответствовать уровню развития детей.

При работе с мнемотехникой необходимо соблюдать определенные требования:

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде. Например: лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга, медведь

– большой коричневый круг и т. д. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений.

Мнемотаблицы бывают двух видов :

1. обучающие - содержат познавательный материал.

2. развивающие - содержат информацию, позволяющую развивать определнные навыки и умения.

Как работать с мнемотаблицей.

Работа с мнемотаблицей происходит в несколько этапов.

Этап 1: Воспитатель показывает детям мнемотаблицу и разбирает, что на ней изображено: буквы, цифры, геометрические фигуры, абстрактные символы, т. е. информация группируется (рациотехника).

Этап 2: Перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы (мнемо эйдотехника).

Этап 3: Составление сюжета, т. е. отработка одного из методов запоминания. Этап 4: Определение логических связок. Мнемотаблицу надо составить таким образом, чтобы можно было установить как можно больше логических связок.

Разбор таблицы происходит 1-2 минуты

Этап 5: Детям датся 10-15 секунд для запоминания (фактор внимания). Затем мнемотаблица убирается и дети воспроизводят е графически по памяти.

Использование мнемотехники открывает огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности и в совместной деятельности взрослого и ребнка. Дат возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро.

Занятия с использованием мнемотехники всегда проходят интересно не только для детей, но и для педагога.

Публикации по теме:

Консультация «Мнемотехника в развитии речи у детей дошкольного возраста» Почему я выбрала эту тему? В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер:.

Консультация «Что такое мнемотехника и для чего она нужна?» Любой современный человек вынужден ежедневно обрабатывать огромный поток информации: выбирать существенное, запоминать необходимое и отсеивать.

Консультация для родителей «Что такое мнемотехника? Какая польза от мнемотехники для детей»Консультация для родителей «Что такое мнемотехника? Какая польза от мнемотехники для детей» В современном мире наши дети получают огромный объем информации, у них полная перегрузка данными. Не смотря, на их юный возраст, они отлично.

Консультация для педагогов. Консультация для педагогов «Формирование графомоторных навыков у дошкольников» Консультация для педагогов. Формирование графомоторных навыков у дошкольников В отечественной педагогике и психологии старший дошкольный.

Консультация для педагогов «Мнемотехника» Подготовила Макаева Н. И Слайд 1 Маленьким деткам дошкольного возраста приходится осваивать и запоминать огромное количество новой информации.

Консультация для педагогов «Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников по нравственно-патриотическому воспитанию» Семья и дошкольное учреждение – два главных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для раннего развития личности.

Консультация для родителей «Что такое мнемотехника?» Консультация для родителей Что такое МНЕМОТЕХНИКА? Воспитатель МБДОУ «Детский сад «Ивушка» г. Тамбов Архипова Н. В. «Мнемотехника» и «мнемоника».

Мастер-класс для педагогов «Мнемотехника как средство развития связной речи детей дошкольного возраста» МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «МНЕМОТЕХНИКА, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»Цель: - познакомить педагогов с.

Консультация для воспитателей «Мнемотехника в работе с дошкольниками» К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать.

Семинар для педагогов «Использование технологии «мнемотехника» в образовательном процессе ДОУ В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Мнемотехника»
Опубликовано: 11 декабря 2019 в 17:08
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД