МААМ-картинки

Метод проекта в дошкольном образовательном учреждении на примере проекта «Богатыри земли Русской»

Ахмедова
Метод проекта в дошкольном образовательном учреждении на примере проекта «Богатыри земли Русской»

Богатыри земли Русской

Ахмедова Лейла Камалутдиновна,

воспитатель МАДОУ №44 «Золотой ключик»

Метод проекта в дошкольном образовательном учреждении (на примере проекта «Богатыри земли Русской» в рамках программы «Социокультурные истоки»)

Публикация «Метод проекта в дошкольном образовательном учреждении на примере проекта „Богатыри земли Русской“» размещена в разделах

В дошкольном образовании большую популярность приобрел метод проектов, которая в большей степени объясняется его многоцелевым и многофункциональным характером. Именно проект позволяет реализовать различные цели, задействовав несколько видов деятельности воспитанников. Проект направлен на творческий потенциал ребенка, но в тоже время дает каждому участнику (ребенку, воспитателю и родителю) свободу в выборе места, роли и способа участия. Эффективность этого метода заключается в том, что он ориентирован не на демонстрацию уже освоенных знаний, а на приобретение новых умений и навыков. Проект позволяет каждому участнику этого педагогического действа занять активную позицию, то есть высказывать свое мнение, советовать, вносить изменения в ход реализации.

Эта педагогическая технология имеет внешний и внутренний результат: внешний результат можно увидеть, обсудить, но для ребенка гораздо важнее внутренний, поскольку он выражается в полученном жизненном опыте. В педагогической науке проект (от лат. projectus бук. брошенный вперед) — это прототип, прообраз предполагаемого или возможного объекта, состояние, в некоторых случаях план, замысел; проектирование — процесс создания проекта [5]. Проект как деятельность включает в себя три сущностных компонента: 1) отнесение к будущему, близкому или далекому; 2) как такового этого будущего еще нет, но оно желательно или нежелательно; 3) это будущее просматривается в идеальном плане [6]. Проектная деятельность в дошкольном учреждении имеет свои особенности. Во-первых, направленность на достижение конкретных целей, доступных и понятных для ребенка; во-вторых, организация работы проектной команды; в-третьих, временная определенность; в-четвертых, управление проектом и контроль на всех его этапах [6].

Детально рассмотрим проект по программе «Социокультурные истоки» на тему: «Богатыри земли Русской». Актуальность проекта связана с воспитанием любви к Родине, активной гражданской позиции, формировании нравственных ценностей, то есть фундаментальных понятий, ставших основой культурного и нравственного воспитания. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к родной земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. Патриотизм, гражданственность необходимо воспитывать у детей с самого юного возраста. Наша задача в рамках программы «Социокультурные истоки» - дать детям основные представления о возникновении Государства Российского, о богатырской славе и верности народа своему Отечеству; о богатстве народной культуры, национальных особенностях характера и быта наших предков.

Зачастую в современных семьях подобные вопросы не считаются важными и заслуживающими должного внимания. Наши дети уже не мечтают стать доблестными войнами и не считают защиту своей Родины – священным долгом. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал причастность к своей стране, личную ответственность за родную землю и ее будущее.

Проект «Богатыри земли Русской» направлен на формирование чувства гордости за свой народ, знание истоков воинской славы, воспитание уважения к русской культуры, ее ценностям и традициям.

Из актуальности проекта вытекает и проблема, которая связана с недостаточной информированностью детей о первых защитниках русской земли, отсутствием знаний о былинах и преданиях, повествующих о богатырях, а также формированием активной гражданской позиции на примере положительных образов воинов-защитников.

По типу проект можно отнести к творческо-познавательному, поскольку он направлен на развитие эстетической сферы, умение воспинимать памятники усного народного тврчества в доступной детям форме, а также знакомит воспитанников и других участников проекта с ценностями русской культуры, худрожественными произведениями, связанными с тематикой деятельности.

Срок реализации проекта : краткосрочный (сентябрь – октябрь 2020г.)

Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, родители (законные представители)

Цель проекта : формирование представлений о героическом прошлом русского народа, истории Руси.

«Богатырская тема» понятна и интересна детям, несет в себе определенный сказочный смысл. Постепенный переход от сказки к «былинам», реалиям открывает дошкольникам огромный диапазон возможностей удовлетворить свой познавательный интерес и заглянуть в прошлое своего народа и страны. Воспитанники становятся соучастниками тех давних событий, проживают жизнь былинных и реальных героев, приобщаются к истории родной страны, начинают осознавать себя её частичкой, у них закладываются основы патриотизма. Для достижения цели поставили следующие задачи: cформировать представление о героическом прошлом народа древней Руси, великихрусских богатырях – первых защитниках земли русской. Познакомить с произведениями литературы и искусства о русских богатырях. Изучить характерные детали одежды, вооружения, доспехов русских воинов. Активно использовать ИКТ средства для решения задач патриотического воспитания детей. Воспитывать чувство гордости за героическую историю родной страны. Повысить культуру родителей в вопросах патриотического воспитания детей через обращение к духовному наследию, к отечественным традициям.

Ожидаемые результаты реализации проекта. Повышенный интерес детей и родителей к совместной познавательно - творческой деятельности. Созданы условия для организации непрерывного ознакомления детей с историей земли русской на основе знакомства с былинными богатырями. Реб нок проявляет творческую активность в познании окружающего мира и выражает его через творческую деятельность на основе новых впечатлений. Дети знают характерные детали одежды и доспехов богатырей. Создание мини-музея «Русь богатырская». У детей развиты первоначальные патриотические чувства, выражающихся в чувстве гордости и ответственности за родную страну.

Этапы реализации проекта :

Первый этап подготовительный. На этом этапе важно организовать работу по подготовке к проекту. Для этого необходимо подобрать дидактический материал и литературу с информацией по теме, сформировать картотеку дидиктическийх игр, определить направление деятельности воспитанников, подготовить макеты для создания предметно-развивающей среды в группе, подготовить план работы по реализации проекта, познакомить родителей и дошкольников с литературой в рамках программы «Социокультурные истоки».

Второй этап основной. Целью этого этапа является интерес детей к изучению истории земли русской и активное участие родителей в жизни детей. На этом этапе необходимо провести беседы на темы: «Как жили люди на Руси», «Богатыри земли русской», «Кто защищал нашу Русь в древние времена?». Прочитать и прокомментировать художественную литературу: «Илья Муромец и Соловей разбойник», сказки и былины о русских богатырях, опираясь на словарь русских пословиц объяснить смысл устойчивых выражений, использованных в тексте произведения. Подробно рассмотреть картины В. М. Васнецова «Богатыри», «Три Богатыря», «Витязь на распутье», «Битва на Калиновом мосту», «Илья Муромец», познакомиться с исторической справкой.

В свободной деятельности поиграть в дидактические игры, соответствующие теме проекта : «Четвертый лишний», «Что нужно богатырю», «Угадай, о ком говорю», «Узнай по описанию», «Собери богатыря в дорогу», «Что может пригодиться в бою богатырю».

На занятиях по художественно-эстетической деятельности изобразить портрет богатыря акварелью, а также поработать с раскраской на тему: «Змей Горыныч», «Богатырь на коне». Выполнить работу из пластилина на темы: «Богатырский конь», «Крепость». Подготовить аппликации: «Щит богатыря», «Сторожевая башня».

В рамках тематической прогулки провести подвижные игры: «Пустое место», «Не попадись», «Меткий стрелок», «Перетяни канат»

На музыкальном занятиии прослушать песню «Богатырская наша сила» (муз. А. Н. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова).

В рамках проекта особую роль инрает взаимодействие с родителями. Для активного участия в освоении темы родителям были предложены следующие виды деятельности: родительское собрание по программе «Социокультурные истоки» в дошкольном образовании; активная работа по книгам для развития детей «Верность родной земле»; оформление информации по теме проекта; консультация для родителей «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у старших дошкольников»; организация выставки совместных рисунков родителей с детьми о защитниках земли русской; изготовление летбука «Богатыри земли русской».

На заключительном этапе главной целью является презентация результатов проекта. Для этого мы оформили выставку творческих работ воспитанников на тему: «Не перевелись богатыри на земле русской»; подготовили рисунки и коллажи на тему: «Богатыри земли Русской», совместно с родителями посмотрели и обсудили презентацию проета.

Совместная рабрта с родителями в рамках проекта «Богатыри земли Русской помогла познакомить воспитанников с былинными героями, воспитывать любовь и уважение к родному языку, умение использовать в речи устойчивые и крылатые выражения, формировать активную гражданскую позицию и патриотические чувства. Проектный метод позволил совместить несколько видов деятельности и всесторонне изуучить заявленную тему.

Список литературы

1. Верность родной земле. Книга 1 для развития детей дошкольного возраста (5-6 лет). Издание второе. Под общей редакцией И. А. Кузьмина. Издательский дом «Истоки», 2014.

2. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России. – М., 2013.

3. Истоковедение. Том 11. – М. : Издательский дом «Истоки», 2015.

4. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры : Программа. Учебно – методическое пособие. – 2-е издание – СПб: «Детство – Пресс», 2010.

5. Советский энциклопедический словарь. / Гл. ред. А. М. Прохоров. Изд. 4-е., М. : Советская энциклопедия, 1987, с. 1065. Алексеев Н. Г. Проектирование и рефлексивное мышление//Развитие личности, 2002, № 2, с. 85–103.

6. Проектная деятельность в детском саду: наука и педагогическая практика / Сост. Т. В. Меркулова и др. — М. : Школьная пресса, 2010. -64с.

Публикации по теме:

Использование мягких модулей в дошкольном образовательном учрежденииИспользование мягких модулей в дошкольном образовательном учреждении В дошкольных образовательных учреждениях широкой популярностью пользуются мягкие модули. Рынок предлагает большое разнообразие таких модулей,.

Из опыта работы по формированию правильной осанки у детей в дошкольном образовательном учреждении У ребенка в дошкольный период формируются основы психического и физического здоровья, проявляются определенные черты характера, приобретаются.

Конспект НОД «Богатыри земли русской»Конспект НОД «Богатыри земли русской» Покой всех городов и сел старинных Стерег дозор богатырей былинных. Пускай те дни прошли, но слава вам, Не давшим Русь врагу – богатырям.

Консультация для педагогов «Использование авторских дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении»Консультация для педагогов «Использование авторских дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении» Изменения в системе образования открывает много возможностей для оснащения детских дошкольных учреждений всевозможными играми и пособиями,.

Мини-музей «Моя любимая сказка» в дошкольном образовательном учрежденииМини-музей «Моя любимая сказка» в дошкольном образовательном учреждении Мини – музей в дошкольном учреждении делает окружающую образовательную среду для детей притягательной, интересной, обогащающей мир детства.

Оформление сенсорных зон в группе и в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы)Оформление сенсорных зон в группе и в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы) Содержание: 1. Введение. 2. Актуальность. 3. Задачи сенсорной зоны. 4. Организация сенсорной зоны. 5. Тренажеры для глаз. 6. Заключение.

Праздник «Богатыри земли русской» (фотоотчет)Праздник «Богатыри земли русской» (фотоотчет) Организация совместных праздников, развлечений, досугов в образовательных организациях, создаёт эмоциональный комфорт между всеми участниками.

Проект «Богатыри земли русской»Проект «Богатыри земли русской» Творческий проект «Богатыри Земли Русской: Воспитатель - Каграманова К. К. Проект познавательно- творческий в подготовительной к школе.

Проектная деятельность в ДОУ. «Конструктор проекта» на примере проекта «Привычка быть культурным»Проектная деятельность в ДОУ. «Конструктор проекта» на примере проекта «Привычка быть культурным» Предлагаю вниманию коллег «конструктор проекта», его пошаговое выполнение. Это очень удобно, и может быть применено в любой проектной деятельности,.

Программа учителя-логопеда по социализации детей с ОВЗ «Мы вместе» в дошкольном образовательном учреждении Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 66 «Белочка» Программа социализации детей с ОВЗ «Мы вместе!».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Метод проекта в дошкольном образовательном учреждении на примере проекта «Богатыри земли Русской»
Опубликовано: 27 января 2023 в 22:08
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД