МААМ-картинки

Метод проектов как способ работы над темой самообразования воспитателя «Реализация здоровьеориентированных технологий по ФГОС»

Яна Артымук
Метод проектов как способ работы над темой самообразования воспитателя «Реализация здоровьеориентированных технологий по ФГОС»

Авторы: Зверкова А. Ю.

Артымук Я. А.

Современный этап реализации здоровьеориентированных педагогических технологий в дошкольном образовании переживает активную трансформацию. Меняется не только нормативно-правовая база всего российского образования в целом, но и подвергается тщательному пересмотру все имеющееся методическое обеспечение. Каждый воспитатель на своем рабочем месте сталкивается с новыми профессиональными вызовами. Применение здоровьеориентированных педагогических технологий в дошкольной образовательной организации имеет длительную историю. Вступивший в силу федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) только подтвердил приоритет сохранения здоровья и эмоционального благополучия детей. Еще одним важным аспектом сложившейся ситуации стало сохранение наработок парциальных программ в образовательной области «Здоровье» в проектах примерных основных общеобразовательных программах дошкольного образования (ПООП ДО, соответствующих ФГОС ДО. Имеющиеся тенденции реформы дошкольного образования требуют пересмотра приемов и методов реализации здоровьеориентированных педагогических технологий в работе воспитателя.

Публикация «Метод проектов как способ работы над темой самообразования воспитателя „Реализация здоровьеориентированных технологий по ФГОС“» размещена в разделах

Одним из актуальных механизмов такого переосмысления является реализация годичного индивидуального проекта самообразования воспитателя. Рассмотрим его на примере разработанного нами проекта «Всё, что тебя касается». Родители, прибегнувшие к услугам дошкольной образовательной организации, заинтересованы в сохранении, укреплении и улучшении здоровья своего малыша. Потребности родителей находят отклик у воспитателей, тем самым формируется заказ на реализацию в группе здоровьеориентированных педагогических технологий. Как воспитателю самостоятельно разобраться во всем многообразии здоровьеориентированных педагогических технологий, реализуемых в дошкольных образовательных организациях? Необходимо разработать годичный проект научно-методической работы, позволяющий одновременно с ликвидацией пробелов в профессиональных знаниях продвинуть воспитателя к разработке своей авторской программе реализации здоровьеориентированных педагогических технологий.

Цель проекта самообразования «Всё, что тебя касается» на год: реализовать программу самообразования по теме «Реализация здоровьеориентированных педагогических технологий в условиях реформирования дошкольного образования».

Управленческие задачи проекта самообразования «Всё, что тебя касается» на учебный год:

разработать проект самообразования «Всё, что тебя касается»;

• изучить литературу по проблеме применения здоровьеориентированных педагогических технологий в дошкольной образовательной организации;

• повысить квалификацию по теме «Реализация здоровьеориентированных педагогических технологий в условиях реформирования дошкольного образования» как способом самообразования, так и обучения на курсах повышения квалификации;

• апробировать здоровьеориентированные проекты (недельные, не менее семи за учебный год) с дошкольниками при реализации ООП ДО в своей группе, в части, формируемой участниками образовательных отношений;

• провести мероприятия по обмену положительным инновационным опытом по теме самообразования «Реализация здоровьеориентированных педагогических технологий в условиях реформирования дошкольного образования» в методическом объединении;

• проанализировать эффективность реализации проекта самообразования «Всё, что тебя касается» в течение года, представить мультимедийную презентацию по итогам реализации проекта на заключительном методическом совете;

• подготовить тематическое родительское собрание по проблеме «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников в условиях реформирования образования».

Образовательные задачи проекта самообразования «Всё, что тебя касается» для воспитателя :

• формирование у воспитателя знаний о развитии и здоровом образе жизни детей дошкольного возраста;

разработка и использование здоровьеориентированных педагогических технологий, на основе полученных знаний, позволяющих максимально вовлекать детей в ведение здорового образа жизни;

• создать условия для формирования у воспитателя системы общих представлений о приемах организации индивидуальной и групповой работы при реализации здоровьеориентированных педагогических технологий;

• апробировать здоровьеориентированные педагогические технологии в условиях реализации ФГОС ДО;

разработать учебно-технологические карты плана сценария дня в дошкольной образовательной организации с увеличенным применением здоровьеориентированных педагогических технологий.

В результате осуществления проекта самообразования «Всё, что тебя касается» предполагается приобретение профессиональных компетенций, отражающих современный уровень применения здоровьеориентированных педагогических технологий, необходимые для работы с дошкольниками. Второй аспект результатов воспитателя поисковая, научно-исследовательская деятельность, накопление профессионального опыта реализации здоровьеориентированных педагогических технологий.

Особенности реализации проекта самообразования «Всё, что тебя касается». Проект позволяет работать над разработкой авторской педагогической программы по здоровью как практическим применением здоровьеориентированных педагогических технологий в дошкольной образовательной организации. Проект может иметь сценарный ход, если реализуется в рамках работы творческой группы. По классификации проект самообразования «Всё, что тебя касается» имеет следующие характеристики.

Доминирующая в проекте деятельность - поисково-исследовательская Предметно-содержательная область межпредметный проект (дошкольная педагогика, методики, детская психология, педагогика здоровья). Характер координации проекта непосредственный гибкий, характер контактов зависит от воспитателя (от контактов только внутри учреждения, до всероссийского уровня). Проект самообразования «Всё, что тебя касается» по количеству участников проекта является индивидуальным.

Рассмотрим моделирование содержания проекта самообразования «Всё, что тебя касается» (см. табл. 1).

Таблица 1. – Соотношение профессиональных компетенций и тем самообразования на учебный год, разделенная на четыре блока

Профессиональные компетенции из ФГОС ВПО бакалавр дошкольного образования Дескрипторы профессиональной компетенции Темы самообразования, выбранные в соответствии с профессиональной компетенцией

ПрК 3 - готов применять, адаптировать современные

развивающие и здоровьесберегающие технологии в

разных видах общественности и

семейного воспитания на ступени ДО Здоровьесберегающие и оздоровительные технологии для детей дошкольного возраста Формирование культуры здоровья в дошкольном детстве.

Оздоровительные технологии для детей дошкольного возраста: понятие, виды и функции (младшие, средние, старшие, подготовительные группы)

Разработка программы «Здоровья» в ДОО.

Конструирование воспитателем программы коррекционной

работы в структуре ООП ДО Программа коррекционной работы / инклюзивной воспитателя в соответствии с ФГОС ДО : понятие, виды, функции.

Особенности реализации коррекционной работы воспитателя в группе : конструируем инклюзивную образовательную среду.

Методы и приемы коррекционной работы у дошкольников с ОВЗ (ОЛИГО, ТИФЛО, СУРДО, ЛОГО).

Сохранение и укрепление здоровья дошкольника в семье Современные развивающие и здоровьесберегающие технологии в семейном ДО.

Современные подходы к укреплению здоровья детей дошкольного возраста.

Образовательная область «Физическое развитие» : конструируем проекты по здоровью для дошкольников.

Летняя семейная адаптация ребенка к школе Адаптация ребенка к школе как часть программы преемственности ФГОС ДО и НОО.

Моделируем летний оздоровительный семейный лагерь.

Конструирование авторской парциальной программы «Моё Здоровье» в соответствии с ФГОС ДО

Рассмотрим варианты четырех тематических модулей проекта самообразования «Всё, что тебя касается». Первый модуль «И здоровый, и умный». Проблема: здоровьесберегающие и оздоровительные технологии для детей дошкольного возраста.

Аспекты проблемы:

• Формирование культуры здоровья в дошкольном детстве;

Оздоровительные технологии для детей дошкольного возраста: понятие, виды и функции (младшие, средние, старшие, подготовительные группы);

Разработка программы «Здоровья».

Цель: актуализировать представления о содержании здоровьесберегающих и оздоровительных технологий для детей дошкольного возраста.

Задачи:

• Ознакомить воспитателя с культурой здоровья в дошкольном детстве;

• Развить у воспитателя умения конструировать подобранный материал в единое целое, с составлением плана, целей, задач по оздоровительным технологиям для детей дошкольного возраста;

• Научить воспитателя разрабатывать программы по здоровью в ДОО.

Таблица 2. – Модель результатов самообразования в проекте «Всё, что тебя касается» по первому тематическому блоку

Учебные цели Первый тематический блок: «И здоровый, и умный»

Формирование

культуры здоровья в дошкольном детстве Оздоровительные технологии для детей дошкольного возраста: понятие, виды и функции (младшие, средние, старшие, подготовительные группы) Разработка программы «Здоровья» в ДОО

Знает Знает правила и принципы, основные понятия, конкретные факты формирования культуры здоровья в дошкольном детстве Знает правила и принципы, основные понятия, конкретные факты применения оздоровительных технологий для детей дошкольного возраста. Знает правила и принципы, основные понятия, конкретные факты, методы и процедуры разработки программы «Здоровья» в ДОО

Понимает Понимает факты, правила и приемы формирования культуры здоровья в дошкольном детстве Понимает факты, правила и приемы применения оздоровительных технологий для детей дошкольного возраста, интерпретирует словесный материал Понимает факты, правила и приемы, интерпретирует словесный материал, предположительно описывает будущие последствия разработки программы «Здоровья» в ДОО

Применяет Использует понятия и принципы в новых ситуациях реализации здоровьеориентированных педагогических технологий Демонстрирует правильное применение метода или процедуры применительно к оздоровительным технологиям в ДОО Применяет законы, теории педагогики здоровья в конкретных практических ситуациях разработки программы «Здоровья» в ДОО

Анализирует Оценивает значимость данных, выделяет скрытые (неявные) предположения по формированию культуры здоровья в дошкольном детстве Проводит различия между фактами и следствиями, оценивает значимость данных реализации оздоровительных технологий для детей дошкольного возраста Видит ошибки и упущения в логике рассуждений, проводит различия между фактами и следствиями, выделяет скрытые (неявные) предположения во время разработки программы «Здоровья» в ДОО

Синтезирует использует знания из разных областей, чтобы составить план решения той или иной проблемы по реализации здоровьеориентированных педагогических технологий в своей профессиональной деятельности. Пишет небольшие творческие сочинения, по проблемам здоровья для дошкольников Использует знания из разных областей, чтобы составить план решения той или иной проблемы по применению оздоровительных технологий для детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО Использует знания из разных областей, чтобы составить план решения той или иной проблемы, предлагает план проведения эксперимента

Оценивает Оценивает значимость того или иного продукта деятельности по реализации здоровьеориентированных педагогических технологий, исходя из внутренних (внешних) критериев Оценивает значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внутренних (внешних) критериев, оценивает соответствие выводов имеющимся данным по применению оздоровительных технологий для детей дошкольного возраста Оценивает значимость продукта - программы «Здоровье» в ДОО как своей профессиональной деятельности, исходя из внутренних (внешних) критериев, оценивает соответствие выводов по эффективности здоровьеориентированных педагогических технологий имеющимся данным

Второй модуль «Я и мы – общение!». Проблема: конструирование воспитателем программы коррекционной работы в структуре ООП ДО. Аспекты проблемы:

• Программа коррекционной работы воспитателя в соответствии с ФГОС ДО : понятие, виды, функции;

• Особенности реализации коррекционной работы воспитателя в группе : конструируем инклюзивную образовательную среду;

Методы и приемы коррекционной работы у дошкольников с ОВЗ (ОЛИГО, ТИФЛО, СУРДО, ЛОГО)

Цель: актуализировать представления воспитателя о содержании конструирования воспитателем программы коррекционной работы в структуре ООП ДО.

Задачи:

• Ознакомить воспитателя с программой коррекционной работы в соответствии с ФГОС ДО, ее понятием, видами и функциями;

• Развить у воспитателяумения конструировать подобранный материал в единое целое, с составлением плана, целей, задач по особенностям реализации коррекционной работы воспитателя в группе и инклюзивной образовательной среде (конструировать ее);

• Научить воспитателя разрабатывать методы и приемы коррекционной работы у дошкольников с ОВЗ.

Третий модуль «Здоровье дороже золота» (Уильям Шекспир). Проблема: Сохранение и укрепление здоровья дошкольников в семье.

Аспекты проблемы:

• Современные развивающие и здоровьесберегающие технологии в семейном ДО;

• Современные подходы к укреплению здоровья детей дошкольного возраста;

• Образовательная область «Физическое развитие» : конструируем проекты по здоровью для дошкольников

Цель: актуализировать представления воспитателяо сохранении и укреплении здоровья дошкольников в семье.

Задачи:

• Ознакомить воспитателя с современными развивающими и здоровьесберегающими технологиями в семейном ДО;

• Развить у воспитателя умения конструировать подобранный материал в единое целое, с составлением плана, целей, задач по современным подходам к укреплению здоровья детей дошкольного возраста;

• Научить воспитателя разрабатывать здоровьеориентированные проекты в ДОО.

Четвертый модуль: «Мама, папа, я – здоровая семья. Проблема: Летняя семейная адаптация ребенка к школе.

Аспекты проблемы:

• Адаптация ребенка к школе как часть программы преемственности ФГОС ДО и НОО.

• Моделируем летний семейный оздоровительный лагерь.

• Конструирование авторской парциальной программы «Мое здоровье» в соответствии с ФГОС ДО.

Цель: актуализировать представления воспитателя о летней семейной адаптации ребенка к школе.

Задачи:

• Ознакомить воспитателя с программами преемственности ФГОС ДО и НОО;

• Развить у воспитателя умения конструировать подобранный материал в единое целое, с составлением плана, целей, задач по моделированию летнего семейного лагеря;

• Научить воспитателя разрабатывать авторские парциальные программы в соответствии с ФГОС ДО.

Модель результатов самообразования в проекте «Всё, что тебя касается» по всем темам разрабатывается аналогичным образом, так же как представлен в таблице 2.

Таким образом, можно отметить что новый этап реализации здоровьеориентированных педагогических технологий может

Литература

1. Абаскалова, Н. П., Зверкова, А. Ю. Здоровьеориентированные педагогические технологии в системе непрерывного образования (на примере метода проектов) : монография по проблеме сохранения здоровья / Н. П. Абаскалова, А. Ю. Зверкова. - Новосибирск : ООО агентство «Сибпринт», 2013. - 160 с.

2. Проектная деятельность в образовании / С. Я. Ковалева, К. Ю. Колесина, Е. М. Свиридова и др. ; под общ. ред. Н. В. Лалетина ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Сиб. федер. ун-т [и др. ]. - Красноярск : Центр информации, 2012. - 170 с.

3. Проектная и исследовательская деятельность в образовательном процессе / Е. В. Васильева, Н. В. Сторожева, Н. Ю. Пахомова и др. ; под общ. ред. Н. В. Лалетина ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Сиб. федер. ун-т [и др. ]. - Красноярск : Центр информации, 2012. - 186 с.

4. Абаскалова, Н. П., Зверкова, А. Ю. Здоровьеориентированные педагогические технологии в системе непрерывного образования (на примере метода проектов) : монография по проблеме сохранения здоровья / Н. П. Абаскалова, А. Ю. Зверкова. - Новосибирск : ООО агентство «Сибпринт», 2013. - 160 с.

Публикации по теме:

Метод проектов и его место в образовательной деятельности ДОУ В условиях реформирования системы образования большое внимание уделяется использованию инновационных педагогических технологий, открывающих.

Из опыта работы «Метод проектов в формировании у дошкольников системы валеологических знаний» Метод проектов в формировании у дошкольников системы валеологических знаний. Дошкольный возраст – важнейший период в развитии ребенка. В.

Мастер-класс «Метод проектов» Цель: создание системы работы по внедрению технологии – «метод проектов». Задачи: Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей.

Метод проектов-инновационная педагогическая технология В своей работе я использую одну из новых наиболее эффективных инновационных технологий в системе современного дошкольного образования.

Метод проектов как способ активизации познавательной активности детей дошкольного возрастаМетод проектов как способ активизации познавательной активности детей дошкольного возраста Развитие познавательной активности дошкольников через метод проектной деятельности В настоящее время модернизации Российского образования.

Метод проектов как средство работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию в условиях реализации ФГОС Метод проектов – педагогическая технология XXI века. Спецификой метода является сотворчество взрослого и ребенка в решении проблемы, лично.

Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология Дошкольное образование в России претерпевает коренные изменения. Переоценка его концептуальных основ, переосмысление целей, задач, содержания.

Отчет о работе над темой самообразования Отчет о работе над темой самообразования «Развитие мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста посредством техник нетрадиционного.

Из опыта работы по теме самообразования «Использование занимательных игр как способ формирования математических способностей» Хочу поделится с вами опытом своей работы по теме самообразования «Использование занимательных математических игр как способ формирования.

Статья «Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология» В настоящее время традиционное образование заменяется продуктивным обучением, нацеленным не только на развитие креативных способностей дошкольников,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Метод проектов как способ работы над темой самообразования воспитателя «Реализация здоровьеориентированных технологий по ФГОС»
Опубликовано: 17 августа 2016 в 12:26
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД