Лучший педагог года

Метод проектов как средство развития исследовательских навыков дошкольников старшего возраста

Елена Грицких
Метод проектов как средство развития исследовательских навыков дошкольников старшего возраста

Елена Грицких

Из опыта работы «Метод проектов как средство развития исследовательских навыков дошкольников старшего возраста»

Публикация «Метод проектов как средство развития исследовательских навыков дошкольников старшего возраста» размещена в разделах

Современная педагогика существенно изменила отношение взрослых к детям. Уровень развития ребенка становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Педагоги дошкольного образовательного учреждения ориентируются не только на подготовку к школе, но и на сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности. Взрослые должны не только уделять внимание развитию знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но и обучать через совместный поиск решений, предоставлять ребенку возможность самостоятельно овладеть знаниями. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является метод проектирования.

По проектированием понимают комплексную деятельность, участники которой автоматически, без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов, осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни. Проект в дошкольном образовательном учреждении - метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.

Об актуальности использования метода проектов свидетельствует и то, что он упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным и деятельностным подходами и др. Уважение к ребенку, принятие его целей, интересов, создание условий для развития - непременные условия гуманистического подхода.

Применение исследовательских проектов в работе с дошкольниками с одной стороны позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности, делает образовательную систему детского сада открытой для активного участия родителей, но эти аспекты недостаточно разработаны. Следовательно, данная проблема является актуальной не только для детского сада, но и для общества в целом.

Предмет исследования: особенности развития исследовательских навыков дошкольников старшего возраста посредством метода проектов.

Объект исследования: процесс развития исследовательских навыков дошкольников старшего возраста.

Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности использования метода проектов, как средства развития исследовательских навыков дошкольников старшего возраста.

Для решения поставленной цели выдвинуты следующие задачи:

1. Провести анализ научной литературы по проблеме исследовательских навыков у дошкольников старшего возраста.

2. Рассмотреть требования федерального государственного образовательного стандарта к организации проектной деятельности и специфику ее применения в дошкольном учреждении.

3. Рассмотреть педагогические условия развития исследовательских навыков детей старшего дошкольного возраста.

4. Описать формирующее воздействие по использованию метода проектов как средства развития исследовательских навыков дошкольников старшего возраста.

5. Провести эмпирическое исследование использования метода проектов как средства развития исследовательских навыков дошкольников старшего возраста.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что метод проектов является эффективным средством развития исследовательских навыков дошкольников старшего возраста.

В работе использовались следующие методы: изучение теоретической и научно-методической литературы; изучение педагогического опыта; диагностические методы; наблюдение; анализ и обобщение полученных данных.

Методологической базой исследования являются: основополагающие идеи философии и социологии дошкольного образования. Были использованы следующие подходы: системный, позволяющий рассматривать образовательную систему дошкольного образования как целостное социокультурное и педагогическое явление; аксиологический подход, выделяющий общекультурные ценности дошкольного образования и направленный на понимание образования как государственно-общественной ментальной российской ценности; культурологический, раскрывающий социокультурную основу развития детей дошкольного возраста.

Практической базой исследования выступило МБДОУ Детский сад № 25 «Троицкий», Старооскольского городского округа. Количество человек, принимавших участие в эксперименте - 16.

Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое важное место в системе дошкольного образования. Рассмотренные выше методологические основы проектной деятельности дают представления о высокой степени адаптивности инновационных технологий к специфике ДОУ.

Проведя анализ научной литературы, мы пришли к выводу: развитие исследовательских навыков - это умения видеть проблемы, задавать вопросы, давать определения понятиям, выдвигать различные гипотезы, классифицировать, проводить эксперименты и наблюдения, делать умозаключения и выводы, работать с текстом, структурировать материал, защищать и доказывать свои идеи.

Рассмотрев особенности развития исследовательских навыков, мы пришли к следующим выводам, что:

- освоение способов исследовательских навыков в процессе жизнедеятельности дети старшего дошкольного возраста обязательно приобретут опыт, который выражает особенность и уникальность его жизни;

- в опыте детей старшего дошкольного возраста могут быть и созидательные элементы, и элементы переживания, и элементы отношения к себе, людям, окружающей жизни. Все эти элементы составляют опыт ребенка по разрешению жизненно значимых для него проблем.

Мы выделили педагогические условия развития исследовательских навыков детей старшего дошкольного возраста, мы обосновали, что:

- предметно-пространственная среда должна способствовать самостоятельному приобретению опыта, нахождение новых способов реализации деятельности;

- развития исследовательских навыков в процессе экспериментирования дети получают возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему? зачем? как? что будет, если, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.

- сотрудничество педагогов и родителей в дошкольном образовательном учреждении осуществляется в использовании различных форм работы с семьями воспитанников.

Для подтверждения гипотезы исследования была организована опытно-исследовательская работа на базе МБДОУ детский сад № 25 «Троицкий» Старооскольского городского округа, который проходил в три этапа. На констатирующем этапе были подобраны и опробованы по методики А. И. Савенкова изучения исследовательских навыков детей дошкольного возраста; выявлен исходный уровень развития исследовательских навыков детей старшего дошкольного возраста. Проведя констатирующий этап исследования получили, что большая часть всех детей показали средний уровень развития исследовательской деятельности; малая часть из них - достаточно владеет навыками исследовательского поведения; и довольно большой процент ребят не умеют вести экспериментальную деятельность по тем или иным причинам. И только 9,5% детей владеют навыками ведения исследовательской деятельности. Деятельность детей должна быть составлена таким образом, чтобы форма организации учебной деятельности была направлена на развитие творческой активности ребенка дошкольного возраста. На начало формирующего этапа большинство детей находились на низком и среднем уровнях развития исследовательских навыков.

Результаты контрольного этапа исследования показали, что дети старшего дошкольного возраста стали наиболее активнее, проявляли инициативу, творческий интерес, увлеченность исследовательской деятельностью, желание поиска варианта решения проблемы. У детей повышались способности анализировать, сравнивать, формулировать определения понятий. Дети стали проявлять большую самостоятельность при проведении эксперимента, могут рассуждать по поводу перспектив своей деятельности и предположительных результатов.

Таким образом, мы считаем, что совокупность занятий по развитию исследовательских навыков детей старшего дошкольного возраста при изучении темы: «Метод проектов как средство развития исследовательских навыков дошкольников старшего возраста» был подобран в точности с соответствием возрастных особенностей детей. Задания были составлены от простого к сложному, также подобран особый подход к каждому ребенку. К работе с детьми мы подключали родителей, чтобы и они могли принять участие в обучении своих детей.

Показатели, полученные в результате обработки, свидетельствуют о положительном изменении уровня развития исследовательских навыков, что позволяет судить о подтверждении выдвинутой нами гипотезы исследования.

Результаты, полученные в ходе формирующего исследования, позволили считать выполненную работу успешной, а педагогические условия развития исследовательских навыков детей старшего дошкольного возраста - необходимыми и достаточными. Анализ полученные результатов поисковой работы показал, что выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение, задачи решены, цель исследования достигнута.

Публикации по теме:

Лэпбук, как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста «Лэпбук» – как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста Современные требования, предъявляемые.

Игра как метод развития коммуникативных навыков дошкольника Потребность в общении со сверстниками возникает у ребенка очень рано, впервые заявляя о себе на третьем году жизни. Тогда же появляются.

Консультация Игровое распевание как эффективное средство для развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраст Искусство пения еще в период античности считалось первым признаком наличия у человека образования. Это мнение можно применить и в наше время,.

Консультация «Ниткопись как метод развития мелкой моторики, графических навыков и речи у дошкольников» Консультация "«Ниткопись, как метод развития мелкой моторики, графических навыков и речи у дошкольников»Современная школа предъявляет большие.

Метод проектов как интерактивный метод современного обучения Проектный метод вошел в жизнь как требование времени. Метод проектов - один из интерактивных методов современного обучения. Он является.

Представление опыта работы «Наглядный метод моделирования как средство развития мелкой моторики детей» Наглядный метод моделирования как средство развития мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста через нетрадиционные техники аппликации.

Проектная работа «Футбол как средство развития навыков коллективного поведения у детей старшего дошкольного возраста»Проектная работа «Футбол как средство развития навыков коллективного поведения у детей старшего дошкольного возраста» лементы спортивных игр имеют огромную ценность для педагогического процесса в ДОУ. Спортивные игры являются настоящими помощниками в развитии.

Развитие навыков общения как средство позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста В наше время мы, как педагоги, все чаще стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно.

Сценарий конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников «Детский исследовательский проект» Цель: создание условий для развития интеллектуально - творческого потенциала детей дошкольного возраста. Задачи: • совершенствовать навыки.

Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков у дошкольников. СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ Автор: Федченко Елена Александровна Организация: МДОУ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Метод проектов как средство развития исследовательских навыков дошкольников старшего возраста
Опубликовано: 9 февраля 2019 в 17:39
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД