надежда пермякова
Методическая копилка родительского лектория «Профессия — быть родителем»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Формирование доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми.
Задачи: Формировать педагогическую компетентность родителей через повышения уровня педагогической культуры родителей посредством использования образовательного потенциала родителей для обучения и воспитания детей с ОВЗ. Помочь родителям понять и узнать своих детей.
Публикация «Методическая копилка родительского лектория „Профессия — быть родителем“» размещена в разделах
Оборудование: легкая музыка до начала встречи, плакат «Воспитывать - не значит говорить детям хорошие слова, а прежде всего самому жить по – человечески». (А. Н. Острогорский, конверты с детскими ответами, чистые листы, памятки, пословицы, свеча ритуала.
Ход первой встречи.
Педагог. Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы начинаем с вами лекторий, который будет состоять из целого ряда бесед и практикумов, на которых мы поговорим о родительских отношениях, о семье и доме, их значении в жизни наших детей и о том, почему мы порой не понимаем своих детей. Совместно будем искать пути решения некоторых проблем, которые возникают вследствие преобладания в отношениях авторитарного или противоречивого стиля воспитания; тревожность детей; отсутствие взаимного доверия и понимания в семьях.
Прежде всего давайте уясним, что родительские отношения – это система разнообразных чувств по отношению к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребёнка, его поступков.
Нам с вами известно, что для ребёнка семья – это целый мир, в котором он живё т и действует: учится любить и ненавидеть, радоваться и сочувствовать.
В свое время Даль писал, что «Семья – это совокупность близких родственников, живущих вместе, родители с детьми». С давних пор о доме, о семье говорили с любовью и уважением. Вспомните, в народе говорят: (родители заканчивают пословицы)
В гостях хорошо (а дома лучше)
В семье разлад (так и дому не рад)
Везде хорошо (но дома лучше)
Вся семья вместе (так и душа на месте)
Дом согревает не печь (а любовь и согласие)
Нет человека добрее (отца и матери)
Педагог. Всегда следует помнить о том, что именно семья - место не только рождения, но и его становления. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение значительной части своей жизни. В ней закладываются основы личности ребёнка. Без союза с детьми, без вашей поддержки и помощи ребёнок не будет, счастлив и здоров.
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это то, что мы делим на всех.
Всем понемножку и слезы, и смех.
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья – это труд, друг о друге забота.
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Семья – это счастье, семья – это дом.
Где любят и ждут, и не помнят о злом.
Практическое задание «Памятка родителям».
Педагог. Предлагаю вам, дополняя предложения, написанные на ваших листочках создать памятку всем родителям (у родителей по одному предложению).
- Если ребенка постоянно критикуют, он учится (ненавидеть).
- Если ребенок живет во вражде, он учится (быть агрессивным).
- Если ребенка постоянно упрекать, он учится (жить с чувством вины).
- Если ребенок живет в обстановке понимания, он учится (понимать других).
- Если ребенка хвалят, он учится (быть благодарным).
- Если ребенок растет в честности, он учится (быть справедливым).
- Если ребенок растет в безопасности, он учится (верить в людей).
- Если ребенка поддерживают, он учится (ценить себя).
- Если ребенка высмеивают, он учится (быть замкнутым).
- Если ребенок живёт в понимании и дружбе, он учиться (находить любовь в мире).
Педагог. Очень надеюсь, что эти памятки вам пригодятся в разных ситуациях в воспитании детей.
Нам родителям, надо всегда помнить, что дети вступают с нами в определённые отношения, которые могут оказывать на них как положительное, так и отрицательное влияние. Вследствие этих отношений ребёнок становится доброжелательным и общительным, или, наоборот, тревожным, черствым, замкнутым и даже злым.
От поведения родителей зависит очень многое. Человек может приобрести различные профессии, но одной из главных профессий является профессия быть родителем. Если родители стремятся постичь науку отцовства и материнства, если их поведение и поступки разумны, несомненно есть шанс вырастить своего ребёнка счастливым, здоровым, умным.
Уважаемые родители, мы очень много времени проводим на работе. Понятны наши заботы накормить, одеть, создать определенные блага. И за этими заботами у нас не хватает времени для того, чтобы поговорить с ребёнком, услышать о том, что делается в его детской душе, сказать ребёнку несколько ласковых, ободряющих слов, а порой просто приласкать. Психологи утверждают, что для того, чтобы ребёнок чувствовал себя счастливым - его нужно 7 раз в течении дня погладить по голове, обнять, одобрить, т. е. через телесное прикосновение подтвердить так необходимые ребё нку слова: «Я тебя люблю, ты мне очень дорог». Давайте постараемся не забывать об этом. Предлагаю вам выполнить небольшой практикум.
Практическое задание «Добрые слова».
Постарайтесь через имя ребенка найти для него слова, характеризующее его характер, особенности личности, способности. Например,
Н – надежная, нежная
А – аккуратная, активная
Д – добрая, добросовестная
Я – яркая, ясная
Педагог. Вот видите, как много добрых слов вы нашли для своего ребёнка.
Не жалейте время для детей,
Разглядите взрослых в них людей,
перестаньте ссориться и злиться,
Попытайтесь ними подружиться.
Постарайтесь их не упрекать,
Научитесь слушать их и понимать.
Обогрейте их своим теплом,
Крепостью для них пусть станет дом.
Вместе с ними пробуйте, ищите,
Обо всем на свете говорите,
Их всегда незримо направляйте
И во всех делах им помогайте.
Научитесь детям доверять –
Каждый шаг не нужно проверять,
Мненье и совет их уважайте,
Дети – мудрецы, не забывайте.
Взрослые, надейтесь на детей
И любите их душою всей
Так, как невозможно описать.
Вам тогда детей не потерять!
Практическое задание «Знаете ли вы своего ребёнка»?
Педагог. Сейчас, мы выполним с вами небольшое задание. Ваша задача, уважаемые родители, ответить на вопросы, а затем вы сравните ваши ответы с ответами детей.
Вопросы практикума:
- Самое любимое занятие вашего ребенка?
- Как вы думаете, кто в семье самый главный, по мнению ребенка?
- Что больше всего любит кушать ваш ребенок?
- Интересные телепередачи, которые смотрит ваш ребенок.
- Любимая книга вашего ребенка?
- Напишите имя лучшего друга или подруги ребенка.
- Любимое занятие вашего ребенка.
Педагог. А сейчас откройте конверты и достаньте ответы ваших детей на эти же вопросы. Сравните результаты работы с результатами детей…
Прекрасно, у кого ответы полностью совпали, но у кого не получилось, не отчаивайтесь, ещё не поздно лучше узнать своего ребёнка.
Практическое задание «Родительские установки».
Педагог. Всем вам известно, что большую роль в развитии ребёнка играют родительские установки. Что значит родительские установки? (Мнения родителей) Верно, родительские установки – это словесные обращения, просьбы, оценка поступков ребёнка. Родительские установки могут носить как отрицательный, так и положительный характер.
Поэтому наша задача избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребёнка. Предлагаю негативные установки изменить в позитивные, развивающие у ребёнка веру в себя, в свои силы.
Родительские установки :
- Уйди с глаз моих, не хочу с тобой разговаривать. (Иди ко мне, давай во всём разберёмся вместе).
- Ничего не бойся, никому не уступай, давай сдачу. (Держи себя в руках, относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы люди относились к тебе).
- Когда же ты научишься? (Я помогу тебе).
- Что бы ты без меня делал? (Что бы мы без тебя делали)
- Ну для чего ты родился? (Какое счастье, что ты у нас есть)
- Если будешь, так поступать, с тобой никто не захочет дружить. (Как относишься к людям, так и они будут относиться к тебе).
Педагог. Как видите, не все так просто. Уважаемые родители, помните о том, что нельзя давать детям отрицательные установки. Если же вы всё-таки оговорились, то поспешите исправить ситуацию, заменив отрицательную установку на положительную. Именно от вас, в большой степени, зависит, каким вырастет ваш ребёнок, школа может только помочь вам найти выход в сложной ситуации. Но вам необходимо помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребёнка оказывают ваши реальные поступки, ваше поведение. Старайтесь быть примером для своих детей и вас ждет успех.
Очень хочется прочитать вам стихотворение, которое подтверждает всё то, о чём мы сегодня говорили.
Ребёнок учиться тому,
Что видит у себя в дому.
Родители - пример ему!
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них всё то, чему их учит.
Не волк воспитывал овец,
Походку раку дал отец!
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе.
И за слова: легко толкнуть
детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
чтоб не каяться потом.
Себастьян Брант.
Педагог. Предлагаю наши встречи заканчивать ритуалом прощания «Свеча по кругу», передавая свечу, постараемся ответить на вопросы друг друга. Например, «Что понравилось и запомнилось сегодня больше всего? Какие испытываете сейчас чувства? Как ваши чувства изменялись на протяжении встречи? О чём бы вы хотели услышать при следующей встрече» и т. д.