Получи документы

Опыт работы на тему «Роль воспитателя ДОУ в преодолении агрессивного поведения детей»

Лариса Озерская
Опыт работы на тему «Роль воспитателя ДОУ в преодолении агрессивного поведения детей»

Итак, что же такое агрессия?

Агрессия– мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленные и неодушевленным, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности).

Виды агрессии :

1. Физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица или объекта;

Публикация «Опыт работы на тему „Роль воспитателя ДОУ в преодолении агрессивного поведения детей“» размещена в разделах

2. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг, так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань);

3. Прямая агрессия – непосредственно направленная против какого-либо объекта или субъекта;

4. Косвенная агрессия – действия, которые опосредованно направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки, и действия, характеризующиеся ненаправленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топанью ногами, битью кулаками по столу);

5. Инструментальная агрессия – является средством достижения какой-либо цели;

6. Враждебная агрессия – выражается в действиях, целью которых является

причинение вреда объекту агрессии

Соответствие современным достижениям педагогики

В детском саду часто можно встретить детей, отличающихся ярко выраженной агрессивностью : они постоянно дерутся, толкаются, ссорятся, обзывают других детей, отнимают у них игрушки. Следует отметить, что среди агрессивных детей чаще встречаются мальчики, агрессивных детей бывает обычно немного (один-два, они создают напряженную атмосферу в группе: остальные дети стараются ответить им тем же, и общая

агрессивность, группы возрастает. Воспитателю приходится нелегко с ними: они не знают, как поступать с агрессивным ребенком. На этих детей жалуются родители тех, кого они обижают.

Поэтому особенно важным изучение агрессивности является в дошкольном

возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда еще можно предпринять своевременные корригирующие меры. Это подтверждает нарастающая волна детской преступности в современном мире и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения. Поэтому современные психологи и педагоги выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные

явления. Те или иные формы агрессии характерны для большинства детей. Однако известно, что у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности.

В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности

полноценной коммуникации, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе. Именно поэтому исследование особенностей агрессивности детей, разработка способов ее коррекции, а главное - профилактики является одной из самых актуальных задач современной психологической науки.

Актуальность обозначенной тематики объясняется и запросами психодиагностики, так как наблюдается недостаток методов диагностики агрессивности в дошкольном возрасте.

Преемственность

Действия и взаимодействия, осуществляемые людьми, преемственны по своей природе, т. к. определены прошлым опытом, который актуализируется в настоящем, и оказывают влияние на будущее. Таким образом, преемственность предстает как объективная необходимость, условие и закономерность процесса существования и развития личности.

С позиций педагогического подхода преемственность определяется как

общепедагогический принцип, который выступает условием и механизмом реализации других принципов (научность, доступность, последовательность, систематичность) учебно-воспитательного процесса.

Результатом преемственности является последовательность в изучении материала, сформированность целостного знания, единство образовательных технологий, схожесть методик обучения, подготовка к обучению на последующей ступени образования.

Методы психодиагностики агрессивности

Для выявления агрессии у детей дошкольного возраста, выяснения ее причин можно использовать следующие методы диагностики:

-наблюдение;

-беседа и анкетирование родителей и воспитателей;

-проективные методики: «Рисунок семьи», «Дом-Дерево-Человек», рисунок

«Несуществующее животное».

Условия реализации.

Работа по преодолению агрессивности должна протекать в тесном сотрудничестве с родителями ребенка и носить систематический, целенаправленный характер. Работа с родителями проводится параллельно с работой с детьми и включает в себя беседы о причинах возникновения эмоционального неблагополучия (агрессивности) их детей,

консультации о путях преодоления подобного поведения, информирование о стилях взаимоотношения с ребенком, общие рекомендации. В связи с этим, нами были разработаны рекомендации для родителей агрессивных детей и подобран комплекс игр (см. приложение, позволяющий значительно снизить агрессивные проявления в поведении детей.

Для того чтобы устранить нежелательные проявления агрессии у ребенка, в

качестве профилактики родителям надо уделять больше внимание своим детям, стремиться к установлению теплых отношений с ними, а на определенных этапах развития сына или дочери проявлять твердость и решительность.

Эти рекомендации можно адресовать не только родителям, но и педагогам. И, здесь на помощь педагогу приходит игра, как способ влияния на всестороннее развитие личности ребенка и, соответственно на коррекцию, а лучше сказать, на преодоление различных трудностей, в частности агрессивности. В игре ребенка можно научить направлять свой гнев на безопасные предметы, распознавать свои и чужие эмоциональные

состояния, контролировать их. В игре ребенок взаимодействует с другими детьми, что положительно сказывается на развитии его коммуникативных умений, обучает конструктивным выходам из конфликтных ситуаций.

Помимо игр, агрессивному ребенку необходимо научиться снимать напряжение приемлемыми способами. Здесь, на помощь педагогу и родителям приходят различные дыхательные упражнения, релаксационные игры. Для развития у ребенка эмпатии – умения вставать на позицию другого, очень полезным и эффективным оказывается чтение

и обсуждение художественной литературы.

Понимание педагогом того, что специально-организованная игра является тем безопасным пространством, в котором ребенок может проявлять себя, дает возможность педагогу сформировать у ребенка те способы реакций и модели поведения, которыми ребенок будет пользоваться во взрослой жизни, Для достижения поставленных задач необходимо:

-систематичность;

-наглядность;

-доступность;

- соответствие возрасту.

Назначение

Эти методические разработки могут использоваться в детских садах, работающих по различным программам, а также родителями в домашних условиях с детьми старшего дошкольного возраста.

Предполагаемый результат работы

После проведения диагностики детей, анкетирования родителей, подборке игр и упражнений и использования их в работе с детьми уровень агрессивности детей снизится.

Результативность

Для того, чтобы результаты диагностики не были искажены, нужно принимать во внимание:

Физическое развитие и состояние ребенка;

Психофизиологические особенности его возраста;

Динамику физического развития (анамнез);

Состояние слуха, зрения;

Нарушение общей моторики (напряженность, вялость, неточность движений);

Особенности работоспособности (утомляемость, рассеянность, усидчивость).

Исследование особенностей агрессивного поведения у детей дошкольного возраста Исследование по выявлению агрессивного поведения у детей проводилось в несколько этапов:

1 этап – подготовительный

Выявив у детей в результате наблюдения за ними в ходе игр и общения со

сверстниками признаки агрессивного поведения, мы провели анализ научно-методической литературы по данной проблеме. На этом этапе сформировали пакет психодиагностических методик. Был установлен контакт с детьми. Познакомили родителей с проблемой детской агрессивности и необходимости проведения коррекционной работы с их детьми; установили контакт с самими агрессивными детьми.

2 этап – диагностический

На основе изученного мы провели беседы и анкетирование родителей на выявление агрессивного поведения детей вне детского учреждения;

Беседа и анкетирование могут быть как самостоятельным, так и дополнительным диагностическим методом.

Особенно информативной для нас была беседа с родителями.

Беседу с родителями ребенка строили по обычной схеме (заранее намечали план, старались установить эмоциональный контакт). Беседа включала в себя следующие блоки:

- корректное информирование о проблеме;

- анамнестические сведения;

- любимые занятия ребенка дома;

- предпочитаемые игры, книги; телепередачи, мультфильмы, игрушки и др. ;

- отношения с родственниками;

- отношения с другими людьми и т. д.

Далее было проведено анкетирование родителей и воспитателей на выявление признаков агрессивного поведения детей. После обработки анкет родителей и воспитателей мы выяснили, что уровень агрессивности у детей по родительским анкетам выше, чем по анкетированию воспитателей. Для уточнения полученных данных мы провели проективные методики с детьми:

тестирование детей с использованием методик «Дом – Дерево – Человек», «Рисунок семьи», «Рисунок несуществующего животного».

3 этап – основной

Проанализировали результаты, полученные в ходе 2 этапа. На основании

проведенной работы родителям были предложены рекомендации, для того чтобы устранить нежелательные проявления агрессии у ребенка (см. приложение стр.).

Для себя мы сделали вывод, что задачей педагога является не выявление и

устранение причин агрессии, а обучение ребенка конструктивным способам справиться с этой проблемой. Для этого мы разработали комплекс игр, упражнений, бесед направленных на всестороннее развитие личности ребенка и, соответственно на коррекцию, а лучше сказать, на преодоление различных трудностей, в частности агрессивности.

4 этап – коррекционный

Провели упражнения и игры, направленные на снижение агрессивного поведения ребенка. Все это способствовало взаимодействию с другими детьми, что положительно

сказалось на развитии его коммуникативных умений и умению снимать напряжение приемлемыми способами.

5 этап – завершающий

Провели те же диагностические методики, что и на втором этапе. Сравнили

полученные данные в ходе диагностического обследования на втором и пятом этапах.

Сделали выводы о результативности проведенной работы. Предположить, что ребенок агрессивен можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из 8 перечисленных признаков.

Анкетирование с целью выявления агрессивности у ребенка в группе детского сада или в классе можно использовать специальную анкету.

Анкета для педагогов и родителей

Критерии агрессивности у ребенка (анкета)

1. Временами кажется, что в него вселился злой дух.

2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.

3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.

4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.

5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.

6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.

7. Он не прочь подразнить животных.

8. Переспорить его трудно.

9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.

10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее

окружающих.

11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.

12. Часто не по возрасту ворчлив.

13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.

14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.

15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.

16. Легко ссорится, вступает в драку.

17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.

18. У него нередки приступы мрачной раздражительности.

19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.

20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех. Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл. Высокая агрессивность — 15—20 баллов. Средняя агрессивность —7—14 баллов. Низкая агрессивность —1—6 баллов. ты.

Публикации по теме:

Фотоотчет о проведении родительского собрания «Роль семьи в преодолении дефектов речи»Фотоотчет о проведении родительского собрания «Роль семьи в преодолении дефектов речи» Дорогие коллеги, хочу поделиться с Вами фотоотчетом с родительского собрания, которое было посвящено теме "Роль семьи в преодолении дефектов.

Индивидуальное занятие с дошкольником по коррекции агрессивного поведенияИндивидуальное занятие с дошкольником по коррекции агрессивного поведения Цель: развитие произвольного поведения и самоконтроля, обучение навыкам контроля негативных эмоций. Задачи: 1. Снятие психоэмоционального.

Консультация для родителей «Роль родителей в преодолении агрессивного поведения ребенка» «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому, Родители пример ему» (народная мудрость) Что такое агрессивный ребенок, как вовремя распознать.

Консультация для воспитателей «Игровая терапия для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Игровая терапия для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста» Игровая терапия поможет детям лучше понять окружающий мир,прочувствовать отношения между взрослыми и сверстниками,увидеть мир совершенно.

Консультация «Роль родителей в формировании безопасного поведения детей на улице» Улица для ребёнка – это яркий и удивительный мир, полный разнообразных, привлекательных для него событий. Участником этих событий непременно.

Педагогический опыт воспитателя по теме «Развитие детей с помощью театрализованных игр»Педагогический опыт воспитателя по теме «Развитие детей с помощью театрализованных игр» Педагогический опыт воспитателя МДОБУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида» Котковой Светланы Геннадьевны по теме: "Развитие детей.

Перспективное планирование работы по формированию основ безопасного поведения у детей старшей группы Перспективное планирование работы по формированию основ безопасного поведения у детей старшей группы Сентябрь Дорожная безопасность Чтение.

Роль воспитателя в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в дошкольном учреждении, а следовательно, он не может оставаться в стороне.

Опыт работы на тему «Развитие ребенка через игру «Марблс»Опыт работы на тему «Развитие ребенка через игру «Марблс» Развитие ребенка через игру «Марблс»21 век - век компьютерных технологий. С первых месяцев жизни ребенок сталкивается с благами цивилизации,.

Родительское собрание «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи» РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ Тема: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи». Цель:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы на тему «Роль воспитателя ДОУ в преодолении агрессивного поведения детей»
Опубликовано: 29 мая 2022 в 17:23
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД