Папки-передвижки

Методическая работа по формированию у педагогов мастерства мотивирования детей дошкольного возраста

Ирина Череданова
Методическая работа по формированию у педагогов мастерства мотивирования детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Методическая работа по формированию у педагогов мастерства мотивирования детей дошкольного возраста

2 слайд.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию : к структуре программы и ее объему, условиям реализации и результатам освоения программы.

Публикация «Методическая работа по формированию у педагогов мастерства мотивирования детей дошкольного возраста» размещена в разделах

o «СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ДОЛЖНО ОБЕСПЕЧИВАТЬ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ, МОТИВАЦИИ И СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…»

(п. 2.6 ФГОС ДО)

o «ПРИ СОБЛЮДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ НАСТОЯЩИЕ ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ПРЕДПОЛАГАЮТ ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДПОСЫЛОК К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЭТАПЕ ЗАВЕРШЕНИЯ ИМИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

(п. 4.7 ФГОС ДО).

Во ФГОСах главное - не результат, а условия. Условия - это социальная ситуация развития ребенка. И педагог должен создать условия, которое направят детей и организуют их, а также придадут деятельности смысл и значимость для самого ребёнка.

Поэтому в образовательном процессе в рамках введения ФГОС является очень актуальным вопрос развития побуждающих факторов, определяющих активность личности. Все дети нуждаются в мотивации, которая помогает им достичь желаемых результатов. Взрослый является примером для подражания и источником мотивации в достижении желаемого. Если у детей есть мотивация, то они развивают свои способности собственными усилиями. Дети испытывают тягу к получению информации, которая поможет им на пути к цели. Кроме того, мотивация поможет детям сосредоточиться на получении новых знаний и умений.

Без мотивации со стороны взрослого у дошкольника не будет активности, не возникнут мотивы, ребёнок не будет готов к постановке целей.

3 слайд.

Мотивация в организации совместной деятельности для дошкольников является непосредственным стимулом, без которого ребёнок просто не сможет включиться в предлагаемую взрослым педагогическую ситуацию. А педагог, в свою очередь, должен уметь соподчинять и компоновать разные мотивы для достижения своих учебно-воспитательных целей, учитывая при этом индивидуальные черты характера и интересы каждого из детей группы.

Таким образом:

Цель профессиональной педагогической деятельности педагога ДОУ – создание и поддержание внутренней мотивации ребенка, формирование системы (соподчинености) мотивов, мотивационной готовности как предпосылки учебных действий.

Методическая работа по формированию у педагогов мастерства мотивирования детей дошкольного возраста по сроком определена в 3 месяца (февраль, март, апрель) и представлена тремя этапами:

Аналитический (тематический контроль, наблюдение пед. процесса, анкетирование педагогов, индивидуальные собеседования, содержащие вопросы по актуальным проблемам организации образовательной деятельности);

Практический (сообщения, презентации, изготовление памяток, листовки, подборка игр);

Заключительный (круглый стол, кейс-технологии (анализ предложенной мотивации в конспектах ООД, семинар-практикум).

4 слайд.

1 этап. Аналитический. На этом этапе проведен тематический контроль, педагоги разделились на 3 подгруппы, определили мероприятия.

План проведения тематического контроля по теме:

«Состояние работы по мотивированию детей к познавательному развитию»

Цель: Выяснить состояние работы в ДОУ по мотивированию детей к познавательной активности и любознательности, определить причины и факторы, влияющие на качество педагогической работы по познавательному развитию детей.

Вопросы контроля Методы контроля Срок Ответственный

1. Обследование уровня развития познавательных интересов и любознательности у детей.

• Наблюдение пед. процесса

• Изучение познавательного интереса детей

• Беседы с детьми

Ст. воспитатель

2. Уровень профессионального мастерства воспитателей.

• Анализ организации и проведения открытых мероприятий

• Вопросник для собеседования с воспитателями (к анализу занятия)

• Анкетирование профессионального мастерства воспитателей

Ст. воспитатель

3. Создание условий

• Анализ уровня профессиональной компетентности мотивирования ребенка к деятельности по ФГОС ДО

• Посещение групп (осмотр с точки зрения содержания РППС по познавательному развитию)

Ст. воспитатель

4. Планирование работы по познавательному развитию с детьми в группах.

• Проверка планирования ООД по познавательному развитию

• Проверка планирования работы по познавательному развитию в игровых уголках и зонах

Ст. воспитатель

5. Работа с родителями.

• Посещение родительского собрания

• Анализ наглядной информации для родителей в группе

Ст. воспитатель

5 слайд.

С целью выявления уровня сформированности базовых компетентностей педагогов, позволяющих эффективно осуществлять педагогическую деятельность, проведено анкетирование.

Для педагогов составлена анкета, которая предполагает ответы на вопросы в трех позициях: 1) да; 2) нет; 3) выполняю частично.

Вопросы анкеты отражают компетентность педагога :

1. Личностные качества.

2. Постановка целей и задач педагогической деятельности.

3. Мотивация образовательной деятельности.

4. Информационная компетентность.

6. Компетенции в организации образовательной деятельности.

Обработка результатов анкет педагогов предполагает выявление уровня (высокий (да,средний (частично, низкий (нет).

Анкетирование педагогов позволило определить сформированность базовых компетентностей по данному вопросу, направления практической помощи педагогам в мотивации к познавательной деятельности воспитанников.

Изучены вопросы методического обеспечения ДОУ, наличия теоретического материала по теме: «Развитие мотивационной сферы детей дошкольного возраста».

В анкетировании и собеседованиях участвовали 10 педагогов. Результаты диагностики представлены на начало работы.

При анализе результатов анкетирования и собеседования были выделены две группы педагогов, характеризующихся разным уровнем принятия значимости мотивирования в образовательном процессе.

В первую группу вошли:

• шесть педагогов с педагогическим стажем работы, но с базовым уровнем знаний; нет представлений о разнообразии форм мотивации, внедрения их в воспитательно-образовательный процесс.

Во вторую группу вошли:

• четыре педагога, владеющие мастерством мотивирования дошкольников; есть потребность в непрерывном развитии и подкреплении своего опыта.

В третьей группе педагогов нет.

Вывод по результатам тематического контроля: в ДОУ нет хорошей информационной базы, недостаточно теоретического материала для того, чтобы процесс мотивирования дошкольников действительно имел позитивные результаты. Очень важно, чтобы педагоги умели и, самое главное, имели возможность и желание отредактировать свои умения в работе. Одно из главнейших условий успеха– овладение педагогами новыми для них формами работы.

Педагоги испытывают затруднения в мотивировании детей к учебной деятельности. Для решения этой проблемы, было принято решение: для эффективной работы педагогов необходимо разделиться на 3 группы и определить мероприятия для каждой из них.

6 слайд.

Рабочие материалы подгрупп педагогов.

1. Теоретические материалы ( ответственные: старший воспитатель, педагог высшей квалификационной категории, воспитатели старшего дошкольного возраста)

Презентация на тему: «Формирование учебной мотивации дошкольников как одна из центральных проблем повышения качества образования»

Сообщение на тему: «Развитие мотивационной сферы детей дошкольного возраста».

Памятка для воспитателей «Процесс формирования социальных мотивов у дошкольников».

2. Практические материалы ( ответственные: воспитатели групп раннего и младшего дошкольного возраста)

Памятка для воспитателей «Нельзя ругать, надо хвалить».

Листовка «Речевые формулы оценивания».

Картотека игр: «Формирование познавательной мотивации у дошкольников».

3. Итоговые материалы ( ответственный: старший воспитатель)

Круглый стол. Кейс-технологии (анализ предложенной мотивации в конспектах ООД).

Семинар-практикум «Методы активизации детей в ходе ООД».

2 этап. Практический. Первая подгруппа педагогов уточняли знания, готовили презентацию, сообщение и разрабатывали памятку:

Определены методы мотивации :

Игровая ситуация.

Проблемно-игровая ситуация.

Творческая мастерская.

Наглядные методы.

Стимулирующее поощрение и оценивание.

Беседа из личного опыта.

Вопросы.

Познавательные и соревновательные мотивы.

Метод «сквозного игрового персонажа».

Игровые мотивы– стремление выиграть, быть первым, быть в главной роли. Не следует забывать, что дети решают не учебную, а игровую задачу. Они в мире игры.

Определены способы, при помощи которых можно развивать мотивацию ребенка.

Определены принципы мотивации.

Нельзя навязывать ребёнку своё видение в решении проблемы (может быть у ребёнка будет свой путь решения проблемы). Деятельность должна представлять ребенку возможности для выбора. Важно у ребенка вызвать интерес к деятельности, стимулируя тем самым его любознательность. Строить процесс по принципу сотрудничества, поддержки педагога. Верить в каждого ребенка и его возможности; оценивать не личность, а действия, поступки; видеть ценность не только результата, но и самого процесса взаимодействия с ребенком; проявлять внимание к каждому ребенку постоянно, радуясь его самостоятельным действиям, поощряя их; не торопиться с выводами; помогать каждому в поиске своего «Я», в сохранении уникальности.

7 слайд.

Вторая подгруппа педагогов разрабатывали и демонстрировали практический материал:

Памятка для воспитателей: «Нельзя ругать, надо хвалить».

Листовка «Речевые формулы оценивания».

Картотека игр: «Формирование познавательной мотивации у дошкольников».

Педагог обязательно должен хвалить действия ребёнка за полученный результат. Действовать совместно с ребёнком, знакомить его со своими планами, способами их достижения. Учить детей планировать свою деятельность, определять цель деятельности и предвидеть результат.

Оценка педагога повышает мотивацию, если она относится не к способностям ребенка в целом, а к тем усилиям, которые прилагает ребенок при выполнении задания. Поддержка детской активности, исследовательского интереса и любопытства. Взрослый стремится не только передать инициативу ребенку, но и поддержать ее, то есть помочь воплотить детские замыслы, найти возможные ошибки, справиться с возникающими трудностями.

В создании и развитии мотивации на помощь педагогам приходит игра. Ведь одна из функций игр дошкольников заключается в том, что они служат средством удовлетворения разнообразных потребностей ребенка и развития его мотивационной сферы. В игре появляются и закрепляются новые интересы, новые мотивы деятельности ребенка.

8 слайд.

3 этап. Заключительный. В рамках круглого стола педагоги анализировали предложенные мотивации в конспектах ООД.

Запланирован семинар-практикум «Методы активизации детей в ходе ООД».

В заключении будет проведено повторное анкетирование воспитателей на тему: «Формирование учебной мотивации дошкольников».

Таким образом: важным аспектом работы является непосредственное участие педагогов в различных мероприятиях, изготовлении памяток, что повышает мастерство педагога в мотивировании детей дошкольного возраста.

9 слайд.

Хочется сказать, что плюс ко всей теории, проведенным мероприятиям, ко всем памяткам и сообщениям, педагоги не забывали соблюдать обязательные требования к профессиональной деятельности.

1. Любовь к детям.

2. Требовательность к себе и детям.

3. Доброжелательность и общительность.

4. Увлеченность работой.

5. Постоянное совершенствование педагогического мастерства.

10 слайд.

Успехов в работе!

Приглашаю к сотрудничеству!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Коррекционная работа по формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией Фонематическое восприятие – это способность различать фонемы родного языка и определять звуковой состав слова. У детей с дизартрией артикуляторные.

Методическая копилка. Обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста "Все наоборот" Цель игры: учить детей образовывать глаголы-антонимы, с помощью приставок. Материал. Две обезьянки (игрушки). Ход игры. Сегодня.

Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста Департамент образования г. Москвы Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Москвы «Школа «492» Структурное подразделение.

Формирование знаний по пожарной безопасности у детей дошкольного возраста .

Методическая разработка «Методы познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста» «Методы познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста» Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах использования разнообразных.

Методическая разработка на тему: «Основные методы умственного воспитания детей дошкольного возраста» Методическая разработка на тему: «Основные методы умственного воспитания детей дошкольного возраста» Умственное развитие ребенка происходит.

Методическая разработка по социально-коммуникативному развитию детей младшего дошкольного возраста «В гостях у сказки»Методическая разработка по социально-коммуникативному развитию детей младшего дошкольного возраста «В гостях у сказки» Уважаемые коллеги! Вашему вниманию представлена методическая разработка по социально - коммуникативному развитию детей младшего дошкольного.

Методическая разработка по экологии для детей старшего дошкольного возраста «Экологическое путешествие» Описание материала. Предложенный мною конспект -НОД для детей старшего дошкольного возраста по экологическому воспитанию. Этот конспект.

Методическая разработка подвижной игры для детей дошкольного возраста «Снежный ком» Аннотация. Подвижная игра «Снежный ком» разработана с целью профилактики гиподинамии, формирования потребности детей старшего дошкольного.

Методическая разработка. Экологический праздник для детей средне-старшего дошкольного возраста Аннотация Экологический праздник проводился в рамках мероприятий, посвященных Году экологии в России. Мероприятие рассчитано на детей средней,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая работа по формированию у педагогов мастерства мотивирования детей дошкольного возраста
Опубликовано: 7 июня 2017 в 08:35
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая работа по формированию у педагогов мастерства мотивирования детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Череданова (УИ 609630) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД