Получи документы

Методическая работа в дошкольном учреждении в условиях введения и реализации ФГОС

Валентина Ляленкова
Методическая работа в дошкольном учреждении в условиях введения и реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы

«Организация методической работы в образовательном учреждении

в условиях введения и реализации ФГОС ДО»

Ляленкова В. В. – старший воспитатель

МБДОУ детский сад № 4 «Ласточка»

В настоящее время все дошкольные учреждения активно внедряют ФГОС дошкольного образования. Введение ФГОС ДО требует изменения методической работы в дошкольном учреждении.

Публикация «Методическая работа в дошкольном учреждении в условиях введения и реализации ФГОС» размещена в разделах

Модернизация кадрового обеспечения образовательного процесса дошкольного учреждения направлена на переход от традиционного образовательного процесса к деятельностному, и вопрос методического сопровождения в ДОУ на сегодняшний день особо актуален.

Работа по введению и реализации Стандарта проходила в 3 этапа.

Начали работу с мониторинга готовности педагогического коллектива к реализации требований стандарта, который показал, что большинство педагогов готовы к освоению инноваций, но слабо представляют, что и как надо делать, не уверены в своих силах и не стремятся к самосовершенствованию.

В течение первого года введения стандарта методическая работа была направлена на его изучение. В связи с этим использовала такие формы как консультации, семинары, памятки. Разработала и провела деловую игру «Знатоки ФГТ и ФГОС ДО», где можно увидеть преемственные связи двух документов. Большое значение было уделено планированию образовательной работы и практическому использованию педагогами модели образовательного процесса по ФГОС, состоящей их 3-х блоков: совместная деятельность взрослого и ребенка, самостоятельная деятельность детей и взаимодействие с родителями по организации образовательного процесса. Было разработано комплексно-тематическое планирование работы в группах.

Мониторинг выявил такую проблему как недостаток практических умений применения педагогами ДОУ педагогический технологий. Поэтому второй год был посвящен изучению и внедрению в практику новых развивающих технологий с учетом ФГОС ДО.

В целях изучения и практического использования новых педагогических технологий был проведен теоретический семинар по теме «Современные педагогические технологии в образовательном процессе ДОУ в условиях перехода на новый образовательный стандарт».

На методическом объединении детского сада рассматривались теоретические вопросы и практические просмотры образовательной деятельности с использованием определенной технологии.

В детском саду прошла неделя педагогических идей «Мы за здоровый образ жизни!», где педагоги в работе с детьми использовали здоровьесберегающие, игровые, личностно-ориентированные технологии.

В целях внедрения в педагогический процесс технологии проектной деятельности каждому педагогу было рекомендовано включать в образовательный процесс проектную деятельность. Я, как старший воспитатель оказывала помощь в разработке групповых проектов.

В группах за эти годы реализовано много интересных проектов «Альбом выходного дня» (Андриянова Г. И., «Кукольный театр - малышам» (Бажанова Ю. Н., Смирнова Н. И., Потапова Н. Т., «Домашние птицы» (Шестакова С. Н., «Здравствуй, Олимпиада» (Грибова С. Ю., «Игра – не забава» (Осипова Е. В.) и другие.

Кроме групповых проектов, практикуются и общие проекты по детскому саду, которые разрабатываю я, а реализуем все вместе с использованием социума. Сейчас в детском саду реализуется социально-значимый познавательный проект «Люби и знай родной свой край». Свои проекты воспитатели презентуют на педсоветах и семинарах.

В результате этой работы родители воспитанников вовлекаются в организацию образовательного процесса. Повысилась заинтересованность педагогов в овладении современными педагогическими технологиями и информационными умениями. Также было отмечено развитие презентативных умений у воспитателей.

Следующий шаг внедрения стандарта посвящен освоению содержания образовательных областей с учетом ФГОС дошкольного образования. Этому способствует работа МО детского сада.

Создание условий для участия педагогов в учебно-методических объединениях дошкольного, районного и регионального уровня - приоритетное направление методической работы. Это и подготовка к открытому показу образовательной деятельности, помощь в разработке конспекта, в подготовке выступления или домашнего задания, создание разнообразных видов методической продукции (программы, методические разработки, дидактические пособия).

Открытые занятия планирую с учетом способностей педагогов и профессиональной компетенции. Это дает хорошие результаты. Воспитатели чувствуют себя увереннее, свободнее.

В нашем дошкольном учреждении организовано и наставничество. Для воспитателей, имеющих небольшой стаж работы, определены наставники. Наставничество работает, когда педагоги работают на одной группе.

Но я, как старший воспитатель, постоянно веду работу с молодыми педагогами. В рамках этой деятельности как бы выращиваю опыт воспитателя. Предлагаю подготовить и провести какую-либо форму работы. Даю первые рекомендации, воспитатель готовит конспект или сценарий, еще раз вместе рассматриваем, обговариваем, выделяем положительные стороны. После просмотра занятия проводится совместный анализ. Самое главное в этой работе создать у воспитателя мотивацию, стремление к получению хорошего результата.

Очень действенная форма повышения квалификации воспитателей – взаимопосещения. Этот метод обучения воспитателей использую в том случае, когда образовательная работа традиционна или имеет большое значение. Например, ежегодно в ноябре мы проводим неделю здоровья, которая насыщена оздоровительными мероприятиями. В течение этой недели все воспитатели смотрят друг у друга открытые занятия, проводится его самоанализ и анализ педагогами.

Одно из требований ФГОС ДО – создание развивающей среды в группах. В связи с этим педагогический и родительский коллектив был нацелен на ее преобразование. Проведен круглый стол с педагогами «Развивающая среда в контексте ФГОС ДО». Воспитатели сделали анализ групповой среды с учетом требований стандарта, наметили план действий. В настоящее время воспитатели стараются обновлять групповую среду с учетом тематических недель. В группах оформляются мини-музеи. Но работа групповых музеев еще несовершенна. Провела подробную консультацию для педагогов «Организация работы мини-музея в детском саду», и эта работа активизировалась.

В целях обновления среды и включения в педагогический процесс регионального компонента в детском саду с помощью родителей был создан мини-музей «Моя малая Родина – Красный Холм», который активно работает уже более 3-х лет. Проводятся экскурсии, игровые занятия в музее, музейные праздники, музейные пятницы с участием родителей, поисковая деятельность.

Расширение образовательной среды идет через социум. В соответствии с ФГОС ДО налажено сетевое взаимодействие с социальными партнерами: краеведческим музеем, детской библиотекой, домом детского творчества, домом народного творчества, школами города, ГИБДД. Практикуются экскурсии на предприятия города. Разработана модель сетевого взаимодействия, планирование работы по темам, заключены договоры о сотрудничестве.

Самое главное, что взаимодействие с социальными партнерами непременно проходит с опорой на родителей. Вовлечение родителей в организацию образовательного процесса – важный фактор реализации Стандарта. Сейчас родители постоянные участники всех детсадовских мероприятий, помощники в преобразовании развивающей среды. В течение учебного года в каждой возрастной группе проведены мероприятия с непосредственным участием родителей: день матери, день семьи, спортивные праздники «Папа, мама, я - спортивная семья», заседание родительского клуба «Игра в жизни вашей семьи», родительская игротека «Игра – не забава», экологическая викторина «Знатоки природы» и д. р. Такой родительской рефлексии мы добиваемся через использование нетрадиционных форм, через разъяснение требований Стандарта и установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника.

Немаловажную роль здесь играет личность педагогов. Их тоже надо готовить к сотрудничеству с родителями. Вопросы взаимодействия с семьей мы рассматриваем на педагогическом совете. В детском саду разработана программа взаимодействия с семьями воспитанников «Мы живем одной семьей», которая созвучна с ФГОС ДО. На ее базе несколько лет работала лаборатория инновационного развития по вопросам взаимодействия с родителями. Педагогами опробовано множество разных форм работы. Много лет работает родительский клуб «Аистенок». Огромная методическая и организационная работа с родителями помогает нам в реализации ФГОС ДО.

Сейчас идет период реализации Федерального образовательного стандарта.

Цель методической работы в условиях реализации ФГОС – помочь воспитателям выполнить требования стандарта, стать активным заинтересованным участником образовательного процесса.

В этот период большую роль играет методическое обеспечение педагогов. Это приобретение учебно-методических комплексов, методических средств, т. е. оснащение образовательного процесса. Это и создание методической продукции : программ, моделей, планирования.

В нашем детском саду методическими пособиями оснащены все группы. 4 группы работают по программе «От рождения до школы» Н. Вераксы. В последнее время приобретено много дидактических пособий. В детском саду 5 компьютеров, все имеют доступ к интернету. Педагоги разрабатывают рабочие программы.

Актуальной формой методической работы в этот период остается педагогический совет, просто меняется форма его проведения. (педсовет-диспут, педсовет дискуссия, педсовет-презентация, педсовет-диалог)

Педсовет — это постоянно действующий и руководящий орган в учреждении для рассмотрения основополагающих вопросов дошкольного учреждения. Это возможность участия педагогического коллектива в управлении дошкольным образовательным учреждением.

Педагогический совет помогает реализовывать годовые задачи, стоящие перед педагогическим коллективом (тематический педсовет, а также дает установку на начало учебного года (организационный педсовет, позволяет подвести итоги работы педагогического коллектива за учебный год (итоговый педсовет).

Главная цель педагогического совета – объединить усилия коллектива ДОУ для повышения уровня образовательного процесса, использование в практике достижений педагогической науки и передового опыта.

Любое мероприятие требует серьезной подготовки, если мы хотим, чтобы оно прошло хорошо. И педсовет требует тщательной подготовки. Это способствует повышению качества педсовета и сокращает время его проведения. В его подготовке принимают участие все педагоги. Я, как старший воспитатель, продумываю цель заседания, форму проведения, формулирую повестку дня и проект решения, обговариваю с педагогами задания. В рамках подготовки к педсовету проводятся консультации, тематический контроль, анкетирование. Ежегодно в нашем детском саду планируются расширенный педсовет с участием родителей или социальных партнеров. Также ежегодно на педсовете рассматриваются вопросы введения ФГОС ДО, принимаются решения.

Время требует использования новых форм методической работы, вовлекающих педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями. Как это сделать?

Прежде всего, в дошкольном учреждении необходимо создать условия для повышения активности и инициативы педагогов, для пробуждения и поощрения их творческих поисков.

Находясь в поиске нестандартных подходов к организации методической работы, наиболее эффективных методов работы с педагогами, можно сделать вывод, что активизация творческой деятельности педагогов возможна через нетрадиционные, интерактивные методы и формы работы с ними.

Я в своей работе тоже использую интерактив. Ценность такого подхода в том, что он обеспечивает обратную связь, откровенный обмен мнениями, формирует положительные отношения между сотрудниками. Стержнем данных форм работы являются коллективные обсуждения, рассуждения, аргументация выводов, соревнования умов и талантов.

Продуктивной формой работы с педагогами являются обучающие семинары: на них основное внимание уделяется повышению их теоретической и практической подготовки. Необходимым условием организации обучающих семинаров должно быть посильное участие всех педагогов. Им заранее предлагаются задания, которые позволят каждому развить педагогические способности, педагогическое мышление, коммуникативность.

В конце учебного года для педагогов был подготовлен и проведен обучающий семинар по программе «От рождения до школы», с целью подведения итогов работы по программе и выработки рекомендаций для дальнейшей работы. На семинаре был представлен методический комплекс для всех возрастных групп с выставкой и краткой аннотацией, включены теоретические и практические выступления. Был очень актуален и полезен педагогам.

Постоянно используются в работе с педагогическим коллективом открытые просмотры (показы) образовательной деятельности. Открытый показ дает возможность установить непосредственный контакт с педагогом во время занятия, получить ответы на интересующие вопросы. Показ помогает проникнуть в своего рода творческую лабораторию воспитателя, стать свидетелем процесса педагогического творчества.

Изучение, обобщение и внедрение педагогического опыта является важнейшей функцией методической работы. Планируя методическую работу, я стараюсь использовать все виды обобщения педагогического опыта. Открытый показ, работа в паре, педагогические чтения, недели педагогического мастерства, дни открытых дверей, мастер-классы - это формы распространение педагогического опыта.

В работе по внедрению Стандарта часто использую деловые игры и диспуты, тренинги, которые повышают профессиональное мастерство педагогов.

Деловая игра — это метод имитации (подражания, изображения, отражения) принятия управленческих решений в различных ситуациях, путем игры по заданным или вырабатываемым самими участниками игры правилам. Деловая игра повышает интерес, вызывает высокую активность, совершенствует умение в разрешении реальных педагогических проблем.

В работе с педагогами использую и электронные презентации — это один из современных методов работы с педагогическими кадрами, способствующий решению многих задач, а именно:

• возможность точной, доступной и яркой передачи информации,

одновременное использование различных форм справочной информации: аудио-, видеоизображения, анимация текста,

• внедрения информационных технологий во все виды и направления образовательной работы ДОУ,

Таким образом, электронные презентации формируют информационную культуру педагогов и способствуют повышению качества воспитательно-образовательного и управленческого процесса.

Успешной формой работы с педагогами можно считать и смотр-конкурс, выставку — это способ проверки знаний, умений, навыков, педагогической эрудиции, работа по преобразованию развивающей среды в группах. В детском саду проходят разнообразные конкурсы: по подготовке к новому учебному году, уголков экспериментальной деятельности, по созданию условий для творческой деятельности детей, смотр-конкурс групповых мини-музеев.

Педагогический ринг, дискуссия, дебаты, решение педагогических ситуаций — ориентирует педагогов на изучение новейших исследований в психологии и педагогике, эти формы дают возможность выслушать разные точки зрения, обсудить какую либо идею.

КВН, Что? Где? Когда? Счастливый случай – такие формы используются мной редко, но в своей работе я их использовала.

Деятельность педагогов при работе в активных формах позволит подготовить педагогов нового типа, способных активно содействовать реализации различных образовательных проектов.

Педагог является ключевой фигурой в обновлении дошкольного образования, а методическая работа в ДОУ — это неотъемлемая составляющая единой системы непрерывного образования педагогических кадров.

Публикации по теме:

Использование ИКТ в образовательном процессе в условиях введения ФГОС в ДОУ С 01 января 2014г. вступил в силу приказ Минобрнауки №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного.

Методическая разработка «Примерный план работы логопеда в условиях кружковой работы в дошкольном учреждении» Методическая разработка: «Примерный план работы в условиях кружковой работы в дошкольном учреждении» составители: учитель-логопед МБДОУ.

Методическое сопровождение педагогов в условиях введения ФГОС дошкольного образования Вступивший в силу с 01 сентября 2013 года федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. определил.

Использование здоровьесберегающих технологий в условиях введения ФГОС до Презентация к родительскому собранию «Использование здоровьесберегающих технологий в условиях введения ФГОС до». 1 (слайд) «Использование.

Работа с родителями в условиях реализации ФГОС до Работа с родителями в условиях реализации ФГОС ДО Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Воспитательные функции.

Работа с родителями по музыкальному воспитанию дошкольников в условиях реализации ФГОС в ДОУ Создание единого пространства для гармоничного развития личности ребенка между семьей и дошкольным образовательным учреждением, является.

Разработка рабочей программы педагога в условиях введения ФГОС ДО На современном этапе в системе образования Российской Федерации большое значение придается дошкольному образованию, которое дети получают.

Речевое развитие детей в ДО в условиях введения ФГОС Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 29 «Малышка» городской округ город- курорт.

Тренинг психологической поддержки педагогического персонала в условиях введения ФГОС Данный тренинг первый, вводный в серии встреч по психологической поддержке педагогического персонала в условиях введения ФГОС. В нашем учреждении.

Вариативная часть ООП доо в условиях введения ФГОС до. Система работы ДОО по реализации регионального компонента. Вариативная часть ООП ДОУ в условиях введения ФГОС ДО. Система работы ДОУ по реализации регионального компонента на основе авторской программы.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Методическая работа в дошкольном учреждении в условиях введения и реализации ФГОС
Опубликовано: 31 августа 2016 в 22:47
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая работа в дошкольном учреждении в условиях введения и реализации ФГОС» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Ляленкова (УИ 578785) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД