Светлана Бабкина
Педсовет «Создание условий для расширения речевой активности детей посредством ознакомления с художественной литературой»
▼ Скачать + Заказать документы
«Создание условий для расширения речевой практики детей, развитие их речевой активности, потребности в речевой коммуникации посредством ознакомления с художественной литературой»
Бабкина Светлана Викторовна, воспитатель группы№5 МОУ детский сад №5 «Олимпия»
г. Волгоград, ул. Им 8-ой Воздушной Армии, 43
Вид педсовета : тематический.
Форма проведения: интерактивная игра (полет в самолете)
Публикация «Педсовет „Создание условий для расширения речевой активности детей посредством ознакомления с художественной литературой“» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Цель: Повышение профессионального уровня педагогов в работе с детьми по развитию их речевой активности, потребности в речевой коммуникации посредством ознакомления с художественной литературой.
Задачи:
1. Обобщить и систематизировать знания педагогов об основах культуры общения, соблюдения этических норм речевого поведения; систематизировать методы и приемы формирования речевого этикета.
2. Совершенствовать в детском саду работу по художественно-речевому развитию дошкольников.
3. Создать в коллективе обстановку творческого поиска, инициативы и активизации деятельности педагогов.
Повестка дня:
I. Теоретическая часть
1.1. Вступительное слово заведующего «Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы»
Ответственный: заведующий МОУ
1.2. Подведение итога реализации первой годовой задачи.
Ответственный: воспитатель группы №5
1.3 Разминка «Мозговой штурм»
Ответственный: воспитатель группы №5
1.4. Информационное сообщение «Особенности организации единого речевого пространства в ДОУ».
Ответственный: логопед
II. Практическая часть
2.1. Задание 1. «Переведи пословицу на русский язык»
Задание 2. «Объясни выражение»
Задание 3. «Угадай название сказки»
Ответственный: воспитатель группы №5
2.2. Домашнее задание: «Использование образовательных технологий при реализации образовательной области «Речевое развитие».
Ответственные: воспитатели всех групп
2.3. Принятие решения педагогического совета.
Ход педагогического совета
I Теоретическая часть
Ведущий: Команда педагогов отправлена в служебную командировку для ознакомления с современными образовательными технологиями при реализации образовательной области «Речевое развитие».
Для этого всем членам экипажа понадобится «портфель» информационных, профессиональных, коммуникативных компетенций, чтобы принять рациональные, творческие решения и использовать данные формы работы в совместной образовательной деятельности с детьми.
Воспитатель группы№5 (пилот) сообщает:
- Уважаемые дамы, мы рады приветствовать вас на борту лайнера «Олимпия». Экипаж желает вам приятного полета, прошу вас удобно разместиться в креслах, наш лайнер готов к полету мы набираем высоту (ШУМ САМОЛЕТА).
Наш лайнер набрал необходимую высоту, время в полете 1 час 50 минут.
Прослушайте полезную информацию: во время полета вам будут предложены прохладительные напитки «Болтушка», легкий обед «Интеллектуал», за время полета вы сможете ознакомиться со свежей прессой.
- Уважаемые дамы, Вас приветствует капитан нашего экипажа (заведующий).
1.1. Вступительное слово руководителя: «Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы»
- Одна из годовых задач, над которыми работает наш коллектив, звучит следующим образом: «Совершенствование психолого-педагогических условий для расширения речевой практики детей, развитие их речевой активности, потребности в речевой коммуникации посредством ознакомления с художественной литературой» это одна из годовых задач деятельности МОУ детского сада №5 «Олимпия»
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость речевого развития дошкольников подтверждается и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, в котором выделена образовательная область «Речевое развитие».
В соответствии со стандартом (ФГОС ДО) речевое развитие детей дошкольного возраста включает овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Используя разнообразный материал (игровой, дидактический, дети учатся правильно использовать слова и предложения в общении со взрослыми и сверстниками, связно и выразительно рассказывать, узнают много интересного об окружающем их мире.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем, это фундамент для последующего систематического изучения родного языка.
Любовь детей к сказкам и художественной литературе общеизвестна, поэтому педагогу необходимо иметь багаж знаний по данному вопросу. Приобретением нового и развитием старого багажа мы сегодня и займемся.
1.2. Подведение итога реализации первой годовой задачи.
Справка по итогам реализации первой годовой задачи «Совершенствование психолого-педагогических условий для расширения речевой практики детей, развитие их речевой активности, потребности в речевой коммуникации посредством ознакомления с художественной литературой» детском саду «Олимпия»
1.3. Разминка «Мозговой штурм»
Воспитатель группы № 5 сообщает:
- Уважаемые дамы сейчас вам будут предложены прохладительные напитки «Болтушка». Вам будут предложены коктейли, которые состоят из следующих ингредиентов:
Компонент № 1. Назовите средство передачи мыслей (речь).
Устная речь всегда обусловлена речевой ситуацией. Различают:
- неподготовленную устную речь (беседа, интервью, выступление в дискуссии) и подготовленную устную речь (лекция, доклад, выступление, отчёт);
Компонент № 2. Назовите одну из форм неподготовленной устной речи (беседа)
Компонент № 3. Вид речи, обращённой к одному или группе слушателей, иногда - к самому себе (монологическая).
Компонент № 4. Совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации (Мнемотехника).
Компонент № 5. Для работы, с детьми какой возрастной группы используются следующие произведения:
1. А. Барто. «Игрушки», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Сорока Белобока», К. Чуковский. «Цыпленок», С. Маршак «Сказка о глупом Мышонке»
(1-ая младшая группа)
2. З. Александрова «Мой мишка», А. Барто «Девочка-ревушка», С. Маршак «Усатый-полосатый», «Петушок и бобовое зернышко», «Маша и медведь», «Коза-дереза», «У солнышка в гостях», Е. Чарушин «Волчишко»
(2-ая младшая группа)
3. «Лисичка со скалочкой», «Гуси-Лебеди», «Два жадных медвежонка», «Зимовье»,Я. Тайц «По грибы»,К. Чуковский «Федорино горе», Александрова «Ветер на речке», «Одуванчик».
(средняя группа)
4. Н. Носов «Живая шляпа», «Айога», «Хаврошечка», «Серебряное копытце», Х. К. Андерсен «Гадкий утенок», «Сказка о царе Салтане», «Спящая красавица» (старшая, подготовительная группы)
1.4. Информационное сообщение «Особенности организации единого речевого пространства в ДОУ»
Воспитатель группы № 5 сообщает:
- Наш полет проходит в нормальном режиме сейчас вам будет предложена свежая пресса «Особенности организации единого речевого пространства в ДОУ.
II. Практическая часть
Воспитатель группы № 5 сообщает:
- Уважаемые пассажиры просим вас привести спинки кресел в вертикальное положение, сейчас мы хотим вам предложить легкий обед «Интеллектуал», состоящий из трех блюд: салат, закуска и компот.
Салат. «Переведи пословицу на русский язык»
Переведите пословицы на русский язык
Сын леопарда - тоже леопард (Африка). - Яблоко от яблони недалеко падает.
Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан) - Шила в мешке не утаишь.
Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция) - В тихом омуте черти водятся
Молчаливый рот - золотой рот (Германия) - Слова - серебро, а молчание - золото
Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия) - Язык до Киева доведет
Закуска. «Объясни выражение»
В нашем языке существуют устойчивые выражения, которые называются идиомами, они не определяются значениями входящих в них слов. Например, выражение «держать язык за зубами» означает – помалкивать.
- дело в шляпе (все хорошо);
- плясать под чужую дудку (действовать не по собственной воле);
- как на иголках (состояние крайнего волнения, беспокойства);
- чесать язык (болтать попусту);
- морочить голову (отвлекать от основного дела пустыми разговорами).
Компот. «Угадай название сказки»
Слова противоположные по смыслу называются антонимами.
Задание: каждое слово замени противоположным и получи название сказок
Пес без шапки - Кот в сапогах;
Красные усы – Синяя борода;
Красивый цыпленок – Гадкий утенок;
Серебряная курочка – Золотой петушок;
Черная туфелька – Красная шапочка.
2.2. Домашняя страничка
Воспитатель группы № 5 сообщает:
- Уважаемые дамы и господа, наш полет подходит к концу, через несколько минут наш лайнер приземлится в городе Ноябрьске, после чего вам будет предложено пройти в зеленый коридор для прохождения таможенного контроля. Для подтверждения личности вам необходимо предоставить «Образовательные технологии, используемые при реализации образовательной области «Речевое развитие».
Домашнее задание:
«Использование образовательных технологий при реализации образовательной области «Речевое развитие».
Воспитатели всех групп представляют коллегам дидактический материал, которые они используют в своей работе при реализации образовательной области «Речевое развитие».
Подведение итога педсовета.
Воспитатель группы № 5 сообщает:
- Ваша командировка прошла успешно. Вы ознакомления с образовательными технологиями, которые можно использовать при реализации образовательной области «Речевое развитие».
Компания Аэролиний «Олимпия» предлагает вам в виде бонуса подарки.
Памятка для педагогов «Правила для смелых и упорных педагогов».
• Если вы испытываете затруднения в работе по развитию речи, то планируйте этот вид деятельности не иногда, не часто, а очень часто. Через 5 лет станет легче.
• Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать можно только ещё одним вопросом, или двумя, или десятью… Но знайте: количество вопросов обратно пропорционально уровню мастерства.
• Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да», или «нет». Это не имеет смысла.
• После проведения занятия просмотрите конспект еще раз, вспомните все вопросы, которые вы задавали детям, и замените его одним более точным.
• Если рассказ не получился или получился с трудом – улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди.
2.3. Принятие решения педагогического совета.
А сейчас мы предлагаем вам получить свой багаж, и ознакомиться с дальнейшими рекомендациями.
Решение педсовета.
1. Считать работу воспитателей по развитию речи детей посредством художественной литературы удовлетворительной.
2. Продолжать создавать в ДОУ условия для развития речи детей.
Срок: постоянно
Ответственный: воспитатель группы №5, воспитатели.
3. Продолжить работу по годовой задачи в тесном сотрудничестве с родителями: во всех группах организовать взаимодействие с родителями по созданию своими руками тематических альбомов; творческих книг с содержанием сказок, стихов, загадок, рассказов собственного сочинения и иллюстраций; сделанные совместно с родителями и детьми.
Срок: 10.10.2020 г.
Ответственный: воспитатели.
4. Провести в группах родительские собрания по теме «Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы»
Срок:10.10.2020 г.
Ответственный: воспитатели.
5. Воспитателям обратить внимание при планировании чтения художественной литературы на каждый день : необходимо подбирать литературные произведения в соответствии с возрастной группой; использовать для чтения разнообразные жанры.
Срок: постоянно
Ответственный: воспитатель группы №5, воспитатели.
Литература
1. Голицина Н. С. «Система методической работы с кадрами в ДОУ» - Изд. Скрипторий: Москва 2006 г.
2. Елжова Н. В. «Педсоветы, семинары, методические объединения в ДОУ» - Изд. 2-е - Ростов н/ Д: Феникс, 2008 г.
3. Журнал «Дошкольное воспитание» № 6, 2009 г.
4. Журнал «Дошкольное воспитание» № 11,2009 г.
5. Новоторцева Н. В. Развитие речи детей. – Ярославль: «Академия развития», 1998.
6. Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008 г.
7. Цейтлин С. Н., Погосян В. А., Еливанова Е. А., Шапиро Е. И. «Язык. Речь. Коммуникация» – СПб. : КАРО, 2006 г.