Давиденко Светлана
Развитие фонематического слуха у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие фонематического слуха у дошкольников
Комитет по образованию
администрации муниципального образования
Тихвинский район Ленинградской области
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад Россияночка»
Методическая разработка
«Развитие фонематического слуха у дошкольников»
Разработала:
Давиденко Светлана Викторовна,
воспитатель высшей
квалификационной категории
2021год
Содержание:
Публикация «Развитие фонематического слуха у дошкольников» размещена в разделах
I. Пояснительная записка.
II. Понятие «фонематический слух».
III. Возрастные нормы развития фонематического слуха.
IV. Типичные нарушения фонематического слуха.
V. Причины, приводящие к нарушению фонематического слуха.
VI. Дидактические игры и упражнения, направленные на развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста.
VII. Методические рекомендации по организации дидактической игры с детьми.
VIII. Библиография.
IX. Приложение.
Цель:
Цель: определение методов и приемов по развитию фонематического слуха в процессе формирования правильного звукопроизношения.
Задачи:
• Определить понятие «фонематический слух» и особенности его развития в дошкольном возрасте.
• Раскрыть значение развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста.
• Расширить знания об организации игровых упражнений и дидактических игр с детьми дошкольного возраста по развитию фонетического слуха у ребёнка.
• Разработать рекомендации по использованию игр и игровых упражнений, для развития фонематического слуха.
«Жизнь была бы страшно скучной,
если б жизнь была беззвучной…
Как прекрасно слышать Звук:
Шум дождя и сердца стук!»
А. А. Усачёв
I. Пояснительная записка.
Культура речи - это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учётом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средствами, в том числе интонацией, словарным запасом, грамматическими формами).
Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими людьми.
Воспитание звуковой культуры – одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения.
Работа по воспитанию звуковой культуры речи осуществляется систематически на специальных речевых занятиях, но она может входить и в содержание других занятий. Например, при согласовании с музыкальным работником в процессе прослушивания музыки, во время пения, выполнения музыкально-ритмических движений решается одновременно и ряд задач, направленных на развитие речевого дыхания, слухового внимания, голоса, темпа речи и др.
Воспитание ЗКР не следует сводить только к формированию правильного произношения звуков. Это лишь часть работы по ЗКР. Воспитатель помогает детям овладеть правильным речевым дыханием, правильным произношением всех звуков родного языка, чётким произнесением слов, умением пользоваться голосом, приучает детей говорить не торопясь, интонационно выразительно. Воспитатели занимаются работой, направленной на предупреждение недостатков речи.
Воспитание звуковой культуры речи предполагает:
формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения, для чего необходимо развитие речевого слуха, речевого дыхания, моторики артикуляционного аппарата;
воспитание орфоэпически правильной речи – умения говорить согласно нормам литературного произношения. Орфоэпические нормы охватывают фонетическую систему языка, произношение отдельных слов и групп слов, отдельных грамматических форм. В состав орфоэпии входит не только произношение, но и ударение, т. е. специфическое явление устной речи;
формирование выразительности речи – владения средствами речевой выразительности предполагает умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями. Замечено, что ребенок в повседневном общении владеет естественной выразительностью речи, но нуждается в обучении произвольной выразительности при чтении стихов, пересказе, рассказывании;
выработка дикции – отчетливого, внятного произношения каждого звука и слова в отдельности, а также фразы в целом;
Работа по звуковой культуре речи должна вестись в следующих направлениях:
развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного аппарата, речевого дыхания, голосового аппарата) и на этой основе формирование произношения звуков, слов, четкой артикуляции;
развитие восприятия речи (слухового внимания, речевого слуха, основными компонентами которого являются фонематический. звуковысотный, ритмический слух).
В начальный этап логопедической работы и составной частью многих методов коррекционного воздействия по зкр входит фонематический слух.
Большая часть дошкольников к моменту поступления в школу полностью овладевают правилами звукопроизношения, имеют довольно активный словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. Базовой предпосылкой овладения письмом является развитый фонематический слух. Под фонематическим слухом - основным компонентом восприятия речи - понимается способность человека слышать и различать отдельные фонемы, или звуки в слове, определять наличие звука в слове, их количество и последовательность. Ребенок, поступающий в школу, должен уметь различать отдельные звуки в слове.
Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Развитие фонематического слуха у детей - залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем - и иностранным языкам.
Несформированность фонематического слуха негативно влияет на формирование звукопроизношения, ребёнок не только плохо дифференцирует на слух некоторые звуки, но и не овладевает их правильным произношением.
Учитывая важность и необходимость работы по развитию фонематического слуха, ниже представлена методическая разработка по определение методов и приемов его развития.
I. Понятие «фонематический слух»
Всем известно, что дети обучаются речи со слуха. Но не все знают, что “слухов” у человека, по крайней мере, три.
Один – физический. Он позволяет нам слышать звуки окружающего мира: журчание воды, шелест листьев, щебет птиц, лай собаки, вой сирены, хлопанье форточки и т. д.
Второй слух – музыкальный. Это тонкий слух, позволяющий человеку наслаждаться прекрасной музыкой.
Третий – речевой. Этот слух имеет особенное значение, так как благодаря ему мы обретаем способность различать все тонкости звуков человеческой речи. Доказано, что можно иметь замечательный музыкальный слух и плохой речевой, и наоборот.
Если говорить более точно, в речевом слухе содержится еще один – фонематический. Он необходим для того, чтобы мы овладели фонематической системой, так сказать “кодом” языка.
Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом.
Ребенок может прекрасно слышать даже самый тихий шепот, но иметь неразвитый фонематический слух.
Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного, например: дом-сом-лом-ком.
Фонематический слух - это способность к слуховому восприятию звуковой речи, фонем, умение различать звуки речи в их последовательности в словах и умение различать близкие по звучанию фонемы.
Он выполняет смыслоразличительную функцию и развивается в процессе общения с окружающими близкими.
Развитие фонематического слуха начинается с самых первых этапов логопедической работы и входит составной частью во многие методы коррекционного воздействия. Проводятся специальные упражнения в игровой форме. Игры и упражнения для развития фонематического слуха у детей можно проводить на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях.
Развитие фонематического слуха у всех детей происходит очень индивидуально. Развитие фонематического слуха у дошкольников можно при помощи специальных упражнений. Эти упражнения помогут детям распознавать заданный звук в словах, определять место звука в слове, различать слова и формы слов, отличающиеся лишь одной фонемой.
Этапы работы по развитию фонематического слуха
1 этап: узнавание неречевых звуков.
2 этап: различение звуков речи по тембру, силе и высоте.
3 этап: различение сходных между собой по звучанию слов.
4 этап: различение слогов.
5 этап: различение звуков
6 этап: освоение ребенком навыков анализа и синтеза.
Работа по развитию фонематического восприятия начинается на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи.
Фонематический слух включает в себя 3 речевые операции:
• способность слышать есть данный звук в слове или нет;
• способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;
• способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.
Фонематический слух формируется у детей очень рано, начиная с момента появления ребенка на свет и на протяжении всего дошкольного возраста. Отсюда можно сделать вывод, что чем больше будут в этот период общаться и заниматься с ребенком взрослые, тем меньше у него потом будет проблем с развитием фонематического слуха и восприятия, т. е. не будет проблем в дальнейшем обучении ребенка грамоте и письму.
Фонематический слух осуществляет слежение за непрерывным потоком слогов: все звуки должны произноситься нормировано, чтобы их смогли опознать слушающие. Непривычное для данного языка произношение оценивается фонетическим слухом как неправильное.
Аспекты, на которые оказывает влияние фонематический слух :
• Общеречевое развитие ребенка : усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции.
• Выработка орфографических навыков.
• Овладение чтением.
• Овладение операциями звукового анализа и синтеза.
• Успешность обучения грамоте.
• Ошибки, возникающие из-за несформированности фонематического слуха :
Смешение звуков:
звонкие - глухие (блакала – плакала);
свистящие – шипящие (чаши – часы);
твердые – мягкие (ягоди – ягоды);
сонорные (тли – три);
аффрикаты (чветы – цветы).
Перестановка и включение отдельных звуков
(наушинки – наушники, нулжа – лужа).
Пропуск слогов, безударных частей слова, лишние слоги
(метает – подметает, тишинына – тишина).
Замена звуков
(табака – собака, идют – идёт).
Ошибки при чтении:
пропуск букв, слогов, предлогов;
замена и перестановка букв, слогов;
«застревание» на какой-либо букве, слоге, слове;
Недостаточно сформированный фонетический слух затрудняет выполнение звукового анализа слова. А именно умение раскладывать слышимое слово на последовательный ряд звуков. Что в свою очередь, делает проблематичным, процесс овладения чтением и письмом (письменной речью).
Развитие у детей фонематического слуха является необходимым условием для успешного обучения детей грамоте.
III. Возрастные нормы развития фонематического слуха.
В настоящее время существует пять этапов развития фонематического слуха и фонематического внимания, которые проходит ребенок в овладении речью.
1 этап
Первый год жизни – уже на третьей неделе жизни младенец должен проявлять внимание к резким звукам, а в два месяца начинать прислушиваться и к более тихим шумам. В три месяца малыш без труда отыскивает взглядом заинтересовавший его источник звука, реагирует на него улыбкой, с удовольствием слушает музыку. С четырех месяцев ребенок начинает подражать звукам, лепетать, к полугоду различает свое имя. К концу первого года жизни при нормальном развитии фонематического слуха малыш различает часто употребляемые слова.
2 этап
На втором году жизни – фонематический слух активно развивается. Несмотря на то, что речь ребенка ещё далека от совершенства, он уже может различать все фонемы родного языка. К концу второго года малыш в состоянии определить на слух, неверно произнесенный звук в речи взрослого, но собственное произношение пока ещё не контролирует. Самое главное и очень важное достижение третьего года жизни – возможность ребенка самостоятельно определять неверно произнесенный звук в собственной речи. Если этот навык фонематического восприятия не сформируется к трем годам, то малыш, не сможет овладеть правильным звукопроизношением.
3 этап
На четвертом году жизни - фонематический слух совершенствуется, становится более дифференцированным. Ребенок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух и в собственном произношении, что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза.
4 этап
На пятом году – формируется звуковой анализ, т. е. умение определять последовательность и количество звуков в слове. В связи с тем, что дети поступают в детский сад в разном возрасте и неодинаково усваивают все разделы звуковой культуры речи, работа по ее формированию должна продолжаться и в старших группах.
5 этап
Основной задачей формирования звуковой культуры речи у детей 5—6 лет является дальнейшее совершенствование речевого слуха, закрепление. На этом этапе формирование звуковой культуры речи можно связать с работой по дифференциации звуков, наиболее часто смешиваемых детьми.
IV. Типичные нарушения фонематического слуха.
Предметом анализа в данной работе явились фонематические ошибки дошкольников, под которыми понимались:
— искажения структуры слова;
— неправильное начертание буквы;
— нарушения основных правил графики.
Недостаточное развитие фонематического восприятия тормозит процесс звукообразования у ребё нка: звуки формируются с большой задержкой и часто искаженно. Таким образом, одним из важнейших условий формирования звукопроизношения будет то, как ребёнок воспринимает на слух, дифференцирует фонемы родного языка. Дети с хорошим фонематическим восприятием рано начинают говорить чисто, так как они чётко воспринимают все звуки нашей речи. А у детей с недоразвитым фонематическим восприятием страдает не только звукопроизношение, но и понимание речи, так как они не могут дифференцировать близкие по звучанию фонемы, и слова с этими фонемами для них звучат одинаково, например: сами-сани, почка-бочка, лиса (животное) - леса (мн. число слова лес). Итак, если у ребёнка нарушена моторика артикуляционного аппарата и фонематическое восприятие, то тяжело будет формироваться звукопроизношение, процесс чтения и будут наблюдаться многочисленные ошибки на письме, и поэтому ему необходимы специальные коррекционные занятия. Значительная часть детей 5-6 лет не осваивает вовремя звуковые нормы русского языка. Причины этого разные, но решающее значение имеют недостатки фонематического восприятия. Известно, что звуко-буквенный анализ основан на умении различать звуки, из которых состоит каждое слово, и соотносить их с нужными буквами. В свою очередь, звуковой состав слова воспринимается ребенком при условии правильного взаимодействия слуха, речи и двигательного анализатора. То есть ребенок должен не только правильно произносить все звуки, но и уметь их различать на слух. Получается, обучение грамоте, вопреки всеобщему мнению, начинается не в школе, а еще в дошкольном детстве. Таким образом, если ребенок к 5 годам неправильно произносит те или иные звуки, это является серьезным сигналом о недостаточной готовности к освоению звуко-буквенного анализа. Другими словами, ребенку трудно будет даваться обучение чтению и письму. Писать и читать он будет с ошибками.
Как же можно проверить фонематический слух?
1 Показать ребенку похожие по звуковому наполнению картинки. Названия должны различаться только одним проверяемым звуком. Например: коза — коса, мишка – миска, кошка – кочка, ложки – рожки, лук – люк.
Чтобы получить правильный результат, необходимо соблюдать следующие :
-Картинки должен называть взрослый, ребенок только показывает на них.
- Картинки должны называться в разной последовательности, иногда одно и то же название повторяется несколько раз подряд.
- Дополнительно взрослый ничего не поясняет ребенку.
- Дети очень наблюдательны, и часто следят, куда направляется взгляд
Поэтому проверяющему нельзя смотреть на называемую картинку. Это может облегчить ребенку выполнение задания.
- Рот взрослого закрывается листом бумаги, ладонью. Для чего это делается?
Наша задача проверить, хорошо ли ребенок различает звуки на слух.
Некоторые звуки, которые на слух малыш не различает, могут быть узнаны им по вашей артикуляции.
- Во время обследования следует внимательно наблюдать за поведением ребенка во время показа картинок: выполняет ли он задания спокойно и уверенно или же колеблется, вопросительно поглядывает на взрослого или просто показывает картинки наугад.
2 Ребенку предлагается повторить цепочки слогов или оппозиционными звуками:
Да – та
Та – да
КА – га
Та – да – та
Да – та – да
КА – га – кА
Ца – ча – ца
Ча – ща – ща
Оц – оть – оц
Сок – цок
Том – дом
Лук – люк
3 Попросить ребенка хлопнуть в ладоши, если он услышит заданный звук. При этом проверяющий называет разные звуки, включая очень похожие с заданным звуком по каким-либо признакам. Потом слоги, среди которых встречается заданный звук. Затем слова по такому же принципу.
V. Можно выделить несколько главных причин, приводящих к нарушению фонематического слуха.
За речевой слух отвечают центральная и периферическая нервная система. Негативное влияние, оказанной на них, является толчком к акустическим дисфункциям.
Основными причинами нарушения могут стать:
• Ослабление организма в любом возрасте, особенно раннем
• Инфекционные заболевания
• Проблемы пищеварением
Недостаток витаминов, минеральных веществ ведет к вялости, замкнутости, апатичности. Слабеет внимание, уровень концентрации, память в том числе речевые.
• Заболевания щитовидной железы
Особенно опасен гипотиреоз в раннем возрасте, у новорожденных детей. Недостаток гормонов или их изобилие оказывают сильнейшее влияние на мозговые процессы, психическое развитие.
• Тугоухость и другие нарушения слуха
Если ребенок не в состоянии расслышать звук, он не может его запомнить и правильно воспроизвести. Поэтому в некоторых случаях причиной нарушения фонематического слуха становится тугоухость. Все осложняется тем, что выявить такую патологию у маленьких детей бывает не так-то просто. Ребенок может в общих чертах понимать, что ему рассказывают, и выполнять просьбы, но при этом не слышать четко все звуки. К отоларингологу следует обратиться, если у ребенка были или имеются симптомы отита: беспокойство, боль в ухе или височной области, гнойные выделения из наружного слухового отверстия.
• Гиперактивность
Далеко не всегда к проблемам с фонематическим восприятием приводят серьезные заболевания. У некоторых детей просто имеются определенные особенности организации нервной системы, в силу которых может пострадать фонематический слух. Например, если ребенок очень подвижный, активный и неусидчивый, ему очень трудно концентрировать внимание на улавливании и произношении фонем. Он улавливает фонемы отрывочно, так же воспроизводит. В таком случае возникает потребность уделить особое внимание развитию звукового восприятия, и речь ребенка нормализуется.
• Неблагоприятная социальная среда
С высокой долей вероятности может стать причиной нарушения фонематического слуха. Например, если родители мало разговаривают с ребенком, не читают ему книжки или ограничивают его в общении с окружающими, малыш практически не слышит правильной речи, не может тренировать свой речевой слух и улавливать правильное произношение фонем в различных словах. Причиной патологий речевого восприятия может стать неправильное произношение слов самими родителями.
Чем бы не были вызваны нарушения фонематических процессов, наряду с медикоментозным лечением, при показаниях врачей, обязательно должна проводиться педагогическая коррекция.
Устранение дефектов речи невозможно без специальной коррекции фонематических процессов.
Ранняя диагностика сформированности фонематического слуха является необходимой для своевременного преодоления его недоразвития и коррекции речи в целом
VI. Дидактические игры и упражнения, направленные на развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста.
Для того, чтобы работа по развитию фонематического слуха имела системный характер, была интересной каждому ребёнку, необходимо проводить упражнения в виде игр. Применение дидактических игр как одного из наиболее продуктивных средств обучения позволяет, во-первых, учить детей весело, радостно, без принуждения. Во-вторых, игра помогает наряду с формированием и развитием фонематического восприятия организовать деятельность ребенка, обогащает его новыми сведениями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное, стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к урокам русского языка, воспитывается любовь к родному языку. В-третьих, игру можно применять в различных вариантах (иногда использовать только фрагменты игры, обновляя при этом речевой материал и включая в нее дидактический материал разноуровневого характера.
Главной задачей ДОУ является то, что она призвана заложить у ребенка знания, сформировать навыки и умения, развить способности и задатки, необходимые для дальнейшего обучения в школе. Одним из таких необходимых условий является развитый фонематический слух, потому что он является основой для овладения орфоэпическими и орфографическими навыками.
«У ребенка фонематический слух формируется не сразу, а в процессе развития речи (ее восприятия и воспроизведения)», – подчеркивает О. В. Правдина. Развитие фонематического слуха происходит в соответствии с закономерностями формирования любой сложной психической деятельности; в начале его развития ребенок, слушая речь, фиксирует внимание на артикуляции говорящего и сам повторяет услышанное.
- Для успешного развития фонематического слуха педагог должен учитывать возрастные и психологические особенности детей.
- Тщательно продумывать и выбирать эффективные приемы и методы обучения, доступно доводить учебный материал до каждого воспитанника.
- Во время работы со звуками, в группе не должно не быть тишины все стараются и произносят, шепчут и слушают звуки.
Упражнения для развития фонематического слуха построены по принципу от простого к сложному. Подбор игр должен идти в строгой последовательности: сначала для развития слухового внимания, т. е. умения ребенка различать неречевые звуки по их звукочасточным свойствам. Затем для развития слуха, т. е. умение ребенка различать голоса людей, понимать смысл фразы говорящего. И лишь после этого следует переход к развитию фонематического слуха, т. е. умению слышать составные части слова.
VIII. Библиография.
1. Дурова Н. В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. – М. : Мозаика-Синтез, 2012. – 112 с.
2. Дьякова Н. И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников. – М. : Издательство «Сфера», 2010.
3. Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет : Учеб-метод. пособие к рабочей тетради "От слова к слову». – M., 2007.
4. Лукина Н. А., Никкинен И. И. «Научите меня слышать» (Развитие слухового восприятия, внимания, памяти, СПб. : «Паритет», 2013.
5. Смолянская В. С. Картотека игр по обучению дошкольников грамоте и чтению. – Мозырь: Содействие, 2010.
6. Ткаченко Т. А. Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника. – M. : Гном и Д., 2005.
7. Фомичёва М. Ф. «Воспитание у детей правильного произношения»,М. : «Институт практической психологии», 2013.
8. Шибаев А. «Язык родной, дружи со мной», СПб : «ДИТГИЗ»,2008