Папки-передвижки

Разучивание песен с приемами мнемотехника для формирования смысловой памяти и речевого воспроизведения

гуля хасаншина
Разучивание песен с приемами мнемотехника для формирования смысловой памяти и речевого воспроизведения

Разучивание песен с приемами мнемотехника для формирования смысловой памяти и речевого воспроизведения

Работая в детском саду музыкальным руководителем, я на музыкальных занятиях в 1 и во 2 младших группах сталкиваюсь с большой проблемой - детям трудно запоминать и правильно произносить тексты песен, стихов, сценок и т. д. Дети не любят запоминать песни как стихотворение, повторяя их несколько раз. Они быстро устают. Также переучивание неправильного произношения окончания слов для них происходит очень мучительно.

Публикация «Разучивание песен с приемами мнемотехника для формирования смысловой памяти и речевого воспроизведения» размещена в разделах

Как сформировать речь ребенка, помочь ребенку почувствовать ритм речи, мелодию слов, переживать содержание услышанной речи? Ответы я нашла в методике мнемотехника.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится более актуальным. Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала – мнемотаблица.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Это графическое или частично графическое изображение персонажей песни, сказки, стихотворений, явлений природы, некоторых действий. Изобразить нужно так, чтобы нарисованное было понятно детям. Для детей младшего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы : цыпленок – желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая и т. д.

Целью моей деятельности я поставила : развитие слуховой и зрительной памяти, психических процессов: памяти, мышления, воображения, внимания и речи посредством мнемотехники.

Основные задачи:

- формирование развитие у детей умения с помощью графического рисунка, понимать и рассказывать знакомые песни по мнемотаблице;

-развитие музыкального слуха, умственной активности, сообразительности, наблюдательности;

-обучению детей правильному звукопроизношению.

Принцип моей работы по разучиванию песни :

1. Прослушивание новой песни.

2. Беседа о характере песни и ее содержании.

3. Рассматривание таблиц с определением текстового значения каждой картинки.

4. Разучивание песен по фразам при помощи соответствующих тексту картинок.

5. Исполнение песни при помощи мнемотаблицы.

6. Исполнение с образными движениями (без мнемотаблиц).

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий. В мнемосхемах к песням я использую маленькие картинки (изображения) : схемы нужно выполнить так, чтобы нарисованное было понятно детям, вызывало у них наглядную ассоциацию и не отвлекало их внимание лишними деталями.

Например:

«Осенняя привечальная»

Закружился лист осенний,

Закачался на ветру.

Полетел он по дорожке,

Это осень вновь в саду.

Таким образом, весь текст песни зарисовывается схематично по предложениям, затем картинки (цветные изображения схем представлены на вкладке).

Глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом и помогают детям выстраивать последовательность запоминаемого текста.

Занятия мои носят интегрированный характер.

Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из пяти этапов.

1 этап: рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: осуществление перекодирования информации,

т. е. преобразование из

абстрактных символов в образы.

3 этап: пересказ сказки или рассказ по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь самостоятельно.

4 этап: пение; для того, чтобы спеть мнемотаблицу, я в каждом рисунке рисую стрелочку. Это помогает ребенку увидеть движение мелодии и он может управлять

певческим голосом. В старших группах дети самостоятельно могут определять

движение мелодии в песне и пропевать ее индивидуально, по подгруппам или

или коллективно, а также прохлопывать ритм мелодии, произнося и пропевая

текст.

5 этап: рисование мнемотаблицы детьми. После того, когда дети усвоят этот метод запоминания текста песен, они сами могут нарисовать мнемотаблицу песни. Сначала с помощью музыканого руководителя, а затем самостоятельно. Это развивает у ребят фантазию и воображение. При разучивании песни в 1 младшей группе «Машины» (сл. Л. Мироновой, муз. Ю. Чичкова (приложении 1)

я использую такую мнемотаблицу где дети разглядывают картинки и пропевают только слова: «Би-би-би!»

Во 2 младшей группе дети, исполняя эту песню показывают рукой движение мелодии. Именно движение руки помогает голосу петь высокие звуки, низкие, а где и на одном звуке.

При разучивании песни «Кукла» сл. О. Высотской, муз. М. Старокадомского (приложение 2) детям данной группы я предлагаю следующую мнемотехнику : для начала разбираем картинки, затем исполняем всю песню, соблюдая движение мелодии по стрелочкам. На следующих занятиях мнемотаблица применяется для повторения текста и мелодии. Можно предложить ребятам показать движение мелодии рукой; прохлопать ритмический рисунок во время пения; применить метод «пропевания вслух и про себя», например: 1 картинка пропевается вслух, 2 картинка пропевается шепотом, затем про себя и т. д.

Занимаясь с ребятами в 1 и во 2 младших группах, я видела как ребятам нравится разучивать песни с помощью мемотаблиц. Они с удовольствием запоминают песни по картинкам. И я решила применить мнемотехнику также и в средних и старших группах.

Таким образом, они не только постепенно запоминают текст песни, но и развивают музыкальный слух, внимание и память.

На музыкальных занятиях предлагаю ребятам такой вариант: придумать мнемотаблицу на новую песню, которую они услышат в моем исполнении. Дети рассказывают какие рисунки они хотели бы нарисовать по тексту песни. Это очень интересно и увлекательно.

Но самое главное в разучивании песни при помощи мнемотаблиц - это вовремя отойти от графического изображения текста, дать ребенку возможность самому, без подсказок, исполнять разученную песню. Пение – наиболее доступный для дошкольников исполнительский вид музыкальной деятельности, который благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речи, углублению дыхания, укреплению голосового аппарата, а так же повышает успехи в обучении чтению, развивает фонематический слух, улучшает пространственно-временные представления при изучении математики. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики, укрепляет легкие и голосовой аппарат. Певческая деятельность способствует формированию правильной осанки. В области музыкальной психологии пение рассматривают как одну из форм музыкотерапии, воздействующей на возникновение различных эмоциональных состояний.

Таки образом, использование метода в мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста дало мне действительно хорошие результаты. Я заметила, что применение мнемотаблиц позволяет детям лучше воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и запомнить стихотворение, рассказ или песню. В нашем детском саду функционирует 12 групп:11 общеразвивающей направленности и 1 – конпенсирующей для детей имеющих нарушения речи (логопедическая). Поэтому в рамках интегрированного образования в логопедической группе приобретает еще большую значимость в развитии речи детей.

В дальнейшей работе с детьми, с использованием приема моделирования, мы предполагаем добиться следующих результатов:

— овладеть высоким уровнем запоминания, познавательной и речевой активности на познавательных занятиях;

— научиться анализировать, сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки предмета;

- самостоятельно кодировать и декодировать информацию о предмете, окружающей действительности;

— составлять самостоятельно небольшие рассказы — загадки по пройденной теме (планеты, животные, растения, человек, и т. д.).

- научиться обосновывать правильность или ошибочность своих высказываний.

Считаю, чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы-модели, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и его готовности к школьному обучению. Ведь еще К. Д. Ушинский сказал: «Учите ребенка каким- нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит налету».

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Методическая разработка Казенное учреждение ХМАО-югры «Урайский специализированный Дом Ребенка» Перспективный план по познавательно- коммуникативной.

Организация экологического воспитания детей в ДОУ комбинированного вида .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Разучивание песен с приемами мнемотехника для формирования смысловой памяти и речевого воспроизведения
Опубликовано: 30 апреля 2015 в 20:44
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД