Лучший педагог года

Методическая разработка «Что такое орфография?»

Елена Пугачева
Методическая разработка «Что такое орфография?»

ОРФОГРАФИЯ.

Орфография (от греческого orthos – прямой, правильный и grapho - пишу) – это система правил, определяющая, как надо правильно писать слова.

Орфография устанавливает правила употребления:

букв для передачи звуков;

больших букв;

дефиса и пробела;

чёрточки для обозначения переноса части слова с одной строки на другую.

Орфографическое правило – это инструкция, в которой указываются условия выбора правильных написаний в словах.

Публикация «Методическая разработка „Что такое орфография?“» размещена в разделах

Орфограмма – это такое написание в слове, которое соответствует определённому орфографическому правилу.

1. Прописная буква:

а)первое слово текста, а также первое слово после точки, многоточия, вопросительного и восклицательного знака.

Зимние каникулы я провёл у дяди Серёжи.

б)ИФО, псевдонимы, прозвища.

Александр Сергеевич Пушкин, Соловей Разбойник, Владимир Красное Солнышко, Пётр Первый.

в)клички животных в баснях, сказках, действующие лица.

Дед Мороз, Снегурочка, Леший, Осёл, Медведь.

г)астрономические названия, названия государств, рек, улиц, зданий.

Марс, Козерог, созвездие Большого Пса, альфа Малой Медведицы, Новая Гвинея, остров Святой Елены, Ладожское озеро, Кремль.

2. Слова с двумя безударными гласными в корнях:

Запомните, как пишутся сочетания букв!

оро – ворона, город, огород

оло – оловянный, половина

ере – бережок, деревянный

еле – зеленеет, пелена

3. Проверяемые безударные гласные в корне слова:

а)чтобы проверить правописание безударного гласного в корне слова, надо подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы на этот гласный падало ударение.

б) проверка слов формами множественного числа:

коза – козы; вода – воды

в) проверка слов формой единственного числа:

столбы – столб; мосты – мост

г)проверка словом, отвечающим на вопрос что делает? или что делал? :

ловил – ловит; варил – варит

д)проверка путё м подбора родственных слов:

скворец – скворушка; лошадь – лошадка

4. Непроверяемые безударные гласные в корне слова:

Слова с непроверяемым безударным гласным надо запомнить или посмотреть в словаре. Эти слова называются «словарными» словами.

5. Парные по глухости – звонкости в слабой позиции:

б – п д - т

в – ф ж - ш

г – к з – с

Слабая позиция – позиция звука в конце слова или перед глухим согласным.

Сильная позиция – позиция звука перед любым гласным или перед сонорными согласными: л, м, н, р.

Например: последние звуки в словах бегемот и водопровод звучат одинаково, а буквы пишутся разные. Последний звук в слове водопровод потерял свою звонкость и звучит как глухой звук [т]. И только поставив этот звук в сильную позицию, можно определить, какую букву следует писать в этом слове.

бегемот – бегемоты; водопровод – водопроводы

Для того, чтобы проверить парную по глухости – звонкости, надо подобрать однокоренное слово, чтобы после проверяемого согласного стоял гласный или сонорный согласный.

6. Правописание предлогов:

В русском языке есть одинаковые приставки, предлоги: в, во, за, на, над, по, под, про, с, об, от.

ПРИСТАВКА

ПРЕДЛОГ

1. это часть слова, и на письме её нельзя

отделять от корня: пришёл, посмотрел.

1. это отдельное слово, пишется раздельно

со словом, между предлогом и словом

можно вставить другое слово (любое прилагательное) или вопрос: скатились

(с чего)

с горы; в (каком) саду – в зимнем саду.

2. служит для образования новых слов.

2. служат для связи в предложении.

7. Правописание союзов:

а, и, но, да

а)союзы пишутся отдельно от слов!

В печке выпечен батон,

А в петлицу вдет бутон.

б)перед союзами а, но ставится запятая.

Белый, а не снег.

Сладкий, но не мёд.

(сахар)

8. Правописание гласных после шипящих:

ча – ща – пишется с буквой а

туча, роща

чу – щу – пишется с буквой у

чудо, щука

жи – ши –пишется с буквой и

жизнь, шишка

Запомните исключения из правил!

жюри, парашют, капюшон

Сен – Жюст

9. Мягкий знак (ь-м); разделительный мягкий знак (ь-р) и разделительный твёрдый знак (ъ) в словах:

Ь-м

Ь-р

ъ

1.

пишется в конце и в

середине слова

пишется в середине слова

пишется после приставок

перед корнем

2.

после согласных

после согласных

после согласных

3.

перед согласными

перед гласными

и, е, ё, ю, я

перед гласными

и, е, ё, ю, я

4.

показывает мягкость предшествующего звука

показывает, что согласный

звук не сливается с гласным

показывает, что согласный

звук не сливается с гласным

Целый день лежит тюлень,

И лежать ему не лень.

Жаль, тюленье прилежанье

Не пример для подражанья.

Ученье – путь к уменью.

Февраль силён метелью,

А март – капелью.

Все вокруг объяты страхом:

Разъярённый людоед

Объявил, что съест сегодня

Замечательный обед.

10. Правописание двойных согласных:

УДВОЕННЫЕ СОГЛАСНЫЕ УПОТРЕБЛЯЮТСЯ:

а)когда соединяются приставка и корень

рассвет, расстелить

б) когда соединяются корень и суффикс

лимонный, именинник

в)в корнях исконно русских слов

Россия, ссора, жужжать, зажжённый, дрожжи

г)в сложносокращё нных словах:

главврач, юннат

Запомните наиболее употребляемые слова иноязычного происхождения с двойными согласными:

бб пп

суббота аппетит

кк аппликация

аккорд гиппопотам

аккуратный рр

лл баррикада

аллея перрон (пассажирская платформа на ж/д станции) балл террор

баллада терраса

баллон террикон (конусообразный отвал пустой

иллюстрация породы на поверхности земли при шахте,

интеллигенция руднике)

каллиграфия сс

коллега бассейн

коллектив дискуссия

кораллы конгресс

кристаллы кросс

металлы пассивный

параллельный стеллаж (ряд полок пресса

в несколько ярусов) прогресс

троллейбус режиссёр

мм трасса

грамматика шоссе

комментарий шасси

программа тт

симметрия аттестат

телеграмма аттракцион

нн фф

колонна суффикс

теннис эффект

туннель

тоннель

Запомните слова иноязычного происхождения, в которых звучит двойной согласный, а пишется одна буква:

актриса, алюминий, волейбол, галерея, грамотный, десант, десерт, драма, карикатура (рисунок, комически или сатирически изображающий кого – что - нибудь, количество, раса, расизм (реакционная теория и политика, утверждающая превосходство одной расы над другой, ресурсы (запасы, источники чего - нибудь, росомаха (хищное млекопитающее семейства куньих с ценным мехом, лилипут (человек неестественно маленького роста, карлик, привилегия, пудинг, тротуар, длина.

11. Правила переноса:

а)при переносе слов нельзя оставлять в конце строки или переносить на другую строку часть слова, не составляющую слога;

б)нельзя отделять согласную от следующей за ней гласной;

в)при переносе слов с односложной на согласную, стоящую перед гласной (кроме ы, желательно не разбивать приставку переносом;

г)нельзя отрывать буквы ь и ъ от предшествующей согласной;

д)нельзя отрывать й от предшествующей гласной;

е)нельзя оставлять в конце строки или переносить на другую строку одну букву;

ё)при переносе слов с приставками нельзя разбивать односложную приставку, если за ней идёт согласная;

ж) при переносе слов с приставками нельзя оставлять в конце строки при приставке начальную часть корня, не составляющую слога;

з)нельзя оставлять в конце строки или переносить в начало следующей две одинаковые согласные, стоящие между гласными;

и)многие слова можно переносить различными способами, при этом следует предпочитать такие переносы, при которых не разбиваются значащие части слова:

шу-мный, шум-ный, дерз-кий, дер-зкий, де-рзкий…

й) некоторые слова не подлежат переносу:

Азия, узнаю, фойе.

12. Правописание согласных ЧК – ЧН – НЧ – НЩ – РЧ – РЩ.

Запомните! Сочетание согласных ЧК – ЧН – НЧ – НЩ – РЧ - РЩ пишется без мягкого знака!

Сердечный, срочный, молочный, нянчить, ларчик, барабанщик, уборщик…

Рыбу лови

И сачком,

И крючком,

Мухой приманивай

И червячком.

13. Непроизносимые согласные корне слова.

Для проверки написания слов, имеющих в корне группу согласных, надо изменить слово и подобрать однокоренное слово так, чтобы после непроизносимого согласного стоял гласный.

сердце – сердечный

радостный – радость

звёздный – звезда

Запомните! В словах лестница, праздник, чувство непроизносимый согласный звук не проверяется. Эти слова надо запомнить.

14. Мягкий знак после шипящих в именах существительных.

В именах существительных ж. р. в И. п. и В. П. в конце слова после шипящих пишется мягкий знак ь.

В именах существительных м. р. мягкий знак ь не пишется.

слова ж. р. – мышь, дочь, печь.

слова м. р. – врач, грач, стриж.

У существительных 1-го склонения в форме мн. ч. Р. п. после шипящих мягкий знак не пишется: туча – туч, роща – рощ.

15. Правописание о, ё после шипящих в корне слова.

После шипящих в корнях слов под ударением звук [о] обозначается буквой ё, если при изменении слова или образовании родственного слова в этом корне звук [о] не слышится:

пчёлы – пчела жёлтый – желтеть

Если сделать это невозможно, звук [о] обозначается буквой о:

шорты шорох

16. Правописание суффиксов, сочетаний.

- онок- пишется после твёрдых согласных и [ч’] – зайчонок.

- ёнок – пишется после мягких согласных, кроме [ч’] – тигрёнок

- ик – пишется, если при изменении слова гласный звук в нём сохраняется, не выпадает – зайчик, нет зайчика.

- ек – пишется, если при изменении слова гласный звук «убегает» - цветочек, нет цветочка.

-ив- пишется под ударением: правдивый

-ев- пишется без ударения: сиреневый

- ость – молодость, мудрость.

- ок – всегда под ударением, после шипящих в суффиксе – ок – всегда пишется только гласная буква о – сверчок, ветерок.

- ец – в именах существительных м. р. – молодец, храбрец.

- иц- в именах существительных ж. р. – девица, красавица.

сочетание – ичк – пишется в словах, образованных от слов на – ица-: сестрица – сестричка.

сочетание -ечк- в остальных случаях:

дочка – дочечка.

сочетание – инк – пишется в словах, образованных от слов с суффиксом – ин – и окончанием – а: вершина – вершинка.

сочетание – енк – пишется в словах, образованных от слов на – на, - ня: вишня – вишенка, сосна – сосенка.

при склонение существительных мать, дочь появляется суффикс – ер -: матерью, дочерью.

Обратите внимание: правописание суффиксов, которые образуют:

отчества имена

-евн- -ичн- -очк-

Сергеевна Ильинична Ирочка

-евич- -ович- -еньк-

Сергеевич Петрович Мишенька

-овн- -ич- -ечк-

Петровна Ильич Ванечка

17. Правописание приставок.

Приставки за-, на-, над- пишутся с гласной а, а остальные с гласной о.

Приставки без//бес, из//ис, раз//рас – согласные в этих приставках пишутся так, как слышатся: там, где произносится глухой согласный, пишется с; там, где произносится звонкий согласный, пишется з. Чтобы правильно выбрать приставку без//бес, из//ис, раз//рас,

Нужно послушать, как звучит слово, и определить, с какого звука начинается корень.

расшить, разбить

В русском языке есть только приставка с-: сделать, сбежать, спилить, т. е. приставки з- не бывает.

18. Правописание соединительных гласных о, е.

снегопад

водопад

пароход

мышеловка

Правописание слов через дефис.

Некоторые имена существительные образуются сложением целых слов без соединительных гласных. Такие слова пишутся через дефис – маленькую чё рточку:

лётчик + космонавт = лётчик - космонавт

ковёр + самолёт = ковёр - самолёт

19. Правописание гласных и, ы после ц.

а)в корнях слов после ц звук [ы] обозначается буквой и – цирк, цифра.

Исключения: цыган, цыплёнок, цыц, на цыпочках.

б)в окончаниях после ц пишется буква ы – огурцы.

г)в словах на –ция пишется буква и – милиция, станция.

20. Правописание гласных в окончаниях имён существительных после шипящих и ц.

В окончаниях имён существительных после шипящих и ц под ударением пишется буква о, а без ударения в этих же окончаниях пишется буква е:

свечой - тучей

карандашом – душем

ужом – пейзажем

борцом – пальцем

плащом – товарищем

огурцом – зайцем

21. Правописание окончаний имён существительных на –ий, -ия, -ие.

У слов на –ий, -ие в П. п., у слов на –ия в Д. п. и П. п. пишется окончание – и:

о здании, об окончании, линии, о линии.

Чтобы не ошибиться в правописании безударных падежных окончаний имён существительных, нужно определить, подчиняется ли слово общему правилу.

если нет

если да

слова на – ий, - ие:

в П. п. - -и

вспомните опорные слова

1-ое склонение (весна, земля)

в Р. п. - -и

слова на – ия :

в Р. п. - -и

в Д. п. - -и

в П. п - -и

3-е склонение (рожь) :

в Р. п. - -и

в Д. п. - -и

в П. п - -и

Ещё одна особенность есть в написании окончаний имён существительных после шипящих и буквы ц.

Под ударением после шипящих и буквы ц звук [о] обозначается буквой о. В безударной позиции в этих же окончаниях пишется буква е.

22. Правописание имён прилагательных (существительных).

При образовании краткой формы качественного прилагательного м. р. в их основах может появляться беглый гласный о или е: лёгкий – лёгок, смирный – смирен.

После шипящих и буквы ц в окончаниях имён прилагательных под ударением пишется буква о, без ударения пишется буква е:

большого, хорошего

В окончаниях имён существительных и имён прилагательных, после шипящих и буквы ц под ударением пишется буква о, без ударения пишется буква е:

свечой – тучей

чужого – лучшего

Публикации по теме:

Месячник «Безопасность ребенка» Ожева Надежда Николаевна. Декабрь (Безопасность ребенка) «БЕЗОПАСНОСТЬ» 1. Подготовительный этап (1 неделя) Определение проблемы,.

Методическая разработка ко Дню космонавтикиМетодическая разработка ко Дню космонавтики О полётах в космос мечтали всегда![/b] День Космонавтики – праздник, знаменующий собой открытие новой, космической эры в развитии человечества.

Методическая разработка ко Дню памяти А. С. ПушкинаМетодическая разработка ко Дню памяти А. С. Пушкина 10 февраля. "Погиб поэт! - невольник чести. " Ни для кого не секрет, что за день 10 февраля. Это не праздничная дата. Скорбный день. День.

Методическая разработка «Наблюдение за росой»Методическая разработка «Наблюдение за росой» Добрый день, уважаемые гости моей странички! Большое значение для всестороннего развития детей имеют наблюдения, особенно на прогулках.

Методическая разработка «Как научиться пересказывать»Методическая разработка «Как научиться пересказывать» Методическая разработка "Научиться пересказывать? Это просто!" Самая сложная проблема в обучении детей дошкольного возраста научить.

Методическая разработка по теме «Насекомые»Методическая разработка по теме «Насекомые» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Сегодня хочу предложить Вашему вниманию материал, который будет полезен для старших и подготовительных.

Методическая разработка-территория здоровьяМетодическая разработка-территория здоровья «Группы дошкольного образования - территория здоровья» В настоящее время улучшение качества образования, состояния здоровья, профилактика.

Методическая разработка «Тетрадь по самообразованию» .

Методическая разработка «Задача про дни недели»Методическая разработка «Задача про дни недели» Вера Калужина в публикации от 28.10 с. г. представила очень интересную работу с фетровой Жар-птицей, в которой было такое задание: Иван.

Методическая разработка «Животный мир Антарктиды»Методическая разработка «Животный мир Антарктиды» Пояснительная записка. Экологическое воспитание детей очень актуально и задача педагогов сейчас состоит в том, чтобы заинтересовать дошкольника.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Что такое орфография?»
Опубликовано: 23 декабря 2019 в 13:43
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД