Приложение МААМ

Проект комплексного взаимодействия с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ «Мы разные, но мы равные!»

Елена
Проект комплексного взаимодействия с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ «Мы разные, но мы равные!»
▼ Скачать + Заказать документы

Мы разные, но мы равные!

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования специалистов

«Центр развития системы образования» г. Перми

Проект комплексного взаимодействия с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ – «Мы разные, но мы равные

Выполнили:

Игошева Зифа Фильгатовна, воспитатель

Наугольных Елена Сергеевна, воспитатель

Публикация «Проект комплексного взаимодействия с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ „Мы разные, но мы равные!“» размещена в разделах

МАДОУ «Детский сад № 312» г. Перми

Пермь 2020 – 2021 г.

Оглавление

1. Аннотация… 2

2. Актуальность… 2

3. Введение… 3

4. Основная часть.

Направления в работе …. 4

День открытых дверей…. 4

Формы работы …. 7

5. Заключение …. 9

6. Приложение … 10

Аннотация

Развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья невозможно без наличия широких сознательных контактов, постоянного общения с различными людьми. Родители часто стараются оградить круг общения ребенка, опасаясь, что его отношения с обычными детьми не сложатся, что его будут обижать, что у него не получится найти общий язык. В будущем это может стать причиной, развития у него депрессивного состояния, так как окружающие его не понимают, избегают, а он не умеет и не знает, каким образом можно установить контакт, построить дружеские отношения.

Роль педагога в судьбе ребёнка с ограниченными возможностями здоровья – это прежде всего работа с родителями. Что же значит работать с родителями? Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство – эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий. Старый афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями».

Актуальность

Взаимодействие с родителями всегда было неотъемлемой и важной частью деятельности образовательных учреждений. Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО для детей с ОВЗ) придает этому направлению работы принципиально новую значимость, ведь ключевая идея нового стандарта – это общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством.

Интеграция родителей непосредственно в процесс реализации адаптированной основной образовательной программы образовательного учреждения является самой большой проблемой. Вовлечение родителей в жизнедеятельность образовательного учреждения остаётся весьма трудной задачей. И здесь как нельзя кстати, необходим профессионализм педагога и доверие к нему родителей – вот эти два краеугольных камня, которые могут служить мостиком в создание сотрудничества детского сада и семьи в условиях реализации стандартов нового поколения.

Традиционно проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, рассматривались исключительно через призму проблем самого ребенка. Работа с родителями такого ребенка в большинстве случаев ограничивалась консультациями по вопросам его обучения и воспитания, но при этом упускался из внимания очень серьезный аспект — эмоциональное состояние самих родителей и его влияние на ребенка с особенностями развития.

Введение

Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Проблемы воспитания «особого» ребенка чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи. Родители оказываются в сложной ситуации. Уровень развития любого сообщества всегда определяло отношение к людям с ограниченными возможностями. В нашем обществе ребенку с ОВЗ трудно войти в социум, а социуму трудно его принять. Включение семьи в поле взаимодействия с социумом – основной стабилизационный фактор.

Если ребенок с ОВЗ посещает детский сад, семья взаимодействует с воспитателями, учителем-логопедом, психологом, учителем-дефектологом, инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем, педагогами дополнительного образования, а также, детским коллективом, хотя бы в небольшой степени. Однако, не смотря на обилие, казалось бы, условий общения, родители детей с ОВЗ сталкиваются с рядом проблем:

- изолированность родителей от родительской общественности;

- страх, опасение того, что отношения ребенка со сверстниками не сложатся;

- отсутствие объективной картины образовательного процесса;

- нахождение родителей «наедине» с проблемами своего ребёнка.

Главная цель в работе педагога с семьей ребенка с ограниченными возможностями – помощь семье в решении трудной задачи воспитания ребенка с ОВЗ, способствование социальной адаптации семьи, мобилизация её возможности. Педагог выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением. Именно от работы педагога зависит, насколько такие семьи понимают политику, проводимую образовательным учреждением по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации.

Основные принципы организации работы педагога с родителями детей с ОВЗ :

1) принимать учеников с ОВЗ "как любых других детей в группе";

2) включать их в одинаковые виды деятельности, хотя ставить разные задачи;

3) вовлекать учеников в коллективные формы обучения и групповое решение задач;

4) использовать и другие формы коллективного участия - игры, совместные проекты, лабораторные, конкурсы, викторины, смотры знаний и т. д.

Основные направления сотрудничества педагогов с родителями следующие:

1) Психолого-педагогическое просвещение родителей (родительские собрания, конференции и др.);

2) Вовлечение родителей в учебно- воспитательный процесс (дни открытых дверей; открытые занятия и внеклассные мероприятия и др.)

День открытых дверей является одним из направлений работы с родителями, которая предоставляет им возможность познакомиться с дошкольным образовательным учреждением, его традициями, правилами, задачами воспитательно-образовательного процесса.

Цель проведения данного мероприятия – установление доверительных отношений между родителями и педагогами, определение задач совместного воспитания детей и их реализация.

В нашем саду День открытых дверей проводится один раз в год. В этом году был проведен с 20.01 по 24.01.2020 г.

Коллектив педагогов стремится показать родителям, что в учреждении создана безопасная, педагогически грамотная и психологически комфортная среда для развития ребенка и укрепления его здоровья.

Информацию о проведении Дня открытых дверей мы заблаговременно сообщаем родителям через объявления на стенде в приёмной, рис. 1

Составлен план проведения мероприятия, оформлена наглядная информация для родителей. Оформлен стенд о правах и обязанностях родителей.

Проведение Дня открытых дверей в группе предоставило возможность взрослым «прожить» день в детском саду. В течение всего дня родители могли посетить разные виды совместной деятельности педагогов с детьми, познакомиться с организацией и содержанием режимных моментов, прогулок, с предметно-развивающей средой учреждения, художественно-творческой деятельностью воспитанников. Всё это позволило группе стать более открытой для родителей.

Фотоотчёт проведения дня открытых дверей в группе № 2:

1. Утро началось с зарядки

2. Завтрак

После завтрака родители посмотрели организованно-образовательную деятельность, где принимали активное участие.

3. Музыкальное занятие (Муз. руководитель Бушуева С. Б.)

4. Аппликация (Воспитатель Игошева З. Ф.)

Тема: «Моя семья»

Цель: систематизировать и расширять знания о семье; воспитывать чуткое отношение по отношению к взрослым, воспитывать чувство гордости за свою семь, учить создавать аппликации из геометрических фигур, оформлять работы по образцу; развивать художественно-эстетическое воображение.

Занятие по ФЭМП (учитель-дефектолог Никитина М. Н.)

Тема: «Цифра 7, состав числа 7)

Цель: научить детей считать до 7; познакомить с числом и цифрой 7.

5. Физкультурное занятие (Физ. инструктор Чудненко С. С.)

Круговая тренировка.

6. Занятие с учителем – логопедом (Касьянова Т. В.)

Индивидуальные занятие по автоматизации шипящих и сонорных звуков.

Формирование слоговой структуры слова.

7. Педагог – психолог (Щепалова О. В.)

Тема: диагностика 1.

Цель: диагностика зрительной памяти; диагностика мышления; диагностика внимания; диагностика и развитие коммуникативных навыков.

Дети были внимательны, заинтересованы на всех занятиях, эмоциональны в силу своих возможностей. Легко шли на контакт. В разных видах деятельности они проявляли себя по-разному. Можно отметить, что все занятия прошли в оптимальном темпе, в доброжелательной психологической атмосфере, поставленные задачи были выполнены на необходимом уровне. Воспитанники группы порадовали родителей своими знаниями.

День открытых дверей подошел к концу, родители с удовольствием оставили свои отзывы и пожелания (в соц. сети, в вайбере, поблагодарив педагогический коллектив за предоставленную возможность ближе познакомиться с работой группы (Приложение 1)

Завершился день открытых дверей в пятницу 24.01 совместной постройкой зимних построек (горка, осьминог – для перепрыгивания, воротики для подлезания).

Основными формами взаимодействия с родителями детей с ОВЗ является индивидуальная, групповая и коллективная работа.

Индивидуальная:

1. Анкетирование – позволяет, выявить общий план семьи, возраст родителей, образовательный уровень, характер взаимоотношений ребенка с родителями.

2. Консультации, беседы – проводятся для того, чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке. Они способствуют созданию хорошего контакта между родителями и педагогом. Они помогают, с одной стороны, ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где она больше всего нужна, с другой – побуждают родителей серьезно присматриваться к своим детям, выявлять черты их характера, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать.

В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Подход учителя должен быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?»

3. Переписка педагога с родителями - письменная бумажная форма информирования родителей об успехах их детей или через соц. сети, электронную почту. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки — доброжелательный тон, радость общения.

4. Проведение совместных занятий ребенок, педагог, родитель, целью которых является активное включение родителей в учебный процесс. Родители в ходе занятий знакомятся с требованиями к овладению знаниями, видят успехи и неудачи своего ребенка, ищут совместно пути выхода.

5. Демонстрация родителям фото/видео фрагментов занятий в детском саду, праздников с целью детального разбора определенных этапов воспитания и обучения.

6. Домашнее видео, как отчет родителей о работе с ребенком в домашних условиях.

Групповые и коллективные:

1. Родительские лектории, практикумы.

Это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей. Темы могут быть разнообразными.

2. Обмен опытом родителей по семейному воспитанию и обучению детей с ОВЗ может быть проведен в форме круглого стола с приглашением родителей детей с ОВЗ.

3. Родительское собрание.

Одна из основных универсальных форм взаимодействия ОУ с семьями воспитанников для повышения уровня их компетентности в вопросах воспитания и обучения детей, формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив.

4. Совместные досуговые мероприятия.

Повышает активность родителей на собраниях участие детей. Это может быть развлечения, драматизация сказки, показ художественной самодеятельности, дни именинника и т. п. Выбрать несложное дело для ребенка с ОВЗ и вместе с одноклассниками провести, например, праздник для мам, пап, или поставить сказку, устроить литературно- музыкальный вечер. Эффект от подобного мероприятия будет высочайший: родители увидят своего ребенка в новой для него роли, получат эстетическое наслаждение; их ребенка увидят другие родители; сам ребенок получит возможность социального общения и сможет себя показать с лучшей стороны. Участники получают не только пользу, но и удовольствие от общения друг с другом. Подобные мероприятия способствуют сближению родителей между собой, налаживанию контакта между учителем и родителями. Даже не систематические, а единичные коллективные дела класса, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект.

5. Тематические консультации, видеозанятия.

Проводятся как для родителей детей с ОВЗ, так и как общегрупповое занятие. Может проводиться в режиме он-лайн, используя Скайп.

6. Совместное участие родителей и детей в различных интеллектуальных, спортивных, творческих конкурсах и турнирах, совместных проектах.

Социализация детей с ОВЗ происходит не только в процессе совместного обучения. Дети с нарушениями здоровья имеют возможность проявить себя, свои способности, участвуя в различных конкурсах, олимпиадах как дистанционных, так и очных, рис. 2,3

Педагогу необходимо мотивировать родителей на участие детей или совместное с ними участие в подобного рода мероприятиях. Это сближает, приносит не только пользу, но и удовольствие от общения.

Педагог может организовать различные выставки, галереи творческих работ, проведение акции или конкурс детского рисунка.

Заключение

Таким образом, все индивидуальные, групповые и коллективные формы работы с родителями детей с ОВЗ призваны наладить взаимодействие между образовательными учреждениями и семьей, повысить эффективность процесса воспитания детей с ОВЗ.

В заключение хочется напомнить восемь принципов инклюзивного образования:

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

2. Каждый человек способен чувствовать и думать;

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

4. Все люди нуждаются друг в друге;

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Приложение 1

Публикации по теме:

Формы взаимодействия педагога с семьями воспитанников «Активный родитель»Формы взаимодействия педагога с семьями воспитанников «Активный родитель» Дошкольное образовательное учреждение – это первое образовательное учреждение, с которым вступают в контакт родители. Воспитатель, как.

Конспект занятия средней логопедической группы «Мы разные, но мы равные!»Конспект занятия средней логопедической группы «Мы разные, но мы равные!» Конспект занятия средней логопедической группы. Тема: «Мы разные, но мы равные!» Интеграция образовательных областей: социально- коммуникативное,.

Достижения «Комиссуриков». Проект комплексного взаимодействия специалистов при сопровождении ребенка с ОВЗ Разрешите познакомить вас с нашим долгосрочным проектом"Комиссурики". Работая над проектом в течение двух лет мы постарались охватить, как.

Особенности взаимодействия с родителями, воспитывающими детей с девиантным поведением Особенности взаимодействия с родителями, воспитывающими детей с девиантным поведением. Цель: психолого-педагогическая поддержка родителей.

Отчёт о проведении Недели инклюзивного образования в младшей группе «Разные возможности — равные права»Отчёт о проведении Недели инклюзивного образования в младшей группе «Разные возможности — равные права» Со 2 апреля по 6 апреля в младшей группе «Подсолнух» прошла неделя инклюзивного образования «Разные возможности – равные права». Целью данной.

План взаимодействия с семьями воспитанников второй младшей группы План взаимодействия с семьями воспитанников 2 младшей группы Цель: вовлечение максимального числа родителей в образовательный процесс, осуществляемый.

План взаимодействия с семьями воспитанников подготовительной к школе группыПлан взаимодействия с семьями воспитанников подготовительной к школе группы СЕНТЯБРЬ1. Групповое родительское собрание «Готовимся вместе к школе». Цель:знакомство родителей с задачами воспитания и обучения детей.

Проведение Недели инклюзивного образования «Разные возможности — равные права»Проведение Недели инклюзивного образования «Разные возможности — равные права» Во исполнение письма Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым № 075/01-15 от 19.03.2021 г. «О проведении Недели инклюзивного.

Современные подходы к организации взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ Современные подходы к организации взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ Детский сад и семья – это единое образовательное и воспитательное.

Стенгазета «Разные — равные» (младшая группа)Стенгазета «Разные — равные» (младшая группа) Инклюзивное образование исключает любую дискриминацию детей и обеспечивает равное отношение ко всем людям и создаёт все условия для детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект комплексного взаимодействия с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ «Мы разные, но мы равные!»
Опубликовано: 27 октября 2021 в 12:25
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект комплексного взаимодействия с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ «Мы разные, но мы равные!»» (включая файлы) размещена пользователем Елена (УИ 1832638) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД