Онучина Евгения
Дидактическое пособие «Мой двор» для работы с детьми с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическое пособие для работы с детьми с ЗПР
Онучина Евгения Александровна, учитель-дефектолог МДОУ «Детский сад № 62»
Дидактическое пособие «Мой двор»
Публикация «Дидактическое пособие „Мой двор“ для работы с детьми с ЗПР» размещена в разделах
- Деревенский двор, деревня. Макеты, наглядные пособия
- Дидактические игры
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2019
Основной причиной создания данного пособия было то, что дети с ЗПР фрагментарно усваивают информацию, полученную в процессе изучения материала, если она не подкреплена визуально или не усвоена практически. В связи с этим, возникает необходимость включения в образовательную деятельность всех анализаторных систем (слух, зрение, осязание, чтобы ребенок мог прочувствовать то, о чем идет речь.
Использование материалов разных фактур стимулирует сенсорные центры и познавательный интерес ребенка. Так же вся информация преподносится в игровой форме и закрепляется в определенной последовательности.
В связи с тем, что у детей данной категории преобладает механическое запоминание пространственного расположения, все предметы трехмерного пространства в данном пособии фиксированы на шурупы, что позволяет более осознанно закрепить пространственные понятия, меняя их расположение.
Цель данного пособия : развитие пространственно-временной ориентировки у детей дошкольного возраста, обогащение словаря,, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи.
Предварительная работа : ребенка знакомят с пособием, описывая, что находится в нашем дворе.
«Посмотри, это наш двор. Во дворе есть качели, карусели, скамейка, маленький пруд. А еще растет большое ветвистое дерево».
Вариант I
Цель: расширение, углубление, коррекция знаний о временах года
Ход:
1 этап. Педагог, рассказывая о времени года, каждое свое предложение подкрепляет действиями. Можно проводить занятия под музыку А. Вивальди Цикл «Времена года».
Пример. Наступило время года осень Часто идут дожди (пульверизатор, шум дождя). Деревья покрыты разноцветной листвой (красные, желтые, оранжевые листья из фетра крепятся к веткам дерева). Подует ветер, и, листья, кружась, падают на землю (вентилятор). Птицы улетают в теплые края (фигурки птиц) и т. д. В качестве снега, при изучении времени года зима, используется вата, пенопласт или искусственный снег (в зависимости от возраста и уровня развития ребенка).
2 этап. Педагог составляет рассказ, ребенок воспроизводит действия.
3 этап. Ребенок рассказывая, воспроизводит соответствующие действия.
Атрибуты:
Зима: вата, искусственный снег, пенопласт (снегопад, вентилятор (пенопласт+вентилятор=вьюга, озеро синих камешков, покрытых искусственным снегом;
Весна: вата, трава из фетра, гнездо с яйцами и птицей, фонарь (солнце, маленькие листья из фетра, пульверизатор (дождь, гидрогелевые шарики для луж и ручейков;
Лето: искусственная зелень, фонарь (солнце, листья из фетра, гидрогелевые шарики для озера;
Осень: желтые и зеленые листья из фетра, пульверизатор (дождь, вентилятор (ветер, гидрогелевые шарики (лужи).
Вариант II
Цель: коррекция понимания предлогов, активизация употребления предлогов в собственной речи, развитие связной речи.
В наборе фигурки животных, птиц, куклы, мячики, машины.
1 этап
Педагог, действуя с предметом, комментирует свои действия, выделяя интонацией местоположение предмета.
Н/р «Кукла Маша пошла играть во двор. Она взяла мяч и бросила его. Мяч закатился ПОД скамейку» и т. д
2 этап
Педагог описывает происходящее, ребенок воспроизводит (оказывается посильная помощь).
3 этап
Педагог предлагает составить рассказ об определенном объекте и показать его.
Вывод: Использование данного пособия позволяет обогатить словарный запас детей, стимулировать речевую активность, помогает лучше усваивать грамматические формы, так же следить за собственным произношением, ориентируясь на образец взрослого.