Приложение МААМ

Формирование способностей к наглядному моделированию при ознакомлении детей с художественной литературой

Мария Ильиных
Формирование способностей к наглядному моделированию при ознакомлении детей с художественной литературой
▼ Скачать + Заказать документы

МАДОУ № 171 «Центр развития ребёнка - детский сад»

Кемерово

Методическая разработка на тему:

Формирование способностей к наглядному моделированию при ознакомлении детей с художественной литературой.

Автор-составитель: Ильиных М. Ю. 2013Г

Цель: Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) художественной литературы, формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; развитие литературной речи; приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Публикация «Формирование способностей к наглядному моделированию при ознакомлении детей с художественной литературой» размещена в разделах

Применение в работе моделирования дает воспитателю необходимую свободу в обращении с материалом, возможность творческого движения, разнообразие форм построения занятий. Проект занятий всегда носит мягкий характер, где воспитатель осуществляет гибкое руководство, может работать в режиме проектирования.

Развитие ребенка происходит в присущих ему деятельностях: изобразительной, игровой, речевой

Задачи:

- обогащать словарь, развивать грамматический строй речи, связную, выразительную речь;

- обучать детей построению полных и выразительных ответов по содержанию прочитанной сказки;

- развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, память при отборе заместителей;

- уметь создавать воображаемые образы и отбирать заместители для обозначения персонажа сказки, узнавать сказочные ситуации по заместителям;

- развивать умение подбирать заместители по цвету, величине, форме, характеру персонажа сказки;

- развивать понимание сказки на основе построения наглядной модели;

- уметь использовать заместители

- воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных.

Детям дошкольного возраста очень близок такой жанр, как сказка.

Поэтому рассмотрим моделирование на примере сказок.

Работа по моделированию сказок включает в себя 3 основных направления работы.

Подготовительный

Знакомство со сказкой.

а) выделение в произведении эпитетов, сравнений и их активное использование детьми при описании предметов, пересказе сказок, сочинении историй;

б) описание предметов с указанием их наглядных признаков : цвет, форма, величина, материал; и ненаглядных – грустный, веселый и т. д. Специальные игры и упражнения по использованию синонимов и антонимов.

в) обучение детей построению полных и выразительных ответов на вопросы по содержанию прочитанного; описание картинок, игрушек, персонажей сказок по вопросам воспитателя, а так же выразительное чтение детям стихов, игры – драматизации по произведениям детской литературы с индивидуальными ролями, требующими от детей интонационной и мимической выразительности.

Основной

1) формирование умения отбирать условные заместители для обозначения персонажей сказки и узнавать различные сказочные ситуации по показу на заместителях (с использованием двигательных моделей и моделей сериационного ряда);

2) развитие умения использовать готовую пространственную модель (наглядный план сказки) при пересказе знакомой сказки.

3) развитие способностей к представлению воображаемой ситуации с разнообразными деталями.

Модель сказки не даёт детям забыть последовательность сказки.

При пересказе нужно выделить главные части и уметь их связывать и последовательно их пересказывать.

Нужно научить детей составлять план текста.

Ставим перед ребё нком задачу: сочинить сказку или рассказ, обратный первому.

Ребёнок должен составлять план - схему, а создавать собственный замысел (план) и развернуть его в полный рассказ с различными деталями и событиями. Если у него нет плана, тогда он будет рассказывать отрывочно.

Принципы замещения:

Наглядное моделирование включает в себя двигательные и изобразительные принципы замещения.

Дети мл. гр осваивают действия замещения путём двигательного мод-я, когда ребёнок замешает слова действием.

В старшем возрасте изобразительные принципы замещения: графические или знаковые

Младшая группа.

Наглядное моделирование в совместной деятельности.

Сказка «Заюшкина избушка»

Можно прочитать сказку заранее и выяснить знания о внешнем виде, характере. На занятии (круги одной величины, но разного цвета)

Вос-ль предлагает поиграть. Какого цвета кружок возьмём для зайчика? И т. д.

Потом вос-ль рассказывает сказку, дети поднимают кружочки соответствующего цвета.

Сказка «Три медведя»

(круги одного цвета, но разной величины)

вос-ль помогает разобрать круги разной величины.)

2. Подбор предметов к заданному признаку. У вос-ля- 2 круга (белый, красный)

Вос-ль подбирает картины с разными предметами, белый сахар, соль, сахар, скатерть. И красные предметы: помидор, чашка, рыбка.

Все картинки показывают детям.

Затем показывают кружок, и дети называют предметы белого цвета и т. д.

3. Сказка «Волк и семеро козлят

4. Снова набор предметов к заданному признаку.

Зелёный – лягушка, крокодил, саранча.

Проигрывается так же как пункт 3

Дети располагают заместители в соответствии с персонажами сказки и воспроизводят на схематическом поле основные действия,

(Двигательное моделирование)

6. Сказка «Кот, петух и лиса»

( работа по вопросам: кот - чёрный кружок; петух_ красный; лиса - оранжёвый и т. д.) дети распределяют заместители между персонажами. После этого на больших картонных листах, размещают схематические домики лисы и петуха.

Затем вос-ль рассказывает сказку, а дети перемещают фигуры.

Средняя группа.

Идёт повторение со значительным количеством персонажей.

«Смоляной бочок»

«Лисичка со скалочкой»

Цель: 1. Подбор заместителей и узнавание предметов и ситуаций по заместителям.

2. Разворачивание ситуации сказки.

3. Достраивание сказки по воображению.

Старшая группа.

Цель:1. Сформировать умение пользоваться моделью двигательной и предметной при пересказе сказки.

2. Научить разворачивать схему в детализированном повествовании.

Сформировать умение пользоваться предметной моделью при создании собственного произведения.

Сказка «Крылатый, мохнатый, масляный»

a) Чтение сказки. Знакомство, анализ при помощи вопросов (см. Сохин «занятия по развитию речи с детьми»)

b) Использование готовой модели. Воспитатель разыгрывает эпизоды по порядку, дети рассказывают. Затем угадывают эпизод. Игра «Догадайся»

Правило: Не приступать к моделированию без анализа произведения.

Чтение. Разыгрываем сказку. Переход от двигательного моделирования к предметной модели с основными эпизодами (детям предлагаются рамочки в,которых они размещают эпизоды сказки, не нарушая предыдущие эпизоды, стрелками между рамочками показывает в какую сторону следуют эпизоды)Рамочки, как кадры, каждый отображает один эпизод.

Принцип замещения – изобразительный

(рисуем эпизоды сказки, произведения, который можно использовать с ст. и под. гр.

Этапы:

a) Чтение произведения.

b) Предлагается детям составить подсказку для пересказа произведения (план, выбор моделей)

c) Воспитатель предлагает детям выбрать, кто какой эпизод будет представлять (рисовать)

d) Дети рисуют свой эпизод цветными карандашами.

e) Ставят последовательно около доски, рассказывают.

После того, как дети хорошо научились рисовать сказки, можно предложить вариант с усложнением «Придумай свой конец»

2.«Придумай сказку по модели»

(предварительно сочиняем простые сказки)

Вос-ль говорит «Начало сказки есть, а остальное потерялось, давайте придумаем всю сказку»

Когда у детей появиться навык, дети сами придумывают сказки, без помощи воспитателя.

В ст. группе в основном используется изобразительный вид моделирования сказок Начинаем строить свою работу с повторения уже знакомых детям кумулятивных сказок: «Репка» и «Теремок». Дети вспомнили и назвали персонажей сказки «Репка», уточнили, сколько героев в этой сказке, во что одеты, какого цвета одежда. Рассматриваем картинки из этой сказки, рассказывание, используя настольный театр. В свободное время дети могут рисовать эпизоды из сказок «Репка», «Теремок». Когда вся предварительная работа проделана, предлагаем детям условные заместители персонажей сказки – это: кружочки, полосочки, квадратики и др. «близкие вещи» Обязательно все заместители сказки должны быть одной формы, только различаться по цвету. Дети отмечают, чем они похожи и чем отличаются (цветом, размером). К сказке «Репка» отбираем для 6 персонажей – кружки разного цвета, разной величины, репка- желтый кружок. После серии занятий дети озвучивают свои действия и рассказывают сказку сами. В другом варианте используем геометрические фигурки: квадратики и кружки, одинакового размера, но разного цвета. Выкладываем и рассказываем сказку. Дети стараются придумать продолжение

Эта работа проводиться в первую половину года.

Далее переходим к более сложному виду мод-я – двигательному. Проводится предварительная работа: рассматривание иллюстраций, обыгрывание наиболее интересных эпизодов.

Ребята уточняют, сколько героев в сказке, во что одеты, какого цвета одежда, какими геом. фигурами заменим.

Кроме уже отобранных по цвету заместителей, добавляем другие цвета. Дети выбирают нужный цвет, соответствующий данному герою, объясняют свои действия. Закрепляем с помощью карточек отдельные эпизоды сказки.

Далее берём сказку «Заяц – хваста». В книжном уголке помещаем новую книжку. Отдельные иллюстрации к этой сказке. Дети, рассматривая иллюстрации, пытаются определить, что это за книга (сказка или рассказ, о чем она. Дети высказывают свои предположения, затем снова называем сказку: «Заяц – хваста». Для обыгрывания этой сказки отбираем игрушки, имеющие отношение к этой сказке, рассматриваем их, отмечаем особенности каждой. Делаем и отбираем разные геометрические фигурки одинакового цвета, соотносим их с героями сказки

Переходим к пространственному моделированию сказок – это более сложный вид. Отмечаем с детьми: если это добрый, светлый образ, то он может замещаться светлыми цветами: голубым, розовым, белым; а если злой – черным и т. д. Так, постепенно ребенок делает первые шаги, знакомясь с «символической» культурой. Потом дети проигрывают с заместителями основные эпизоды сказки, выделяя ее структурные элементы, переходя к моделированию.

Далее познакомим детей с р н с «Лисичка – сестричка и серый волк». Даём каждому персонажу – заместителя, разного цвета и формы. Еще даём рамочки для каждого эпизода сказки, стрелки показывают на продолжение сказки, (ст гр) Спрашиваем детей : назовите эпизод сказки в 3-ей рамочке, в 6-ой, 10-ой. серия занятий

На фланелеграфе можно поместить фигурки – заместители персонажей, решить с детьми, какая фигурка кого будет означать и почему. Модель сказки не даёт детям забыть последовательность сказки. Последним этапом будет изобразительный. Который даёт детям желание творить и воображать.

Очень хочется надеяться, что применение методов наглядного моделирования сделает работу педагогов интересней, позволит выявить творческие возможности каждого ребёнка.

Публикации по теме:

Контрольная для взрослых .

Проект для второй младшей группы «Книги — лучшие друзья» Проект для второй младшей группы детского сада. «Книги лучшие друзья» Вид проекта: Познавательный; Детско-взрослый; Групповой; Краткосрочный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование способностей к наглядному моделированию при ознакомлении детей с художественной литературой
Опубликовано: 29 октября 2013 в 08:50
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование способностей к наглядному моделированию при ознакомлении детей с художественной литературой» (включая файлы) размещена пользователем Мария Ильиных (УИ 40360) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД