Лучший педагог года

Методическая разработка «Готовность ребенка к школьному обучению»

Васильева Елена Валерьевна
Методическая разработка «Готовность ребенка к школьному обучению»
▼ Скачать + Заказать документы

Готовность ребенка к обучению в школе

Воспитатель СОГБОУ

«Прогимназия «Полянка»

Васильева Е. В.

Готовность ребенка 7-8 лет к школе – одна из наиболее актуальных проблем, встающих перед педагогами, реализующими программу дошкольного образования.

Участники образовательных отношений по-разному определяют готовность к школе и выделяют на первый план разные ее компоненты.

Темочки:

Главная задача педагогов дошкольного образования - обеспечить любому ребенку дошкольного возраста тот уровень развития, который позволит ему успешно обучаться в школе. Согласно ФГОС ДО, результатом дошкольного образования выступают целевые ориентиры- социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка. На уровне дошкольного образования у детей должны быть сформированы предпосылки к учебной деятельности, выраженные в виде компонентов готовности к освоению универсальных учебных действий и овладению ими новым видом деятельности – учебной.

Мы выделяем четыре компонента готовности к школе : личностный, эмоционально-волевой, интеллектуальный и коммуникативный.

Личностный компонент составляют:

- познавательные мотивы;

- ориентация на моральные нормы, их освоение и выполнение, умение оценивать себя и свои поступки;

- сформированность внутренней позиции школьника;

Эмоционально-волевой компонент включает:

- способность к целеполаганию;

- умение поставить учебную задачу;

- составление плана и прогнозирование результата;

- возможность контроля в форме соотнесения результата с определенным эталоном;

- коррекцию и внесение необходимых изменений в план и способ действия;

-волевую саморегуляцию как стремление к волевому усилию и преодолению препятствий.

Формирование эмоционально-волевого компонента готовности связано, прежде всего, с развитием произвольности поведения. Произвольность представляет способность ребенка выстраивать и корректировать свое поведение и характер деятельности в соответствии с предлагаемыми правилами и образцами, осуществлять планирование, контроль и коррекцию выполняемых действий, используя подходящие средства.

Интеллектуальный компонент готовности составляет :

-самостоятельное выделение и формулировку познавательной цели;

- умение найти необходимую для решения проблемы информацию;

- определить оптимальные способы действия;

-дать оценку процессу и результатам деятельности, направленной на решение проблемы.

- способность к концентрации внимания, логические действия анализа, сравнения, синтеза, классификации объектов, сериации, умение воспроизведения образца;

- установление причинно-следственных связей;

- развитие тонких дифференцированных движений руки и сенсомоторной координации.

- развитие познавательной активности и познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста.

Коммуникативный компонент готовности составляют :

- развитие навыков устной речи;

- умения учитывать позицию собеседника;

- организовывать сотрудничество со взрослыми и сверстниками;

- обосновывать свое мнение;

- умения детей согласовывать действия, соблюдая порядок действий, проявлять выдержку;

- работать в паре: меняться ролями, слушая друг друга.

Ежегодно с родителями выпускных групп на протяжении всего учебного года ведется большая работа, чтобы определить, как родители понимают задачу подготовки ребенка к школе и объяснить им позицию современной дошкольной педагогики по данному вопросу. Она всегда начинается с анкетирования, где мы предлагаем ответить на три вопроса: 1)Что, на ваш взгляд означает понятие «Готовность в школьному обучению», 2)Как вы считаете, готов ли ваш ребенок к школе?

3)Как подготовить ребенка к школе?

В ходе анализа анкет мы получаем следующие данные. 80-90 процентов родителей на первое место ставят интеллектуальную готовность. Причем 50-60 процентов родителей считают, что ребенок готовый к школе знает буквы, цифры, умеет писать и читать, и лишь 5-10 процентов говорят о развитой речи ребенка. На втором месте умение общаться с детьми, а на третьем иметь крепкое здоровье, редко болеть. Завершает рейтинг мотивационная готовность. Около 20 процентов родителей считают, что их ребенок готов к школе. С каждым годом все больше родителей на ведущее место ставят услуги репетитора и центров подготовке детей к школе.

На первом собрании объясняем, на что в действительности нужно обращать внимание, при подготовке ребенка к школе. Психолог дает каждому родителю результаты обследования детей на выявления уровня готовности ребенка к школе, памятки о компонентах готовности.

Обычно к собранию мы стараемся записать видео, где дети рассуждают о школе. Чаще всего дети говорят о том, что в школе их научат читать и писать, что им купят портфель и они будут получать хорошие оценки. Обращаем внимание родителей на то, чтобы развивали у детей мотивационный компонент, не запугивали ребенка, а напротив рассказывали интересные случаи из собственной школьной жизни.

Воспитатели в течение года дают родителям рекомендации, какими методами развивать тот или иной компонент.

По оценке учителей начальных классов, на первое место они ставят эмоционально-волевой и коммуникативный компонент. Главное, чтобы ребенок слушал и слышал учителя, имел развитую мелкую моторику и познавательный интерес.

Успешность перехода ребенка от одной ступени образования к другой обусловливается тем багажом знаний, умений и качеств, которые были сформированы на предыдущем этапе. Преемственность должна обеспечить формирование необходимых для дальнейшего обучения личностных качеств, сохраняя при этом самоценность дошкольного детства.

Если у ребенка в дошкольном возрасте были сформированы все компоненты готовности к школьному обучению, ребенок овладел всеми целевыми ориентирами на конец дошкольного образования, то ему обеспечен успех обучения в школе.

Публикации по теме:

Месячник «Безопасность ребенка» Ожева Надежда Николаевна. Декабрь (Безопасность ребенка) «БЕЗОПАСНОСТЬ» 1. Подготовительный этап (1 неделя) Определение проблемы,.

Консультация для родителей «Рекомендации по подготовке детей к школьному обучению»Консультация для родителей «Рекомендации по подготовке детей к школьному обучению» Добрый день, коллеги! Хочу представить вам мою консультацию для родителей "Рекомендации по подготовке детей к школе" Возраст 6–7 лет.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 1Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 1 Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребенка. От готовности ребенка к этому моменту во многом будет зависеть формирование.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 2 Существует гипотеза: адаптация зависит от уровня психологической готовности ребенка к школе, комфортности его пребывания в учебном заведении,.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 6 Деятельный критерий рассмотрим более подробно. В 6-7 лет моторика уже готова к тому чтобы писать скорописью. Именно в этот момент в созревании.

Методическая разработка по обучению грамоте. Стихотворение «Алфавит» и презентация Методическая разработка по обучению грамоте. Стихотворение "Алфавит"+презентация. Пояснительная записка Автор: Волченкова Ольга Александровна.

Консультация «Почему учиться трудно? Или что такое адаптация к школьному обучению» Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально-психологическом, и так и в физиологическом.

Психологическая готовность детей к школьному обучению ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ВВЕДЕНИЕ Одной из основных проблем детского развития является проблема вхождения.

Советы педагога-психолога для родителей о подготовке детей к школьному обучению В своей практике я использую консультирование родителей по поводу проблем их детей. Многих родителей интересует информация о подготовке.

Занятие по адаптации первоклассников к школьному обучениюЗанятие по адаптации первоклассников к школьному обучению Приветствие. 1. Передача рукопожатий по кругу. Упражнение «Искорка». Дети берутся за руки, по кругу передают рукопожатия и улыбаются соседу,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Готовность ребенка к школьному обучению»
Опубликовано: 28 января 2023 в 14:22
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка «Готовность ребенка к школьному обучению»» (включая файлы) размещена пользователем Васильева Елена Валерьевна (УИ 1218480) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
03 марта 2025 понедельник
Сегодня дошкольник — завтра избиратель!
Выбираем спортивные дисциплины!
Праздник знатоков дикой природы!
Слушаем во все уши!
ВСЕ писатели на МААМ по фамилиям
04 марта 2025 вторник
Растим будущих инженеров!
Безопасная весна!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД