МААМ-картинки

Художественно-эстетическое развитие детей посредством декоративно-прикладного творчества

Наталья Жукова
Художественно-эстетическое развитие детей посредством декоративно-прикладного творчества

Аннотация

Данная методическая разработка будет полезна для педагогов дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми старшего дошкольного возраста.

Введение

Народное декоративно – прикладное искусство – одно из средств художественного воспитания дошкольников. В народном творчестве обобщены представления о народе – это традиции, обычаи, особенности быта, которые передавались из поколения в поколение. Для обучения и развития декоративного творчества используются подлинные предметы определённого вида народного искусства, их изображения. Для занятий отбираются предметы, узоры доступные для восприятия дошкольниками определённого возраста. Каждый образ в народном творчестве имеет значение, символ. Сначала выбираются знакомые образы, изделия. С каждым занятие расширяется содержание, усложняются элементы, их украшения, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности, характерные особенности.

Публикация «Художественно-эстетическое развитие детей посредством декоративно-прикладного творчества» размещена в разделах

Основная Часть

Цель: развитие эстетического восприятия детей посредством декоративно - прикладного творчества

Задачи:

дать детям некоторые сведения о промысле, содержании, назначении предметов, материалов, характерных признаков;

учить выделять средства выразительности;

учить видеть на предметах каждого вида вариативность элементов, разнообразие композиций, сочетание цветов.

развивать художественно – творческие способности детей

Методика организации воспитательной работы основывается на принципах:

Индивидуальный подход (учёт индивидуальных этнокультурных особенностей каждого ребёнка)

Научность (достоверность информации)

Доступность (возрастные особенности)

Наглядность (иллюстрации, репродукции)

Систематичность и последовательность (знакомство с новыми знаниями постепенно)

Интегрирование (сочетание различных видов образовательной и воспитательной деятельности)

Формы работы:

Беседа;

Экскурсия в музей;

Виртуальные экскурсии;

Выставки;

Народный фольклор;

Тематические блоки:

Чудесная мастерская «Дымковская игрушка» : познакомить детей с новым видом народной игрушки; учить рассматривать игрушки, выделять материал – глину; украшение игрушек – наглядность, яркость.

Весёлая ярмарка «Хохлома» : познакомить с новым видом народного искусства; дать некоторые сведения о промысле; учить различать и называть предметы с хохломской росписью.

Голубое чудо «Гжель» : познакомить детей с гжельским промыслом; учить видеть красоту изделий, характерные особенности росписи гжельского фарфора.

Город мастеров «Каргопольская игрушка»; «Тверская игрушка»; «Филимоновская игрушка» : познакомить с видами декоративных игрушек, учить сравнивать и находить различия между игрушками.

Работа проводится в трё х направлениях:

Первое направление: ознакомление детей с определённым видом народного декоративно – прикладного искусства. Эмоциональное воспитание детей : умение видеть, любоваться и восхищаться красотой предметов народного творчества, формирование потребности в прекрасном.

Второе направление: обучение декоративному рисованию на основе подлинных предметов народного искусства. Обучение некоторым приёмам росписи народных мастеров.

Третье направление: формирование детского декоративного творчества

Перспективный план для детей старшей группы (5 -6 лет)

Задачи первого года обучения: развивать у детей интерес к народной игрушке, умение узнавать знакомые образы (птица, конь, барышня, матрёшка, их название, видеть их красоту, нарядность, любоваться ими, выделять характерные признаки и некоторые средства выразительности (элементы, их цвет, расположение на форме). Составлять узоры используя геометрические элементы узора: широкие прямые линии, мазки, кольца, круги, точки, выбирая цвет бумаги (фон) и элементы узора, располагать их на всем листе, ритмично заполняя лист одинаковыми элементами (по форме, величине, цвету). Развивать чувство ритма, симметрии.

Интеграция образовательных областей:

Социально – коммуникативное развитие : развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе

Познавательное развитие : развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познава-тельных действий, становление сознания; развитие воображения и твор-ческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечест-венных традициях и праздниках.

Речевое развитие : развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими; развитие всех компонентов устной речи детей : грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи. Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.

Художественно – эстетическое развитие : развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирова-ние элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модель-ной, музыкальной)

Месяц Неделя Тема НОД, свободная деятельность Цель

Сентябрь 1 Чудесная мастерская

«Дымковская игрушка»

«Чудо игрушка»

Рассматривание изделий декоративно – прикладного искусства, альбомов с дымковской росписью

Знакомство детей с дымковской игрушкой.

2

«Деревенька»

Беседа о станице Дымково. Формировать представления детей о станице Дымково, о русских обрядах и традициях.

3 «Барышня»

Рисование элементов дымковской игрушки на трафарете Развивать интерес к дымковским игрушкам.

Закрепить понятия: фон, элемент, форма, цвет.

4 «Русская изба – игрушками полна» развлечение музыкально – образовательная деятельность Развивать эстетические чувства, умение внимательно слушать народную музыку, прививать интерес к народным играм.

Октябрь

1 Чудесная мастерская

«Дымковская игрушка» «Петух»

Аппликация Развивать желание сделать самим узор

Закрепить представление об элементах росписи: кружки, овалы, точки.

2 «Уточка – Марфуточка»

Лепка (пластилин) Закреплять умение детей украшать силуэты изделий элементами дымковской росписи

3 «Дымковская лошадка»

Рисование элементов дымковской игрушки на трафарете Продолжать детей знакомить с дымковской игрушкой, закреплять навыки рисования основных элементов росписи

4 «Ярмарка»

Развлечение (музыкально – образовательная деятельность) Прививать интерес к русским народным песням, к народным играм

Ноябрь 1 Весёлая ярмарка

«Хохлома» «Золотая хохлома»

Рассматривание изделий декоративно – прикладного искусства с росписью хохломы

Познакомить с росписью на изделиях Хохломы

2 «Ложечка для Жихарки»

Беседа о селе Хохлома

Рисование Формировать представления детей о селе Хохлома, о русских обрядах и традициях

3 «Платочек»

Аппликация

Учить правильно располагать элементы на основе, сочетая между собой по форме и цвету.

4 «Чудеса Жар Птицы»

Выставка детских работ Воспитывать уважение к мастерам, к творчеству народа

Декабрь 1 Весёлая ярмарка

«Хохлома» «Чаша»

Лепка (солёное тесто)

Учить лепить фигурку передавая форму частей, учить предавать колорит росписи

2 «В гостях у сказки»

Чтение художественной литературы Учить внимательно слушать детей сказку, прививать любовь к русским народным сказкам

3 «Подарки»

Аппликация Закреплять знания об особенностях хохломской росписи, развивать внимание, эмоции и чувства, мелкую моторику рук

4 «Волшебный сундучок»

Развлечение (музыкально – образовательная деятельность) Знакомство детей с народными музыкальными инструментами – дудочка, ложки, свистульки

Январь 1 Голубое чудо

«Гжель» «Хрустальная зимушка»

Беседа. Рассматривание узоров.

Знакомство детей с гжельской росписью, расширять знание о художественном промысле

2 «Волшебная снежинка»

Лепка (солёное тесто) Способствовать развитию мелкой моторики рук, закрепить приёмы лепки

Февраль 1 Голубое чудо

«Гжель» «Зимний пейзаж»

Рисование

Способствовать развитию воображения и фантазии

2 «Зимние забавы»

Аппликация

Учить работать с геометрическими фигурами

3 «Блюдце»

Лепка (солёное тесто)

Закрепить приёмы лепки, учить наносить гжельский узор

4 «Мягкий беленький снежок»

Развлечение (музыкально – образовательная деятельность) Прививать любовь народным зимним забавам, играм

Март 1 Город мастеров

«Каргопольская игрушка» игрушка

«Волшебная глина»

Выставка каргопольских игрушек Знакомство с каргопольской игрушкой

2 «Зайка с морковкой»

Лепка (глина)

Научить лепить фигурку зайца

3 «Мишка танцует»

Рисование

Учить выделять особенности узора и учить выбирать характерные сочетания цветов

4 «Ярмарка игрушек»

Развлечение (музыкально – образовательная деятельность)

Приобщение к русской народной песне, разучивание игр, потешек

Апрель 1 Город мастеров

«Тверская игрушка» «Петушок из Торжка»

Беседа. Чтение художественной литературы Знакомство с тверской глиняной игрушкой

2 «Петушок»

Лепка (глина)

Учить лепить игрушку, передавая особенность образа, закрепить приём лепки

3 «Уточка с утятами»

Рисование по трафарету

Сравнивать и находить отличия от дымковской игрушки

4 «Моя любимая игрушка»

Развлечение (музыкально образовательная деятельность)

Воспитывать чувство бережного отношения к игрушкам, развивать музыкальный слух

Май 1 Город мастеров

«Филимоновская игрушка»

«

«

«Филимоновская игрушка» «Весеннее пробуждение»

Рисование

Закреплять понятие цветов, умение распределять цвета

2 «Маленькая птичка»

Выставка

Сравнивать и находить отличия игрушек, воспитывать уважение к мастерам

3 «Жаворонок»

Лепка (глина) Закрепить приёмы лепки, способы соединения

4 «Май бредёт по бережку»

Развлечение (музыкально – образовательная деятельность) Продолжать прививать любовь к народным играм, песням, хороводам

Перспективный план для детей подготовительной к школе группы

(5-6 лет)

Задачи второго года обучения: различать виды народного декоративно – прикладного искусства, знать некоторые сведения о промысле, характерных признаках, традициях. Составлять узоры на основе росписи некоторых видов народной игрушки (филимоновской, дымковской) выделяя геометрические элементы росписи: овалы, мазок, кольцо, круг, точки, линии прямые широкие и тонкие черточки; передавать колорит росписи определённого вида. Составлять узоры на полосе, прямоугольнике типа «ткани», чередовать один – два элемента по форме, величине и цвету. Составлять симметричный узор на квадрате, розетте, круге, выделяя кайму, углы и середину. Воспитывать уважение к мастерам и желание создать прекрасное для оформления детского сада, дома.

Задачи первого года обучения: развивать у детей интерес к народной игрушке, умение узнавать знакомые образы (птица, конь, барышня, матрёшка, их название, видеть их красоту, нарядность, любоваться ими, выделять характерные признаки и некоторые средства выразительности (элементы, их цвет, расположение на форме). Составлять узоры используя геометрические элементы узора: широкие прямые линии, мазки, кольца, круги, точки, выбирая цвет бумаги (фон) и элементы узора, располагать их на всем листе, ритмично заполняя лист одинаковыми элементами (по форме, величине, цвету). Развивать чувство ритма, симметрии.

Интеграция образовательных областей:

Социально – коммуникативное развитие : развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе

Познавательное развитие : развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познава-тельных действий, становление сознания; развитие воображения и твор-ческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечест-венных традициях и праздниках.

Речевое развитие : развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими; развитие всех компонентов устной речи детей : грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи. Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.

Художественно – эстетическое развитие : развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирова-ние элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модель-ной, музыкальной)

Месяц Неделя Тема НООД, свободная деятельность Цель

Сентябрь 1 Чудесная мастерская

«Дымковская игрушка» «Чудо игрушка»

Экскурсия в музей

Продолжать знакомить с промыслом дымковской игрушки

2 ««Барышня»

Лепка

Учить лепить дымковскую барышню и передавать характерные особенности

3 «Лоскуток»

Рисование

Продолжать знакомить в составлении дымковского узора, развивать чувство цвета

4 «Индюшонок»

Аппликация

Чтение художественной литературы и украшение «хвоста» элементами дымковской росписи

Октябрь 1 Чудесная мастерская

«Дымковская игрушка» «Козлик»

Лепка Учить лепить игрушку, передавая особенность образа, закрепить приём лепки

2 «Барашек»

Роспись

Учить расписывать игрушку, используя знакомые элементы, выбирать цвета

3 «Дымка»

Рисование

Закрепление элементов дымковской росписи

4 «Мы поём и пляшем» Развлечение (музыкально – образовательная деятельность) Прививать любовь к русской народной музыке, развивать музыкальный слух

Ноябрь 1 Весёлая ярмарка

«Хохлома» «Весёлая ярмарка»

Выставка Способствовать развитию интереса к народному декоративно – прикладному искусству

2 «Матрёшка – Матрена»

Рисование

Продолжать закреплять навыки рисования основных элементов росписи

3 «Расписной сарафан»

Аппликация

Развивать желание сделать самим узор

Закрепить представление об элементах росписи

4 «Я на горку шла»

Развлечение (музыкально –образовательная деятельность)

Продолжать знакомить детей с фольклором (песни, хороводы, частушки)

Декабрь 1

Весёлая ярмарка

«Хохлома» «Расписной терем»

Рисование

Закреплять знания детей составлять узор в стиле хохломской росписи, передавая её колорит и элементы.

2 «Русская изба»

Экскурсия Знакомство с предметами быта, утварью, одеждой русского народа

3 «Тарелочка»

Лепка Способствовать развитию мелкой моторики рук, закрепить приёмы лепки

4 «Чудесные дощечки»

Рисование

Продолжать закреплять знания детей составлять узор в стиле хохломской росписи, передавая её колорит и элементы.

Январь 3 Голубое чудо

«Гжель» «Птица счастья»

Аппликация Учить передавать необычность и яркость, используя элементы гжельской росписи (точки, веточки, листья, завитки, сеточки)

4 «Блюдце»

Лепка Формировать умения детей создавать узоры по мотивам гжельской росписи: бордюр и цветок на кружке

Февраль 1 Голубое чудо

«Гжель» «Чайный сервиз»

Рисование Формировать умение различать стили наиболее известных видов декоративной живописи.

Создавать выразительные узоры на бумаге

2 «Панно из гжельских цветов»

Аппликация Продолжать учить передавать необычность и яркость, используя элементы гжельской росписи (точки, веточки, листья, завитки, сеточки)

3 «Ваза с цветами»

Рисование

Рисование по замыслу

4 «Прялица»

Развлечение

Продолжать прививать любовь к народному песенному творчеству

Март 1 Город мастеров

«Каргопольская игрушка» «В гостях у сказки»

Фотовыставка

Продолжать знакомство с каргопольской игрушкой

2 «Медведица»

Лепка

Учить лепить игрушку, передавая особенность образа, закрепить приём лепки

3 «Кисонька»

Рисование

Учить выделять особенности узора и учить выбирать характерные сочетания цветов

4 «Каравай»

Развлечение (музыкально –образовательная деятельность)

Приобщение к русской народной песне, разучивание игр, потешек

Апрель 1 Город мастеров

«Тверская игрушка» «Птичка – свистулька»

Лепка

Способствовать развитию мелкой моторики рук, закрепить приёмы лепки

2 «Хоровод матрёшек»

Аппликация

Воспитывать интерес к народному декоративно – прикладному искусству

3 «Петушок»

Рисование

Учить использовать приёмы декоративного рисования, создавать выразительные узоры

4 «Курочка - хозяюшка»

Чтение художественной литературы

Учить внимательно слушать произведение, отвечать на вопросы

Май 1 Город мастеров

«Филимоновская игрушка» «Заюшкина избушка»

Выставка работ воспитанников

Продолжать знакомить детей с декоративной росписью филимоновской игрушки. Воспитывать интерес к народному декоративно – прикладному искусству

2 «Карусель»

Коллективная работа. Лепка.

Учить самостоятельно работать в коллективе, закрепить приёмы лепки, развивать творческое воображение

3 «Моя любимая игрушка»

Рисование

Рисование по замыслу, передавая характерные особенности росписи

4 «Весна – красная пришла всем людям радость принесла»

Продолжать прививать детям любовь к народной песне, хороводам, играм.

Публикации по теме:

«Пасхальное яйцо» к конкурсу декоративно-прикладного творчества среди воспитателей«Пасхальное яйцо» к конкурсу декоративно-прикладного творчества среди воспитателей Скоро наступит один из великих христианских праздников. Этот день на Руси называют по разному: Пасха, Великий день, Светлый день, Христово.

Фотоотчет о конкурсе декоративно-прикладного творчества «Моя любимая сказка»Фотоотчет о конкурсе декоративно-прикладного творчества «Моя любимая сказка» «Сказка лечит, сказка греет,сказка учит жить…» Роль сказок в формировании личности ребёнка доказана многовековым опытом. Эти поучительные.

Фотоотчет об участии и победе с детьми в выставке технического и декоративно-прикладного творчества детей Азовского районаФотоотчет об участии и победе с детьми в выставке технического и декоративно-прикладного творчества детей Азовского района Каждую весну в нашем Азовском районе проходит выставка детского творчества, в которой принимают участие дети дошкольного и школьного возраста.

Фотоотчет о нашем участии с детьми в выставке технического и декоративно-прикладного творчества детей Азовского районаФотоотчет о нашем участии с детьми в выставке технического и декоративно-прикладного творчества детей Азовского района Доброго времени суток, дорогие коллеги! Каждый год весной в Азовском районе проходит выставка детского творчества, в которой принимают участие.

Фотоотчёт о выставке декоративно-прикладного творчества «Дары осени»Фотоотчёт о выставке декоративно-прикладного творчества «Дары осени» .

Фотоотчёт выставки декоративно-прикладного творчества из бумаги «Бумажная фантазия»Фотоотчёт выставки декоративно-прикладного творчества из бумаги «Бумажная фантазия» «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок!" В. А. Сухомлинский. Бумага-это самый доступный материал для детского творчества.

Художественно-эстетическое развитие детей посредством проектной деятельности «Удивительный мир песка»Художественно-эстетическое развитие детей посредством проектной деятельности «Удивительный мир песка» У большинства детей второй младшей группы на начало учебного года была снижена познавательная активность, слабо развита мелкая моторика.

План по самообразованию «Художественно-эстетическое развитие детей посредством синтеза искусств и проектной деятельности»План по самообразованию «Художественно-эстетическое развитие детей посредством синтеза искусств и проектной деятельности» План по самообразованию «Художественно-эстетическое развитие детей через синтез искусств и проектную деятельность» Актуальность: Третья.

Фотоотчет о выставке декоративно-прикладного творчества «Радуга вдохновения» в ВоркутеФотоотчет о выставке декоративно-прикладного творчества «Радуга вдохновения» в Воркуте Выставка декоративно-прикладного творчества "Радуга вдохновения", фотоотчёт из Воркуты. Дорогие друзья, хочу пригласить вас прогуляться.

Занятие для детей (2–3 года): Речевое развитие и Художественно-эстетическое развитие «Петушок и его семья» Цель: приобщать детей к устному народному творчеству с раннего возраста Задачи: Закреплять умение детей слушать знакомые фольклорные произведения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Художественно-эстетическое развитие детей посредством декоративно-прикладного творчества
Опубликовано: 19 апреля 2022 в 11:46
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД