МААМ-картинки

Методическая разработка «Использование нетрадиционных техник в театрализованной деятельности с детьми дома ребенка»

Ольга Лебедева
Методическая разработка «Использование нетрадиционных техник в театрализованной деятельности с детьми дома ребенка»

«Театрализованная деятельность

является неисчерпаемым источником

развития чувств, переживаний

и эмоциональных открытий ребёнка,

приобщает его к духовному богатству…»

В. А. Сухомлинский.

Мир детства, внутренний мир ребенка – ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Игра связывает детей между собой, детей с взрослыми в единое волшебное целое. И если ребенок начинает доверять вам, верить – значит, можно творить, фантазировать, воображать.

Публикация «Методическая разработка „Использование нетрадиционных техник в театрализованной деятельности с детьми дома ребенка“» размещена в разделах

Актуальность данной темы определяется растущим количеством детей дошкольного возраста, имеющих речевые отклонения, отклонения в эмоционально-волевой сфере.

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребёнка во вторичную ценность. Современные дети значительно реже восхищаются и удивляются, равнодушны ко всему, интересы их ограниченны, игры однообразные.

Театрально-игровая деятельность дает возможность развивать способности каждого ребёнка, формировать его творческое воображение, коммуникативные навыки. Воздействие театрализованной деятельности на психическое развитие ребенка велико. Сказки, фольклор оказывают положительное эмоциональное воздействие на детей в раннем и дошкольном возрасте.

Использование нетрадиционных методов в игре способствует познанию детей самих себя, осознанию своей деятельности, качеств и свойств личности, повышает мотивацию к познанию окружающего мира, развивает коммуникативные навыки; развивает общую и речевую моторику; оказывает выраженное психотерапевтическое воздействие на аффективную и когнитивную сферы ребенка и обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы.

Театрализованные игры имеют огромное воспитательное значение. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, неавторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает. Театрализованная деятельность – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но не навязчивое педагогическое средство, ведь ребенок во время игры чувствует себя более раскованно, свободно и естественно.

Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Целью моей работы в данном направлении является развитие интереса к театрализованной деятельности посредством использования нетрадиционных техник и достигается она через реализацию следующих задач:

- создавать благоприятный эмоциональный фон для повышения у детей мотивации к участию в театральных играх, снятия напряжённости;

- развивать творческие способности; общую и мелкую моторики; психические процессы;

- воспитывать положительные личностные качества; чувство коллективизма;

- развивать коммуникативные качества личности;

- развивать эмоционально-волевую сферу ребенка;

- познакомить детей с детской литературой, привить устойчивый интерес;

- формировать навык воплощать в игре определенные переживания, побуждать к созданию новых образов, побуждать к взаимодействию с педагогом;

- поиск новых педагогических идей для обновления содержания и методики театрализованной деятельности дошкольников.

Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным? Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать?

Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.

И если за дело берутся люди, увлеченные своим делом, с яркой, богатой фантазией, с желанием творить самим и вовлекать в этот процесс малышей, то и «предметное оснащение» становится другим: необычным, впечатляющим, способным не только удивить и обрадовать ребенка, но и научить его чему- либо.

Если использовать нетрадиционные приемы в обыгрывании сказок, то это поможет ребятишкам расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу. Под влиянием интереса и других положительных эмоций всё увиденное и услышанное будет усваиваться с лёгкостью и запоминаться надолго.

Работая с детьми, я использую методы, приемы и средства, способствующие лучшему усвоению программного материала, преодолению у них коммуникативной дезадаптации. На моих занятиях дошкольники чувствуют себя естественно и раскрепощено.

Приобщая детей к созданию атрибутов для игр, игрового пространства, путём построек из песка, оформлением из природного материала (веточек, шишек, семечек и т. д., мы, тем самым, превращаем игровой процесс в интересный и веселый труд. Недавно, например, у нас проводилась театральная игра «Заячья избушка», где мы построили домик для лисички из настоящего льда, а домик для зайчика – из деревянных палочек. Какого же было изумление детей, когда в процессе обыгрывания сказки, ледяная избушка лисы и правда начала таять! Ведь это такой незаменимый опыт для детей. Или когда обыгрывание сказки «Репка» проходило на улице в обычной песочнице – герои сказки по-настоящему тянули репку из песка и вытянули ее! Такие мероприятия также способствуют воспитанию положительных личностных качеств, чувства коллективизма.

Элементы компьютерного обучения помогают формировать у детей понимание того, что есть несколько уровней окружающего нас мира – это и реальные вещи, и картинки, и слова, и схемы и т. д. В рамках коррекционно-развивающей компьютерной среды ребенок самостоятельно осуществляет свою деятельность, тем самым развивая способность принимать решения, учится доводить начатое дело до конца. Например, я использую игры на компьютере «Найди героя данной сказки», «Изобрази эмоцию» и т. д. В ходе компьютерных театрализованных игр использую модели, то есть ребёнок воспроизводит последовательность сюжета сказки. Также дети с помощью компьютера прослушивают в видеопрезентации голоса животных, интонации героев сказки и пытаются их повторить.

Использование нетрадиционных приемов дарит нашим воспитанникам много ярких, незабываемых впечатлений. Радостные переживания поднимают жизненный тонус, поддерживают бодрое настроение взрослых и детей. Ребёнок начинает ценить красивое, и, чувствуя уважение к себе, как к равному, начинает раскрепощаться и творить.

Если вы со своими ребятами в группе хотя бы иногда будете вместе мастерить какую-нибудь сказку из природного материала, то поверьте – ваши дети станут добрее друг к другу, бережливее по отношению к природе, находчивее и сообразительнее, увереннее в собственных силах. А значит, ваши усилия не напрасны.

Именно в настольном театре есть возможность использовать богатство природного материала. Природный материал сам по себе кладовая для фантазии и игры воображения. Работа с природным материалом заключает в себе формирование первых трудовых навыков. В процессе изготовления сказочных персонажей постепенно образуется система специальных навыков и умений. В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

Театр игрушек из природных материалов удобнее показывать на песке, на котором оформляется декорация с помощью корней, коры, камушков, веточек, растений.

Находящийся в естественном природном окружении песок побуждает ребенка к спонтанной изобразительной деятельности. Малыш может наполнять песком формочки и делать «пирожки», оставлять на песке отпечатки своих рук и ног, чертить линии, создавать из песка горки, рыть ямки и тоннели, а также пытаться строить замки.

Итак, игры с песком, льдом, водой и другими материалами предполагают выполнение различных игровых действий в соответствии с этапами развития ребёнка. Каждую из них я провожу вместе с ребенком, подсказывая ему способы действия с игровыми материалами, а иногда и играя по принципу «рука в руке». Такие совместные действия включают в себя наблюдение малыша за способами действия взрослого, действия по подражанию и по образцу, предложенному взрослым, и наконец, самостоятельные действия, которые отражают уже собственный замысел ребенка. В процессе подготовки к игре у ребёнка должна быть возможность многократно самостоятельно обследовать песок (или другой сыпучий материал). Основная цель проведения коррекционно-развивающих игр с песком – это эмоциональное наполнение жизни ребенка и оказание помощи в их регуляции, обеспечение эмоциональной релаксации, снятия эмоционального напряжения, развитие положительных эмоций.

На основе использования песка и природных материалов можно организовывать невероятное количество театральных игр, имеющих воспитательную и образовательную направленность и призванных решать задачи познавательного и эмоционального развития.

Значит, тактильное взаимодействие с окружающей средой начинается уже в раннем возрасте и продолжается на протяжении всей жизни, являясь важным условием и средством психического развития ребенка, а также благополучия эмоциональной сферы. Еще К. Д. Ушинский писал: «дети не любят игрушек неподвижных, законченных, хорошо сделанных, которых они не могут изменить по своему желанию… лучшая игрушка для ребенка та, которую он может заставить измениться самым разнообразным образом…для детей лучшая игрушка – куча песка».

Анализ моей работы по данной теме показал, что развитие интереса ребенка к театральной деятельности, благодаря использованию нетрадиционных методов, дает положительные результаты. Дети проявляют интерес к театральной деятельности; развивается социальная активность детей, память и воображение, творческие способности; формируется чувство коллективизма, коммуникабельность; идет развитие речевых и познавательных функций. Дети стали более уверенными в себе, научились преодолевать робость, сопереживать; повысилась и усовершенствовалась интонационная выразительность речи; усовершенствовались исполнительские умения; дети научились понимать эмоциональное состояние другого человека и выражать своё. Коллективная театрализованная деятельность создаёт условия для социализации, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.

Таким образом, использование нетрадиционных приемов в театрализованной деятельности позволило мне заинтересовать детей, удержать их внимание, развить их связную речь, помочь им преодолеть трудности в общении. Включение в театрализованную деятельность нетрадиционных приемов является мощным психологическим средством развития интереса к данному виду деятельности, благоприятно сказывается на развитии речи, эмоциональном развитии, развитии звукопроизношения и мелкой моторики детей дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Использование нетрадиционных техник продуктивной деятельности с детьми дошкольного возрастаИспользование нетрадиционных техник продуктивной деятельности с детьми дошкольного возраста «Использование нетрадиционных техник продуктивной деятельности с детьми дошкольного возраста» «Человек по натуре своей – художник. Он.

Использование нетрадиционных техник в ИЗО-деятельности на занятиях с дошкольниками и для оформления детского садаИспользование нетрадиционных техник в ИЗО-деятельности на занятиях с дошкольниками и для оформления детского сада Темой моего опыта работы является «Использование нетрадиционных техник в изо - деятельности на занятиях с детьми дошкольного возраста и.

Данная методическая разработка закрепляет знания детей о правах ребенка посредством «проигрывания» детьми фрагментов сказок Игровые тренинги по правовому воспитанию по содержанию русских народных сказок. ЦЕЛЬ: поставить самого ребенка на место героя сказки и «проиграть».

Использование нетрадиционных техник рисования с детьми 2–3 летИспользование нетрадиционных техник рисования с детьми 2–3 лет Использование нетрадиционных техник рисования с детьми 2-3лет. Тема: "Волшебный рисунок" Включение рисования нетрадиционными способ в повседневной.

Использование нетрадиционных техник рисования в условиях адаптации и организации деятельности детей младшего возрастаИспользование нетрадиционных техник рисования в условиях адаптации и организации деятельности детей младшего возраста Консультация для воспитателей. Использование нетрадиционных техник рисования в условиях адаптации и организации деятельности детей младшего.

Мастер-класс для воспитателей «Дизайн в ДОУ, использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности» Цель: Развивать творчество педагогов. Задачи: 1. Познакомить педагогов с историей возникновения дизайна; основными принципами работы с.

Методическая разработка «Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в работе с детьми дошкольного возраста». Использование в работе с детьми развивающих математических игр. Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Поэтому.

Методическая разработка организованной образовательной деятельности с детьми 4–5 лет «В гости к солнышку» Программное содержание: Цель: способствовать личностному и интеллектуальному развитию дошкольника, через интеграцию областей. Задачи:.

Методическая разработка по театрализованной деятельности «Сказка «Репка» на новый лад» Методическая разработка по театрализованной деятельности. Сказка «Репка» на новый лад для детей старшей группы. Театральная деятельность.

Обобщенный опыт работы воспитателя «Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности» Тема опыта:"Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в развитии инициативы и самостоятельности детей младшего дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Использование нетрадиционных техник в театрализованной деятельности с детьми дома ребенка»
Опубликовано: 9 октября 2016 в 14:09
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД