Лучший педагог года

Методическая разработка «Использование элементов логоритмики в коррекционной работе с детьми 5–6 лет»

Ольга Болотова
Методическая разработка «Использование элементов логоритмики в коррекционной работе с детьми 5–6 лет»

Методическая разработка

«Использование элементов логоритмики в коррекционной работе с детьми 5-7 лет с ТНР»

Автор-составитель:

Болотова Ольга Валериевна

учитель- логопед

Использование элементов логоритмики в коррекционной работе с детьми 5-7 лет с ТНР.

Цель: повышение эффективности коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, посредством сочетания слова, музыки и движения.

Задачи:

Публикация «Методическая разработка „Использование элементов логоритмики в коррекционной работе с детьми 5–6 лет“» размещена в разделах

1. Совершенствование общей и мелкой моторики.

2. Развитие артикуляторного праксиса.

3. Развитие пространственной организации движений.

4. Развитие слухового, зрительного, двигательного внимания.

5. Развитие физиологического и фонационного дыхания.

6. Развитие чувства темпа и ритма.

7. Развитие голоса.

8. Развитие интонационной выразительности речи.

9. Развитие произносительных умений и навыков.

Актуальность.

Актуальной проблемой логопедической работы является поиск путей повышения её эффективности. Для этого в коррекционной работе используются различные дополнительные средства, одно из них-логоритмика. Логопедическая ритмика является одновременно коррекционно-педагогической и здоровьесберегающей технологией. Она представлена широким спектром специальных игр и упражнений, направленных на исправление речевых нарушений путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. К сожалению, несмотря на важность данной проблемы, ей уделяется недостаточное внимание в детских садах. В группах для детей с общим недоразвитием речи зачастую не проводят логоритмику отдельным занятием, так как в программе она носит лишь рекомендательный характер. Но всегда есть выход из положения. Можно использовать элементы логопедической ритмики, включая их в коррекционные логопедические занятия, что в свою очередь позволит повысить эффективность логопедической работы в целом.

Планируемые результаты

О положительной динамике, достигнутой в ходе коррекционно-развивающего процесса средствами логопедической ритмики свидетельствуют, следующие показатели:

сформированность умений ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ;

способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении;

способность координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений;

улучшение показателей слухового, зрительного и двигательного внимания, памяти;

сформированность модуляции голоса, плавности и интонационной выразительности речи, правильного речевого и физиологического дыхания.

сформированность произносительных умений и навыков, подвижности артикуляционного аппарата;

способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, словах, чистоговорках, связной речи; дифференцировать парные согласные звуки в слоговых рядах, словах, чистоговорках, связной речи;

сформированность фонематических процессов;

Перспективное планирование (старшая группа компенсирующей направленности)

Месяц Неделя Буква и звук Лексичес-кая тема

Задачи Формы работы

Содержание работы с детьми Взаимодействие со специалистами Взаимодействие с родителями

Сентябрь

1

2

Мониторинг

Мониторинг

Консультация для родителей в группе VK «Говорим правильно» : «Музыка в коррекции речевых нарушений»

3

Детский сад.

Развивать слуховое внимание и память на музыкальном материале разного характера. Упражнения:

«Узнай музыкальную игрушку»

«Зайцы и медведи»

(Муз. сопровождение:

«Зайчик» муз. Т. Ломова,

«Мишка» муз. Г. Фрид)

Муз. руководитель:

Упражнение «Гуляй-отдыхай»

(Муз. сопровождение:

«Баю-бай» М. Красев,

«Марш» М. Красев,

«Пойду-ль я, выйду-ль»

русская народная)

4

Игрушки. Развивать зрительное, слуховое внимание, переключаемость движений и моторную памяти. Упражнение

«Кривое зеркало»

(Муз. Сопровождение

«Клоуны» Д. Кабалевский)

Упражнение «Запретное движение»

(Муз. сопровождение:

Вальс Д. Кабалевский) Муз. руководитель:

Упражнение «Зоопарк»

(Муз. сопровождение:

«Марш» Л. Бетховен)

Октябрь

1

У

Осень. Развивать воображение.

Развивать чувство музыкального ритма.

Развивать дыхание, голос, артикуляцию. Беседа об осени

(Муз. сопровождение:

«Осень» из цикла «Времена года» П. И. Чайковский)

Хоровод «Листопад»

(Сл. Н. Нищевой, муз. К Обуховой)

«Песня волка»

(Сл. К. Жаворонковой, муз. О. Насонова) Муз. руководитель:

Ритмическое упражнение

«Дождик-чистюля»

(Сл. Н. Нищевой, муз.

К. Обуховой)

Информация для родителей в группе VK «Говорим правильно» «Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой.

Изготовление родителями пособий для развития дыхания.

2

А

Овощи. Развивать диафрагмальное дыхание.

Развивать речевое дыхание, голос, артикуляцию. Дыхательная гимнастика

А. Н. Стрельниковой

(Муз. сопровождение:

«Марш деревянных солдатиков» П. И. Чайковский)

Песня «Колыбельная»

(Сл. Н. Нищевой,муз. К. Обуховой)

Муз. руководитель:

Песня «Успокой куклу»

(Муз. сопровождение:

«Колыбельная» Обр. Д. Кабалевского)

3

А- У

Фрукты. Развивать силу голоса, речевое дыхание, артикуляцию.

Развивать координацию движений, пространственную организацию движений. Игра «Эхо»

(Муз. композиция «Эхо»)

Ходьба на носочках

«По садовой по дорожке»

(Сл. Н. Нищевой, муз. К. Обуховой) Муз. руководитель:

Ходьба в разных направлениях:

Упражнение «По дорожке все за мной»

(Муз. сопровождение:

«Шла девушка к источнику» Шведская нар. песня)

4

П

Деревья и кустарники. Развивать слуховое внимание, чувство ритма, голос, артикуляцию.

Развивать координацию речи с музыкой и движением. Упражнения на координацию речи с движением:

«Дождик»

«Рябина»

(Сл. Н. Нищевой,муз. К. Обуховой) Муз. руководитель:

Речь с движением:

«К солнцу»

(Сл. Н. Нищевой, муз. К. Обуховой)

1

О

Лес. Грибы и ягоды.

Развивать речевое дыхание, голос, артикуляцию.

Развивать координацию речи с движением с постепенным ускорением темпа. «Песенка на О» (пение гласного слитно, отрывисто, громко, тихо, в разном темпе)

Упражнение на координацию речи с движением «Дождик»

(Муз. сопровождение «Детская песенка» С. Майкопар) Муз. руководитель:

Хоровод «Волнушки»

(Сл. Н. Нищевой, муз. К Обуховой)

Информация для родителей в группе VK «Говорим правильно» «Логоритмические игры для развития дыхания»

Ноябрь

2

И

Птицы. Развивать координацию движений.

Развивать чувство ритма.

Развивать дыхание, голос, артикуляцию. Упражнение на координацию речи с движением «Птичья стая»

(Сл. Н. Нищева,муз. К. Обухова)

Ритмическое упражнение «Андрей-воробей»

Песенка «Упрямый ослик»

(Сл. Н. Нищевой,муз. К. Обуховой) Муз. руководитель:

Песня «Желтые цыплята»

(Сл. Н. Нищевой, муз. К. Обуховой)

3

М

Человек.

Части тела. Развивать чувство музыкального темпа, координацию темпа движения ног с темпом музыки.

Регуляция мышечного тонуса рук, ног и корпуса. Упражнение «Ноги и ножки»

(Слова народные, муз. В. Агафонникова)

Упражнение «Потянули-отдохнули»

(Музыка К. Дискина) Муз. руководитель:

Упражнени на регуляцию мышечного тонуса «Попрыгаем»

(Музыка К. Черни)

4

Н

Одежда. Развивать мелкую моторику.

Развивать слуховое внимание.

Развивать координацию речи с музыкой и движением. Паличиковая игра «Смешные человечки»

(Музыка К. Дискина)

Упражнение на координацию речи с движением «Веселая игра»

(Сл. Н. Нищевой, муз. К. Обуховой) Муз. руководитель:

Упражнение «Передай платок»

(Музыка Т. Ломова)

Декабрь

1

Т

Обувь.

Головные уборы.

Одежда. Развивать слуховое внимание и чувство ритма.

Развивать координацию движений. Упражнение «Топотушки»

(Сл. Н. Нищевой, муз. К. Обуховой)

Ходьба с преодолением препятствий.

Упражнение «Лужи»

(Сл. Н. Нищевой, муз. К. Обуховой) Муз. руководитель:

Упражнение «Скок, скок, сапожок»

(Муз. сопровождение

Рус. народная мелодия

Обр. Л. Сидельникова)

Информация для родителей в группе VK «Говорим правильно» : «Артикуляторная гимнастика под музыку».

2

Т-Ть

Семья. Развивать мимическую моторику.

Развивать артикуляторную моторику.

Развивать слуховое внимание. Упражнение по психогимнастике

«Дедушка сердится»

Артикуляционная гимнастика

(Муз. сопровождение:

«Часы» Е. Тиличеева,

«Клоуны» Д. Кабалевский,

«Качели» Е. Тиличеева.

«Лошадка» М. Раухвегер Муз. руководитель:

Муз. игра «Жмурки с колокольчиком»

(Сл. Н. Нищева, муз. К. Обухова)

3

К

Зима.

Зимние забавы. Развивать дыхание, голос, артикуляцию.

Развивать чувство музыкального ритма.

Регуляция мышечного тонуса. Песня «Первый снег»

(Сл. Н. Нищева,муз. К. Обухова)

Хоровод «Пришла зима»

(Сл. Н. Нищевой, муз. К. Обуховой)

Муз. руководитель:

Упражнение на регуляцию мышечного тонуса «Снеговик»

(Музыка К. Дискина)

4

К-Кь

Новый год. Развивать общую моторику, координацию речи с движением и музыкой.

Развивать речевое дыхание, голос, артикуляцию. Речь с движением «Ёлка»

(Сл. Н. Нищева,муз. К. Обухова)

Песня «Что случилось с зимой»

(Сл. Н. Нищевой, муз. К. Обуховой) Муз. руководитель:

Ходьба с преодолением препятствий.

Упражнение «По дорожке»

(Сл. Н Нищевой, муз. К Обуховой)

Январь

3

Б

Домашние животные. Развивать дыхание,

голос, артикуляцию.

Развивать чувство ритма,

координацию речи с музыкой и движением. Песня «Овечка»

(Музыка и слова М. Лазарева)

Речь с движением «Лошадка»

(Сл. Н. Нищевой,муз. К. Обуховой)

Песня «Кто пасется на лугу»

(Музыка А. Пахмутовой) Муз. руководитель:

Упражнение на звукоподражание

«Домашние животные»

(Сл. Н. Нищевой, муз. К Обуховой)

Информация для родителей в группе VK «Говорим правильно» :

«Логопедические распевки»

4

Б-Бь

Дикие животные. Развивать общую моторику, координацию речи с музыкой и движением.

Развивать мелкую моторику. Речь с движением «Медвежата»

(Сл. Н. Нищевой,муз. К. Обуховой)

Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке»

(Муз. сопровождение

«Белка» из оперы «Сказка о царе Салтане» Римский-Корсаков) Муз. руководитель:

Речь с движением

«Волк»

(Сл. Н. Нищевой, муз. К. Обуховой)

5

Э

Блокада Ленингра-да Развивать эмоциональную отзывчивость и восприимчивость.

Развивать дыхание, голос, артикуляцию.

Развивать общую моторику. Показ презентации «Блокада Ленинграда»

(Музыкальное сопровождение

«Ленинградская симфония №7»

Д. Шостакович)

Песенка на «Э»

(пропевание гласного слитно, отрывисто, громко, тихо в разном темпе) Муз. руководитель:

Маршировка

«На парад идет отряд»

(Муз. сопровождение

«Эх, хорошо» И. Дунаевский)

Февраль

1

Г-Гь

Почта. Развивать дыхание, голос, артикуляцию.

Автоматизация звука «Г».

Развивать общую моторику. Логопедическая распевка на автоматизацию звука «Г»

«Гуси»

(Музыка и слова М. Лазарева) Муз. руководитель:

Ходьба с преодолением препятствий

Упражнение «По канату»

(Сл. Н. Нищевой, муз. К. Обуховой)

Информация для родителей в группе VK «Говорим правильно» :

«Пальчиковая гимнастика под музыку».

2

Л-Ль

Наша страна. Развивать дыхание, голос, артикуляцию.

Автоматизация звука «Л».

Развивать координацию движений. Логопедическая распевка на автоматизацию звука «Л»

«Гол в окне»

(Муз. О. Носонова, сл. Н. Гридчиной) Муз. руководитель:

Ходьба с предметами

Упражнение «На парад»

(Сл. Н. Нищевой, муз. К. Обуховой)

3

Ы

Наша Армия. Развивать общую и мелкую моторику, координацию речи с движением.

Развивать интонационную выразительность речи. Речь с движением «Аты-баты»

(Музыка К. Дискина)

Пальчиковая гимначтика «Солдаты»

(Автор Л. Яртова) Муз. руководитель:

Русская народная песня

«Солдатушки, бравы ребятушки»

Марш «Прощание славянки»

4

С

Профессии. Развивать дыхание, голос, артикуляцию, чувство музыкального ритма.

Развивать мелкую моторику. Логопедическая распевка на автоматизацию звука «С»

«Оса»

(Муз. О. Носонова, сл. Н. Гридчиной)

Пальчиковая гимнастика

«Пианист»

(Автор Л. Яртова) Муз. руководитель:

Музыкальная игра

«Гармошка»

(Сл. Н. Нищевой, муз. К. Обуховой)

Март

1

С-Сь

Праздник

8 Марта Развивать дыхание, голос, артикуляцию.

Дифференциация звуков «С-Сь» .

Развивать координацию речи с музыкой и движением. Песня на диф-ю звуков С-Сь «Поиграем мы с лисой»

(Сл. Н. Нищевой, муз. К. Обуховой)

Речь с движением:

«Мамочка»

(Сл. Н. Нищевой, муз. Л. Гавришевой) Муз. руководитель:

Песня «Мы запели песенку»

(Сл. Л. Мироновой, муз.

Р. Рустамовой)

Открытое занятие с элементами логоритмики для родителей «Путешествие в город звуков» (дифференциация звуков с-ш)

2

Ш

Весна Развивать дыхание, голос, артикуляцию.

Автоматизация звука «Ш» Песня «Здравствуй, весна!»

(Сл. Н. Нищевой, муз. К. Обуховой)

Песня на автоматизацию зв. «Ш»

«Змея»

(Муз. и сл. М. Лазарева) Муз. руководитель:

Песня «Капель»

(Сл. Н. Нищевой, муз. К. Обуховой)

3

Ш-С

Транспорт Развивать чувство музыкального темпа, координацию темпа движений с темпом музыки.

Развивать артикуляционную моторику. Упражнение «Машина»

(Сл. Н. Найденовой, муз. Т. Попатенко)

Упражнение «Паровоз»

(Сл. Н. Нищевой, муз. К. Обуховой) Муз. руководитель:

Упражнение «Самолеты»

(Муз. К. Дискина)

4

Х

Мебель Развивать слуховое внимание, переключаемость движений, моторную память.

Развивать мелкую моторику. Упражнение «Игра с молотком»

(Муз. сопровождение

«Жил-был у бабушки серенький козлик» рус. народная песня)

Пальчиковая гимнастика «Стул»

(Сл. Н. Нищевой, муз. Л. Гавришевой) Муз. руководитель:

Упражнение «Кривое зеркало»

(Муз. сопровождение «Клоуны» Д. Кабалевский)

Апрель

1

В

Посуда Развивать чувство музыкального темпа,

координацию речи с музыкой и движением.

Развивать мелкую моторику.

Упражнение «Чайник и чашки»

(Муз. сопровождениие:

«Вальс» С. Майкопар)

Пальчиковая гимнастика

«Тарелка» (Сл. Н. Нищевой, муз. Л. Гавришевой) Муз. руководитель:

Упражнение «Чашка»

(Сл. Н. Нищевой, муз. Л. Гавришевой)

Информация для родителей в группе VK «Говорим правильно»

«Песенки на автоматизацию поставленных звуков»

2

В-Вь

Хлеб.

Продукты. Развивать чувство музыкального темпа,

координацию темпа движения руки с темпом музыки.

Развивать мелкую моторику. Упражнение «Мельница»

(Муз. сопровождение

«Благодарность ручью Ф. Шуберт)

Пальчиковая гимнастика

«Каша» (Сл. Н. Нищевой, муз. Л. Гавришевой) Муз. руководитель:

Упражнение «Кап, кап, кап.»

(Муз. сопровождение

«Дождик» А. Холмиков)

3

З

Космос. Развивать чувство ритма.

Развивать общую моторику, координацию движений.

Развивать дыхание, голос, артикуляцию. Ритмическое упражнение «Летающая тарелка»

Упражнение «Невесомость»

(Муз. сопровождение:

аудиозапись с космической музыкой) Муз. руководитель:

Фонопедическое упражнение «Ракета»

(М. Ю. Картушина)

4

З-ЗЬ

Рыбы. Развивать координацию речи с движением и музыкой.

Развивать мелкую моторику.

Развивать дыхание голос, артикуляцию. Упражнение «Аквариум» (Сл. Н. Нищевой, муз. Л. Гавришевой)

Песенка «Морские звезды»

(Сл. Н. Нищевой, муз. Л. Гавришевой) Муз. руководитель:

Песенка «Ёрш»

(Сл. Н. Нищевой, муз. Л. Гавришевой)

Май

1

Ж

День победы. Развивать координацию движений.

Развивать слуховое внимание.

Развивать дыхание, голос,артикуляцию.

Автоматизация звука «Ж» Упражнение «На парад идет отряд»

(Муз. сопровождение

«Эх, хорошо!» И. Дунаевский)

Песенка на автоматизацию звука «Ж» «Шмель»

(Сл. Н. Нищевой, муз. К. Обуховой) Муз. руководитель:

Упражнение «Маршируй и хлопай»

Муз. сопровождение

«Марш солдатиков Р. Шуман)

Индивидуальные беседы с родителями по результатам сравнительного анализа психомоторного и речевого развития детей за уч. год

2

З-Ж

Цветы. Развивать дыхание, голоса, артикуляцию.

Дифференциация шипящих-свистящих и аффрикат.

Развитие общей моторики, координации речи с движением.

Песенка «Мать-и-мачеха»

(Сл. Н. Нищевой, муз. Л. Гавришевой)

Упражнение «Одуванчик»

(Сл. Н. Нищевой, муз. Л. Гавришевой) Муз. руководитель:

Песенка «Жуки»

(Музыка и слова М. Лазаревой)

3

Д-Дь

Насекомые. Развивать дыхание, голос, артикуляцию.

Развивать мелкую моторику.

Развивать мимическую мускулатуру.

Пальчиковая гимнастика «Пчела»

(Сл. Н. Нищевой, муз. Л. Гавришевой)

Мимическое упражнение «Бабочка»

(Муз. сопровождение

«Росинки» С. Майкопар) Муз. руководитель:

Песенка «Зеленая песенка»

(Муз. О. Насонова, сл. А. Стройлова)

4

Ф-Фь

Лето. Развивать дыхание, голос, артикуляцию.

Развивать мелкую моторику. Упражнение «Солнышко-ведрышко»

(Муз. сопровождение

Рус. нар. припевка «Солнышко-ведрышко») Муз. руководитель:

Песенка «Небо в луже»

(Сл. Н. Нищевой, муз. К. Обуховой)

Публикации по теме:

Использование игровых технологий в лого-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста (3 слайд) Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения. Пользоваться ею - серьёзная наука и немалое искусство. Хорошо развитая.

Использование возможностей образовательной среды в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зренияИспользование возможностей образовательной среды в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зрения Для успешного воспитания и обучения детей с нарушениями зрения создается коррекционно-развивающая среда, которая является важным реабилитационным.

Использование элементов логопедической ритмики в работе с детьми с ОВЗ «Использование элементов логопедической ритмики в работе с детьми с ОВЗ» Составила: учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 66 «Белочка» Синдицкая.

«Цветущая яблоня в подарок». Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьми«Цветущая яблоня в подарок». Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьми Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьмиТак звучит тема моего самообразования в этом учебном году. И.

Использование учебно-игрового пособия «Математический планшет» в коррекционной работе с детьми с ОНРИспользование учебно-игрового пособия «Математический планшет» в коррекционной работе с детьми с ОНР В настоящее время производителями выпускается большое количество всевозможных развивающих игр для дошкольников, но нам и нашим детям пришлось.

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми с ОНРИспользование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми с ОНР Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников. По показателям физического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Использование элементов логоритмики в коррекционной работе с детьми 5–6 лет»
Опубликовано: 2 февраля 2024 в 13:56
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД