МААМ-картинки

Конспект коррекционной непосредственно образовательной деятельности

Лахонина Светлана
Конспект коррекционной непосредственно образовательной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Автор

Лахонина Светлана Вячеславовна учитель-логопед МБДОУ № 58

Конспект коррекционной непосредственно образовательной деятельности по теме : «Как хорошо иметь свой дом» - ЗАТО, г. Железногорск, 2016 – 9 с.

Данная методическая разработка является победителем Всероссийского дистанционного конкурса работников образования «Лучшая методическая разработка» (Диплом- II степени)

Публикация «Конспект коррекционной непосредственно образовательной деятельности» размещена в разделах

Данное индивидуальное занятие позволяет осуществлять коррекцию речевых и иных недостатков психофизического развития, глубоко индивидуальных для каждого ребенка, выявлять факторы и условия, обеспечивающие оптимальность процесса коррекции речи у детей.

Дети научатся: строить и вступать в диалог с взрослым, сопровождать игровую деятельность речью, активно и доброжелательно действовать с педагогом при выполнении упражнений, сохранять устойчивый интерес во время выполнения заданий, проявлять любознательность, рассуждать, высказывать свою точку зрения.

Занятие адресовано логопедам и психологам ДОУ для индивидуальных форм работы.

Содержание

Введение…. 4

Основная часть….… …. 5

Заключение…. …. 8

Используемая литература ….9

Введение

В Федеральные государственные образовательные стандарты в разделе дошкольного образования раскрывают новые направления в организации речевого развития детей 3-7 лет.

В качестве приоритетов определяются такие задачи, как развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Для реализации данных задач необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у воспитанников ДОУ, поскольку многие из них имеют особенности, которые могут нарушить благоприятный ход онтогенеза речи, что наиболее явно проявляется к пятилетнему возрасту.

В современной практике работы учителя-логопеда актуальность приобретает такая цель, как усиление коррекционной и профилактической направленности образовательного процесса в МДОУ в отношении детской речи.

Последнее время значительно увеличивается количество детей, имеющих нарушения речи, при этом наблюдаются количественные и качественные изменения в их развитии. Нарушения речи все чаще сопряжены с проблемами неврологического, психологического и социального порядка, что значительно утяжеляет речевую симптоматику нарушений.

В современной практике дошкольного образования возникает ряд проблем, требующих решения, одна из них коррекция нарушений речи у дошкольников остается недостаточно эффективной, если речевое нарушение не является предметом комплексного воздействия всех специалистов ДОУ.

Необходимым условием реализации ФГОС в настоящее время становится интегративный подход к коррекционно - образовательному процессу, который направлен на тесное сотрудничество педагогов ДОУ.

Приоритетным направлением в области комплексного сопровождения дошкольника с нарушениями речи, является разработка психолого-логопедического взаимодействия. Ведь именно учителем-логопедом и педагогом-психологом в большей мере, осуществляется принцип индивидуального подхода к каждому ребенку, что является основополагающим в коррекции детей с тяжелыми речевыми нарушениями в рамках ДОУ.

В связи со снижением уровня речевого и коммуникативного развития детей дошкольного возраста, инклюзивного образования возникла необходимость оптимизации модели взаимодействия учителя – логопеда и педагога – психолога для создания равных стартовых возможностей в ДОУ для дальнейшего обучения в школе.

Одна из форм реализации модели взаимодействия – интегрированные занятия, проводимые в конце каждого месяца. Они позволяют осуществлять коррекцию речевых и иных недостатков психофизического развития, глубоко индивидуальных для каждого ребенка.

Тематический подход к организации индивидуального занятия позволяет обеспечить тесную взаимосвязь в работе всего педагогического коллектива группы. Тема параллельно изучается на разных по видам деятельности занятиях : при ознакомлении с окружающим, развитии речи, на занятиях по рисованию, лепке, аппликации, в играх.

Оптимизация содержания непосредственно образовательной деятельности обеспечивается их интегрированным характером, когда параллельно реализуются и органично дополняют друг друга разные линии работы по коррекции речевого развития. Логопед работает над развитием артикуляционной моторики, требуемой для постановки звуков, над развитием фонематического слуха и формированием фонематического восприятия, над развитием связной речи, психолог над развитием познавательных психических процессов.

В индивидуальном занятии всегда прослеживаются основные этапы, что очень важно не только для логопеда и психолога, но и для ребенка.

1. тема НОД;

2. организационный момент;

3. постановка цели и задач;

4. опрос воспитанников по пройденному материалу;

5. объяснение нового материала;

6. закрепление нового материала;

7. подведение итогов.

Определяя содержание индивидуального логопедического занятия, подбирая речевой и практический материал, логопед должен стремиться к тому, чтобы сделать занятие не только интересным, но и максимально продуктивным, с высокой речевой активностью ребенка.

Логопедическое воздействие осуществляется различными методами, среди которых условно выделяются наглядные, словесные и практические. В занятие включены различные виды игр, в том числе и игры с кинетическим песком. Для коррекционной работы был выбран кинетический песок (Kinetic Sand). Это совершенно инновационный и необычный материал. Это позволяет обеспечить позитивный эффект как в преодолении речевых нарушений, так и в развитии познавательных психических процессов

Опыт работы показал, что использование Kinetic Sand дает положительные результаты:

- у детей значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям, многие из них знакомятся с кинетическим песком впервые, поэтому с восторгом и радостью воспринимают каждое занятие. Особенно это актуально с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья;

- обучающиеся чувствуют себя более успешными. Даже неудавшееся упражнение им хочется проигрывать по несколько раз, в итоге достигая необходимого результата;

- на занятиях нет места монотонности и скуке, каждую упражнение для детей как открытие. Они с удовольствием вносят свои правила, вновь и вновь обыгрывая сюжет или понравившийся элемент игры. При этом часто предлагают интересные варианты занятия, что в дальнейшем служит основой для построения новых форм работы с дошкольниками.

Основная часть

Конспект коррекционной НОД «Как хорошо иметь свой дом».

(интегрированное занятие логопеда и психолога)

Цель: Мотивировать ребенка на поддержание диалога с взрослыми, на развитие артикуляционной моторики, на закрепление обобщающих понятий и частей предмета.

Задачи:

Коррекционно – образовательные

- актуализировать и обогатить словарь по лексическим темам «Домашние животные» и «Посуда»;

- учить согласовывать существительные с прилагательными;

- упражнять в составлении и повторении за взрослым простого предложения;

- совершенствовать мелкую и артикуляционную моторику.

Коррекционно - воспитательные :

- формировать положительное отношение к окружающему миру и нравственные качества: доброжелательность и отзывчивость.

Коррекционно - развивающие :

- создать условия для развития умения видеть проблему, прогнозировать подбор средств для решения.

- развивать фонематический слух, умение ориентироваться в окружающей обстановке.

Коррекционноздоровьесберегающие задачи:

- следить за правильной посадкой ребенка;

- чередовать статистические и динамические задания.

Оборудование для занятия: игрушка – " котёнок", зеркало, ящики с кинетическим песком, набор посуды (миска, блюдце, ложка, молочник, тарелка, картинка «домик», мелкие игрушки из киндер – сюрприза.

Прогнозируемый результат:

Предполагается, что ребёнок назовёт части дома, выполнит артикуляционное упражнение, поддержит диалог с взрослым, запомнит загадку, назовет некоторые предметы посуды и обобщающее слово.

Ход НОД:

Логопед: Макар, кто это? Отгадай загадку "Мягкие лапки, а в лапках - царапки".

Ребё нок: Это котёнок.

Логопед: Правильно. Это котёнок. Повтори загадку.

Логопед: Я сегодня по дороге на работу нашла котёнка, он был бездомный - это значит, что ему негде жить. И принесла его в садик. Где же он? (Логопед, перемещаясь, в разных местах помещения издаёт звукоподражания жалобным голосом). Ребёнок определяет по звукоподражанию местоположение игрушки и находит её.

Логопед: Посмотри, какого котёночка я нашла. Какого цвета шёрстка у него?

Ребё нок: Белая.

Логопед: Да. У котёнка шерсть белая. Повтори за мной. (Ребёнок повторяет предложение). Логопед предлагает малышу погладить игрушку. Подуй на шёрстку.

(Ребёнок дует на игрушку 2-3 раза).

Логопед: Хочешь послушать песенку про этого котёнка?

Ребё нок: Хочу послушать песенку.

Логопед: поёт песенку «Киска». Музыка А. Александрова. Слова Н. Френкель.

«Киска к деткам подошла, молочка просила,

Молочка просила

Молочка просила

«Мяу говорила Мяу,мяу,мяу.

Угостила молочком

Кисонька поела

Кисонька поела

Песенку запела Мур, МУР, МУР….

(ребенок подпевает)

Логопед: Послушай, что это?

Мяу-мяу, плачет киска–

У меня пустая миска!

Мяу-мяу, где хозяйка?

Ей меня совсем не жалко!

Пожалели дети киску,

Молока налили в миску.

Ребё нок: Это стишок.

Логопед: У песенки всегда есть мелодия, песенку мы поем, а стихотворение рассказываем.

Логопед: Наш котенок голодный, что нам надо сделать?

Ребенок: Накормить.

Логопед: Макар бери посуду, неси котенку? (ребенок самостоятельно ходит по кабинету и ищет предметы посуды) Что ты взял?

Ребенок: Посуду.

Логопед: У нас разная посуда: миска, тарелка и блюдце. В миску - нальем молока (насыпаем песок, в тарелку положим сосиску (лепим колбаски из песка, в блюдце положим сметану.

Логопед: Покажи, как котенок лизал сметану? (Выполнение перед зеркалом артикуляционного упражнения «Киска лижет сметану» 8 – 10 раз совместно с логопедом).

Логопед: Макар, спроси у котёнка, как его зовут?

Ребё нок: Как тебя зовут?

Логопед: (за котёнка) Меня зовут Васька. Сейчас я сыт. Я хочу играть, но у меня нет игрушек.

Психолог: Идите ко мне, я знаю, где найти игрушки. Они спрятаны в песочнице, поищем их?

Ребенок : Давай поищем (находят игрушки 4-5 штук, проводится игра «Чего не стало?»)

Психолог: Игрушки у котенка есть, а что нам можно сделать, чтобы у котенка был дом?

Ребенок: Построить из кирпичиков, сделать из бумаги, нарисовать….

Психолог: Можем мы нарисовать домик на желтом песочке?

Ребё нок: Да, можем нарисовать домик.

Психолог: На песке у нас получится такой домик, как на картинке. Какой песок?

Ребё нок: Песок мягкий, теплый.

Психолог: Нарисуй пальчиком квадрат – это будут стены домика. Что у тебя получилось?

Ребё нок: Я нарисовал стены домика.

Затем на песке последовательно рисуются все части домика (Крыша, окошко, труба, крыльцо).

Психолог: Какой домик получился?

Ребё нок: Красивый.

Психолог: Да, домик маленький, красивый. Повтори за мной.

Психолог: Вот теперь у Васьки есть свой дом. Сюда принесем игрушки и посуду.

Весело будет котенку. Давай не будем ему мешать, пусть, играет.

Логопед, психолог и ребёнок уходят.

Заключение

Результат таких индивидуальных занятий;

Дети учатся:

- сопровождать игровую деятельность речью;

-активно и доброжелательно действовать с педагогом при выполнении упражнений;

- сохранять устойчивый интерес во время выполнения заданий;

- проявлять любознательность, рассуждать, высказывать свою точку зрения.

Проведение индивидуальных занятий на протяжении многих лет позволяет говорить о их высокой результативности при корригировании речевых раасстройств.

Хочется отметить, что данные занятия востребованы не только мной, но и моими коллегами, которые активно их используют в своей практике и считают такие занятия очень ценными в работе по коррекции нарушения речи у детей.

Занятие предназначено для индивидуальной работы с ребенком.

Занятие могут использовать в работе логопеды и психологи других детских учреждений.

Использованная литература:

1. Барышникова С. М. Нетрадиционные приемы в работе учителя-логопеда: игры с песком [Текст] / Барышникова С. М. // Дошкольная педагогика. - 2011. - № 4. - С. 45-49.

2. Семененко Е. А. Использование песочной терапии в логопедической работе [Текст] / Семененко Е. А. // Дошкольная педагогика. - 2010. - № 7. - С. 45-48.

Публикации по теме:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «День рождения у куклы Маши» Тема: «День рождение у куклы Маши»Группа: первая младшая «А» Количество детей - 6 человек Продолжительность: 10-12 минут Место проведения:.

Конспект индивидуальной коррекционной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Д/С №10» комбинированного вида г. Карабаша КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ.

Конспект коррекционной образовательной деятельности «Животные Африки. Путешествие за буквами» Конспект коррекционной образовательной деятельности по теме: «Животные Африки. Путешествие за буквами» Для детей подготовительной к школе.

Конспект непосредственно образовательной деятельности .

Конспект непосредственно образовательной деятельности Цели: - уточнить произношение звука [ж]; - совершенствовать звуковой анализ - упражнять в четком произношении звука [ж] в словах, словосочетаниях,.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Познание» «Как мы помогали Буратино» Тема: «Как мы помогли Буратино» Программное содержание: Закрепить знания детей о комнатных растениях ; расширять представления детей об.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательно-речевое развитие» Конспект непосредственно – образовательной деятельности по образовательной области «Познавательно – речевое развитие» Тема: «В гости к солнышку».

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в коррекционной группе тема «Путешествие в страну математики» .

Конспект образовательной деятельности в коррекционной группе по теме «Транспорт» Конспект образовательной деятельности в коррекционной группе по теме «Транспорт» ЦЕЛИ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: Продолжать учить согласованию количественных.

План-конспект подгрупповой коррекционной образовательной деятельности у детей с ФФНР «Звук [т]» (старший возраст) Цель: - тренировать детей в произнесении слогов, слов, предложений со звуком –Т-; - упражнять детей в опознании звука «т» в слове; - развивать.

Автор публикации:
Конспект коррекционной непосредственно образовательной деятельности
Опубликовано: 18 июня 2017 в 15:28
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект коррекционной непосредственно образовательной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Лахонина Светлана (УИ 636953) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД