Получи документы

Конспект коррекционной непосредственно образовательной деятельности

Лахонина Светлана
Конспект коррекционной непосредственно образовательной деятельности

Автор

Лахонина Светлана Вячеславовна учитель-логопед МБДОУ № 58

Конспект коррекционной непосредственно образовательной деятельности по теме : «Как хорошо иметь свой дом» - ЗАТО, г. Железногорск, 2016 – 9 с.

Данная методическая разработка является победителем Всероссийского дистанционного конкурса работников образования «Лучшая методическая разработка» (Диплом- II степени)

Публикация «Конспект коррекционной непосредственно образовательной деятельности» размещена в разделах

Данное индивидуальное занятие позволяет осуществлять коррекцию речевых и иных недостатков психофизического развития, глубоко индивидуальных для каждого ребенка, выявлять факторы и условия, обеспечивающие оптимальность процесса коррекции речи у детей.

Дети научатся: строить и вступать в диалог с взрослым, сопровождать игровую деятельность речью, активно и доброжелательно действовать с педагогом при выполнении упражнений, сохранять устойчивый интерес во время выполнения заданий, проявлять любознательность, рассуждать, высказывать свою точку зрения.

Занятие адресовано логопедам и психологам ДОУ для индивидуальных форм работы.

Содержание

Введение…. 4

Основная часть….… …. 5

Заключение…. …. 8

Используемая литература ….9

Введение

В Федеральные государственные образовательные стандарты в разделе дошкольного образования раскрывают новые направления в организации речевого развития детей 3-7 лет.

В качестве приоритетов определяются такие задачи, как развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Для реализации данных задач необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у воспитанников ДОУ, поскольку многие из них имеют особенности, которые могут нарушить благоприятный ход онтогенеза речи, что наиболее явно проявляется к пятилетнему возрасту.

В современной практике работы учителя-логопеда актуальность приобретает такая цель, как усиление коррекционной и профилактической направленности образовательного процесса в МДОУ в отношении детской речи.

Последнее время значительно увеличивается количество детей, имеющих нарушения речи, при этом наблюдаются количественные и качественные изменения в их развитии. Нарушения речи все чаще сопряжены с проблемами неврологического, психологического и социального порядка, что значительно утяжеляет речевую симптоматику нарушений.

В современной практике дошкольного образования возникает ряд проблем, требующих решения, одна из них коррекция нарушений речи у дошкольников остается недостаточно эффективной, если речевое нарушение не является предметом комплексного воздействия всех специалистов ДОУ.

Необходимым условием реализации ФГОС в настоящее время становится интегративный подход к коррекционно - образовательному процессу, который направлен на тесное сотрудничество педагогов ДОУ.

Приоритетным направлением в области комплексного сопровождения дошкольника с нарушениями речи, является разработка психолого-логопедического взаимодействия. Ведь именно учителем-логопедом и педагогом-психологом в большей мере, осуществляется принцип индивидуального подхода к каждому ребенку, что является основополагающим в коррекции детей с тяжелыми речевыми нарушениями в рамках ДОУ.

В связи со снижением уровня речевого и коммуникативного развития детей дошкольного возраста, инклюзивного образования возникла необходимость оптимизации модели взаимодействия учителя – логопеда и педагога – психолога для создания равных стартовых возможностей в ДОУ для дальнейшего обучения в школе.

Одна из форм реализации модели взаимодействия – интегрированные занятия, проводимые в конце каждого месяца. Они позволяют осуществлять коррекцию речевых и иных недостатков психофизического развития, глубоко индивидуальных для каждого ребенка.

Тематический подход к организации индивидуального занятия позволяет обеспечить тесную взаимосвязь в работе всего педагогического коллектива группы. Тема параллельно изучается на разных по видам деятельности занятиях : при ознакомлении с окружающим, развитии речи, на занятиях по рисованию, лепке, аппликации, в играх.

Оптимизация содержания непосредственно образовательной деятельности обеспечивается их интегрированным характером, когда параллельно реализуются и органично дополняют друг друга разные линии работы по коррекции речевого развития. Логопед работает над развитием артикуляционной моторики, требуемой для постановки звуков, над развитием фонематического слуха и формированием фонематического восприятия, над развитием связной речи, психолог над развитием познавательных психических процессов.

В индивидуальном занятии всегда прослеживаются основные этапы, что очень важно не только для логопеда и психолога, но и для ребенка.

1. тема НОД;

2. организационный момент;

3. постановка цели и задач;

4. опрос воспитанников по пройденному материалу;

5. объяснение нового материала;

6. закрепление нового материала;

7. подведение итогов.

Определяя содержание индивидуального логопедического занятия, подбирая речевой и практический материал, логопед должен стремиться к тому, чтобы сделать занятие не только интересным, но и максимально продуктивным, с высокой речевой активностью ребенка.

Логопедическое воздействие осуществляется различными методами, среди которых условно выделяются наглядные, словесные и практические. В занятие включены различные виды игр, в том числе и игры с кинетическим песком. Для коррекционной работы был выбран кинетический песок (Kinetic Sand). Это совершенно инновационный и необычный материал. Это позволяет обеспечить позитивный эффект как в преодолении речевых нарушений, так и в развитии познавательных психических процессов

Опыт работы показал, что использование Kinetic Sand дает положительные результаты:

- у детей значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям, многие из них знакомятся с кинетическим песком впервые, поэтому с восторгом и радостью воспринимают каждое занятие. Особенно это актуально с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья;

- обучающиеся чувствуют себя более успешными. Даже неудавшееся упражнение им хочется проигрывать по несколько раз, в итоге достигая необходимого результата;

- на занятиях нет места монотонности и скуке, каждую упражнение для детей как открытие. Они с удовольствием вносят свои правила, вновь и вновь обыгрывая сюжет или понравившийся элемент игры. При этом часто предлагают интересные варианты занятия, что в дальнейшем служит основой для построения новых форм работы с дошкольниками.

Основная часть

Конспект коррекционной НОД «Как хорошо иметь свой дом».

(интегрированное занятие логопеда и психолога)

Цель: Мотивировать ребенка на поддержание диалога с взрослыми, на развитие артикуляционной моторики, на закрепление обобщающих понятий и частей предмета.

Задачи:

Коррекционно – образовательные

- актуализировать и обогатить словарь по лексическим темам «Домашние животные» и «Посуда»;

- учить согласовывать существительные с прилагательными;

- упражнять в составлении и повторении за взрослым простого предложения;

- совершенствовать мелкую и артикуляционную моторику.

Коррекционно - воспитательные :

- формировать положительное отношение к окружающему миру и нравственные качества: доброжелательность и отзывчивость.

Коррекционно - развивающие :

- создать условия для развития умения видеть проблему, прогнозировать подбор средств для решения.

- развивать фонематический слух, умение ориентироваться в окружающей обстановке.

Коррекционноздоровьесберегающие задачи:

- следить за правильной посадкой ребенка;

- чередовать статистические и динамические задания.

Оборудование для занятия: игрушка – " котёнок", зеркало, ящики с кинетическим песком, набор посуды (миска, блюдце, ложка, молочник, тарелка, картинка «домик», мелкие игрушки из киндер – сюрприза.

Прогнозируемый результат:

Предполагается, что ребёнок назовёт части дома, выполнит артикуляционное упражнение, поддержит диалог с взрослым, запомнит загадку, назовет некоторые предметы посуды и обобщающее слово.

Ход НОД:

Логопед: Макар, кто это? Отгадай загадку "Мягкие лапки, а в лапках - царапки".

Ребё нок: Это котёнок.

Логопед: Правильно. Это котёнок. Повтори загадку.

Логопед: Я сегодня по дороге на работу нашла котёнка, он был бездомный - это значит, что ему негде жить. И принесла его в садик. Где же он? (Логопед, перемещаясь, в разных местах помещения издаёт звукоподражания жалобным голосом). Ребёнок определяет по звукоподражанию местоположение игрушки и находит её.

Логопед: Посмотри, какого котёночка я нашла. Какого цвета шёрстка у него?

Ребё нок: Белая.

Логопед: Да. У котёнка шерсть белая. Повтори за мной. (Ребёнок повторяет предложение). Логопед предлагает малышу погладить игрушку. Подуй на шёрстку.

(Ребёнок дует на игрушку 2-3 раза).

Логопед: Хочешь послушать песенку про этого котёнка?

Ребё нок: Хочу послушать песенку.

Логопед: поёт песенку «Киска». Музыка А. Александрова. Слова Н. Френкель.

«Киска к деткам подошла, молочка просила,

Молочка просила

Молочка просила

«Мяу говорила Мяу,мяу,мяу.

Угостила молочком

Кисонька поела

Кисонька поела

Песенку запела Мур, МУР, МУР….

(ребенок подпевает)

Логопед: Послушай, что это?

Мяу-мяу, плачет киска–

У меня пустая миска!

Мяу-мяу, где хозяйка?

Ей меня совсем не жалко!

Пожалели дети киску,

Молока налили в миску.

Ребё нок: Это стишок.

Логопед: У песенки всегда есть мелодия, песенку мы поем, а стихотворение рассказываем.

Логопед: Наш котенок голодный, что нам надо сделать?

Ребенок: Накормить.

Логопед: Макар бери посуду, неси котенку? (ребенок самостоятельно ходит по кабинету и ищет предметы посуды) Что ты взял?

Ребенок: Посуду.

Логопед: У нас разная посуда: миска, тарелка и блюдце. В миску - нальем молока (насыпаем песок, в тарелку положим сосиску (лепим колбаски из песка, в блюдце положим сметану.

Логопед: Покажи, как котенок лизал сметану? (Выполнение перед зеркалом артикуляционного упражнения «Киска лижет сметану» 8 – 10 раз совместно с логопедом).

Логопед: Макар, спроси у котёнка, как его зовут?

Ребё нок: Как тебя зовут?

Логопед: (за котёнка) Меня зовут Васька. Сейчас я сыт. Я хочу играть, но у меня нет игрушек.

Психолог: Идите ко мне, я знаю, где найти игрушки. Они спрятаны в песочнице, поищем их?

Ребенок : Давай поищем (находят игрушки 4-5 штук, проводится игра «Чего не стало?»)

Психолог: Игрушки у котенка есть, а что нам можно сделать, чтобы у котенка был дом?

Ребенок: Построить из кирпичиков, сделать из бумаги, нарисовать….

Психолог: Можем мы нарисовать домик на желтом песочке?

Ребё нок: Да, можем нарисовать домик.

Психолог: На песке у нас получится такой домик, как на картинке. Какой песок?

Ребё нок: Песок мягкий, теплый.

Психолог: Нарисуй пальчиком квадрат – это будут стены домика. Что у тебя получилось?

Ребё нок: Я нарисовал стены домика.

Затем на песке последовательно рисуются все части домика (Крыша, окошко, труба, крыльцо).

Психолог: Какой домик получился?

Ребё нок: Красивый.

Психолог: Да, домик маленький, красивый. Повтори за мной.

Психолог: Вот теперь у Васьки есть свой дом. Сюда принесем игрушки и посуду.

Весело будет котенку. Давай не будем ему мешать, пусть, играет.

Логопед, психолог и ребёнок уходят.

Заключение

Результат таких индивидуальных занятий;

Дети учатся:

- сопровождать игровую деятельность речью;

-активно и доброжелательно действовать с педагогом при выполнении упражнений;

- сохранять устойчивый интерес во время выполнения заданий;

- проявлять любознательность, рассуждать, высказывать свою точку зрения.

Проведение индивидуальных занятий на протяжении многих лет позволяет говорить о их высокой результативности при корригировании речевых раасстройств.

Хочется отметить, что данные занятия востребованы не только мной, но и моими коллегами, которые активно их используют в своей практике и считают такие занятия очень ценными в работе по коррекции нарушения речи у детей.

Занятие предназначено для индивидуальной работы с ребенком.

Занятие могут использовать в работе логопеды и психологи других детских учреждений.

Использованная литература:

1. Барышникова С. М. Нетрадиционные приемы в работе учителя-логопеда: игры с песком [Текст] / Барышникова С. М. // Дошкольная педагогика. - 2011. - № 4. - С. 45-49.

2. Семененко Е. А. Использование песочной терапии в логопедической работе [Текст] / Семененко Е. А. // Дошкольная педагогика. - 2010. - № 7. - С. 45-48.

Публикации по теме:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «День рождения у куклы Маши» Тема: «День рождение у куклы Маши»Группа: первая младшая «А» Количество детей - 6 человек Продолжительность: 10-12 минут Место проведения:.

Конспект индивидуальной коррекционной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Д/С №10» комбинированного вида г. Карабаша КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ.

Конспект коррекционной образовательной деятельности «Животные Африки. Путешествие за буквами» Конспект коррекционной образовательной деятельности по теме: «Животные Африки. Путешествие за буквами» Для детей подготовительной к школе.

Конспект непосредственно образовательной деятельности .

Конспект непосредственно образовательной деятельности Цели: - уточнить произношение звука [ж]; - совершенствовать звуковой анализ - упражнять в четком произношении звука [ж] в словах, словосочетаниях,.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Познание» «Как мы помогали Буратино» Тема: «Как мы помогли Буратино» Программное содержание: Закрепить знания детей о комнатных растениях ; расширять представления детей об.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательно-речевое развитие» Конспект непосредственно – образовательной деятельности по образовательной области «Познавательно – речевое развитие» Тема: «В гости к солнышку».

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в коррекционной группе тема «Путешествие в страну математики» .

Конспект образовательной деятельности в коррекционной группе по теме «Транспорт» Конспект образовательной деятельности в коррекционной группе по теме «Транспорт» ЦЕЛИ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: Продолжать учить согласованию количественных.

План-конспект подгрупповой коррекционной образовательной деятельности у детей с ФФНР «Звук [т]» (старший возраст) Цель: - тренировать детей в произнесении слогов, слов, предложений со звуком –Т-; - упражнять детей в опознании звука «т» в слове; - развивать.

Автор публикации:
Конспект коррекционной непосредственно образовательной деятельности
Опубликовано: 18 июня 2017 в 15:28
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД