Лахонина Светлана
Конспект коррекционной непосредственно образовательной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Автор
Лахонина Светлана Вячеславовна учитель-логопед МБДОУ № 58
Конспект коррекционной непосредственно образовательной деятельности по теме : «Как хорошо иметь свой дом» - ЗАТО, г. Железногорск, 2016 – 9 с.
Данная методическая разработка является победителем Всероссийского дистанционного конкурса работников образования «Лучшая методическая разработка» (Диплом- II степени)
Публикация «Конспект коррекционной непосредственно образовательной деятельности» размещена в разделах
Данное индивидуальное занятие позволяет осуществлять коррекцию речевых и иных недостатков психофизического развития, глубоко индивидуальных для каждого ребенка, выявлять факторы и условия, обеспечивающие оптимальность процесса коррекции речи у детей.
Дети научатся: строить и вступать в диалог с взрослым, сопровождать игровую деятельность речью, активно и доброжелательно действовать с педагогом при выполнении упражнений, сохранять устойчивый интерес во время выполнения заданий, проявлять любознательность, рассуждать, высказывать свою точку зрения.
Занятие адресовано логопедам и психологам ДОУ для индивидуальных форм работы.
Содержание
Введение…. 4
Основная часть….… …. 5
Заключение…. …. 8
Используемая литература ….9
Введение
В Федеральные государственные образовательные стандарты в разделе дошкольного образования раскрывают новые направления в организации речевого развития детей 3-7 лет.
В качестве приоритетов определяются такие задачи, как развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Для реализации данных задач необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у воспитанников ДОУ, поскольку многие из них имеют особенности, которые могут нарушить благоприятный ход онтогенеза речи, что наиболее явно проявляется к пятилетнему возрасту.
В современной практике работы учителя-логопеда актуальность приобретает такая цель, как усиление коррекционной и профилактической направленности образовательного процесса в МДОУ в отношении детской речи.
Последнее время значительно увеличивается количество детей, имеющих нарушения речи, при этом наблюдаются количественные и качественные изменения в их развитии. Нарушения речи все чаще сопряжены с проблемами неврологического, психологического и социального порядка, что значительно утяжеляет речевую симптоматику нарушений.
В современной практике дошкольного образования возникает ряд проблем, требующих решения, одна из них коррекция нарушений речи у дошкольников остается недостаточно эффективной, если речевое нарушение не является предметом комплексного воздействия всех специалистов ДОУ.
Необходимым условием реализации ФГОС в настоящее время становится интегративный подход к коррекционно - образовательному процессу, который направлен на тесное сотрудничество педагогов ДОУ.
Приоритетным направлением в области комплексного сопровождения дошкольника с нарушениями речи, является разработка психолого-логопедического взаимодействия. Ведь именно учителем-логопедом и педагогом-психологом в большей мере, осуществляется принцип индивидуального подхода к каждому ребенку, что является основополагающим в коррекции детей с тяжелыми речевыми нарушениями в рамках ДОУ.
В связи со снижением уровня речевого и коммуникативного развития детей дошкольного возраста, инклюзивного образования возникла необходимость оптимизации модели взаимодействия учителя – логопеда и педагога – психолога для создания равных стартовых возможностей в ДОУ для дальнейшего обучения в школе.
Одна из форм реализации модели взаимодействия – интегрированные занятия, проводимые в конце каждого месяца. Они позволяют осуществлять коррекцию речевых и иных недостатков психофизического развития, глубоко индивидуальных для каждого ребенка.
Тематический подход к организации индивидуального занятия позволяет обеспечить тесную взаимосвязь в работе всего педагогического коллектива группы. Тема параллельно изучается на разных по видам деятельности занятиях : при ознакомлении с окружающим, развитии речи, на занятиях по рисованию, лепке, аппликации, в играх.
Оптимизация содержания непосредственно образовательной деятельности обеспечивается их интегрированным характером, когда параллельно реализуются и органично дополняют друг друга разные линии работы по коррекции речевого развития. Логопед работает над развитием артикуляционной моторики, требуемой для постановки звуков, над развитием фонематического слуха и формированием фонематического восприятия, над развитием связной речи, психолог над развитием познавательных психических процессов.
В индивидуальном занятии всегда прослеживаются основные этапы, что очень важно не только для логопеда и психолога, но и для ребенка.
1. тема НОД;
2. организационный момент;
3. постановка цели и задач;
4. опрос воспитанников по пройденному материалу;
5. объяснение нового материала;
6. закрепление нового материала;
7. подведение итогов.
Определяя содержание индивидуального логопедического занятия, подбирая речевой и практический материал, логопед должен стремиться к тому, чтобы сделать занятие не только интересным, но и максимально продуктивным, с высокой речевой активностью ребенка.
Логопедическое воздействие осуществляется различными методами, среди которых условно выделяются наглядные, словесные и практические. В занятие включены различные виды игр, в том числе и игры с кинетическим песком. Для коррекционной работы был выбран кинетический песок (Kinetic Sand). Это совершенно инновационный и необычный материал. Это позволяет обеспечить позитивный эффект как в преодолении речевых нарушений, так и в развитии познавательных психических процессов
Опыт работы показал, что использование Kinetic Sand дает положительные результаты:
- у детей значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям, многие из них знакомятся с кинетическим песком впервые, поэтому с восторгом и радостью воспринимают каждое занятие. Особенно это актуально с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья;
- обучающиеся чувствуют себя более успешными. Даже неудавшееся упражнение им хочется проигрывать по несколько раз, в итоге достигая необходимого результата;
- на занятиях нет места монотонности и скуке, каждую упражнение для детей как открытие. Они с удовольствием вносят свои правила, вновь и вновь обыгрывая сюжет или понравившийся элемент игры. При этом часто предлагают интересные варианты занятия, что в дальнейшем служит основой для построения новых форм работы с дошкольниками.
Основная часть
Конспект коррекционной НОД «Как хорошо иметь свой дом».
(интегрированное занятие логопеда и психолога)
Цель: Мотивировать ребенка на поддержание диалога с взрослыми, на развитие артикуляционной моторики, на закрепление обобщающих понятий и частей предмета.
Задачи:
Коррекционно – образовательные
- актуализировать и обогатить словарь по лексическим темам «Домашние животные» и «Посуда»;
- учить согласовывать существительные с прилагательными;
- упражнять в составлении и повторении за взрослым простого предложения;
- совершенствовать мелкую и артикуляционную моторику.
Коррекционно - воспитательные :
- формировать положительное отношение к окружающему миру и нравственные качества: доброжелательность и отзывчивость.
Коррекционно - развивающие :
- создать условия для развития умения видеть проблему, прогнозировать подбор средств для решения.
- развивать фонематический слух, умение ориентироваться в окружающей обстановке.
Коррекционно – здоровьесберегающие задачи:
- следить за правильной посадкой ребенка;
- чередовать статистические и динамические задания.
Оборудование для занятия: игрушка – " котёнок", зеркало, ящики с кинетическим песком, набор посуды (миска, блюдце, ложка, молочник, тарелка, картинка «домик», мелкие игрушки из киндер – сюрприза.
Прогнозируемый результат:
Предполагается, что ребёнок назовёт части дома, выполнит артикуляционное упражнение, поддержит диалог с взрослым, запомнит загадку, назовет некоторые предметы посуды и обобщающее слово.
Ход НОД:
Логопед: Макар, кто это? Отгадай загадку "Мягкие лапки, а в лапках - царапки".
Ребё нок: Это котёнок.
Логопед: Правильно. Это котёнок. Повтори загадку.
Логопед: Я сегодня по дороге на работу нашла котёнка, он был бездомный - это значит, что ему негде жить. И принесла его в садик. Где же он? (Логопед, перемещаясь, в разных местах помещения издаёт звукоподражания жалобным голосом). Ребёнок определяет по звукоподражанию местоположение игрушки и находит её.
Логопед: Посмотри, какого котёночка я нашла. Какого цвета шёрстка у него?
Ребё нок: Белая.
Логопед: Да. У котёнка шерсть белая. Повтори за мной. (Ребёнок повторяет предложение). Логопед предлагает малышу погладить игрушку. Подуй на шёрстку.
(Ребёнок дует на игрушку 2-3 раза).
Логопед: Хочешь послушать песенку про этого котёнка?
Ребё нок: Хочу послушать песенку.
Логопед: поёт песенку «Киска». Музыка А. Александрова. Слова Н. Френкель.
«Киска к деткам подошла, молочка просила,
Молочка просила
Молочка просила
«Мяу говорила Мяу,мяу,мяу.
Угостила молочком
Кисонька поела
Кисонька поела
Песенку запела Мур, МУР, МУР….
(ребенок подпевает)
Логопед: Послушай, что это?
Мяу-мяу, плачет киска–
У меня пустая миска!
Мяу-мяу, где хозяйка?
Ей меня совсем не жалко!
Пожалели дети киску,
Молока налили в миску.
Ребё нок: Это стишок.
Логопед: У песенки всегда есть мелодия, песенку мы поем, а стихотворение рассказываем.
Логопед: Наш котенок голодный, что нам надо сделать?
Ребенок: Накормить.
Логопед: Макар бери посуду, неси котенку? (ребенок самостоятельно ходит по кабинету и ищет предметы посуды) Что ты взял?
Ребенок: Посуду.
Логопед: У нас разная посуда: миска, тарелка и блюдце. В миску - нальем молока (насыпаем песок, в тарелку положим сосиску (лепим колбаски из песка, в блюдце положим сметану.
Логопед: Покажи, как котенок лизал сметану? (Выполнение перед зеркалом артикуляционного упражнения «Киска лижет сметану» 8 – 10 раз совместно с логопедом).
Логопед: Макар, спроси у котёнка, как его зовут?
Ребё нок: Как тебя зовут?
Логопед: (за котёнка) Меня зовут Васька. Сейчас я сыт. Я хочу играть, но у меня нет игрушек.
Психолог: Идите ко мне, я знаю, где найти игрушки. Они спрятаны в песочнице, поищем их?
Ребенок : Давай поищем (находят игрушки 4-5 штук, проводится игра «Чего не стало?»)
Психолог: Игрушки у котенка есть, а что нам можно сделать, чтобы у котенка был дом?
Ребенок: Построить из кирпичиков, сделать из бумаги, нарисовать….
Психолог: Можем мы нарисовать домик на желтом песочке?
Ребё нок: Да, можем нарисовать домик.
Психолог: На песке у нас получится такой домик, как на картинке. Какой песок?
Ребё нок: Песок мягкий, теплый.
Психолог: Нарисуй пальчиком квадрат – это будут стены домика. Что у тебя получилось?
Ребё нок: Я нарисовал стены домика.
Затем на песке последовательно рисуются все части домика (Крыша, окошко, труба, крыльцо).
Психолог: Какой домик получился?
Ребё нок: Красивый.
Психолог: Да, домик маленький, красивый. Повтори за мной.
Психолог: Вот теперь у Васьки есть свой дом. Сюда принесем игрушки и посуду.
Весело будет котенку. Давай не будем ему мешать, пусть, играет.
Логопед, психолог и ребёнок уходят.
Заключение
Результат таких индивидуальных занятий;
Дети учатся:
- сопровождать игровую деятельность речью;
-активно и доброжелательно действовать с педагогом при выполнении упражнений;
- сохранять устойчивый интерес во время выполнения заданий;
- проявлять любознательность, рассуждать, высказывать свою точку зрения.
Проведение индивидуальных занятий на протяжении многих лет позволяет говорить о их высокой результативности при корригировании речевых раасстройств.
Хочется отметить, что данные занятия востребованы не только мной, но и моими коллегами, которые активно их используют в своей практике и считают такие занятия очень ценными в работе по коррекции нарушения речи у детей.
Занятие предназначено для индивидуальной работы с ребенком.
Занятие могут использовать в работе логопеды и психологи других детских учреждений.
Использованная литература:
1. Барышникова С. М. Нетрадиционные приемы в работе учителя-логопеда: игры с песком [Текст] / Барышникова С. М. // Дошкольная педагогика. - 2011. - № 4. - С. 45-49.
2. Семененко Е. А. Использование песочной терапии в логопедической работе [Текст] / Семененко Е. А. // Дошкольная педагогика. - 2010. - № 7. - С. 45-48.