Конспект занятия НОД по экологии в подготовительной группе «Экологическая система пресного водоёма»

Светлана Логинова
Конспект занятия НОД по экологии в подготовительной группе «Экологическая система пресного водоёма»

Визитная карточка занятия.

Тема занятия. Экологическая система пресного водоема

Форма организации ОД: непосредственно образовательная деятельность.

Образовательная область: познание.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное», «Художественно-эстетическое», «Физическое», «Речевое»

Возрастная группа: подготовительная группа (6-7 лет).

Уровень развития и подготовленности детей:

- Имеют представление о водоёмах (солёные, пресные; пруд, озеро, река, море, океан)

- Знают животных водоёма: рыбы (щука, сом, рак, карась); насекомые (улитка, стрекоза); животные (утка, гусь, цапля, бобр).

- Знают растения водоема: кувшинка, кубышка, ряска, водоросли, камыш, осока

- Знают правила поведения у водоёма.

Цель занятия.

Освоение обобщенных представлений о взаимосвязи животных с условиями жизни в экологической системе водоем. Овладение действием построения модели взаимосвязи животных с условиями жизни в экологической системе водоём. Развитие экологической культуры: понимание влияния человека на состояние водоемов.

Задачи:

Задачи Предполагаемый результат Критерии оценки

Образовательные.

-Закрепить представления детей о животном мире пресного водоёма.

- Дать представление о природоохранной деятельности человека по сохранению водоемов.

Дети узнают и правильно называют обитателей водоёма (рыб, птиц, насекомых).

Может привести примеры негативного и позитивного воздействия человека на природу экосистемы водоем. .

Знания о животном мире водоема.

Умение предвидеть последствия своих действий по отношению к окружающей среде.

Развивающие.

Закрепить представления детей о том, как особенности строения и образа жизни животных водоема связаны с условиями проживания в водной среде.

Обогащение словарного запаса детей через введение новых слов - названий животных водоема, например: улитка-прудовик

Овладение детьми обобщенными представлениями о взаимосвязи животных с условиями жизни в экологической системе водоем.

Расширение словарного запаса: введение в активный словарь детей слов: водоём, пруд, пресная.

Овладение действием моделирования (на примере экосистемы водоем): самостоятельное построение детьми модели.

Использование в речи слов, обозначающих названия животных водоема.

Воспитательные

Воспитание эмоционально-положительного, бережного отношения к миру природы на примере экосистемы водоем.

Освоение элементарных норм и правил поведения по отношению к природе на примере экосистемы водоем.

Проявление желание ухаживать за обитателями.

Знание, понимание и соблюдение правил грамотного и безопасного поведения у водоёма.

Проявление чувства эмпатии к объектам природы.

Соблюдение правил культурного поведения во время отдыха на природе.

Ожидаемый результат:

Развитие личностных интегративных качеств ребёнка.

- Любознательный, активный: проявляет интерес к обитателям водоёма.

-Эмоционально отзывчивый: эмоционально сопереживает героям инсценировки (сказки).

- Овладевший необходимыми знаниями и умениями:

Формы образовательной деятельности вне занятия: совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность детей, образовательная деятельность в ходе режимных моментов.

Интеграция видов детской образовательной деятельности:

Виды деятельности Содержание деятельности

- Художественно - творческая:

- Игровая:

- Чтение художественной литературы

- Физическая: Рисунки, аппликация, оригами, поделки из бросового материала (по теме).

Сюжетно - ролевые игры: «Рыбалка», «Путешествие в подводное царство».

В. Зотов «Лесная азбука», В. Танасийчук «Удивительная прогулка», Н. И. Сладков «Азбука леса», Е. Чарушин «Бобровый пруд».

Рассматривание энциклопедии, картинок, иллюстраций

Подвижные игры: «Найди свой дом», «Караси и щука», «Лягушата»

Ход занятия:

Здравствуйте ребята, здравствуйте уважаемые гости, присаживайтесь поудобней, мы начинаем наше путешествие.

На извилистой тропинке

Две улитки греют спинки,

Изнывая от тоски,

Через пруд скользит по ряске

Уж оливковой окраски

В клетках шахматной доски!

Организмов много разных:

Пауков, ракообразных,

Видов фауны не счесть,

Рыбы, бабочки и кроме,

Есть молюски в водоёме,

Комары и черви есть.

В изумрудную водицу

Быстро солнышко садится.

Журавли на пруд спешат,

Чтобы песенки послушать,

А потом на ужин скушать

Непослушных лягушат!

- Ребята, как вы думаете о чем это стихотворение?

- Про пруд!

(Слайд пруд)

Ребята, мы с вами очень много говорили о водоемах, о их видах, о том какие они бывают: пресные или соленые, знакомились с их обитателями, и сегодня я предлагаю вам рассказать нашим гостям о том, почему так важно любить и беречь окружающую среду.

Давайте ребята попробуем отгадать загадки и вспомнить каких обитателей пруда мы знаем.

Итак, первая загадка:

Блещет в речке чистой

Спинкой серебристой.

У родителей и деток

Вся одежда из монеток. (Рыбка)

(слайд – рыбка)

1. Ребенок рассказывает про рыбку.

У многих рыб хорошее зрение. Они даже спят с открытыми глазами. Некоторые рыбки при этом даже ложатся на бок. Рыба умеет видеть каждым глазом по отдельности: она видит сразу и перед собой и над собой, и сзади, и под собой. Рыбы передвигаются с помощью плавников.

Рыбки умеют хорошо прятаться, в этом им помогает их окраска. Они могут притаиться у камня или у водорослей так, что их будет совсем не видно. Питаются рыбы комарами, червяками и другими насекомыми.

Вторая загадка:

Быстро плавает в пруду,

Ловит целый день еду.

"Кто же ты? Шепни на ушко".

" Ква! " – ответила (лягушка).

(Слайд – лягушка)

2 Ребенок рассказывает про лягушку

Лягушки живут и в воде и на суше, поэтому их называют земноводными.

Лягушки откладывают икру в воде. Из икринок появляются хвостатые головастики. Постепенно у головастиков вырастут лапки, а хвост отпадет. И через несколько месяцев маленькие лягушата выйдут из воды (выпрыгнут).

Лягушки питаются мухами, комарами и стрекозами. Ловят они их длинным языком.

Следующая загадка:

Пищит над ухом он всю ночь

И укусить тебя не прочь.

Ну и зануда, вот кошмар!

Писклявый, маленький (Комар)

(Слайд – комар)

3 Ребенок рассказывает про комара

На голове у комара есть хоботок, которым он кусает. Многие думают, что комары пищат, но писк возникает из-за дребезжания комариных крылышек. Дрожанием крылышек они даже могут общаться друг с другом. Людям, в борьбе с комарами, помогают животные. Самые известные охотники на комаров – лягушки. Есть враги у комаров и среди насекомых. Самый грозный среди них – стрекоза.

Следующая загадка

У реки, над камышами,

Вот с та-а-а-акущими глазами,

Зависает вертолёт.

Пассажиров не берёт!

И пропеллер. И глаза.

Да ведь это -. ! (Стрекоза)

(Слайд – стрекоза)

4 Ребенок рассказывает про стрекозу

Стрекоза очень прожорлива, и весь день ее занят погоней за насекомыми, которых она ловит прямо на лету. Поедая насекомых-вредителей, стрекоза приносит человеку большую пользу. А вот личинки стрекоз живут в воде.

Итак, следующая загадка:

- На одной ноге стоит, в воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад, ищет в речке лягушат. (цапля)

(Слайд – цапля)

5 Ребенок рассказывает про цаплю

Цапля - это птица довольно крупного размера с длинными ногами. Питаются цапли рыбой, лягушками, и различными насекомыми. На зиму цапли улетают на юг. Прилетают в середине весны.

Дорогие гости, а знаете ли вы, почему цапля стоит на одной ноге?

Тогда я вам рассажу….

Да, действительно вы правы…

Это вопрос интересует не только детей, но и взрослых и на него есть несколько ответов. Итак, во-первых, цапля делает так потому, что вода, в которой она находится часами, весьма холодная и чтобы не замерзнуть, птица поджимает другую конечность, грея ее таким образом. Спустя некоторое время она поменяет лапку на вторую. Следующая причина гораздо более банальна. Разнообразные мальки, рыба, лягушки, головастики и другие обитатели водоемов не могут отличить ногу цапли от какого-либо растения, например, камыша. Ничего не подозревающая жертва спокойно проплывает мимо птицы и ее ноги, когда неожиданно для себя становится пищей для цапли.

Ну и последняя загадка

- По узкой дорожке, голова да рожки.

Кто так медленно ползет, на себе свой дом везет? (улитка).

(Слайд – улитка)

6 Ребенок рассказывает про цаплю

Улитка - прудовик передвигается очень медленно. Пруду он приносит огромную пользу, поедая останки мух, комаров, гнилых водорослей. Очищая тем самым пруд от цветения.

В пруду помимо водных обитателей есть растения. Давайте вспомним, какие растения мы знаем? (Кувшинка, кубышка, камыш, осока, водоросли, ряска)

(Слайд – растения водоема.)

Все растения служат не только украшением, но и являются пищей для жителей водоема, ведь все обитатели пруда связаны между собой сложными отношениями и образуют пищевые цепи - это последовательность организмов (микроорганизмов, растений, животных, в которой каждое предыдущее звено служит пищей для последующего.

(Слайд – пищевые цепочки).

Кто нам сможет построить пищевую цепочку?

(ребенок выходит и на фланелеграфе выстраивает пищевые цепи и рассказывает про них)

Ребята, мы сегодня еще больше узнали, какую пользу приносят водные обитатели (очищают воду, делают её прозрачной, поедают умершие растения, чистят дно, уничтожают вредных микробов).

Скажите, а хорошо ли живется водным обитателям среди мусора, банок и пакетов? Что нужно сделать, чтобы водоём был чистым?

- не мусорить (собрать мусор).

(Завершающий слайд – пруд в лесу)

- Правильно, надо охранять чистоту воды, не загрязнять водоемы: не бросать в воду и на берегу мусор, не мыть в водоемах машины и велосипеды. Ведь вода – это богатство нашей страны и залог здоровья людей, животных, растений.

А сейчас, уважаемые гости, мы предлагаем вам посмотреть сказку, которая произошла неподалеку в лесу…

Инсценировка: Красная Шапочка и Волк.

Итоговая песня: Лес, лес, до небес!

Уважаемые гости, в завершении нашего занятия, дети подготовили для вас сувениры. Выполнены они с помощью техники «Оригами», (дети вручают гостям кувшинки)

(дети уходят под музыку)

Публикации по теме:

Конспект НОД по экологии в подготовительной к школе группе «Солнечная система и астрономический знак Солнца» Программные задачи. 1. Продолжить работу по приобщению детей к информации, накопленной человечеством на пути познания мира (о Солнечной.

Конспект НОД в рамках «Года экологии-2017». Экологическая сказка «Лесная прогулка» для детей 5–7 лет с ФФНРКонспект НОД в рамках «Года экологии-2017». Экологическая сказка «Лесная прогулка» для детей 5–7 лет с ФФНР Авторы НОД: Куликова Лариса Викторовна, Сагалаева Татьяна Хасеновна, воспитатели МБДОУ "Детский сад № 19 комбинированного вида" г. Кольчугино.

Конспект ОД по познавательному развитию «Лес как экологическая система» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному.

Конспект НОД по экологии в подготовительной группе открытого занятия «Наши пернатые друзья» Воспитатель группы "Радуга" ГБДОУ № 68 Санкт-Петербурга Шумилова Т. В. «Наши пернатые друзья» Цель: Расширить знания детей о зимующих птицах.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Экологическая сказка» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение МАДОУ д\с № 5 «Родничок» Занятие по развитию речи детей в подготовительной.

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе «Экологическая азбука»Конспект занятия по экологии в подготовительной группе «Экологическая азбука» .

Конспект занятия в подготовительной группе «Экологическая викторина»Конспект занятия в подготовительной группе «Экологическая викторина» Цели: Закреплять знания детей о природе; Формировать у детей элементы экологического сознания и культуры. Задачи: Образовательные:.

ООД «Загадочный мир водоёма и его обитатели» в подготовительной группе.ООД «Загадочный мир водоёма и его обитатели» в подготовительной группе. Программные задачи: Закрепить и расширить знания детей об окружающем мире, его экологической системе, устанавливая связь всего живого в.

Урок по окружающему миру во 2 классе «Жизнь пресного водоёма» Урок по окружающему миру. Урок - театрализованное представление «Жизнь пресного водоёма» (2 класс) Светлакова Эльвира Рафаильевна, учитель.

Экологическая викторина, посвящённая году экологии, в старшей и подготовительной группе «Что мы знаем о птицах?»Экологическая викторина, посвящённая году экологии, в старшей и подготовительной группе «Что мы знаем о птицах?» Муниципальное Автономное образовательное дошкольное учреждение Детский сад № 3 «Теремок» Благоварский район. село Языково. Республика Башкортостан.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Космос
Автор публикации:
Конспект занятия НОД по экологии в подготовительной группе «Экологическая система пресного водоёма»
Опубликовано: 12 марта 2018 в 18:19
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 октября. Литературный праздник «День белых журавлей»

Белый журавль в преданиях многих народов является символом вечной жизни, её победы над смертью. Эта птица издавна представляется людям разных стран как посланник небес, как посредник между землёй и...

22 октября. День городецкой росписи на МААМ

Городецкая роспись – это цветы, орнаменты, узоры и сюжеты, в которых хочется разглядывать мельчайшую деталь. Теперь уже не узнать, кто первым придумал расписывать таким образом деревянные изделия, но идея...

Дидактическая игра «Настроение бывает разным»
Дидактическая игра «Настроение бывает разным» Игра предназначена для эмоционального и интеллектуального развития детей 4-9 лет, развивает произвольное...
Фотоотчет детско-родительских работ «Осенние фантазии» в старшей группе
Для поделок щедро осень Нам с деревьев шишки сбросит, Жёлуди, каштаны. – Соберу и стану Из кусочков пластилина, Камешков и шишек, И семян – делать...
Игровой куб по пожарной безопасности
Игровое пособие "Куб пожарной безопасности". Разработка игрового пособия отвечает требованиям ФГОС ДО: Информативен; Полифункционален ( способствует...