Наталия Овцынова
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Нужные звуки [З] и [З’]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепить у воспитанников представления о букве З и звуках [З] - [З’].
Задачи:
Образовательные:
- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;
- расширить представления об органах артикуляции и их участии в произнесении звуков;
- совершенствовать произносительные навыки;
-закрепить навык отвечать на вопросы, описывать иллюстрацию;
- обогатить словарный запас.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к открытию и получению новых знаний и представлений;
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Нужные звуки [З] и [З’]“» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- развивать культуру взаимоотношений в парах, мини-группах, группе;
- воспитывать интерес к поддержанию порядка на рабочем месте;
- воспитывать самостоятельность, культуру взаимопомощи и поддержки.
Развивающие :
- развивать связную, диалогическую речь;
- развивать фонематический слух;
- развивать внимание, восприятие, память, логическое мышление;
- развивать умение переключаться с одного вида деятельности на другой;
- развивать навык работы по образцу, контроль и самоконтроль.
1. Тип занятия
Занятие на повторение пройденного материала
2. Форма занятие - Интегрированное занятие.
3. Продолжительность - 25 минут.
4. Участники - старшая группа.
5. Возраст обучающихся - 5- 6 лет.
6. Оборудование:
- иллюстрации в учебных пособиях;
- обозначения звуков [З ] и [З’], гласных звуков;
- предметные картинки с изображением животных;
- карточки схем и фишки.
7. Предварительная подготовка
Рассматривание иллюстраций про животных, знакомство с буквой «З» и звуками, чтение рассказов про животных, рассматривание азбуки и букваря, беседы про Алфавит, проведение артикуляционных гимнастик, чтение фонематических потешек.
8. Методы работы с детьми
Информационно-рецептивный, словесный, мотивационный, игровой.
9. Структура занятия
Этап занятие Содержание Время
Вводная часть 1. Разминка «Доброе утро»
2. Дидактическая игра «Любознательный» 5 минут
Основная часть 1. Правильность произношение звуков «З» и «Зь»
2. Дидактическая игра «Телефон»
3. Сказка «День рождение у зайчика»
4. Загадки про животных
5. Физкультминутка 15 минут
Заключительная часть 1. Подведение итогов 5 минут
Под весёлую музыку дети входят в зал, встают в полукруг, взявшись за руки.
Разминка «Доброе утро!»
10. Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько гостей пришло к нам. Они хотят знать, как вы играете в слова и умеете произносить все звуки в слове. Давайте поиграем в игру «Любознательный». А кто такой «Любознательный»? Что означает это слово?
Дети: Человек, который хочет много знать.
Воспитатель: Правильно! Любознательный - это человек, который многим интересуется и желает знать больше. Сейчас я буду задавать вопросы, а вы должны быстро отвечать на них.
-Куда ставят цветы? (В вазу);
-Где живут птенцы? (В гнезде);
-Что читает папа? (Газету);
-С помощью чего прячутся от дождя? (Зонта);
-Чем огораживаю дом? (Забором);
-На чем можно ехать по рельсам? (На Поезде).
- Что мама добавляет в кексы? (Изюм)
Послушайте все эти слова (Ваза, гнездо, газета, зонт, забор, поезд, изюм).
-Какой звук встречается во всех этих словах? (Звук «З»).
Сегодня мы будем правильно произносить звук «З». Зубы сближены. Губы немного растянуты. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка выгнута. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос). Характеристика. Звук [3] — твердый звонкий согласный.
Давайте еще раз произнесем: «З».
-Ребята, а звук «З» поется, как, например, звук «А», «О», «У» или обрывается? (Обрывается).
-Правильно, звук «З» не поется, потому что он согласный, звонкий, твердый.
А теперь поиграем в игру «Телефон».
Дидактическая игра «Телефон»
Дети по одному и хором повторяют чистоговорки.
Зи-зи-зи-обезьянку привезли
За-за-за- здесь привязана коза
Зе-зе-зе- Зоя едет на козе
Зу-зу-зу- я яблоко грызу
Зя-зя-зя- вы видели язя
Зо-зо-зо-нам с тобою повезло
Зы-зы-зы-давно не было грозы
Воспитатель: А сейчас внимательно послушайте сказку, которую я расскажу. Вам необходимо будет выбрать из нее слова со звуком «З».
«У Зайчика был день рождения. Пришла к нему кукла Зина и подарила палочку. «Зачем мне палочка?» - удивился Зайчик.
«Это палочка не простая, а волшебная» - объяснила Зина. Если ты захочешь поиграть в игрушки, тебе стоит только назвать слово и взмахнуть волшебной палочкой, игрушка сразу же появится». Обрадовался Зайчонок, сказал «Роза» и сразу же появилась роза. Сказал «Ваза, незабудки» и появилась ваза с незабудками. Сказал «Зонт», появился зонт. Только скучно стало одному играть Зайчику. И решил он пригласить своих друзей из зоопарка».
Воспитатель: Понравилась вам сказка, ребята? Какие слова со звуком «З» вы запомнили? (Ответы детей).
- Послушайте, кто-то стучится в нашу дверь. Угадайте, кто пришел к нам в гости?
Загадывает загадку: Он не кукла, не игрушка
А забавная зверушка.
Очень славная мордашка,
Носит имя (Чебурашка).
Под песенку «Чебурашки» входит взрослый в костюме Чебурашки.
Чебурашка: Здравствуйте, ребята.
Воспитатель: Чебурашка, а почему ты такой грустный?
Чебурашка: Зайчонок просил меня пригласить друзей из зоопарка, а я не смог.
Воспитатель: Почему? Ведь в зоопарке много разных зверей.
Чебурашка: Зайчонок просил меня пригласить только тех, у кого в названиях есть твердый звук «З» и мягкий «Зь». А я не знаю, что это такое.
Воспитатель: Ребята, давайте поможем Чебурашке. Я буду загадывать загадки с названиями животных, а вы будете отгадывать.
1. Посмотрите! Конь в матроске!
В чёрно-белую полоску!
- Нет, я вовсе не лошадка!
- А о ком тогда загадка? (Зебра)
2. Чем то на быка похож,
3. Только помощнее,
Обитает он в лесу,
Бороду имеет! (Зубр)
4. Шелестя, шурша травой,
Проползает кнут живой
Вот он встал и зашипел:
Подходи, кто очень смел. (Змея)
5. Это кто ж такой рогатый?
Да ещё и бородатый?
Молоко даёт исправно,
Вкусное, полезное
Днём гуляет по двору,
С кустиков дерёт кору,
Смотрит хитро мне в глаза
Бородатая (Коза)
6. Красноватый огонек
Чуть полянку не поджог.
Он краса лесных полян,
Родич курицы - (Фазан)
Воспитатель: Вот сколько зверей имеют в своем названии звук «З» или «Зь»
Чебурашка: Спасибо, дети, вы мне очень помогли! А сейчас давайте немного отдохнем!
Физкультминутка.
-Чебурашку мы в кино много раз видали (Руки в разные стороны)
-Чебурашку мы давно в гости ожидали (Руки изображают приглашающий жест)
-Чебурашка в детский сад к нам с утра стучится (Дети наклоняются и стучат кулачками по коленям)
-Чтоб на танцах у ребят «Польке» научится (Упражнение «Ковырялочка»)
-Чебурашка, веселей ножками притопни (движение притопывание)
-А теперь кружись быстрей и в ладоши хлопни (Кружение, хлопок в ладоши).
Чебурашка: Ой, ребята, как здорово! Мне понравилось с вами отдыхать.
Воспитатель: Чебурашка, а ты заметил, что названия всех этих животных (показывает на доску) содержат звуки «З» и «Зь» и эти звуки могут стоять впереди, в середине и в конце слова.
Чебурашка: Да, да, я уже это понял.
Воспитатель: А вот, как ребята поняли, мы сейчас и проверим.
(Воспитатель раздает карточки-схемы слов и фишки).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, на каждой карточке нарисованы 3 квадратика: первый-это начало слова, средний - середина слова и третий-конец слова. Вот, например, в слове «Фазан» звук «З» стоит в середине слова (Фазан - показывает) и поэтому мы фишку ставим во второй квадратик. А сейчас мы разберем все названия животных так же.
(Воспитатель после каждого задания проверяет, дает оценки работе).
Чебурашка: Ребята, мне очень понравилось, как вы занимались. Я хочу подарить вам на память мои портреты, а вы в свободное время их раскрасите. До свидания, до новых встреч!
Заключительная часть.
Вот мы и побывали с вами в стране сказок.
Рефлексия:
-Ребята, с какими звуками мы познакомились?
-А что было самое интересное?
-А в чем-то вы испытывали затруднения?
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.
1. Дмитирева В. Г. Развитие речи. Умные ступеньки 5-6 лет. – М. : АСТ, 2012. - 256 с.
2. Иванщина, О. В. Развитие связной речи. Старшая группа. Образовательные ситуации и занятия / О. Н. Иванщина. – М. : Учитель. 2013. – 96 с.
3. Крупенчук, О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь! Старшая группа детского сада / О. И. Крупенчук. – М. : Литература, 2015. – 64 с.
4. Гризик, Т. И. Развитие речи детей 5-6 лет / Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук. – М. : Просвещение 2017. – 208 с.
5. Ушакова О. С. Придумай слово / О. С. Ушакова. – М. : Сфера, 2018. – 208 с.