Папки-передвижки

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Нужные звуки [З] и [З’]»

Наталия Овцынова
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Нужные звуки [З] и [З’]»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: закрепить у воспитанников представления о букве З и звуках [З] - [З’].

Задачи:

Образовательные:

- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;

- расширить представления об органах артикуляции и их участии в произнесении звуков;

- совершенствовать произносительные навыки;

-закрепить навык отвечать на вопросы, описывать иллюстрацию;

- обогатить словарный запас.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к открытию и получению новых знаний и представлений;

Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Нужные звуки [З] и [З’]“» размещена в разделах

- развивать культуру взаимоотношений в парах, мини-группах, группе;

- воспитывать интерес к поддержанию порядка на рабочем месте;

- воспитывать самостоятельность, культуру взаимопомощи и поддержки.

Развивающие :

- развивать связную, диалогическую речь;

- развивать фонематический слух;

- развивать внимание, восприятие, память, логическое мышление;

- развивать умение переключаться с одного вида деятельности на другой;

- развивать навык работы по образцу, контроль и самоконтроль.

1. Тип занятия

Занятие на повторение пройденного материала

2. Форма занятие - Интегрированное занятие.

3. Продолжительность - 25 минут.

4. Участники - старшая группа.

5. Возраст обучающихся - 5- 6 лет.

6. Оборудование:

- иллюстрации в учебных пособиях;

- обозначения звуков [З ] и [З’], гласных звуков;

- предметные картинки с изображением животных;

- карточки схем и фишки.

7. Предварительная подготовка

Рассматривание иллюстраций про животных, знакомство с буквой «З» и звуками, чтение рассказов про животных, рассматривание азбуки и букваря, беседы про Алфавит, проведение артикуляционных гимнастик, чтение фонематических потешек.

8. Методы работы с детьми

Информационно-рецептивный, словесный, мотивационный, игровой.

9. Структура занятия

Этап занятие Содержание Время

Вводная часть 1. Разминка «Доброе утро»

2. Дидактическая игра «Любознательный» 5 минут

Основная часть 1. Правильность произношение звуков «З» и «Зь»

2. Дидактическая игра «Телефон»

3. Сказка «День рождение у зайчика»

4. Загадки про животных

5. Физкультминутка 15 минут

Заключительная часть 1. Подведение итогов 5 минут

Под весёлую музыку дети входят в зал, встают в полукруг, взявшись за руки.

Разминка «Доброе утро!»

10. Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько гостей пришло к нам. Они хотят знать, как вы играете в слова и умеете произносить все звуки в слове. Давайте поиграем в игру «Любознательный». А кто такой «Любознательный»? Что означает это слово?

Дети: Человек, который хочет много знать.

Воспитатель: Правильно! Любознательный - это человек, который многим интересуется и желает знать больше. Сейчас я буду задавать вопросы, а вы должны быстро отвечать на них.

-Куда ставят цветы? (В вазу);

-Где живут птенцы? (В гнезде);

-Что читает папа? (Газету);

-С помощью чего прячутся от дождя? (Зонта);

-Чем огораживаю дом? (Забором);

-На чем можно ехать по рельсам? (На Поезде).

- Что мама добавляет в кексы? (Изюм)

Послушайте все эти слова (Ваза, гнездо, газета, зонт, забор, поезд, изюм).

-Какой звук встречается во всех этих словах? (Звук «З»).

Сегодня мы будем правильно произносить звук «З». Зубы сближены. Губы немного растянуты. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка выгнута. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос). Характеристика. Звук [3] — твердый звонкий согласный.

Давайте еще раз произнесем: «З».

-Ребята, а звук «З» поется, как, например, звук «А», «О», «У» или обрывается? (Обрывается).

-Правильно, звук «З» не поется, потому что он согласный, звонкий, твердый.

А теперь поиграем в игру «Телефон».

Дидактическая игра «Телефон»

Дети по одному и хором повторяют чистоговорки.

Зи-зи-зи-обезьянку привезли

За-за-за- здесь привязана коза

Зе-зе-зе- Зоя едет на козе

Зу-зу-зу- я яблоко грызу

Зя-зя-зя- вы видели язя

Зо-зо-зо-нам с тобою повезло

Зы-зы-зы-давно не было грозы

Воспитатель: А сейчас внимательно послушайте сказку, которую я расскажу. Вам необходимо будет выбрать из нее слова со звуком «З».

«У Зайчика был день рождения. Пришла к нему кукла Зина и подарила палочку. «Зачем мне палочка?» - удивился Зайчик.

«Это палочка не простая, а волшебная» - объяснила Зина. Если ты захочешь поиграть в игрушки, тебе стоит только назвать слово и взмахнуть волшебной палочкой, игрушка сразу же появится». Обрадовался Зайчонок, сказал «Роза» и сразу же появилась роза. Сказал «Ваза, незабудки» и появилась ваза с незабудками. Сказал «Зонт», появился зонт. Только скучно стало одному играть Зайчику. И решил он пригласить своих друзей из зоопарка».

Воспитатель: Понравилась вам сказка, ребята? Какие слова со звуком «З» вы запомнили? (Ответы детей).

- Послушайте, кто-то стучится в нашу дверь. Угадайте, кто пришел к нам в гости?

Загадывает загадку: Он не кукла, не игрушка

А забавная зверушка.

Очень славная мордашка,

Носит имя (Чебурашка).

Под песенку «Чебурашки» входит взрослый в костюме Чебурашки.

Чебурашка: Здравствуйте, ребята.

Воспитатель: Чебурашка, а почему ты такой грустный?

Чебурашка: Зайчонок просил меня пригласить друзей из зоопарка, а я не смог.

Воспитатель: Почему? Ведь в зоопарке много разных зверей.

Чебурашка: Зайчонок просил меня пригласить только тех, у кого в названиях есть твердый звук «З» и мягкий «Зь». А я не знаю, что это такое.

Воспитатель: Ребята, давайте поможем Чебурашке. Я буду загадывать загадки с названиями животных, а вы будете отгадывать.

1. Посмотрите! Конь в матроске!

В чёрно-белую полоску!

- Нет, я вовсе не лошадка!

- А о ком тогда загадка? (Зебра)

2. Чем то на быка похож,

3. Только помощнее,

Обитает он в лесу,

Бороду имеет! (Зубр)

4. Шелестя, шурша травой,

Проползает кнут живой

Вот он встал и зашипел:

Подходи, кто очень смел. (Змея)

5. Это кто ж такой рогатый?

Да ещё и бородатый?

Молоко даёт исправно,

Вкусное, полезное

Днём гуляет по двору,

С кустиков дерёт кору,

Смотрит хитро мне в глаза

Бородатая (Коза)

6. Красноватый огонек

Чуть полянку не поджог.

Он краса лесных полян,

Родич курицы - (Фазан)

Воспитатель: Вот сколько зверей имеют в своем названии звук «З» или «Зь»

Чебурашка: Спасибо, дети, вы мне очень помогли! А сейчас давайте немного отдохнем!

Физкультминутка.

-Чебурашку мы в кино много раз видали (Руки в разные стороны)

-Чебурашку мы давно в гости ожидали (Руки изображают приглашающий жест)

-Чебурашка в детский сад к нам с утра стучится (Дети наклоняются и стучат кулачками по коленям)

-Чтоб на танцах у ребят «Польке» научится (Упражнение «Ковырялочка»)

-Чебурашка, веселей ножками притопни (движение притопывание)

-А теперь кружись быстрей и в ладоши хлопни (Кружение, хлопок в ладоши).

Чебурашка: Ой, ребята, как здорово! Мне понравилось с вами отдыхать.

Воспитатель: Чебурашка, а ты заметил, что названия всех этих животных (показывает на доску) содержат звуки «З» и «Зь» и эти звуки могут стоять впереди, в середине и в конце слова.

Чебурашка: Да, да, я уже это понял.

Воспитатель: А вот, как ребята поняли, мы сейчас и проверим.

(Воспитатель раздает карточки-схемы слов и фишки).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, на каждой карточке нарисованы 3 квадратика: первый-это начало слова, средний - середина слова и третий-конец слова. Вот, например, в слове «Фазан» звук «З» стоит в середине слова (Фазан - показывает) и поэтому мы фишку ставим во второй квадратик. А сейчас мы разберем все названия животных так же.

(Воспитатель после каждого задания проверяет, дает оценки работе).

Чебурашка: Ребята, мне очень понравилось, как вы занимались. Я хочу подарить вам на память мои портреты, а вы в свободное время их раскрасите. До свидания, до новых встреч!

Заключительная часть.

Вот мы и побывали с вами в стране сказок.

Рефлексия:

-Ребята, с какими звуками мы познакомились?

-А что было самое интересное?

-А в чем-то вы испытывали затруднения?

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.

1. Дмитирева В. Г. Развитие речи. Умные ступеньки 5-6 лет. – М. : АСТ, 2012. - 256 с.

2. Иванщина, О. В. Развитие связной речи. Старшая группа. Образовательные ситуации и занятия / О. Н. Иванщина. – М. : Учитель. 2013. – 96 с.

3. Крупенчук, О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь! Старшая группа детского сада / О. И. Крупенчук. – М. : Литература, 2015. – 64 с.

4. Гризик, Т. И. Развитие речи детей 5-6 лет / Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук. – М. : Просвещение 2017. – 208 с.

5. Ушакова О. С. Придумай слово / О. С. Ушакова. – М. : Сфера, 2018. – 208 с.

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей группе «Звуки [Д] и [Д’]»Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей группе «Звуки [Д] и [Д’]» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение звуков [Д] и [Д’] изолированно, в слогах, словах, предложениях.

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей группе «Звуки [В] и [В’]»Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей группе «Звуки [В] и [В’]» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение звуков [В] и [В’] изолированно, в слогах, словах, предложениях.

Конспект НОД по развитию речи «Гласные звуки» в старшей группе Цель: закрепление звуков [О], [У], [Э], [А], [И], [Ы]. Задачи: 1. Формировать навыки звукового анализа; 2. Формировать понятия "звук", "гласный.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Звуки и буквы» Цель: познакомить детей с понятиями "звук" и "буква". Материал. Рисунок с изображением зайчонка, ёжика, совы и скотного двора. Ход занятия.

Конспект НОД по развитию речи «Звуки и слова» в старшей группе Цель: учить выделять звуки в слове. Задачи: 1. Познакомить детей с протяжённостью и линейностью слов; 2. Познакомить с понятием «звук», согласный.

Конспект НОД по развитию речи «Звуки [И] — [Ы]» в старшей группе Цель: закрепление звуков [И] – [Ы]. Задачи: 1. Формировать навыки звукового анализа; 2. Формировать понятия "звук", "гласный звук", "буква".

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звуки [Ф] и [Ф’]» Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Звуки [Ф-Ф']. Программные задачи: Образовательные – уточнять произношение [Ф-Ф'] в изолированном.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Звуки [р]-[р’] Программные задачи: Образовательные – уточнять произношение звуков [р-р'] в изолированном виде, в словах и фразах; активизировать словарь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Нужные звуки [З] и [З’]»
Опубликовано: 21 апреля 2024 в 19:06
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Нужные звуки [З] и [З’]»» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Овцынова (УИ 551343) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД