Приложение МААМ

Конспект урока «Подготовка к сочинению-описанию по картине И. И. Левитана «Золотая осень»

Вера Новакова
Конспект урока «Подготовка к сочинению-описанию по картине И. И. Левитана «Золотая осень»
▼ Скачать + Заказать документы

Методическая разработка конспекта урока

по развитию речи

на тему: «Подготовка к сочинению-описанию

по картине И. И. Левитана «Золотая осень»

Подготовила : Новакова Вера Павловна,

учитель русского языка и литературы

г. о. Тольятти

Тема: Подготовка к сочинению-описанию по картине И. И. Левитана «Золотая осень»

Цель:

Публикация «Конспект урока „Подготовка к сочинению-описанию по картине И, И, Левитана „Золотая осень“» размещена в разделах

• формировать умение писать сочинение по картине, передавать в определенной композиционной последовательности ее содержание с использованием своих наблюдений;

• учить определять основную мысль сочинения, систематизировать собранный материал;

• закрепить навыки работы над сочинением-описанием;

• провести речевую подготовку с целью предупреждения речевых недочетов и грамматических ошибок в сочинении;

• дать понятие о пейзаже как о жанре живописи;

Цели, ориентированные на развитие личности учащегося:

• развивать личность ребенка на основе формирования учебной деятельности средствами устной и письменной речи;

• обогатить речь школьников словами искусствоведческого характера;

• развивать речь учащихся на основе образного ассоциативного мышления;

• создавать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее;

• дать новые сведения искусствоведческого характера, повышать общую культуру школьников;

• обеспечивать ориентир на самостоятельный поиск, самостоятельную работу, самостоятельные открытия учащегося.

Воспитательные цели:

• воспитывать самостоятельность и творческую активность;

• воспитывать чувство красоты, интерес к творчеству, живописи, музыке.

• воспитывать любовь к своей родине

Оборудование:

• репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень»;

• музыкальный альбом П. И. Чайковского «Времена года»;

• высказывания поэтов и писателей об осени (распечатанный материал);

подготовленный материал для словарной работы, мультимедийная презентация.

Ход урока.

«Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото, одетые леса …»

(А. С. Пушкин.)

I. Организационный момент.

Итак, друзья, внимание - ведь прозвенел звонок,

Садитесь поудобнее – начнём скорей урок.

II. Речевая зарядка. Звуки Ч –Т

ач –ат ача –ата ча –та

оч –от очо – ото чо –то

уч - ут учу – уту чу – ту

чатачатачата

чоточоточото

чутучутучуту

чка – тка – чво – тво – рче – рто

•Точка, учительница, ласточка, замечательный, чувство, застенчивый

•Прочитай выразительно, вторая строчка, писать сочинение, назвать части речи, обычный темп речи, учебный год

•Повсюду текут ручьи.

Сегодня утром я прочитала третью часть рассказа.

Прочитайте выразительно несколько строчек из стихотворения:

Скучная картина!

Тучи без конца,

Дождик так и льётся,

Лужи у крыльца,

Чахлая рябина

Мокнет под окном;

Смотрит деревушка

Сереньким пятном

III. Вступительное слово учителя. Обращение к эпиграфу урока. Создание эмоционального настроя.

Красота природы, смена времен года, а каждое из них – осень, зима, весна, лето – неповторимое, особенное, всегда были источником вдохновения для музыкантов, художников, поэтов. Однако самым поэтическим временем года многие считают именно осень. Помните, у Александра Сергеевича:

Унылая пора! Очей очарованье!

Богатством своих красок осень привлекла внимание великого русского композитора Петра Ильича Чайковского, который в 1876 году написал музыкальный альбом «Времена года», в который вошли 12 пьес. Я предлагаю вам послушать фрагменты пьес «Сентябрь. Охота» и «Октябрь. Осенняя песня».

Задание: прислушайтесь внимательно, определите тональность звучащей музыки, проследите за меняющимся настроением.

В разных видах искусства мы найдем замечательные выражения чувств, настроений и образов осени. Человеку всегда хотелось запечатлеть прекрасное, все то, что удивляло, радовало, останавливало взгляд. Искусство, позволяющее посредством изображения не только рассказать об увиденном, но и выразить свои мысли и чувства, мы называем изобразительным.

От всех других оно отличается наглядностью, образностью. Художник показывает нам окружающий мир таким, каким он его видит. Глядя на картины, мы как бы беседуем с их создателями, через изображенное на них мы узнаем об их мыслях и чувствах.

– Как вы думаете, что вдохновляет художников, поэтов, музыкантов писать об осени? IV. Прочтите те подборки стихов об осени, которые вы приготовили для сегодняшнего урока.

(Выразительное чтение стихотворений)

Ходит осень по дорожке,

Промочила в лужах ножки.

Льют дожди, и нет просвета,

Затерялось где – то лето.

Ходит осень, бродит осень.

Ветер с клёна листья сбросил.

Под ногами коврик новый,

Жёлто – розовый – кленовый.

(В. Авдиенко)

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье…

(А. С. Пушкин)

Лес, точно терем расписной-

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной…

Берёзы светлою резьбой

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник, и зарделись клёны,

В пурпуре осинки, только дуб зелёный.

Утешает осень :

Не жалейте лета!

Посмотрите – роща золотом одета!

(Э. Фёдоровская)

– Итак, поэты стихами, композиторы музыкой, а художники красками изображают красоту и величие родных просторов. Французы называют окружающую природу пейзажем.

Так что же такое пейзаж в изобразительном искусстве?

V. Знакомство с новым материалом.

В изобразительном искусстве пейзаж – воспроизведение естественной или преображенной человеком природы. В пейзаже важным моментом является избранный художником естественный или сочиненный природный мотив, который становится как бы «героем» произведения. Задача художника-пейзажиста – изображение природы в ее бесконечном разнообразии.

Русская пейзажная живопись богата и разнообразна по своим видам и передаваемому в ней настроению. Пейзажи бывают разного характера: описательные, лирические, романтические, философские.

Речь на сегодняшнем нашем уроке пойдет о лирических пейзажах. Лирический пейзаж – это «пейзаж настроения». Расцвет его приходится на период национального самоутверждения русской живописи – 1870 годы. Лирический пейзаж стал продолжением и развитием того видения природы, которое уже было открыто нашей классической литературой.

В русской живописи есть мастера кисти, которые все свое творчество посвятили изображению родной природы. Мы называем их пейзажистами. Это А. Саврасов, И. Шишкин, В. Поленов, И. Левитан.

Их полотна написаны удивительно ярко, трогательно, правдиво. Они и у нас вызывают чувства восхищения щедрой красотой осени, любви и глубокой привязанности к родным местам.

И все-таки самым проникновенным певцом родной природы был Исаак Ильич Левитан. Мало кто до Левитана передавал столь выразительно красоту русской природы.

Задание: рассмотрите полотна И. И. Левитана. Можно ли по ним проследить настроения художника?

Давайте познакомимся с этим художником поближе.

VI. Беседа о художнике

Исаак Ильич Левитан родился в августе 1860 года в небольшом литовском городке Кибартай. Почти нет сведений о детстве художника. Он никогда не вспоминал о своем прошлом, а незадолго до смерти уничтожил свой архив, письма родных и близких. Но воспоминания людей, близко знавших Левитана, дают возможность восстановить основные факты биографии художника.

Отец Левитана был мелким служащим. Переехав в Москву, он стремился дать сыновьям хорошее образование. Вероятно, в выборе жизненного пути Исаака Левитана решающую роль сыграл его старший брат – художник. Он часто брал мальчика с собой на этюды, на художественные выставки. Когда Исааку исполнилось 13 лет, он был принят в число учеников Училища живописи, ваяния и зодчества.

Блеснул луч надежды, но радость была недолгой. Мать не выдержала нужды, умерла. Вслед за ней умер отец. Дети вынуждены были оставить Москву и поселиться в пригороде.

Годы обучения в училище стали для Исаака временем тяжких и мучительных испытаний.

Однажды за неуплату за обучение его исключили. Учащиеся собрали нужную сумму, большую часть которой дал А. Саврасов, мальчика оставили.

И уже совсем скоро в заштопанном сестрой Терезой клетчатом пиджаке с пятнами от масляных красок Левитан принес Саврасову небольшой холст «Вечер». Алексей Кондратьевич сказал тогда ему: «Ты – художник! Понимаешь ли, что это значит? Работай, Левитан Исаак, работай вовсю, прислушивайся к тому, что тебе душа говорит».

Молодого художника всерьез увлекает пейзажная живопись. На второй ученической выставке Левитан показал свою картину «Осенний день. Сокольники». Неожиданно ее купил для своей коллекции сам Павел Михайлович Третьяков. Это была победа, а Исааку Левитану всего 19 лет.

В сокровищницу русской живописи Исаак Ильич Левитан вошел как непревзойденный певец природы средней полосы России. Он любит природу до восторженного поклонения ей. Он как никто другой глубоко чувствовал, понимал ее, умел настроиться на ее состояние. Любил солнечный свет и пасмурные дни, березовые рощи и осиновые листопады, крутые и пологие берега рек, лесные сумерки и светлые просторы российских полей… И природа приняла Левитана, она откликнулась на его любовь, горячую, преданную; она открыла ему свое величие и скромность, свою дивную красоту.

На сегодняшнем уроке речь пойдет об одной замечательной картине, называется она «Золотая осень», а написал ее Исаак Левитан.

VII. Коррекционно-развивающее упражнение с движениями.

VIII. Беседа по картине. - Какое время года изображено на картине?

- Почему картина называется «Золотая осень»?

-Какие краски (тона) выбрал И. И. Левитан, чтобы показать «золото осени»?

– Внимательно рассмотрите репродукцию на своем столе. Удалось ли художнику передать кистью то прекрасное, что открылось ему, казалось бы, в обычном, будничном сюжете? Каким настроением пронизана картина и как оно отражено в цветовой гамме? Обратите внимание на сочетание холодных и теплых тонов.

Яркие, праздничные оттенки, тонко согласованные друг с другом, передают атмосферу не только радости, но и легкой грусти. Они передают гармонию ясного осеннего дня. Золотисто-желтая гамма чередуется с яркими пятнами изумрудной зелени, лазурного неба. В картине господствует солнечный свет, он заполняет почти все полотно.

– Не зная, как называется картина, какой бы вариант названия вы предложили? Докажите, что картина «Золотая осень» относится к лирической пейзажной живописи.

Прозвучали варианты: «Прощальная краса», «Родные просторы», «Царство художницы осени», «Красавица осень».

Перед нами именно пейзаж, естественная природная среда, которая окружает человека, создает настроение покоя и радости бытия.

Прошло жаркое лето, и природа готовится к длительному зимнему сну. Но на прощание она устраивает пышный бал, раскрасив все вокруг в самые яркие, праздничные тона. Молодые березки, осинки, зеленые елки демонстрируют друг перед другом свои убранства. Смотрятся в зеркальную гладь воды, любуются…

Умело используя цвет, композицию, Исаак Левитан мастерски передает чувства радости и восхищения красотой родной природы.

Попробуем внимательнее всмотреться в картину и отметим наиболее яркие детали полотна.

-Что вы видите на переднем плане? Справа? Слева? Вдали?

-Какие цвета преобладают в пейзаже?

-Что вам особенно нравится в полотне И. И. Левитана?

-Какие чувства хотел выразить художник?

-О чем вы хотели бы написать в сочинении по этой картине?

-Что вы будете описывать?

-Какое впечатление производит она на вас?

Березка на переднем плане, высокое лазурное небо с перистыми облаками, небольшая речушка с крутыми и пологими берегами; небольшая деревушка на заднем плане; яркая зелень озимых на полях; небольшой смешанный лесок, раскрашенный осенью-художницей.

IX. Подготовка к сочинению-описанию картины И. Левитана «Золотая осень»

– Что, по-вашему, значит написать сочинение по картине?

Понять замысел художника.

Проследить, как художник осуществил свой замысел в картине (композиция, цветовая гамма, освещение).

Передать свое отношение к изображенному на полотне, свои мысли, чувства.

Опишите подробно каждый из образов, изображенных на картине.

X. Материал для сочинения :

картина-полотно, репродукция картины, произведение искусства

Создаёт – пишет.

Пейзаж – рисунок, картина, изображающая природу, вид, а так же описание природы в литературном произведении.

палитра - разные цвета красок.

художник - мастер кисти, пейзажист, живописец

Золотисто-желтая гамма чередуется с яркими пятнами изумрудной зелени, лазурного неба.

краски - яркие, сочные

цвет - жёлтый, золотистый, золотисто-жёлтый, багряный, красный, оранжевый, синий, голубой, лазурный,тёмно- синий, бледно – голубой, коричневый, зелёный, изумрудный.

Осень - пламенная, огненная, золотая, яркая, богатая оттенками цветов, праздничная, торжественная.

Река-речушка, речка - неширокая, чистая, спокойная, глубокая, тихая, с медленным течением. (Берега реки — обрывистые, рыжеватые, желтовато-коричневые).

На переднем плане она темно-синяя, так как находится в тени, а задний план освещен солнцем, и цвет реки меняется на светло-голубой. Кажется, что вода в реке движется и увлекает нас своим течением вперед, в центр картины.

Деревья - багряные; разноцветные; словно пропитанные солнцем; отливающие бронзой; желтые, золотые, разноцветные; как свечки; красивые; небольшая березовая рощица; золотой убор берез; березовая роща в золотом уборе; молодые березки в ярких нарядах; белоствольные берёзки.

Трава - изумрудная, зеленая, желтая, желтовато-коричневая, сухая,; как ковер; бурая, подсохла, пожухла; словно лоскутным одеялом укрыта трава листвой; золотой ковер листвы укрывает побуревшую траву; желтеет, увядает, тускнеет.

Небо - голубое, светлое, чистое, солнечное, с белыми облаками, высокое, лазурное, с тихо плывущими облаками.

Деревенька (несколько домишек) - маленькая, дальняя, небольшая, укрытая деревьями.

Поле - зеленое, свежее; как бархатный мягкий коврик; изумрудная зелень озимых всходов, отдыхающее поле.

Воздух - бесцветный, прозрачный, чистый.

– Какие художественные средства надо использовать, чтобы ваше описание было таким же красочным, выразительным, точным? Давайте попробуем собрать словесную «палитру» для картины И. Левитана.

Метафоры: зеркало реки, художник - осень, теплое золото листвы, панорама озимых полей, ворохи рыжей листвы, праздник красок, царство осени.

Сравнения: словно праздничные сияние, как лоскутное одеяло, будто облитые золотом деревья.

Эпитеты: чистый и прозрачный воздух, чарующая красота, удивительная картина.

Олицетворения: солнце льет последнее тепло, березы танцуют, грустят камыши, природа призадумалась.

XI. Составление плана сочинения.

– Обратим внимание на композиционное построение сочинения-описания. Совместно составляем развернутый план сочинения, продумываем варианты вступления и концовки.

I.Вступление. Оно может состоять из 2-3 предложений, а может быть и развернутым.

Осень – любимое время года многих поэтов, музыкантов, художников.

И. И. Левитан – певец красоты русской природы.

Яркая гамма красок русского пейзажа рождает радостное настроение.

II. Основная часть. (Самая большая по объему. Здесь дается описание самой картины).

1. Описание картины.

(Передо мной - картина известного художника…

На этой картине) (На переднем плане… Слева (мы видим березовую рощу) Справа (справа – отдельные деревья; небольшой лесок) На заднем плане… Вдали)

2. Река (вода).

3. Деревья.

4. Трава.

5. Небо

6. Деревня

III.Заключение. Оно может состоять из 2–3 предложений, а может быть и развернутым.

1. Какие чувства у вас вызвал этот прекрасный уголок природы, изображенный великим живописцем?

2. Вспомните свои наблюдения в осеннем лесу, свое настроение, свои чувства

3. Какова главная мысль этой картины и вашего сочинения?

Моё отношение к картине. (или Какие мысли и чувства вызвала у меня картина)

(Мне эта картина нравится тем, что…художник изобразил…

- Подумайте и скажите, какое из ранее прочитанных стихотворений можно отнести к данному пейзажу? Какое стихотворение можно взять как эпиграф к сочинению? Вспомните, что такое эпиграф?

Эпиграф – это высказывание (цитата) перед сочинением, намекающее на основное содержание.

XII. Физминутка.

XIII. Словарно-орфографическая работа

1. Тренировочный словарный диктант

Изобразительное искусство, известный живописец, темно-синий оттенок, лазурное небо, светло-голубая полоска реки, палитра художника, мастер кисти, осенний пейзаж, выдающийся пейзажист, величие и совершенство природы, тишина осеннего дня, чувство восторга от увиденного, чуть прохладный воздух, написать полотно, картину, репродукция, мастерство и талант художника, колорит и контраст картины, произведение искусства

2. Словарь наречий: слева, справа, вдалеке, вблизи, здесь, вглубь

XIV. Устное описание картины

(Моделирование текста, устранение речевых и грамматических ошибок).

XV. Итоги урока

– А теперь подведем итоги нашего урока. Что нового вы открыли для себя на уроке? Какие полотна И. И. Левитана вам еще запомнились? Какой жанр изобразительного искусства был так любим Левитаном?

XVI. Заключительное слово учителя

Природа живет в его полотнах, в ней чувствуется и грусть, и радость, и раздумья самого художника.

Обычно осень – время увядания природы – вызывает чувство печали и тоски. И. И. Левитан, используя золотистые, желто-красные цвета осенней природы, голубизну реки и дальнего неба, яркость, сочность красок, горизонтальную композицию всего изображения, подчеркивает радостное настроение солнечного дня осени, красоту родной природы.

Домашнее задание: отредактировать и написать сочинение по картине И. И. Левитана «Золотая осень».

Публикации по теме:

Составление рассказа по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода» Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе Тема: Составление рассказа по картине И. И. Левитана "Весна. Большая вода" Цель:.

Конспект занятия по ФЦКМ. Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень. Слободка» ФЦКМ. Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень. Слободка» Пр. сод. : Учить детей рассматривать пейзажную картину, отвечать на вопросы.

Конспект НОД «Золотая осень» Конспект НОД по теме: «Золотая осень» Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Задачи: Закрепить.

ООД по развитию речи в подготовительной группе. Описательный рассказ по репродукции картины И. И. Левитана «Поздняя осень» Конспект организованно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе на тему: «Составление.

Конспект занятия в подготовительной группе «Рассказывание по картине Калиновской Е. М. «Поздняя осень в Гатчинском парке» Конспект открытого занятия в подготовительной группе Тема:«Составление описательного рассказа по картине Калиновской Екатерины Михайловны.

Конспект занятия по рассматриванию пейзажной картины в старшей группе И. И. Левитана «Золотая осень» Задачи 1. Формировать умение у детей внимательно рассматривать репродукцию картины и видеть образ пейзажа в единстве его содержания и средств.

Занятие по развитию речи в подготовительной группе. Составление рассказа по репродукции картины И. Левитана «Золотая осень» Тема: Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины И. Левитана «Золотая осень». Цель: закрепить представление.

Конспект занятия в подготовительной группе по картине И. И. Левитана «Золотая осень»Конспект занятия в подготовительной группе по картине И. И. Левитана «Золотая осень» Цель: Составление рассказа-описания по картине И. И. Левитана «Золотая осень» с использованием поэтических текстов об осени и рисунков детей.

Литературное чтение, 3 класс. Сочинение по картине И. И. Левитана «Март» Предмет Литературное чтение Тема: Проверь себя. Сочинение по картине И. И. Левитана «Март» Цель: Проверить уровень осознанности изученных.

Конспект занятия «Золотая осень» Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Задачи: Закрепить умения устанавливать связь между.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока «Подготовка к сочинению-описанию по картине И. И. Левитана «Золотая осень»
Опубликовано: 1 марта 2018 в 11:21
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект урока «Подготовка к сочинению-описанию по картине И. И. Левитана «Золотая осень»» (включая файлы) размещена пользователем Вера Новакова (УИ 1491951) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД