Получи документы

Конспект занятия «Осенние приметы»

Фомина Юлия
Конспект занятия «Осенние приметы»

Тема: «Осенние приметы».

Цель: сформировать у детей представление об осени как о времени года.

Программное содержание: развивать у детей интерес и любовь к родной природе, ее красоте, пробуждать эстетические чувства, воспитывать умение наблюдать явления природа и устанавливать простейшие связи и между ними, передавать в высказываниях свое отношение к природе.

Оборудование и материалы: разноцветные осенние цветочки, иллюстрации с осенними пейзажами (если занятие проходит в группе, атрибуты для подвижной игры (маски зайца, ворона, флажки, вертушки.

Публикация «Конспект занятия „Осенние приметы“» размещена в разделах

Ход занятия

Воспитатель на участке детского сада читает детям стихотворение:

Туча солнышко закрыла,

Вот и осень наступила.

Больше теплых дней не жди.

Льют холодные дожди.

Взяли зонтики, на ножки

Натянули мы сапожки

И пошли в осенний лес,

Где полным-полно чудес.

На опушке под кусточком

Притаились два грибочка.

Поклонюсь: не жалко спинку.

- Ну-ка, живо марш в корзинку!

Сад в наряде желто-красном…

Величава и прекрасна,

Круглый год она красива,

Наша Родина – Россия!

Л. Поляк

Воспитатель: Ребята, о каком времени года говорится в этом стихотворении? Правильно, наступила осень. Сегодня мы с вами погуляем по участку, посмотрим вокруг и поищем ее приметы. Одну примету я уже вижу. Посмотрите на свою одежду и расскажите, почему вы так одеты? (Ответы детей.)

Почему вы надели теплые вещи? Правильно, наступила осень.

Стало холодно. Листья на деревьях начали желтеть и опадать. Давай- те подойдем к рябине и посмотрим на ее листочки. Расскажите, какие у рябины стали листики? Почему? А какие листья у клена?

Посмотрите под ноги. Все листочки с деревьев опали и лежат на земле. Послушайте про них стихотворение.

Сарафан надела осень.

Пестрый расписной.

Листик желтый, листик алый,

Листик золотой.

То поднимет, то бросает

Ветер озорной.

Листик желтый, листик алый.

Листик золотой.

Соберем букет на славу,

Пышный и большой.

Листик желтый, листик алый.

Листик золотой.

И. Черницкая

Воспитатель. Когда с деревьев опадают листья, их подхватывает ветер, они медленно кружатся в воздухе и тихо падают на землю. Это явление природы называется «листопад». Давайте вместе повторим это красивое слово.

Воспитатель предлагает детям присесть, протянуть руки ладонями вниз над листьями. Уточняет, что ощущают дети – тепло или холод, Делает выводы, что листья пожелтели от холода.

Воспитатель. Какие еще приметы осени вы знаете? (часто идет дождь, дует холодный ветер.) Во все времена русские поэты и писатели восхищались осенью, называли ее «золотой», «дивной». А что вам нравится в осени? (Ответы детей.) Осенью люди собирают урожай, делают на зиму запасы. Недаром в народе говорится: «Осень – припасиха, зима – подбериха». Лесные звери и птицы тоже делают запасы на зиму.

А сейчас мы с вами поиграем в русскую народную игру «Ворон и зайчата».

По считалке выбирается ворон и заяц. Остальные дети – зайчата. Они цепляются за зайца, растягиваясь в длинную цепочку, и приговаривают:

Дети:

Вокруг ворона идем,

По три зернышка несем,

Кому два, кому одно,

А ворону ничего!

Ворон:

В огород мой прибегали,

Лук с капустой потаскали,

А репку да мяточку

Потоптали пяточками.

Кар-р-р!

Зайчата бросаются врассыпную и бегут к домику, ворон пытается их осалить. (Игра повторяется несколько раз.)

Тема: «Волшебница зима».

Цель: сформировать у детей представление о зиме как о времени года.

Программное содержание: закреплять знания о признаках зимних явлений природы; обогащать словарь детей с помощью прилагательных; закреплять умение согласовывать существительные с прилагательными в роде и числу, обучать пониманию значений фразеологизмов; развивать логическое мышление, фантазию, слуховое внимание; воспитывать любовь к природе.

Предварительная работа: наблюдения в природе, рассматривание иллюстраций; чтение художественной литературы по теме: стихотворений З. Александровой «Снежок», И. Сурикова «Зима», русских народных сказок «Два Мороза», «Морозко».

Оборудование: изображение домика с закрытыми ставнями, картина с изображением зимнего пейзажа, карточки с изображением признаков зимы; фонограмма пьесы П. И. Чайковского «На тройке» из цикла «Времена года»? кукла «Зимушка».

Ход занятия

Организация занятия.

Перед детьми изображение домика с закрытыми ставнями.

Воспитатель. Ребята, хотите узнать, что спряталось за закрытыми ставнями домика? Тогда давайте отгадаем загадку и узнаем, чём мы с вами будем беседовать на занятии.

Кто, угадай-ка,

Седая хозяйка,

Тряхнёт перинки,

Над миром пушинки?

(Зима.)

Воспитатель. Верно.

Воспитатель открывает ставни у домика, а за ними картина с зимним пейзажем.

Беседа по теме занятия.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, почему говорят «Мороз не велик, да стоять не велит», «Береги нос в большой мороз». (Ответы детей.)

Воспитатель. Скажите, какие изменения происходят в природе зимой? (Выпадает снег, солнышко мало греет, холодно и т. д.)

Какая она, зима, (Холодная, хмурая, ветреная и т. д.)

А ещё зима – время весёлых детских игр и забав. Какие зимние игры вы знаете? (Дети перечисляют.)

Поиграть хотите?

Подвижная игра «Метелица»

Метелица, метелица. (Разбегаются врассыпную.)

Снег по полю стелется. (Выполняют плавные движения руками.)

Кто кружится, вертится, (Свободно кружатся.)

Тот и заметелится. (Приседают на последний слог.)

Игра «Подбери признаки».

1. Звучит пьеса П. И. Чайковского «На тройке».

Воспитатель вносит куклу Зимушку.

Зимушка. Здравствуйте, ребята, я слышала, что вы обо мне говорите, и решила к вам в гости заглянуть. Мне очень грустно и обидно, что меня все считают холодной, хмурой и колючей. Но ведь я хочу, чтобы люди меня любили и не называли такими грустными словами.

Воспитатель. Не огорчайся, Зимушка. Мы с ребятами сейчас что-нибудь придумаем. Ребята, я предлагаю вам пофантазировать и придумать для красавицы новые признаки, которые понравятся Зимушке.

Воспитатель. Подберите слова-признки к данному слову:

Лёд (какой).

Зима (какая).

Снег (какой).

Метель (какая).

Сугроб (какой).

Воспитатель. Молодцы! А теперь повторим, какой же может быть зима.

Почему зима может быть мягкой, лёгкой, белой? (Ответы детей.)

Воспитатель. Зимушка, ты довольна ответами детей?

2. Воспитатель. Ребята, а что может обозначать выражение «железная зима»? (Всё сковала льдом, как железом.)

Как вы понимаете выражение «дымящаяся зима»?

(Зимой топят печки, они дымят, поэтому и зима дымящаяся.)

Составление рассказа о зиме с опорой на иллюстрации.

Воспитатель. Мы подобрали много интересных слов и выражений, поговорили об их значении. А теперь из полученных словосочетаний давайте составим рассказ о зиме.

Воспитатель ставит перед детьми опорные картинки.

Наступила зима. Выпал белый и пушистый снег, и землю укрыло мягкое и лёгкое одеяло. На деревьях лежат пушистые снежинки, лёгкие, как пёрышки. Реки и озёра сковал лёд, как будто железом. Холодно и морозно на улице. А людям тепло, они от мороза в тёплых домах прячутся. Печки топят да греют.

(Дети предлагают свои варианты рассказа.)

Зимушка. Спасибо, ребята, мне уже совсем не грустно. И я предлагаю вам поиграть со мной.

Подвижная игра «На дворе гуляют дети».

На дворе мороз и ветер, (Ходят по группе врассыпную.)

На дворе гуляют дети.

Ручки, ручки согревают, (Потирают руку об руку.)

Ручки, ручки потирают.

Чтоб не зябли наши ножки, (Топают ножками.)

Мы потопаем немножко:

Топ-топ-топ.

Нам мороз не страшен,

Вот как мы теперь попляшем. (Пляшут.)

Игра «Отгадай загадку».

Зимушка. Сейчас я загадаю вам загадку.

Белая звёздочка с неба упала,

Мне на ладошку легла. и пропала.

(Снежинка.)

Зимушка. А теперь мне так грустно с вами прощаться, я хочу, чтобы вы со мной потанцевали.

Танец «Снежинок»

Мы снежинки, мы пушинки,

Мы танцуем день и ночь,

Мы снежинки – балеринки,

Покружиться мы не прочь.

Итог.

Зимушка. Спасибо вам, ребята, повеселили вы меня.

Что вам больше всего понравилось?

Что было труднее всего? (Ответы детей.)

Зимушка прощается и уходит.

Тема: «Весна».

Цель: сформировать у детей представление о весне как о времени года.

Программное содержание: Развивать у детей интерес и любовь к родной природе, познакомить с признаками ранней весны, закреплять умение наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними.

Оборудование и материалы: картинки с изображением примет весны.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение.

Ласточка примчалась

Из-за синя моря,

Села, запела:

«Как, февраль, ни злился,

Как ты, март, ни хмурься,

Будь хоть снег, хоть дождик –

Все весною пахнет!».

А. Майков

- Какое время года наступило? Правильно, весна. Зима в России долгая, холодная. Уже в конце октября наступают первые заморозки. Зима студеная уже всем надоела: и людям, и птицам, и животным. Все с нетерпением ждут Весну – красну. И вот, наконец, она пришла! В старину люди верили, что весна потому наступает, что ее издалека на своих крыльях приносят птицы. Весну на Руси зазывали красивыми словами:

Весна, Весна красная!

Приди, Весна, с радостью,

С дождями сильными,

С хлебами обильными.

Жаворонушки, перепелушки,

Прилетите к нам!

Весну ясную, весну красную

Принесите нам!

Воспитатель: Что происходит ранней весной в природе? Как все изменяется вокруг? Давайте вместе подвигаемся под веселое весеннее стихотворение.

Просыпается листва,

И проснулся паучок.

Вот проснулась голова,

И проснулся язычок.

Прыгают кузнечики,

Зажужжали мухи.

Просыпайтесь, плечики.

Просыпайтесь, руки.

Вот проснулся муравей

И сороконожки.

Просыпайтесь поскорей,

Пяточки и ножки!

Воспитатель: Давайте посмотрим на картинки. (Продемонстрировать.)

- Какое весной солнышко? Правильно, яркое, теплое! Весной ярко светит солнце.

- Что происходит со снегом? (Ответы детей.) Тает снег, бегут ручьи, на дорогах большие лужи.

- Весной прилетают с юга перелетные птицы, потому что у нас стало тепло и можно вить гнезда. Каких перелетных птиц вы знаете? (Ласточки, грачи, жаворонки и т. д.)

- Что происходит весной с деревьями и кустарниками? (Природа оживает, на деревьях набухают почки, появляется первая травка.)

- Послушайте, какой рассказ про весну у нас получился.

Наступила весна. Ярко светит солнце. Тает снег, бегут ручьи. На дорогах большие лужи. С юга прилетают перелетные птицы: грачи, скворцы, ласточки. Весной вся природа оживает. На деревьях набухают почки, появляется первая травка.

Давайте вместе попробуем рассказать про весну.

(Дети с опорой на картинки пересказывают рассказ. Воспитатель спрашивает 3-4 человек.)

Итог.

Воспитатель: - Какое время года наступило? Какие приметы весны вы знаете?

Публикации по теме:

Конспект итогового занятия по развитию речи «Приметы весны»Конспект итогового занятия по развитию речи «Приметы весны» Цель совместной деятельности воспитателя с воспитанниками: Формировать и развивать связную речь, умение строить свои высказывание связывая.

Конспект интегрированного занятия «Осенние подарки» Программное содержание: Закрепить знание детей об осени (какие изменения происходят в природе – растительном и животном мире). Погодные.

Конспект занятия по изодеятельности «Осенние мелодии» Конспект непосредственно образовательная деятельность по изодеятельности Тема: «Осенние мелодии» Сравнительно рассматривание картин «Золотая.

Конспект ООД «Приметы весны» в группе раннего возраста Конспект занятия в группе раннего возраста «Приметы весны» ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Учить детей рассматривать картину; Отвечать на вопросы и высказываться.

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе «Экскурсия в парк. Ищем приметы весны» Конспект ООД ознакомление с природным окружением. В подготовительной группе Тема: Экскурсия в парк. Ищем приметы весны. Цель: Расширять.

Конспект прогулки «Народные приметы мая» для детей 3–4 лет Тема: «Народные приметы мая» Цели: Продолжать знакомить детей с природными явлениями поздней весны; закреплять представление о том, что.

Конспект развлечения «Приметы весны» (с детьми 1 г. 3 мес — 1 г. 6 мес) Программное содержание: продолжать учить участвовать в коллективных утренниках, смотреть и понимать смысл.

Конспект занятия по познавательному развитию. Игра-путешествие «Лесные тайны. Приметы ранней весны» Цель: Развитие у детей познавательных интересов, формирование целостной картины мира в весенний период. Задачи: Уточнить и систематизировать.

Осенние приметы в стихах и играх По мнению многих ученых, педагогов огромное положительное влияние на развитие речи ребенка оказывает разучивание стихотворений. Разучивание.

Конспект прогулки «Народные приметы апреля» АПРЕЛЬ П р о г у л к а. «НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ АПРЕЛЯ» Педагогические цели: продолжать знакомить с природными явлениями весной; формировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Осенние приметы»
Опубликовано: 20 октября 2019 в 07:01
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД