Приложение МААМ

Консультация педагога-психолога для педагогов «Элективный мутизм: проблема, подходы»

Надежда Пронина
Консультация педагога-психолога для педагогов «Элективный мутизм: проблема, подходы»
▼ Скачать + Заказать документы

КОНСУЛЬТАЦИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Элективный мутизм : проблема, подходы, развивающие технологии

Элективный мутизм - это полное или частичное отсутствие речевого общения с окружающими при сохранной способности говорить и понимать речь. Рассматривается как проявление своеобразного невроза либо под влиянием психической травмы, либо как особенность личностного реагирования у детей с определенным складом характера.

Публикация «Консультация педагога-психолога для педагогов „Элективный мутизм: проблема, подходы“» размещена в разделах

Элективный мутизм не является ОВЗ, но заключение достаточно редкое: его частота во всей популяции детей и молодежи составляет в среднем 0, 02%, у девочек встречается примерно в 2 раза чаще, чем у мальчиков.

Возможные причины возникновения:

- сильная привязанность к матери

- тревожность

- личностные особенности реагирования

- определенный склад характера

- психологическая травма

- наследственность

- родовые травмы, недоношенные дети

- неблагоприятный (неспокойный) климат в семье: конфликты, разводы, переезды

Направления работы педагога-психолога и воспитателей ДОУ :

- выявление имеющихся у ребенка психологических ресурсов, склонностей и интересов

- развитие познавательной сферы

- повышение уровня активации детей, их потенциального энергетического уровня

- развитие крупной и мелкой моторики

- развитие пространственных навыков

- развитие тактильной чувствительности

- развитие эмоциональной сферы

- снятие эмоционального напряжения

- регуляция мышечного тонуса

- развитие навыков адекватного социального поведения, принадлежности к группе.

Правила, которые необходимо использовать всем специалистам и воспитателям при взаимодействии с категорией детей с элективным мутизмом :

- требовать разговаривать напрямую

- не разговаривать за ребенка

- не спрашивать ребенка и воспитателей (в его присутствии, разговаривает ли он («табу-тема» для родителей и воспитателей).

Для успешной коррекционной работы необходимо использовать следующие приемы:

• Участие в коллективных играх

• Создание ситуаций успеха

• Использование системы вознаграждений, принуждения и вдохновления

• Режим молчания («заражение» мутизмом членов семьи)

речевое взаимодействие должно быть постепенным: начиная с кивка головы, звуков, односложных ответов, постепенное вовлечение др. участников общения (при этом не забываем про правила).

Таким образом, акцент в работе делается на развивающих технологиях, которые явно не требуют от ребенка речевого контакта:

Дыхательная гимнастика.

На первых порах дыхательные упражнения кажутся детям очень сложными, регулярные тренировки делают глубокое и медленное дыхание естественным, регулируемым на бессознательном уровне, что со временем приводит к улучшению кровообращения, общему оздоровлению, ликвидирует неврозы. А данный диагноз непосредственно связан с неврозами.

Пальчиковая гимнастика как известно, хорошо стимулирует развитие речи.

Возможно использование пальчиковой гимнастики под музыку. (комплекс Яртовой Н. В.)

Су-джок терапия.

Используется с целью общего укрепления организма, для улучшается психоэмоционального состояния детей, для формирования чувства ритма, и тактильной стимуляции, развития мелкой моторики пальцев рук.

Методы и приемы:

Взаимодействие со сказочным персонажем (ребенку предлагается поиграть в сказку).

Словесные приемы (потешки, прибаутки, стихи, вопросы, сказки, загадки)

Мышечная релаксация основана на поочередном напряжении и расслаблении мышц лица, плеч, туловища, рук и ног.

Мышечное расслабление влияет на функции центральной и периферической нервной системы, стимулирует резервные возможности коры мозга, повышает уровень произвольной регуляции различных систем организма ребенка. Благодаря упражнениям снимается напряжение с отдельных частей тела или со всего тела, что вызывает уменьшение эмоционального напряжения.

Музыкотерапия. В качестве музыкотерапии для релаксации детей дошкольного возраста оптимально подходят классическая музыка и акустические композиции, имитирующие звуки природы: дождь, шум леса с птичьими трелями, морской прибой. Возможно использование музыкотерапии в комплексе с другими технологиями: песочная, мышечная релаксация и во время сна.

Арт-терапия: лепим из пластилина рисуем красками. Иными словами терапия творчеством. Главная задача дать ребенку с подобными особенностями самовыражаться и возможно найти какие-то склонности и даже таланты. Когда работаем с пластилином используем такие приемы, как узнавание на ощупь фигурок животных и др., т. е. развиваем и тактильную чувствительность.

Песочная терапия помимо всех плюсов оказывает благоприятное влияние и на стабилизацию нервной системы. Вариантов использования множество: рисуем на песке, песком, создаем композиции с добавлением дополнительных элементов (камней, игрушек, растений, работаем с влажным песком.

Групповые игры без слов (для непосредственного использования воспитателями)

«Море волнуется раз… .»

«Ритм по кругу»

«Слепой скульптор»

«Зоопарк»

«Хлопки»

«Показ стихов»

Упражнения для развития пространственных представлений

Графические диктанты

Копирование нарисованных фигур разной степени сложности

«Найди клад»

«Зеркало»

«38 попугаев»

Критериями результативности коррекционно-развивающей работы являются:

1. благоприятное эмоциональное состояние

2. наличие речевого контакта у ребенка со сверстниками и воспитателем

Педагог-психолог МБДОУ № 3 «Петушок» Пронина Н. А.

Публикации по теме:

Игровой макет «Зимняя сказка» в кабинете педагога-психолога ДОУИгровой макет «Зимняя сказка» в кабинете педагога-психолога ДОУ Зима для детей - одно из самых любимых времен года. Связано это и с зимними забавами ребят на улице, и с волшебным Новогодним праздником.

Консультация для педагогов «Взаимодействие педагога дошкольного учреждения с гиперактивными детьми» Гиперактивность– это особенность поведения человека, которая заключается в склонности действовать по первому побуждению под влиянием внешних.

Консультация для педагогов «Самообразование педагога — одна из составляющих его профессиональной компетенции» Я чувствую себя вправе сказать: да здравствует самообразование во всех областях. Только те знания прочны и ценны, которые вы добывали.

Консультация для педагогов «Компетентность педагога в области логико-математического развития ребенка» Готовность педагога к осуществлению задач логико-математического развития детей дошкольного возраста включает: - осведомленность в целях,.

Консультация для педагогов «Взаимодействие педагога с расторможенными и вспыльчивыми детьми» Изучив достаточно много литературы по данному вопросу, пришла к выводу, что «изобрести новый велосипед» мне не удастся, поэтому остановлюсь.

Консультация «Здоровье педагога — деликатная и многоаспектная проблема»Консультация «Здоровье педагога — деликатная и многоаспектная проблема» Уважаемые педагоги! Очень быстро пролетело лето – время отпусков, путешествий, отдыха. И опять впереди длинный, напряженный учебный год.

Кабинет педагога-психолога — это «волшебная» комната для ребятКабинет педагога-психолога — это «волшебная» комната для ребят Мой небольшой опыт работы привёл меня к мысли о том, что детей нужно любить и принимать такими, какие они есть, признавать уникальность.

Направления в работе педагога-психологаНаправления в работе педагога-психолога 1 слайд Направления в работе педагога - психолога 2 слайд Диагностическое направление Для диагностической работы используется зона индивидуальных.

Создание предметно-развивающей среды педагога-психологаСоздание предметно-развивающей среды педагога-психолога Уважаемые коллеги, хочу поделиться своим еще совсем небольшим опытом работы педагога-психолога. Два года назад, закончила ВУЗ и устроилась.

Консультация педагога-психолога «Позитивная психология» Что вы думаете о счастье? Как вы считаете, что делает нас счастливыми? Вероятно, первый ответ, который пришёл вам в голову - “деньги”. Однако.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация педагога-психолога для педагогов «Элективный мутизм: проблема, подходы»
Опубликовано: 30 апреля 2020 в 15:55
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация педагога-психолога для педагогов «Элективный мутизм: проблема, подходы»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Пронина (УИ 289411) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД