Папки-передвижки

Детское экспериментирование. Программа образовательной деятельности для детей 4–5 лет

Ирина Штефан
Детское экспериментирование. Программа образовательной деятельности для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Методическая разработка кружка

«Почемучки»

(средняя группа)

Воспитатель: Штефан И. А.

2017 – 2018 уч. г.

Расскажи – и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму.

Китайская пословица

Пояснительная записка.

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Публикация «Детское экспериментирование, Программа образовательной деятельности для детей 4–5 лет» размещена в разделах

Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей : ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности : прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Ребенок дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и не живым в природе.

Исследования предоставляют ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Элементарные опыты, эксперименты помогают ребенку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельность направлена на правильное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познаёт их свойства и связи недоступные при непосредственном восприятии. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.

Возрастные особенности психофизического развития

детей 4-5 лет

К среднему дошкольному возрасту восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.

Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7–8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д.

Начинает развиваться образное мышление. Дети способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.

Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если им предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше — черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше — белых или бумажных?», ответ будет таким же — больше белых.

Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15–20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

Рекомендации, необходимые для проведения непосредственной организованной образовательной деятельности

1. Добровольное участие детей.

2. Наполняемость кружка: 8-10 детей.

3. Учебная и развивающая нагрузка сочетается с динамической паузой.

4. Продолжительность непосредственной организованной образовательной деятельности 15 - 20 минут.

5. Регулярность проведения непосредственной организованной образовательной деятельности – 1 раза в неделю, во второй половине дня.

6. Всего непосредственных организованных образовательных деятельностей – 64.

7. Создание и поддержание в ходе непосредственной организованной образовательной деятельности эмоционально-позитивного фона.

8. Соблюдение санитарно-гигиенических норм (освещение, проветривание, время проведения).

Законодательное и научно – методическое обеспечение программы

Закон РФ «Об образовании».

Конвенция о правах ребенка.

Конституция РФ.

Устав МДОУ.

Программа «Детство» / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева.

Цель: Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей 4 – 5 лет.

Задачи:

Развивать познавательный интерес детей.

Развивать воображение и творческую активность.

Развивать восприятие, внимание, память, наблюдательность, способность анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

Формировать первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, весе причинах и следствиях и др.).

Поощрять попытки детей самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы; сравнивать, группировать и классифицировать предметы по цвету, форме и величине.

Формировать познавательные действия, становление сознания.

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Одно занятие в неделю, продолжительностью 20-25 минут.

Предназначена для детей 4 – 5 лет.

В основе программы лежат следующие принципы:

• Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

• Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений.

• Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

• Приобщение детей к социокультурным нормам.

• Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

• Возрастная адекватность (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

Основные формы и методы работы:

• Наблюдение

• Беседа

• Исследовательская деятельность

Экспериментальная деятельность

• Эколого-природоведческие игры, игры-путешествия

• Работа с энциклопедической и природоведческой литературой

В работе программе используются следующие

наглядные методы:

• экскурсии, целевые прогулки;

• наблюдения;

• показа сказок (педагогом, детьми);

• рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

• проведение дидактических игр;

словесные методы:

• чтение литературных произведений;

• беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

игровые методы:

• проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);

• загадывание загадок;

• практические методы;

• организация продуктивной деятельности детей;

• оформление гербария растений, плодов;

• постановка сказок, отрывков литературных произведений;

• изготовление с детьми наглядных пособий.

При построении системы работы нашего кружка мы обратили особое внимание на следующие основные направления:

• Познавательно – развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.

• Практическое направление - изучение растительного и животного мира, связанное с практическими делами (подкормка птиц, посадка цветников и др.).

• Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (экскурсий, наблюдений, опытов).

В качестве подведения итогов проводятся игровые конкурсы, викторины, выставки.

Развивающая экологическая среда представлена в группе следующими центрами:

«Маленький ученый»

Представлены различные приборы: увеличительные стекла, магниты, лупы;

Природные материалы: листья, песок, глина, земля, семена;

Гайки, винтики, гвоздик, проволока;

Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт;

Бросовый материал: пластмасса, пенопласт, кусочки ткани, кожи, меха, опилки, стружка;

Сыпучие продукты (мука, зерна, крупа, соль, сода).

«Уголок природы»

Календарь природы

Уголок цветов (эстетически оформлен; растения подобраны и расположены в соответствии с их особенностям, паспорта растений)

Различные емкости (лейки; ведра)

Воронки

Природный материал (шишки, камни)

Игрушки (песочные наборы, резиновые игрушки)

«Умелые ручки»

Центр оборудован столами, мольбертом.

Детям предложены различные материалы:

Для рисования (гуашь, ц/карандаши, акварель, кисти)

Для лепки (пластилин, глина, соленое тесто)

Для аппликации (ц/бумага, б/бумага, клей, ножницы, трафареты).

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Месяц Тема занятия Целевые ориентиры Литература

Сентябрь «Путешествие в прошлое бумаги» Цель: Познакомить детей с историей бумаги, с ее современными видами.

Дыбина О. В. «Из чего сделаны предметы», стр. 24

Сентябрь «Дерево умеет плавать» Цель: Расширить представления о дереве, его качествах и свойствах; научить устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материала и способом его использования. Дыбина О. В. «Из чего сделаны предметы», стр. 28

Сентябрь «В мире стекла» Цель: Помочь выявить свойства стекла; воспитать бережное отношение к вещам; развивать любознательность. Дыбина О. В. «Из чего сделаны предметы», стр. 33

Сентябрь «В мире пластмассы» Цель: Познакомить со свойствами и качествами предметов из пластмассы; помочь выявить свойства пластмассы; воспитывать бережное отношение к вещам; развивать любознательность. Дыбина О. В. «Из чего сделаны предметы», стр. 35

Октябрь «Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем». Цель: Закрепить представления детей об органах чувств, их назначении. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 9

Октябрь «Почему все звучит?» Цель: Подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 10

Октябрь «Прозрачная вода» Цель: Выявить свойства воды. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 11

Октябрь «Вода принимает форму» Цель: Выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 11

Ноябрь «Какие предметы могут плавать?» Цель: дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 13

Ноябрь «Подушка из пены» Цель: Развить у детей представление о плавучести предметов в мыльной пене. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 14

Ноябрь «Воздух повсюду» Цель: Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство – невидимость. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 15

Ноябрь «Воздух работает» Цель: Дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 15

Декабрь «Каждому камешку свой домик» Цель: Классификация камней по размеру, форме, цвету, особенностям поверхности; показать детям возможность использования камней в игровых целях Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 16

Декабрь «Можно ли менять форму камня или глины?» Цель: Выявить свойства глины и камня. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 18

Декабрь «Свет и тень» Цель: Познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, с создать с помощью теней образы. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 21

Декабрь «Замершая вода»

«Тающий лед» Цель: Выявить, что лед – твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 22-23

Январь «Разноцветные шарики» Цель: Получить путем смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 23

Январь «Все увидим, все узнаем. Цель: Познакомить с прибором-помощником – лупой и ее назначением. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 24

Февраль «Песочная страна» Цель: Выделить свойства песка; познакомить со способами изготовления рисунка из песка. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 27

Февраль «»Где вода?» Цель: Выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду, выделить их свойства. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 27

Февраль «Звенящая вода» Цель: Показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 30

Февраль «Угадайка» Цель: Показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 30

Март «Ловись, рыбка, и мала, и велика» Цель: Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 31

Март «Фокусы с магнитом» Цель: Выделить предметы взаимодействующие с магнитом. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 31-32

Март «Солнечные зайчики» Цель: Понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 34

Март «Что растворяется в воде?» Цель: Показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 34

Апрель «Что отражается в зеркале?» Цель: Познакомить детей с понятием «отражение», найти предметы, способные отражать. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 35

Апрель «Волшебное сито» Цель: Познакомить детей со способом отделения камешков от песка, мелкой крупы от крупной с помощью сита, развить самостоятельность. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 36

Апрель «Цветной песок» Цель: Познакомить детей со способом изготовления цветного песка; научить пользоваться теркой. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 38

Апрель «Игры с песком» Цель: Закрепить представления детей о свойствах песка, развить любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей, развивать конструктивные умения. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 39

Май «Фонтанчик» Цель: Развить любознательность, самостоятельность, создать радостное настроение. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 40

Май «Сравнение металла и стекла» Цель: Познакомить с качествами и свойствами металла и стекла путем сравнения. Дыбина О. В. «Из чего сделаны предметы», стр. 37

Май «Курочка Ряба» Цель: Закрепить знания о свойствах металла. Дыбина О. В. «Из чего сделаны предметы», стр. 37

Май «В музее вещей» Цель: Научить узнавать предметы из металла, резины, ткани, пластмассы, бумаги; закрепить знания о назначении предметов и свойствах материала, из которых они сделаны. Дыбина О. В. «Из чего сделаны предметы», стр. 41

Список используемой литературы

1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников». – М. : ТЦ Сфера, 2015

2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Из чего сделаны предметы. Игры – занятия для дошкольников». – М. : ТЦ Сфера, 2015

3. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Рукотворный мир. Игры – занятия для дошкольников». – М. : ТЦ Сфера, 2015

4. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. ФГОС». – М. : «Детство – пресс», 2015

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Детское экспериментирование как метод познавательного развития дошкольника»Консультация для воспитателей «Детское экспериментирование как метод познавательного развития дошкольника» Мастер класс для ГМО воспитателей Тема: «Детское экспериментирование – как метод познавательного развития дошкольника» Выполнила:.

Презентация «Детское экспериментирование как средство развития поисковой активности детей» Перед нами взрослыми (воспитателями и родителями) стоит задача открыть перед ребенком окружающий мир. Но открыть его так, чтобы каждое открытие.

Детское экспериментирование и его влияние на развитие познавательной деятельности С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник. Китайская.

Консультация для родителей «Детское экспериментирование» Консультация для родителей: «Детское экспериментирование» Живут на свете дети – мальчики и девочки. Все они разные – голубоглазые и черноглазые,.

Консультация для родителей «Детское экспериментирование дома» «Детское экспериментирование дома» Что я слышу – забываю. Что я вижу – я помню. Что я делаю – я понимаю. Конфуций Ребёнок-дошкольник активно.

Отчет за полугодие «Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей младшего возраста»Отчет за полугодие «Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей младшего возраста» Младший дошкольный возраст– это период активного экспериментирования детей с предметным миром. Все, что их окружает-вещи,.

Памятка для родителей «Детское экспериментирование» «Самое лучшее открытие то, что ребенок делает сам» Ральф У. Эмерсон Чего нельзя и что нужно делать. * Поощрять любопытство, которое порождает.

Программа кружка по изобразительной деятельности «Юные волшебники» для детей 5–6 лет Пояснительная записка. Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением.

Рабочая программа педагога по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» для детей от 3 до 4 лет Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 8 «Аистенок» г. Мичуринска Тамбовской.

Детское экспериментирование как средство развития познавательного интереса у детей среднего дошкольного возраста Муниципальная августовская педагогическая конференция Тема: «Детское экспериментирование как средство развития познавательного интереса.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Детское экспериментирование. Программа образовательной деятельности для детей 4–5 лет
Опубликовано: 15 февраля 2018 в 12:40
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Детское экспериментирование. Программа образовательной деятельности для детей 4–5 лет» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Штефан (УИ 381909) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД