Наталья Егорова
Методическая разработка «Математическое развитие детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность вопроса.
Современное развитие науки и техники требует от общества повышенных знаний в области математике. Изменение содержания обучения в школе значительно повысило требования к уровню математических представлений выпускников детского сада. Работа по формированию у дошкольников элементарных математических представлений начинается уже со 2 младшей группы. Первоначальные математические представления которые осваиваются детьми во второй младшей группе определяют дальнейшее математическое развитие детей.
Публикация «Методическая разработка „Математическое развитие детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
Что бы выявить уровень математического развития детей я провела первичную диагностику детей нашей группы. Входе проведения диагностики были использованы различные методы (наблюдения за ребёнком, диагностические задания и упражнения). В результате проведения диагностики получены следующий результаты.
Исходя из требований программы по математическому развитию детей, результатов диагностики и возрастных особенностей детей поставила перед собой цель и задачи, которые направлены на развитие математических способностей детей.
Для того, чтобы систематизировать свою работу я составила перспективный план работы с детьми. Особое внимание уделила математическому развитию детей через использование игр и упражнений математического содержания. Игры включённые в перспективный план направлены на развитие восприятия, памяти, мышления и творческих способностей детей. Дети учатся выделять цвет, форму, величину предмета.
Для создания у детей интереса к математической деятельности в группе были созданы определённые условия для математического развития детей. Организован математический уголок, в котором имеются дидактические игры математического содержания. В уголке физо имеются цветные ленточки, флажки, кольца, что способствует сенсорному развитию детей.
Математическое развитие детей осуществляется не только на занятиях по математике.
Математическое развитие происходит и в других видах деятельности.
Художественная деятельность
• Аппликация
• Узор из геометрических фигур
• Рисование
• Рисуем цветные ленточки
• Забор
• Солнышко
Лепка. Колбаски разной длины и толщины.
Все эти виды деятельности способствуют развитию математических способностей детей.
Во время игры в кукольном уголке дети учатся восприятию цвета. Игры с геометрическими фигурами многофункциональны. Дети любят составлять картинки из геометрических фигур(ёлочки, домики, солнышко, забор и др.)у детей развиваются творческие способности, фантазия. Дети группируют геометрические фигуры по определённому признаку (форме, цвету, величине).Для детей высокого уровня развития предлагаю из группы геометрических фигур найти лишнюю (развитие логического мышления).При строительстве дома из модулей дети закрепляют понятия высокий - низкий.
Основная форма работы- занятия: На занятиях дети получают необходимые знания по математическому развитию. Во время игры, самостоятельной математической деятельности детей, режимных моментов дети закрепляют полученные знания.
Обучения детей во второй младшей группе носит наглядно действенный характер. По этому знания начинаю с элементов игры, сюрпризных моментов-неожиданного появления игрушек, вещей, прихода гостей. Это заинтересовывает и активизирует внимание малышей, создаёт желание к математическим действиям.
В своей работе большое внимание я уделяю индивидуально-дифференцированной работе с детьми. Задания подбираю по уровню сложности. Индивидуальные занятия провожу с детьми, которые пропустили более одного занятия, а так же с детьми, которые не могут в полном объёме усваивать материал на занятиях из-за своего уровня развития.
Математика- это мощный фактор интеллектуального развития ребёнка, формирования его познавательных и творческих способностей. От эффектности математического развития ребёнка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения в начальной школе.
Занятия с детьми проводятся подгруппами. Это позволяет уделить больше внимания каждому ребёнку.
Дети любят собирать пирамидки. Однако не все дети могут собрать пирамидку правильно. Наблюдая друг за другом, дети учатся собирать пирамидку. Пирамидка- классический пример сериации (выделение и упорядочение различий). Сериация- основной фактор развития мышления. Так же с пирамидками организуем игры на группирование предметов по определённому признаку. Разбираем несколько пирамидок. Задание: Разложи колечки по домикам (по цвету, по величине). Классификация- объединение на основе общих признаков. (активизируется мышление.)
Игра с флажками: Дети называют цвет флажка, затем меняются флажками (закрепление знаний основных цветов). Для детей с низким уровнем развития.
Черепаха: Дети с удовольствием помещают на свою полянку цветочки, грибочки и ягодки. Можно менять задания (белый цветок на зелёную полянку и т. д.)
Собери тарелочку: Индивидуально-дифференцированный подход.
Успешное овладение математическими понятиями находятся в прямой зависимости от развития восприятия, т. е. сенсорного развития детей.
Использую нетрадиционные пособия по математике (из бросового материала).
Создан уголок для родителей, в котором помещаем информацию о математическом развитии ребёнка, выставляем дидактические игры математического содержания для детей 3-4 лет, провожу родительские собрания по данной теме, даю необходимые рекомендации.