Людмила Михайлова
Методическая разработка «Музейная педагогика в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка
«Музейная педагогика в детском саду как современная
педагогическая технология патриотического воспитания»
Составила : Михайлова Людмила Саберьяновна воспитатель
1 квалификационной
категории
Содержание:
1. Введение.
2. Организация музейной педагогики в ДОУ.
3. Этапы организации работы по созданию мини – музеев ДОУ.
4. Цели и задачи углубленной работы по музейной педагогике.
Публикация «Методическая разработка „Музейная педагогика в ДОУ“» размещена в разделах
5. Перспективно – календарное планирование работы по музейной педагогике.
6. Заключение.
7. Литература.
Введение.
Музей – это смесь искусства и истории,
документа и романа, которая посылает
нам через многие годы луч света и доносит
уникальные по ценности опыт и знания.
Ф. Дзери.
В проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечивать… воспитание патриотов России, граждан … обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость». Анализ педагогической литературы позволил нам утверждать, что в последние годы стали активно возрождаться лучшие традиции, появились новые подходы в решении проблем нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре и истории следует начинать с дошкольного возраста, когда ребенок стоит на пороге открытия окружающего мира. Механизмом сбережения и трансляции достижений культуры является музей. Часто ли наши дети бывают в музеях? Мы провели опрос-анкетирование и выяснили, что большая часть воспитанников детского сада, ни разу не была в музее. Причины самые разные. Во-первых, наш детский сад находится в отдаленном от районного центра селе, где нет музеев. Во- вторых, многим папам и мамам просто не приходит в голову идея такой экскурсии, т. к. дети еще «малы», по мнению родителей. Как же привлечь внимание детей и их родителей к музеям? Прямая агитация здесь вряд ли поможет. Поэтому мы решили использовать элементы музейной педагогики в образовательном процессе нашего детского сада.
Цель: рассмотрение теоретических вопросов по организации системы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через организацию мини-музеев.
Задачи:
Изучить теоретические основы музейной педагогики;
• Охарактеризовать особенности организации мини-музеев в ДОУ;
• Систематизировать и обобщить опыт работы по созданию мини- музея в дошкольном образовательном учреждении.
Организация музейной педагогики в ДОУ
Теоретические основы музейной педагогики. Слово "музей" происходит от греческого слова museion. Музей- учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность. Идеи музейной педагогики связаны с такими именами, как Г. Кершентейнер, Г. Фройденталь, А. Рейхвейн.
Термин «музейная педагогика» впервые употребил в своей книге «Музей- образование» немецкий ученый Г. Фройденталь, занимавшийся проблемами взаимодействия музея и образования. Он сформулировал совокупность требований к проведению занятий-экскурсий в музее : - каждое посещение музея должно иметь определенную цель; - необходима предварительная подготовка детей перед посещением музея; - при отборе экспонатов музея, требуется учитывать возраст и интересы детей; - итогом посещения музея должно быть самостоятельное творчество детей – рисунок, сочинение рассказа и пр.
Назначение музея – патриотическое воспитание дошкольников, суть которого, с нашей точки зрения, состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре своей страны, ко всему, что создано трудом родных и близких людей – тех, кого зовут соотечественниками. Важная особенность мини-музеев ДОУ — участие в их создании детей и родителей (законных представителей). В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его семья. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми.
Экскурсионная работа с детьми решает следующие основные задачи: Выявление творческих способностей детей;
Расширение представлений о содержании музейной культуры;
Развитие начальных навыков восприятия музейного языка;
Создание условий для творческого общения и сотрудничества.
Методические формы экскурсионной работы с детьми дошкольного возраста в условиях музея достаточно разнообразные: проведение обзорных и тематических экскурсий, познавательных бесед и мероприятий, организация выставок, викторины, дидактические игры, творческие задания. Методические принципы экскурсионной работы четко определяются такими важными факторами, как развивающая направленность обучения, психологические особенности личности и возрастные особенности музейного восприятия.
Особенности организации мини-музеев в дошкольном образовательном учреждении. Под мини-музеем в детском саду понимается не просто организация экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с интересными людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому назвали их «мини- музеями». Часть слова «мини» в данном случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. Мини-музеи в детском саду актуальны и эффективны. Они дают ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Ведущий метод в работе с детьми дошкольного возраста, как известно, игра. Именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом иного исторического времени, а значит, осваивать, преобразовывать накопленные историко-культурные ценности.
Для разработки технологии использования музейной педагогики как инновационной в процессе воспитания нравственности дошкольников выделены следующие принципы:
Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями.
Кратковременность экскурсий.
Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии.
Доступность.
Наглядность.
Содержательность.
Гуманизм.
Подвижность структуры занятий-экскурсий (четкий сценарий, но возможность импровизации).
Цель создания мини-музея ДОУ : подготовка юного поколения к взрослой жизни через игру и с помощью музейных средств, приобщение детей и родителей к музейному искусству.
Этапы организации работы по созданию мини-музеевДОУ. Всю работу по созданию мини-музеев я разделила на три этапа.
Первый этап, подготовительный - «Планирование мини-музея». На этом этапе в методическом кабинете была организована выставка методической литературы на тему «Музейная педагогика». Педагоги познакомились с принципами функционирования мини-музеев, разработанных на основе анализа взглядов на музейную педагогику отечественного психолога Л. С. Выготского, зарубежных педагогов и психологов Ж. Пиаже, М. Монтессори, а также ученых-музееведов А. В. Бакушинского, Е. В. Волковой и др. :
1. Предметность и наглядность, обеспечивающие развитие познавательного интереса, эмоционального восприятия. Это принцип, предполагающий в качестве основного фактора воздействия на ребенка – предмет, который и является в данном случае главным действующим лицом.
2. Интерактивность и полифункциональность музейного пространства, дает возможность использовать музейные экспозиции для организации разнообразной деятельности детей и решения различных воспитательно-образовательных задач (в том числе комплексно).
3. Психологическая комфортность и безопасность деятельности. Принцип, подразумевающий под собой саму организацию мини-музея, его расположение, оформление, расстановку экспонатов, безопасность экспонатов, представленных в мини-музее, для жизни и здоровья детей.
4. Обеспечение необходимыми условиями для развития познавательной, исследовательской деятельности дошкольников. Данный принцип предполагает учет следующих компонентов: информационного, действенно-мыслительного, эмоционально-волевого (развитие, эмоциональной отзывчивости к представленным объектам). С целью выявления степени заинтересованности родителей в данной деятельности и их готовности к взаимодействию в работе по созданию мини- музеев провели анкетирование родителей (законных представителей) воспитанников ДОУ. Анкетирование проводилось анонимно, по желанию родителей. В процессе анкетирования выяснилось, посещают ли сами родители музеи и выставки и берут ли с собой на экскурсии детей, а также проанализировали степень готовности родителей к взаимодействию с педагогами ДОУ по созданию мини-музеев. Определили перспективы создания мини-музеев и разработали алгоритм по созданию мини-музеев в группах :
1) выбор темы мини-музея
2) определение места размещения мини-музея
3) планирование экспозиций
4) выбор дизайна оформления мини-музея
5) подбор экспонатов
6) разработка форм работы с экспозициями мини-музеев
7) разработка ознакомительной экскурсии в мини-музей
8) разработка конспектов занятий с использованием экспозиций мини- музея
9) планирование организации поисково-познавательной деятельности в мини-музеях ДОУ.
Второй этап, практический - «Создание мини-музеев». Работа на этом этапе строилась в соответствии с разработанным алгоритмом по созданию мини-музея в ДОУ.
1. Тематика мини-музея нашего ДОУ направлена на воспитание патриотизма дошкольников, знакомство с историей, культурой, природными особенностями нашей страны; знакомство с народными промыслами, с бытом народов мари, с историческими и памятными местами. Мини-музеи способствуют развитию речи; формированию представлений об историческом прошлом, связи со своими предками.
2. Определение места размещения мини-музея Месторасположение мини-музеев определяли с учетом принципов интерактивности и полифункциональности музейного пространства и психологической комфортности и безопасности деятельности. Учет этих принципов дает возможность максимально использовать музейные экспозиции для организации разнообразной детской деятельности, позволяет обеспечить безопасность использования экспонатов мини-музея для жизни и здоровья воспитанников.
3. Планирование экспозиций Мини-музеи в ДОУ располагают постоянными и сменными экспозициями. Экспозиции представлены по разным основаниям, например: по тематике, по материалу, по решаемой задаче: для формирования представлений, их систематизации; установления взаимозависимостей («От семечка до плода»). На базе мини-музеев стали организовывать кратковременные (даже однодневные) «экспресс- экспозиции». Например, в мини музее «Хлеб всему голова» были организованы такие экспресс- экспозиции: «Проращивание зерен», «Почему хлеб пушистый».
4. Выбор дизайна оформления мини-музея. Выбор дизайна оформления экспозиций мини-музеев осуществлялся воспитателем, родителями и детьми. Каждая экспозиция имеет свои особенности в цветовом и композиционном решении, помогающие полнее раскрыть тематику мини-музеев, их содержания.
5. Подбор экспонатов. Организуя работу по привлечению родителей к подбору экспонатов мини- музеев, мы опирались на следующие принципы: - партнерство родителей и педагогов; - единое понимание педагогами и родителями целей и задач музейной педагогики; - помощь, уважение и доверие со стороны родителей
6. Разработка форм работы с экспозициями мини-музеев. Были разработаны следующие формы работы с экспозициями мини-музеев : занятия-экскурсии, дидактические игры и творческие задания, исследовательская деятельность, продуктивная деятельность, а также возможность смены экспозиций.
7. Разработка ознакомительной экскурсии в мини-музей В ходе разработки экскурсий по своему мини-музею дети сами предлагали, о каких экспонатах и экспозициях необходимо обязательно рассказать гостям. В старших и подготовительных группах дети по желанию сами становились экскурсоводами.
8. Разработка конспектов занятий с использованием экспозиций мини-музея.
Разработала конспекты занятий с использованием экспозиций мини-музея, сделали подборку стихов, сказок, загадок, оформили тематические альбомы по темам мини-музеев. (Приложение).
9. Планирование организации поисково-познавательной деятельности в мини-музеях. Педагогами ДОУ были разработаны этапы организации поисково- познавательной деятельности в мини-музеях (теоретический этап, практический этап, этап самостоятельных исследований) и соответствующие им задачи, методы, приемы и формы организации поисково-познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Вся работа по организации поисково- познавательной деятельности в мини-музеях нацелена на формирование поисково-познавательных умений детей дошкольного возраста, которые являются одним из показателей образованности дошкольников и позволяют им активно осваивать музейное пространство на уровне практической деятельности, как отражение полученных знаний и впечатлений. Хочется отметить, что работа по созданию мини-музеев увлекательна, она обогащает и развивает детей, нравится родителям, вносит радость в повседневную жизнь, она действительно, доставляет взаимное удовлетворение.
Третий этап, деятельностный - «Функционирование мини-музеев». Прежде чем начать знакомство дошкольников с мини-музеями, педагогам необходимо провести серьезную предварительную работу, направленную на эмоциональную подготовку, расширение знаний и представлений детей о музеях, формирование навыков музейного поведения. Здесь уместно процитировать слова выдающегося швейцарского педагога И. Г. Песталоцци: «В процессе обучения должны быть задействованы ум, сердце и руки ребенка». Мы придаем особое значение такой педагогической возможности мини-музея как максимальное и системное использование принципа наглядности, о котором упоминалось выше, а именно - демонстрация экспонатов, возможность к ним прикоснуться. Хочется отметить, что экспонаты наших мини-музеев используются не только на занятиях познавательного цикла, но и воспитателем по изодеятельности, воспитателями при организации игровой и экспериментальной деятельности. Игры музейного содержания по формированию художественной культуры: - игры-развлечения («Достопримечательности нашего села», «Мода из бабушкиного сундука» и т. д.) - игры путешествия («Зачем зерно в землю сажают»). - интеллектуально – творческие игры («Волшебный клубок», «Заседание клуба знатоков культуры»). - игры – эстетические упражнения («Укрась платок», «Закончи узор»); - заполнение музейных словариков (рисунки, коллажи т. д.). - выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку). Определенное место в данной работе занимает самостоятельная деятельность дошкольников в мини-музее. В рамках ФГОС решение 10 образовательных задач по областям предусматривается через организацию взрослыми различных детских деятельностей. В соответствии с принципом интеграции образовательных областей работа мини-музеев должна быть направлена на организацию игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной детской деятельности. Мини-музеи- это возможность решить проблему, стоящую перед воспитателем: создание системы интересов, в том числе и выбор интересных и значимых тем для ребенка. В мини-музее хорошо организованы уголки самостоятельной деятельности, где дети могут играть. В наших музеях имеются атрибуты к ролевым играм, дидактическим, играм-драматизациям. В выборе содержания самостоятельной деятельности детям помогают специально оформленные конверты, задания на стендах, кроссворды и пр. Любой предмет музея может подсказать детям тему для интересного разговора, общения. Дети посещают музей систематически, они его хорошо знают, ориентируются в нем свободно, но экспозиции музея не остаются стационарными, они постоянно обновляются, дополняются тематическими выставками, насыщаются новым содержанием. Мини-музеи стали для нас источником вдохновения. При правильной постановке работы в музее, он становится своеобразной образовательной зоной, где не требуется специально привлекать детей, их увлекает сама созданная среда музея. Гостей каждого мини-музея встречают всем известные герои – бабушка, дедушка, кукла Айвика, и другие герои. На сегодняшний день в наших мини- музеях собраны картины художников, художественная литература, подборки стихотворений, пословиц, загадок по тематике. Собраны различные коллекции. Разработаны тематические экскурсии. Основанная часть экскурсии строится на диалогическом взаимодействии взрослых и детей. Дети постоянно включаются в работу: анализируют, экспериментируют, высказывают гипотезы. В конце экскурсий юные посетители всегда имеют возможность индивидуально рассмотреть те экспонаты, которые вызвали у них особый интерес, задать вопросы взрослым, самостоятельно провести эксперимент. Большое значение имеет активное включение детей в формулировании основных правил для посетителей музея в детском саду. Только при условии личной заинтересованности каждого ребёнка эти правила будут естественно принятыми, а не навязанными. Варианты формулировок могут быть разные, как составленные в устной форме, так и те, которые являются совместным творчеством взрослых и детей :
1. Не перебивать экскурсовода и задавать свои вопросы только по окончанию экскурсии.
2. Можно брать в руки отдельные предметы с разрешения экскурсовода.
3. Стараться рассмотреть даже мелкие детали.
4. Запомнить как можно больше интересного, чтобы потом рассказать об увиденном своим родным и друзьям, нарисовать интересные рисунки. Возможно в стихах: Мы пришли в музей и вот встретил нас ЭКСКУРСОВОД. Он здесь – главный - помни этои прислушайся к совету: Экскурсовода не перебивай, от своей группы не отставай. Вопросы задавай не сразу,а дождись конца рассказа. Не все экспонаты трогай руками, смотри на некоторые глазами. Постарайся побольше узнать,чтоб другим про музей рассказать. Я считаю, что создавая мини-музей, это не просто коллекция, а позволяет педагогам : - сделать слово «Музей» привычным и привлекательным для детей; - приобщит маленького ребенка к миру общечеловеческих ценностей; - поможет выработать правильные формы взаимодействия дошкольников с окружающим миром.