Алёна Быкова
Формированию фонематического восприятия у детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка по обучению старших дошкольников
на тему: «Формированию фонематического восприятия
у дошкольников с ТНР. Этап: слова»
Все знают что такое фонематический слух, но не все знают что такое фонематическое восприятие. Фонематический слух – это способность выделять, различать звуки речи; а фонематическое восприятие -это способность различать фонемы родного языка и определять звуковой состав слова, то есть производить умственные операции по звуковому анализу и синтезу. Развитие фонематического восприятия будет полезно для детей не только с тнр, но и всем ребятам дошкольного возраста. Эта тема будет актуальна, так как происходит формирование предпосылок чтения и письма нужного в начальном школьном возрасте.
Публикация «Формированию фонематического восприятия у детей с ТНР» размещена в разделах
Для себя лично и в своей работе учителем-логопедом я определила 3 этапа развития фонематического восприятия :
1 этап: неречевые звуки и музыкальные инструменты
2 этап,о котором я собственно и хочу сегодня поговорить и вам преподнести, это речевые звуки
3 этапом будет идти звуковой анализ и синтез, необходимый для чтения и письма
Приступив к работе с речевыми звуками, очень важно отработать самый первый этап на неречевых звуках, научить распозновать тембр, ритм, интонацию.
Свою работу по фонематическому восприятию с речевыми звуками я начинаю именно со слов, а не звуков, как можно встретить во многой литературе, потому что считаю единицей восприятия будет именно слово так как мы общаемся словами в повседневной речи и ребенок слышит слова, а не звуки. Работая со словами ребенок должен их знать и понимать, а самое главное уметь и учиться слушать слова, так как важно на данном этапе его прислушивание.
Свою работу по фонематическому восприятию с речевыми звуками я начинаю именно со слов, а не звуков, как можно встретить во многой литературе, потому что считаю единицей восприятия будет именно слово так как мы общаемся словами в повседневной речи и ребенок слышит слова, а не звуки. Работая со словами ребенок должен их знать и понимать, а самое главное уметь и учиться слушать слова, так как важно на данном этапе его прислушивание!
Первым делом работу начинаю с различения длинных и коротких слов посредством различных дорожек разной длинны, кубиков, молний- для длинных слов беру слова по 3-4 слога не меньше, для коротких беру с одним слогом, например телега - вагоны – филины, черепаха - витамины- водопады, ком- дым-бык.
Следующим этапом учим различать детей слова близких по звуковому составу,, отличающихся только одним звуком (квазиомонимы, а не слоги и звуки, даем ребенку инструкцию как только услышишь слово мак – поднимай зеленый флажок мак – рак- рак – рак –мак- мак –рак - рак- мак (здесь при обучении я могу брать для условно-двигательной реакции на следующее занятие платочки, еще через занятие -мыльные пузыри, кубик, карандаш- дуй или поднимай,когда услышишь лук- например лук- жук-жук-жук -лук, на следующей неделе -сыпать крупу- сыпь когда услышишь слово сом – называю сом- сом- дом- сом-дом- дом – дом- сом) и так далее.
Как только научим различать слова близких по звуковому составу переходим к обучению различать слова отличающиеся по звуковому составу
Например, слово пена, как только услышишь слово пена - лей из лейки – петух -памятник – машина- пена- ребеночек льет воду или как только услышишь слово киви – звони в колокольчик или стучи в молоточек – киви- миви- живи- биви - кииииви.
Следующее задание выложи с картинками – знакомлю с карточками сом –дом- ком, убеждаюсь что ребенок знает значение слов, слушай внимательно положи сначало сом, потом дом, и последнияя карточка ком – и ребенок выкладывает, можно начать с 2 слов – 2 карточек потом добавить третье слово- третью карточку.