Журавлева Наталья
Конспект итогового мероприятия по патриотическому воспитанию в старшей группе «Русская изба»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ИТОГОВОГО МЕРОПРИЯТИЯ по патриотическому воспитанию в старшей группе
ТЕМА: «РУССКАЯ ИЗБА».
Программное содержание:
Цель: Приобщение детей дошкольного возраста к культуре русского народа
через познание исторического прошлого своего народа, его самобытной культуры, творчества, духовно-нравственного развития личности ребенка посредством знакомства с основами русской избы.
Задачи:
Публикация «Конспект итогового мероприятия по патриотическому воспитанию в старшей группе „Русская изба“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2023
• Формировать представление о специфике традиционной русской избы, ее элементов;
• приобщать детей к русской национальной культуре;
• развитие коммуникативных навыков и творческих способностей;
• воспитывать интерес к русской национальной культуре, уважительное отношение к старине, к традициям.
• Способствовать развитию у детей восприятия, мышления, логики речи, мелкой моторики, познавательных интересов, ловкости, смекалки.
• Развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности.
Материалы и оборудование: тарелочка с яблочком, мольберт, картинки к сказкам, макет русской избы, фигурки членов семьи, печь с одеялами и куклой, коврики, скатерть, самовар, посуда,чугунок, ухват, прялка с шерстью, веретено, корзина с клубками, деревянная посуда, мишки деревянные, гребешок, лапти игрушка домовой, сундук, утюг, кастрюля, поднос с мешочками, тарелочки с орехами, монетками, зёрнышками.
Ход занятия:
1 этап. Педагог встречает детей в русском костюме.
Воспитатель: (напевает) «Стоит в поле теремок он не низок, не высок. Кто в теремочке живёт? (дети перечисляют животных – мышка, лягушка, лисичка, волк, заяц). Показ картинки
- Ребята, давайте вспомним сказки, где рассказывается, в каких домах жили герои (показ иллюстраций).
- Была у лисы избушка ледяная, а у зайца лубяная.
А где Баба - Яга жила? В избушке на курьих ножках. А какие домики были у трёх поросят? Помните в сказке о золотой рыбке, рыбка подарила старухе дворец.
- Вот видите, у каждого есть свой дом, есть он и у каждого из нас, где живет вся семья.
2 этап. Ребята, а вы сказки любите? Хотите побывать в сказке? (Да). Тогда мы начинаем!
Жили - были матушка да батюшка. А жили они в большой деревянной избе. Изба – это дом, построенный из брёвен (показ и рассматривание избы).
Где жили матушка с батюшкой? - В избе.
И были у матушки с батюшкой сыночек да дочка, а у дочки с сыночком - бабушка и дедушка. Жили они ладно да дружно. У каждого в доме своё дело имелось.
Давайте посмотрим, что было внутри избы. Была в избе большая печь. Батюшка каждый день дрова рубил да печь топил. Печь тепло давала всех согревала.
Что делал батюшка? – Дрова рубил. Печь топил.
А ещё в печи кашу варили, хлеб пекли, сушили одежду, грибы, ягоды. Можно было, и спать на печи.
Матушка кашу в чугунке варила да всю семью кормила. Как вы думаете, что такое чугунок? Чугунок это предмет посуды. В нём варили кашу, щи, картофель. Какой он? Тяжелый, черный.
В чем матушка кашу варила? – В чугунке. Ребята, как вы думаете что это за предмет? Для чего он нужен? Это ухват, помогал хозяйке чугунок в печь ставить.
Что же бабушка делала?
Сейчас я вам покажу, а вы мне сами расскажете.
«Позолоченная прялица, я пряду, а нитка тянется».
Педагог садится возле прялки и начинает прясть нитки.
Чем же занималась бабушка? (ответы детей). Бабушка пряла нитки на прялке и внучку учила. Ты внученька вытяни пальчиками шерсть и нитку крути да на веретено наматывай.
Посмотрите, сколько ниток бабушка с внучкой напряли!
А дедушка с внучком разные предметы из дерева вырезали. Посмотрите и назовите их. Посуда – чашки, ложки, игрушки. А это что? В старину расчёску называли ГРЕБЕШОК. Много дел было в доме, все трудились. Но любили батюшка с матушкой да с детками, да с бабушкой и дедушкой и повеселится. Были и праздники у них. Уж больно они любили хороводы водить. Давайте и мы с вами хоровод заведём.
Русский народный хоровод «Кострома»
Вставайте и вкруг и подпевайте. В хороводе такие слова –
Кострома, Кострома, Государыня моя, Кострома.
Дома Кострома? (спрашивает педагог)
Дома! (дети отвечают)
Что делаешь?
• А нитки пряду! (дети идут по кругу и показывают пальчиками, как прядут нитку)
• Клубки мотаю!
• Поработала – обедаю! (показываем, как едим ложкой)
• Легла да уснула!
• Проснулась да в пляс пошла! (танцуем ковырялочку)
Ну что? Потанцевали, а теперь и сказку послушаем. Обитает в доме у батюшки с матушкой ещё один житель. Это домовой, невидимый хозяин дома. Он защищает дом от всего плохого. Показывается домовой только хорошим и добрым людям. Хотите познакомиться с ним? Давайте позовём его. «Ты хозяин покажись да гостям назовись». Появляется домовой.
- Ох, гостей то сколько, видимо, невидимо! Всем здоровьишка желаю! Давайте знакомиться. Я домовой Кузя. Дом я охраняю, от злых людей оберегаю. Вот! А вы ребятушки откуда? Где живёте? В городе или в деревне? У вас дома какие? (высокие, каменные. (Ответы детей).
Домовой: есть у меня сундук волшебный. Хотите посмотреть, что в нём лежит? Ох, давно я в нём порядок не наводил, посмотрим, что там! (открывает крышку) и достаёт современный утюг. – Ох, батюшки! Чур, меня, чур! Что это за штуковина такая, как попала в мой сундук? Вы ребята не знаете, что это? (дети объясняют, что это утюг, им гладят одежду). У вас, что дома такой есть? А я моя хозяйка вот чем одежду гладит. Показывает (эти палочки называются рубель и валик).
Домовой достаёт кастрюлю. А это ёщё такое? (дети объясняют). Нет, в нашем доме кашу варят…. я и забыл. Подскажите ребята, в чем матушка кашу варила? (в чугунке). Да, верно старый я стал, памяти совсем нет. Детские сандалии и лапти.
- Это наверно Нафаня мне в сундуке все перепутал. Это он из города навёз подарков. Ну да ладно!
Молодцы, знаете домашнее хозяйство.
Вижу я ребята вы добрые и хочу я вам рассказать, как обереги делать. Вы знаете, что такое оберег? Оберег защищает дом от всего плохого, сохраняет в доме мир и радость. Помещается оберег в доме над дверью. Как вы думаете, нужно ли свой дом оберегать? У меня много оберегов. Вот, например подкова приносит в дом счастье. Сейчас мы сделаем с вами оберег. В маленький мешочек мы с вами положим монетку, (для чего) чтобы денежка в доме водилась, зернышко, чтобы сытыми все были, а ещё орешек, чтобы здоровенькими были. Ребята приглашаются к столам для изготовления оберега. Ну что получилось у вас? Молодцы! (обереги убрать на поднос).
3 этап.
Педагог: Ребята, нам нужно отблагодарить Кузю, задобрить, давайте угостим его пирогами. Давайте пригласим Кузю к столу. Скажем вместе - хозяин батюшка ешь пироги, наш дом береги! Посмотрите, в печке пироги испеклись, пока мы делом заняты были. Проходите, ребятушки к столу, угощайтесь чайком да пирогами!
Пальчиковая игра «Пирог»
Мы спросили нашу печь: дети ставят руки полочкой, покачивают
- Что сегодня нам испечь? – вытягивают руки вперёд
Печку мы спросили, поворачивают ладони вверх -
вниз
Тесто замесили. мнут руками бёдра
Тесто скалкой раскатали, гладят ладонями бёдра
Раскатали - не устали. Пекут пироги
Начинили творогом
И назвали пирогом!
Ну – ка, печка, вытягивают руки вперёд
Дай творожнику местечко!
Испеклись наши пироги. Вот и самовар на столе. Хозяин батюшка ешь пироги наш дом береги! И вы ребятушки за стол проходите, угощайтесь чайком да пирогами!