МААМ-картинки

Методическая разработка «Нейроигры в работе учителя-дефектолога с детьми дошкольного возраста»

Екатерина Замиралова
Методическая разработка «Нейроигры в работе учителя-дефектолога с детьми дошкольного возраста»

Методическая разработка «Нейроигры в работе учителя -дефектолога с детьми дошкольного возраста»

Современные исследования показывают, что появляется всё больше детей с речевыми проблемами, значительно увеличивается количество детей с нервно-психическими расстройствами, с СДВГ. Данную закономерность наблюдают и – дефектологи – увеличение количества детей с ЗПР,с интеллектуальными нарушениями. В своей работе мы сталкиваемся с детьми, которые невнимательны, не организованны, неспособны сосредоточиться и верно выполнить предложенное задание. Причины этих и многих других проблем учебной деятельности связаны с особенностями анатомического строения мозга и его функционированием. В отечественном образовании наряду с сохранением лучших российских традиций идет поиск новых форм и методов работы.

Публикация «Методическая разработка „Нейроигры в работе учителя-дефектолога с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах

Сегодня все чаще в работе с детьми используется нейропсихологический подход, теоретическая основа которого была разработана А. Р. Лурия и его сотрудниками (Л. С. Цветковой, Е. Н. Винарской, Е. Д. Хомской, Т. В. Ахутиной)

Нейродефектология – это современное научное направление, находящееся на стыке наук нейропсихологии, нейрофизиологии и коррекционной педагогики. Нейродефектология вносит инновационные приемы и механизмы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, позволяющим существенно повышать результативность работы специалистов. При применении нейродефектологических приемов, идет работа сразу с рядом высших психических функций, таких как: внимание, восприятие, память, мышление речь, а также моторика, пространственные представления, произвольная регуляция и контроль.

Одним из направлений нейропсихологической направленности является развитие и становление межполушарных взаимодействий. Только согласованная работа полушарных систем мозга формирует полноценную работу психики человека. Если межполушарное взаимодействие не сформировано у ребенка, происходит неправильная обработка информации, что в дальнейшем ведет к сложностям в обучении.

С самого детства необходимо развивать межполушарные связи. Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие.

Использование нейропсихологических игр и упражнений позволяют решать следующие задачи:

-развитие пространственных представлений;

-развитие зрительно-моторной координации, общей и мелкой моторики;

-формирование правильного взаимодействия ног и рук;

-развитие слухового и зрительного внимания, воображения, памяти, речи, восприятия, мышления;

-обучение последовательного выполнения действий.

Преимущества использования нейроигр :

• игровая форма обучения;

• эмоциональная привлекательность;

• многофункциональность;

• автоматизация речи в сочетании с двигательной активностью;

• формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;

• формирование партнерского взаимодействия между ребенком и взрослым.

Примеры нейроигр для работы с детьми дошкольного возраста

1.«Нейротаблицы на внимание»

Одновременно двумя руками находить одинаковые предметы справа и слева. Это могут быть: животные, птицы, цифры, мебель, фрукты, овощи и т. д. Использовать изображения предметов, знакомых ребенку.

2. «Соедини точки»

Соединить точки по пунктирным линиям от края к середине или наоборот, используя обе руки. Рисовать можно как на листе бумаги, так и на улице на песке. Усложненный вариант: выполнять это упражнение, но без пунктирных точек.

3. «Межполушарные доски»

Это приспособление выглядит, как два зеркально отраженных лабиринта. Ребенку необходимо передвигать два бегунка одновременно.

4. «Умные дорожки»

Игра похожа на межполушарные доски, но для выполнения этой игры не требуется специальное приспособление. Нужно нарисовать два зеркальных лабиринта, а ребенку необходимо провести одновременно пальцами обеих рук по дорожкам.

5. «Рисование двумя руками»

Нарисовать одновременно какой-либо предмет, например: геометрические фигуры. Для облегчения задания и тренировки навыка использовать шаблоны с изображением предметов, прорисованных пунктирной линией. Для усложнения задания предложить ребенку шаблоны разных геометрических фигур. Например: одной рукой он обводит круг, а второй квадрат, одновременно.

Предлагать ребенку игры и упражнения: закрась предмет по образцу; перерисуй изображение, как указано на образце; дорисуй различия между картинками.

6. «Выложи одинаковый ряд»

По образцу или по заданной инструкции выложить одинаковый ряд двумя руками. Можно использовать разные материалы: камушки, ракушки, листики, палочки и т. д.

7. «Найди такую же цифру».

Выкладываются цифры из разных материалов: пластика, картона, ткани и других. Инструкция: «Найди одинаковые цифры, например, все 3».

8. «Волшебный мешочек».

Найти в мешочке заданную цифру или геометрическую фигуру на ощупь.

9. «Составь фигуру».

Сложить из подручного природного материала (камни, ракушки и т. д.) геометрическую фигуру: квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, овал.

10. «Большие, маленькие, средние».

Перед ребенком раскладываются предметы разного размера, и предлагают ему на три кучки разложить их по размеру.

11. «Ухо – нос».

Держаться левой рукой за кончик носа, а правой – за мочку уха. По хлопку поменять положения рук. Усложнение: выполнить это упражнение стоя на балансировочной доске.

12. «Коза-корова».

Попеременно менять положение пальцев обоих рук с «козы» (указательный и средний палец не согнуты в кулак) на «корову» (средний, безымянный и большой палец согнуты в кулак).

13. «Молчу — шепчу — кричу».

Придумать знаки, которые обозначают действия: молчать, шептать или кричать. Попросите показать ребенка, для выполнения того или иного действия.

14. «Покажи путь»

Провести участника игры с завязанными глазами, по определенной траектории, подсказывать, куда двигаться. Например: «Два шага вперед, один вправо и т. д.»

15. «Путаница»

Выполнить действие, которое озвучивает ведущий. Но сам ведущий при этом выполняет что-то другое. Например: «Подними руки вверх», а ведущий разводит руки в стороны.

16. «Прикосновения»

Для игры потребуются предметы, сделанные из различных материалов: стекла, дерева, меха, железа и т. д. Их следует положить на стол возле ребенка, завязать ему глаза. Предложить определить, что именно за предмет у него в руках.

Использовать двигательные упражнения, при которых ребенок одновременно будет выполнять задание руками и ногами. Предлагать упражнения, в которых необходимо прыгнуть на коврик и хлопнуть руками, прыгнуть на следующий коврик и присесть, прыгнуть на третий коврик и хлопнуть руками и т. д. Бросать мячи и ловить их обеими руками. Или повторить действие, указанное на карточке.

Нейропсихологические игры полезны как для детей с различными нарушениями в развитии, так и для нормально развивающихся сверстников.

Таким образом, применение нейроигр позволяет развивать познавательную сферу ребенка, снимает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Совместная работа учителя-дефектолога и воспитателя при работе с детьми с ОВЗ»Консультация для родителей «Совместная работа учителя-дефектолога и воспитателя при работе с детьми с ОВЗ» В настоящее время возросло количество детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в специализированной помощи. Среди детей.

Методическая разработка из опыта работы по изготовлению красной гвоздики с детьми дошкольного возрастаМетодическая разработка из опыта работы по изготовлению красной гвоздики с детьми дошкольного возраста Методическая разработка из опыта работы по изготовлению красной гвоздики с детьми дошкольного возраста. Пояснительная записка. Методическая.

Методическая разработка мастер-классов по изготовлению поделок из поролона в работе с детьми дошкольного возрастаМетодическая разработка мастер-классов по изготовлению поделок из поролона в работе с детьми дошкольного возраста Авторская методическая разработка предназначена для родителей, воспитателей ДОУ и руководителей студий художественного творчества. Актуальность.

Методическая разработка по изготовлению поделок из природного материала в работе с детьми дошкольного возраста. Часть 2Методическая разработка по изготовлению поделок из природного материала в работе с детьми дошкольного возраста. Часть 2 Методическая разработка по изготовлению поделок из природного материала: желудей и каштанов с использованием материалов для творчества в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Нейроигры в работе учителя-дефектолога с детьми дошкольного возраста»
Опубликовано: 18 апреля 2024 в 15:44
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД