Получи документы

Конспект НОД «Волшебница Осень» для детей среднего дошкольного возраста

Бондарева Светлана
Конспект НОД «Волшебница Осень» для детей среднего дошкольного возраста

Интеграция образовательных областей: познание (формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие, речевое и физическое развитие.

Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная.

Цели: закрепление знаний об объектах и явлениях живой и неживой природы, а также о наиболее типичных особенностях ранней осени, развитие наблюдательности и познавательного интереса к окружающему миру, обогащение активного словаря детей.

Публикация «Конспект НОД „Волшебница Осень“ для детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах

Задачи: вызвать эмоциональный отклик на красоту осенней природы, исследовать строение листа, опытным путем сделать вывод о том, почему листья желтеют осенью.

Предварительная работа:

Беседа с детьми о сезонных изменениях, наблюдения на прогулке за деревьями, внесение изменений в календарь подготовки деревьев к зиме; чтение сказки «Осень на пороге» Н. Сладкова, рассказа "Последний лист" П. Молчанова, стихотворений З. Федоровской «Осень», Н. Некрасова об осени, А. Твардовского «Лес осенью», М. Ивсена «Падают, падают листья», разучивание народных примет об осени, просмотр мультфильма «Почему желтеют листья».

Оборудование и материалы: готовый гербарий; лупы, белые листы бумаги, сложенные пополам; деревянные кубики. Клей, ватман, ножницы, кисточки для клея, пластилин, засушенные листья, изображения деревьев.

Содержание организованной деятельности:

Воспитатель:

Вот на ветке лист кленовый,

Нынче он совсем как новый,

Весь румяный, золотой.

Ты куда, листок? Постой!

(В. Берестов)

- Это новый кленовый лист?

Ответы детей : Нет, осенью просто поменялся цвет.

Воспитатель: Всюду, точно красивый дождь, неслышно падают разноцветные листья. Дети, а листья каких деревьев вы видите? Какие они по цвету? А какие листочки вам понравились больше всего? Почему?

Ответы детей : Листья разные: жёлтые, красные, зелёные. У берёзы листики жёлтые, как солнышко, у рябины много красных листочков. А у тополя листочки ещё зелёные.

Воспитатель: Давайте, посмотрим на наш календарь, в который мы делали пометки после каждой прогулки. Осенняя раскраска листьев наблюдается далеко не у всех деревьев. У ольхи листья все еще зеленые. У каких растений тоже листья не пожелтели?

Ответы детей : У сирени.

Воспитатель: Пожелтели листья у клена, березы, ореха. А какие деревья сбросили уже листву?

Ответы детей : Каштан, липа, черемуха.

Воспитатель: Правильно липа успела сбросить свою листву за две недели. А посмотрите на дуб. Несмотря на то, что листья на дубе уже давно сухие, они крепко висят на ветвях. По секрету расскажу, что они выдержат зимние вьюги и метели, и опадут лишь в начале весны, незадолго до того времени, как начнется развитие молодых листьев. А почему листья желтеют и опадают?

Ответы детей : Потому что стало холодно. Потому что они несвежие, им не хватает питания.

Воспитатель: А как они питаются? Может быть кашей или супом?

Ответы детей : Деревья пьют воду из земли.

Воспитатель: Зачем им питание?

Ответы детей : Потому что деревья – это живая природа: они питаются и растут.

Воспитатель: Я предлагаю вам попить сок этими трубочками. Что вы делали, чтобы сок попал вам в рот?

Ответы детей : тянули, сосали.

Воспитатель: Правильно, и деревья корнями всасывают воду из земли: вода по стволу, веткам, и по тонким прожилкам идет к листьям. Давайте с помощью лупы рассмотрим эти тонкие прожилки в листочках.

Опытно-экспериментальная деятельность с лупой.

Рассмотрим сначала черешок. Это часть, которая соединяет лист с веткой.

Рассмотрите теперь верхнюю часть листа. Она вбирает в себя солнечный свет и потому всегда темнее, чем нижняя сторона листа. Убедитесь в этом сами, перевернете листок. Видите жилки — тонкие трубочки, которые идут от черешка по всему листу, вот с помощью этих трубочек листья питаются. Они не похожи на наши трубочки. Край листа называется «кромка». Рассмотрите ее. Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.

Ответы детей.

Как мы уже знаем из мультфильма, листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.

Опытно-экспериментальная деятельность «Какой же хлорофилл?»

Возьмите зеленый листочек и вложите его внутрь согнутого пополам листа белой бумаги. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листу. Что вы обнаружили в ходе опыта? На бумаге появились зеленые пятна. А теперь попробуем постучать желтый листок. В желтых листьях этого хлорофилла нет. Потому что он выделяется только тогда, когда солнышко ярко светит и греет. А сейчас осень, стало холоднее, меньше солнечного света, и листья перестают быть зелеными, а становятся желтыми, красными и коричневыми.

Пальчиковая гимнастика «Осень»

Осень, осень,

(Трем ладошки друг о друга)

Приходи!

(Зажимаем кулаки по очереди)

Осень, осень,

(Трем ладошки друг о друга)

Погляди!

Все листочки закружились

(Ладони на щеки)

(Плавное движение ладонями)

И на землю опустились.

(Ладонями поглаживаем колени)

Солнце нас уже не греет,

(Сжимаем и разжимаем кулаки по очереди)

Ветер дует все сильнее,

(Синхронно наклоняем руки в разные стороны)

Шапки, куртки надеваем

(Имитируем по тексту)

И ботинки обуваем (Топаем ногами)

Речевая игра «Кто больше?»

А сейчас поиграем в игру. Правила такие: я задаю вопрос, а вы находите как можно больше слов для ответа.

Что листья делают осенью? (погибают, опадают, летят, ложатся, шуршат, шелестят, желтеют).

Листья какие? (разноцветные, красивые, сухие, желтые, красные, багряные, оранжевые, золотые, коричневые, зеленые).

Какой бывает осень? (пасмурная, золотая, щедрая, красивая, поздняя, теплая, холодная, дождливая, ветреная, хмурая, разноцветная, яркая, богатая, урожайная, ранняя). Молодцы, много слов вы знаете, а сейчас посмотрите на ковер.

Динамическая пауза «Вернем листья деревьям»

Кто-то разбросал листья. А вот три стула. На них изображены деревья, вспомните, как они называются

Ответы детей : клен, береза, каштан. А сейчас на раз, два, три, листочки к дереву неси! Молодцы, вы много листьев собрали.

Но нужны ли они деревьям сейчас?

Ответ детей : Нет.

Воспитатель: А что нужно делать с этими листьями?

Ответы детей : Собирать в пакеты. Сжигать.

Воспитатель: Ни в коем случае! У нас есть закон, который запрещает засорять воздух, а дым его засоряет. Листья можно сгребать и прикапывать землей. Они перегнивают в земле и станут удобрением для растений.

А еще из листьев можно делать красивые картины.

Я предлагаю подойти к столу и приступить к работе. Сегодня мы будем делать портрет Волшебницы Осени. Я сделала заготовку, а ваша задача, из листьев сделать Осени красивую прическу. Соня, Катя и Ульяна займутся бусами. Девочки сделают из пластилина ягоды рябины и Волшебнице Осени подарят украшение. Можно приступать к работе.

Художественное творчество «Волшебница Осень»

Сегодня мы многое узнали из жизни деревьев. Посмотрите, какая осень волшебница, она так красиво раскрашивает листочки, и столько радости нам дарит. Что осень нам приносит? (урожай, листопад, грибы). Понравилось ли вам занятие?

Литература:

1. Рабочая программа воспитателя: ежедневное планирование по программе "Детство". Средняя группа. Под ред. Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайловой и др. СПб. : ООО «Издательство "Детство –Пресс», 2013.

2. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет : практ. пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж : Учитель, 2004.

3. Воробьёва В. М. Программа экологического воспитания дошкольников «Природа и мы». Архангельск : [б. и. ], 1999.

4. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: пособие для работников дошкольных учреждений. М. : Сфера, 2007.

5. Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми : учебно-метод. пособие для воспитателей детских садов и учителей. – Минск : Асар, 1996.

6. Организация экспериментальной деятельности дошкольников : методические рекомендации / под общ. ред. Л. Н. Прохоровой. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : АРТИ, 2008.

Публикации по теме:

Конспект НОД «Путешествие в Олимпиадию» для детей среднего дошкольного возраста КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕЙ ВОЗРАСТА Тема: "Путешествие в.

Физкультурное развлечение для детей среднего дошкольного возраста «Здравствуй, Осень!»Физкультурное развлечение для детей среднего дошкольного возраста «Здравствуй, Осень!» Цель: создать условия для воспитания духа соперничества и сопереживания, укрепление здоровья детей, вызывать у детей желание заниматься.

Фотоотчет о наблюдении за природой «Что нам осень подарила?» с детьми среднего дошкольного возрастаФотоотчет о наблюдении за природой «Что нам осень подарила?» с детьми среднего дошкольного возраста Цель: Познакомить детей с изменениями в природе. Учить различать, что где растет. Развивать память, мышление. Ход наблюдения: Воспитатель.

Конспект ООД по ФЦКМ для детей старшего дошкольного возраста  «Волшебница вода» Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста Формирование целостной картины мира - Ознакомление.

Конспект прогулки «Наблюдение за лошадью» для детей среднего дошкольного возрастаКонспект прогулки «Наблюдение за лошадью» для детей среднего дошкольного возраста Цель: продолжить знакомство детей с домашними животными. Задачи: Образовательные: обогащать знание детей о домашних животных; закрепить,.

Сценарий мероприятия «Осень в гости к нам пришла» с детьми среднего дошкольного возрастаСценарий мероприятия «Осень в гости к нам пришла» с детьми среднего дошкольного возраста Цели и задачи: • создать праздничную атмосферу; • формировать детскую и взрослую нравственную общность; • продолжать знакомить детей с временем.

Конспект занятия для детей среднего дошкольного возраста «В гостях у пчёл» Цель. Расширить знания детей о пчелах,мёде и его пользе для человека. Активизировать словарь: пчела (пчелка,мёд (медок, нектар, собирать.

Мастер-класс по аппликации из природного материала «Золотая осень» с детьми среднего дошкольного возрастаМастер-класс по аппликации из природного материала «Золотая осень» с детьми среднего дошкольного возраста Цель: создать условия для работы детей с природным материалом (листьями) Задачи: • Научить детей с помощью подбора листьев по форме и размеру.

Проект «Осень разноцветная» для среднего дошкольного возраста 1. Название проекта: «Осень разноцветная». 2. Проблема проекта: какие подарки принесла осень? 3. Цель проета: помочь увидеть многообразие.

Сценарий развлечения «Осень в гости к нам пришла» для детей среднего дошкольного возрастаСценарий развлечения «Осень в гости к нам пришла» для детей среднего дошкольного возраста Цель: создать радостное, весёлое настроение у детей. (Звучит тихая осенняя музыка. Дети входят в зал и садятся на стульчики).Ведущий: Дни.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Волшебница Осень» для детей среднего дошкольного возраста
Опубликовано: 2 декабря 2021 в 12:58
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД