татьяна белоносова
Методическая разработка по обучению грамоте «Спасательный круг»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка по обучению грамоте
Актуальность. Дошкольники логопедической группы испытывают затруднения при делении слов на слоги, т. к. понятие «слог» является для них абстракцией, а их слух ещё не полностью приспособлен для выделения слогов.
Для решения этой проблемы мною была разработано методическое пособие «Спасательный круг».
Цель: научить дошкольников с ОНР делить слова на слоги.
Задачи:
1. Учить дошкольников правильно делить слова по слогам
2. Познакомить с правилом деления слов на слоги.
3. Повысить мотивацию детей к занятиям.
Публикация «Методическая разработка по обучению грамоте „Спасательный круг“» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2024
Данное методическое пособие предназначено для детей 5-7 лет группы компенсирующей направленности и используется на занятиях по обучению грамоте.
Содержание работы
При выполнении звукового анализа слова с детьми уточняется, сколько всего звуков в слове, сколько согласных звуков, сколько гласных. Слова можно разделить на части – слоги. Слог – это часть слова, которая ничего не обозначает.
Я объясняю детям, что согласные звуки не умеют плавать, поэтому им нужен спасательный круг. А спасательный круг - это гласный звук. Например, в слове кот три звука: один гласный и два согласных. Согласные не умеют плавать и могут утонуть, поэтому они хватаются за спасательный круг – гласный звук [o]. Значит, это слово нельзя разделить на слоги. Поэтому чертим прямую линию.
Разделим по слогам слово кони. Это слово состоит из четырех звуков: два гласных звука и два согласных. Согласные плавать не умеют, хватаются за спасательные круги– гласные звуки [о], [и]. Получается в этом слове два слога ко-ни. Чертим прямую линию, разделенную пополам. Проверим: произнесем слово и поднесем тыльную сторону ладони к подбородку.
Объясняю детям, что спасательный круг – гласный звук может плавать самостоятельно. Например, слово у-ха. Обращаю внимание детей на то, что гласный звук образует слог. Считаем количество гласных звуков в слове и количество слогов. Подводим детей к выводу о том что, сколько в слове гласных, столько и слогов.
Наши воспитанники – дети нового поколения, которым не интересны игрушки и простые картинки. Поэтому при реализации данной методической разработки использовалась ИКТ – технология.
На мониторе компьютера представлены условные обозначения для проведения звуко – слогового анализа. Дети выполняли анализ слов вместе с педагогом, что позволило привлечь внимание дошкольников, повысить мотивацию к занятию.
Методическая разработка «Спасательный круг» имеет практическую направленность, поскольку помогло нам в решении поставленных задач:
• дети научились правильно делить слова по слогам
• познакомились и усвоили правило деления слов на слоги.
• у детей повысилась мотивация к занятиям
Рекомендую использовать данную методическую разработку педагогам, родителям и специалистам, занимающимся с детьми подготовкой к обучению грамоте.