Наталья Песляк
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебное электричество»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Волшебное электричество»
Цель: создание условий для развития познавательной активности и детской инициативы посредством опытно – экспериментальной деятельности.
Задачи:
- обобщить знания детей об электричестве, электроприборах и правилах безопасного обращения с ними;
- дать представления о причинах появления статического электричества;
- создать условия для развития мыслительной активности, умения наблюдать, анализировать, делать выводы;
Публикация «Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности „Волшебное электричество“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Электричество, бытовые приборы. Конспекты занятий
- Электричество, опыты. Эксперименты с электричеством
- Электричество. Электроприборы, бытовая техника
- Темочки
- развивать свободное общение со взрослыми и детьми в ходе совместной познавательной деятельности, умение работать в коллективе;
- активизировать в речи детей слова: электричество, статическое электричество, электрический ток, электроприборы;
- воспитывать интерес к познанию окружающего мира, к самостоятельной экспериментальной деятельности.
Ход занятия:
I часть.
- Ребята, проходите на стульчики, я предлагаю вам посмотреть презентацию. Странно, почему то компьютер не работает. Ничего не понимаю (нажимаю кнопки на компьютере, проверяю провода, подвожу детей к мысли, что компьютер не включен в розетку)
Вижу розетку вверху на стене,
И интересно становится мне,
Что за таинственный зверь там сидит,
Нашим приборам работать велит?
-Что же за таинственный зверь сидит в розетке и заставляет наш компьютер и электронную доску работать? (в розетке есть электричество, электрический ток)
II часть. (показ презентации)
- Что же такое электричество?
- Электрический ток чем-то похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам текут маленькие частицы – электроны (слайд 1)
- Электричество есть в каждом доме. Откуда оно поступает в наш дом? (вырабатывается на электростанциях и по проводам поступает в наши дома) (слайд 2)
- Для чего нам нужно электричество? Что работает с помощью электричества? (электроприборы)
- Давайте сыграем в игру «Ассоциации» и вспомним помощников в хозяйстве – электроприборы. Я буду называть слова, которые относятся к какому-то электроприбору, а вы отгадывайте. Если ваш ответ правильный, то на доске появится изображение электроприбора (слайд 3, 4, 5)
Мокрые волосы - фен
Мусор, пыль - пылесос
Мятая рубашка - утюг
Торт, крем – миксер
Продукты - холодильник
Грязное белье - стиральная машина
Музыка, диск - магнитофон
Чашка, чай – электрический чайник
Жара, трудно дышать – вентилятор, кондиционер
Мультфильмы – телевизор
Грязная посуда – посудомоечная машина
Хрустящий хлеб - тостер
- Мы не представляем свою жизнь без электроприборов, они – наши лучшие помощники. А вот раньше, когда электричества не было, не было и электроприборов. Какие же предметы их заменяли? Давайте на доске соединим пары.
Интерактивная игра «Что было раньше, что сейчас»
- Очень помогает нам электричество, но если неправильно с ним обращаться оно может нанести вред. Оно является опасным для человека. Для того, чтобы пользоваться опасным электричеством, нужно знать правила. Давайте их вспомним: (у фланелеграфа, по картинкам)
1. Нельзя пользоваться электроприборами без взрослых.
2. Нельзя мокрыми руками трогать электроприборы.
3. Нельзя вставлять в розетку пальцы и предметы.
III часть. Физминутка.
- А сейчас давайте представим, что мы маленькие электрончики и бежим по проводам.
Ток бежит по проводам (бег на месте,
Свет несет в квартиру нам (фонарики,
Чтоб работали приборы (постучать кулачками друг о друга,
Холодильник, мониторы (обнять себя, подражать от холода, показать «козырек»,
Кофемолки, пылесос (движение рук по кругу, изобразить как пылесосим,
Ток энергию принес (поднять руки вверх)
IV часть.
-Ребята, мы сейчас говорили с вами об опасном электричестве. При неправильном обращении наши помощники могут превратиться в наших врагов. Будьте всегда внимательны и осторожны с электричеством. Но есть еще одно электричество. Называется оно статическое электричество. Оно тихое, незаметное, неопасное, оно живет повсюду, само по себе и если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть. Хотите?
Опыт 1.
- Посмотрите, на полу лежат шарики. Попробуйте повесить их на стену (пытаются повесить шарики на стену).
- Почему ваши шарики падают? (предположения детей)
- А хотите ваши шарики превратить в волшебные? Посмотрите как! Надо шарик потереть о ткань (ковер на полу) и приложить к стене той стороной, которой натирали. Все шарики висят. Наши шарики стали волшебными.
Вывод: мы поймали статическое электричество, когда натирали шарики о ковер, он стал электрическим, поэтому притянулся к стене.
Опыт 2.
- У вас на тарелочках лежат звездочки из фольги и предметы (линейка, ручка без стержня и расческа) Из какого материала сделаны эти предметы? (из пластмассы) Значит они какие? (пластмассовые) Возьмите ручку и поднесите к фольге. С фольгой что-то происходит? (Нет). Попробуйте тоже самое сделать с линейкой. Ничего не происходит.
- Сейчас мы сделаем эти обычные ручки и линейки волшебными, электрическими. Возьмите кусочек шерстяного материала и натрите им ручку или линейку. Медленно поднесите ее к кусочкам фольги.
- Что происходит с фольгой? (Фольга притянулась к ручке).
- Как палочка стала электрической? (Её натерли шерстяной тканью.)
- А сейчас возьмите расчески, потрите о волосы и приложите к тарелочкам с бумажными кружочками. Что происходит? (притягиваются)
Вывод: Как мы сделали предметы электрическими? (потерли о волосы, ткань).
- Ребята, наша одежда сшита из ткани, поэтому в ней тоже живет статическое электричество. Вы наверное замечали, когда зимой мы снимаем шапки и теплые кофты, можем услышать потрескивание, пощелкивание, а в темноте даже увидеть искры. Это и есть действие статического электричества.
Опыт 3.
- А теперь подвиньте тарелочки с овсяными хлопьями. Возьмите снова шарики. Вы мне сейчас сами скажете, как сделать шарик волшебным, чтобы к нему притянулись хлопья (потереть о волосы или шерстяную ткань) Потрем наш шарик о волосы или ткань, он наэлектризовался. Поднесем его к тарелочке и хлопья, как по волшебству, окажутся на шарике.
- Ребята, мы сейчас с вами наблюдали действие статического электричества. Если воздушный шарик или пластмассовые предметы потереть о волосы или ткань, то они электризуются и могут притягивать к себе мелкие предметы из фольги, бумаги, овсяные хлопья и др.
Опыт 4.
- А сейчас садитесь на стульчики, я хочу показать вам фокус с двумя шариками. Два шарика надо натереть шерстяной тканью. Они наэлектризовались. Посмотрите, что с ними происходит? (отталкиваются друг от друга). Они поссорились и не хотят дружить друг с другом.
- Попробуем их помирить? Надо с них снять статическое электричетво. Девочки, что мы делаем, чтобы легче расчесывать волосы, когда они топорщаться в разные стороны? (Намочить расческу).
- Как же снять электричество с шариков? (Намочить с помощью брызгалки).
- Что произошло с шариками? (Они притянулись друг к другу, помирились)
- Почему?
Вывод: Когда два шарики наэлектризованы, они отталкиваются, а чтобы они притянулись, надоих смочить водой, снять с них статическое электричество и они притянуться друг к другу.
V часть.
- Ребята, вам понравилось наше занятие? Что нового вы узнали? Что было интересного?
- Мы повторили, какие бывают электроприборы и как нельзя вести себя с электрическим током. Научились делать предметы волшебными при помощи статического электричества.