Методическая разработка по прикладному творчеству. Творческий проект по теме «Осенний пейзаж»

Барно Зубко
Методическая разработка по прикладному творчеству. Творческий проект по теме «Осенний пейзаж»

МБОУ ДОД ЦДЮТ МО «Майкопский район»,

МБДОУ детский сад № 33 «Золотая рыбка»

Методическая разработка

по прикладному творчеству

Творческий проект по теме:

«Осенний пейзаж»

Зубко Барно Умаровна, педагог-психолог ДОУ МБДОУ детский сад № 33 «Золотая рыбка», педагог дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДЮТ МО «Майкопский район»

Майкоп, 2018г.

Содержание

Краткая аннотация к проекту ___3

I Введение

1.1. Выбор и обоснование проекта___ 4

1.2. Определение целей и задач___ 4

1.3. Историческая справка___ 5

II Основная часть

2.1. Разработка опорной схемы размышления___ 6

2.2. Охрана природы. Технология заготовки бересты___ 6

2.3. Банк идей и предложений. ___ 8

2.4. Анализ идей. ___ 11

2.5. Технология изготовления. ___ 11

2.6. Техника безопасности___ 16

2.7. Экономическая оценка изделия___ 16

2.8. Экологическая оценка___ 16

2.9. Эстетическая оценка проекта___ 17

III Заключение.

3.1. Испытание и оценка___ 17

3.2. Рекламный проспект___17

IV Список литературы и

интернет ресурсы: ___18

Приложение ___19

Краткая аннотация

Цель проекта: изготовить картину из бересты для создания уюта и красоты в своей комнате.

Задачи проекта: научиться самостоятельно, подбирать тему для работы и осуществлять задуманное, закрепить знания об особенностях природного материала. Самостоятельно оценивать результаты работы. Совершенствовать эстетические взгляды.

Методы и приемы: при поиске и выборе объекта труда мною использовались наглядные пособия, инструкционные карты, образцы аппликаций из журналов и Интернет.

Результат: Я думаю, что мне прекрасно удалось решить проблему. Получилось замечательное панно. Педагог и товарищи оценили мою работу на "отлично". Конечно, можно было бы еще подумать над техникой изготовления, но это уже будет другой проект. Я довольна работой, так как добилась своей цели и теперь знаю, где я могу её повесить на стене в своей комнате.

Данная работа может быть использована как наглядное пособие на уроках технологии и на занятиях творческого объединения «Декоративно-прикладное творчество» или подарок.

I Введение.

1.1. Выбор и обоснование проекта.

Наш дом, где мы живем, работаем и отдыхаем, должен быть удобным, уютным и, конечно, красивым. Чтобы достигнуть этого, вовсе нет необходимости затрачивать большие средства. Нам знакомы дома, обставленные дорогими гарнитурами, которые, тем не менее, производят впечатление скучных и шаблонных. В то же время как часто маленький, скромно меблированный дом обнаруживает хороший вкус хозяйки. Но для этого необходимо многое сделать своими руками.

Увлекаясь декоративно – прикладным творчеством, я хотела бы создать красивый и неповторимый интерьер в своей комнате. Каждое изделие должно быть выполнено по заранее продуманному плану, для конкретной цели. Работа с берестой не только прививает трудолюбие, развивает мелкую моторику рук, фантазию, вкус, но и ещё успокаивает, снимает головную боль, нервное напряжение. Если картинку из бересты — даже самую маленькую, повесить или поставить возле кровати, то сон будет более спокойным и глубоким. А если после напряженного учебного дня посидеть перед таким берестяным чудом, то плохое настроение и усталость исчезнут, в доме будут мир и покой.

Но главное условие первая работа обязательно должна оставаться дома. Можно подарить ее только самым близким людям — маме, папе, бабушке с дедушкой. Пусть она будет талисманом и залогом продолжения творчества в данной области деятельности.

1.2. Определение целей и задач.

Цель работы: изготовить картину из бересты для создания уюта и красоты в своей комнате.

Задачи:

- закрепить знания об особенностях природного материала;

- самостоятельно оценивать результаты работы;

- совершенствовать эстетические взгляды;

- картина из бересты должна быть подобрана по форме, размеру, чтобы не быть каким-то "уродливым пятном", а служить акцентом, пятном, оживляющим, освежающим интерьер.

Вариантов картин разных форм, размеров и оттенков бересты может быть много.

Бархатистая, с сеткой тонких редких полосок поверхность бересты красива уже сама по себе, без росписи или резьбы. Характерные для естественной окраски бересты оттенки золотисто - медовых, приглушенных тонов великолепно гармонируют друг с другом.

Эту особенность бересты мы и будем использовать для выполнения различных картин и панно.

1.3. Историческая справка.

Береста — верхний слой березовой коры. Художественная обработка ее — один из древнейших видов русского народного искусства. Еще в древности славяне почитали березу деревом священным, посвященным богу Солнца, и использовали бересту как поделочный материал. Она могла напоить своим соком, обуть (из бересты плели лапти, украсить человека и его жилище; согреть (березовыми дровами топили печи, вылечить (березовые угольки сосали при расстройстве желудка, настоем из березовых почек лечат некоторые заболевания). А уж что говорить о знаменитых березовых вениках для бани! Из березы изготавливали посуду и другие предметы быта — туеса, солонки, тарелки, ложки и др. Бересту использовали для переписки или даже для деловых документов (берестяные грамоты). Бересту украшали резьбой, тиснением, росписью. Берестяной промысел особенно процветал на русском Севере.

II Основная часть.

2.1. Разработка опорной схемы размышления.

Итак, я буду изготавливать картину из бересты по вышесказанным причинам. Но для этого необходимо принять во внимание следующие факторы: для изготовления картины следует воспользоваться звездочкой обоснования, где в центре – объект исследования («картина из бересты», а на периферии факторы, нуждающиеся в совершенствовании.

Схема 1. Звёздочка обдумывания.

2.2. Охрана природы. Технология заготовки бересты.

Для работы береста берется только с мертвых деревьев — поваленных, свежеспиленных, сухостоя. Делается это так: ствол надрезается в трех местах: вдоль, на нужную длину, и от него — сверху и снизу поперек. Ножом приподнимается край по всему продольному надрезу с обеих сторон. В этом случае берестяная лента легко снимается руками и заворачивается цилиндром. Цвет внутри нее совсем другой.

Легче и чище снимается кора с березы во влажную погоду.

Сняв бересту с дерева, ее, прежде всего, нужно очистить от камбия — подкорочного слоя. Делать это лучше в лесу, чтобы потом не мусорить в доме и не принести в жилье личинок жуков-короедов. Для того чтобы смахнуть все, что на кору налипло, удобнее и правильнее всего использовать щетинную кисть.

Дома бересту надо просушить — сырая, она плохо клеится. Если ее куски большие, нужно расправить их, положить друг на друга и прижать прессом, чтобы они не сворачивались в рулон. Маленькие куски можно сушить просто так.

Непосредственно для работы над картиной бересту надо расслоить на более тонкие пластины. Цвет ее будет меняться с каждым слоем, который образуется на дереве год за годом. Чем старше и толще береза, тем больше слоев на ней можно обнаружить и использовать. Береста, снятая с давно упавших стволов, тонкая, и ее окраска может быть самой разной — от темно-коричневой с оранжевыми пятнами до розовой, бежевой и других оттенков — всех не перечислить и двух одинаковых не найти. Мы используем ее всякую, какую удалось добыть — разного размера и цвета. Это обогащает палитру картин.

Бересту расслаивают при помощи ногтя большого пальца правой руки. Иногда она расслаивается неравномерно, отрываясь и раскрывая сразу несколько слоев. Такие кусочки бывают даже более интересными, чем те, которые расслаиваются легко и ровно.

Основания сучков (наросты на бересте) расслаивать не нужно. Их используют на переднем плане картин для изображения гор и возвышенностей, если таковые предполагаются в задуманном пейзаже.

Хранить бересту нужно в картонных коробках, так как она должна дышать.

2.3. Банк идей и предложений.

Несколько разработанных мною вариантов изготовления панно приведено ниже на рисунках 2 – 4

Рис. 2 «Снежная королева».

На рисунке вариант изделия, выполненного техникой прорезной бересты с цветной подкладкой и комбинированием прорезывания с аппликацией. Если под бересту делают подкладку из фольги или цветной бумаги, то ее сначала наклеивают на подкладку, а затем уже приклеивают к основе.

Это один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон.

Рис. 3 «Осенний пейзаж» Панно из бересты в технике аппликации.

Это один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон.

Рис. 4 «Зимняя сказка»

Панно из бересты выполненное методом интарсии, то есть, врезая детали одну в другую и создавая объем за счет цвета и направления текстуры бересты.

2.4. Анализ идей.

Исследовав все возможные варианты, я решила выбрать панно «Осенний пейзаж».

Для этого потребуется информация по проблеме. В этом мне помогут книги, журналы по прикладному творчеству, открытки, картинки, интернет. Мне многое нужно продумать:

Время – как долго я буду решать эту проблему? Времени у меня достаточно, для того чтобы, не торопясь, спокойно продвигаться к поставленной цели.

Материалы – какие материалы уже имеются в моём распоряжении, и какие можно купить без проблем? Для работы необходимы: береста, гофрированный картон, битое стекло для мозаичных работ, клей ПВА.

Стоимость – сколько это будет стоить? Видимо, стоить это будет совсем не дорого, потому, что все необходимое у меня уже есть, а работу я выполню сама.

Функции - для выполнения, каких функций нужна данная вещь? Так как я выбрала пейзаж, то его лучше оформить в рамку и повесить как панно на стену. Пожалуй, это лучшее решение.

Внешний вид - как оно будет выглядеть? Панно будет среднего размера прямоугольной формы.

Сопутствующие материалы - понадобится рамка прямоугольной формы.

2.5 Технология изготовления изделия.

Для работы понадобятся следующие инструменты и приспособления: ножницы, клей «Момент», карандаш, плоский нож - резак.

Технологическая карта изготовления картины из бересты.

№ Операция Эскизы

1 Вырезать из гофрированного картона основу для картины 35х55см

2 На лицевой стороне основы карандашом наносим:

• линию горизонта выше середины картины;

• и границы реки.

3 Начинаем заклеивать фон с неба, сверху вниз. Для неба выбираем тонкие и возможно более длинные полоски бересты. Иногда длины берестяной полоски не хватает от края и до края картины. Тогда наращиваем одну полоску другой. При этом соблюдаем ряд правил:

• на небе не должно быть вертикальных срезов;

• выклеивать небо желательно послойно. Нижние слои должны перекрывать верхние хотя бы на 1 – 2 мм;

• черточки на бересте отобранной для неба, должны быть расположены горизонтально;

• чем тоньше полоски, и чем больше оттенков использовано, тем красивее и выразительнее получается небо.

4 Когда небо заклеено до горизонта начинаем выполнять дальний план.

Горы выклеиваем из кусочков бересты трапециевидной или овальной формы со скошенными сторонами. По цвету бересту подбираем так, чтобы один склон был темный, а другой светлым. Этот уровень дальнего плана занимает 1/3 горизонта.

5 После этого более светлыми полосками выклеиваем дальние поля. Темными полосами произвольной формы выклеиваем кустарник. Ниже всего расположили одиночный кустарник, для него выбираем мелкие кусочки бересты, практически мусор.

6 Для изображения воды использовали битое стекло для мозаичных работ. Речку выполняем до выклеивания берегов, так как они должны ложиться на воду. Клея на картине воду, не стремитесь точно повторить карандашные контуры реки.

7 Береговая полоса и земля вообще, также как и небо, не бывают одного цвета, ибо на ней всегда встречаются то бугорок, то ямка, то песок, то травка. Поэтому берега и землю клеят из полосок и кусочков с неровными краями и горизонтально расположенными черточками. Скос полосок допустим, если предполагается обрыв или крутой склон.

8 Изображение берез.

Толщина и высота изображаемых берез зависят от места их расположения на картине. По закону перспективы, чем ближе к нам деревья, тем они толще и выше. Выклеиваем ствол и несколько более толстых ветвей, тонкие ветки прорисовываются. Тонкие ветки, трава, штрихи и неровности самого ствола прорисовываются гелиевой ручкой с черной пастой.

9 Последний этап работы – оформление в раму.

Рама для нашей картины используется без стекла, так как береста должна дышать, а стекло препятствует этому. Для того чтобы картина не отходила от рамки вкладываем картину в центр и закрепляем мелкими гвоздиками, затем картину заклеиваем с изнаночной стороны листом бумаги.

10 Полезные советы.

1. Не желательно рисовать красками на бересте, так как она закрывает поры бересты.

2. Во время работы излишки клея убираются тряпочкой. Если клей попадет на предыдущие слои бересты, то они могут поменять цвет, и работа будет выглядеть более монотонной.

По этой же причине не рекомендуется покрывать картины из бересты лаком.

2.6. Техника безопасности.

Изделие выполнялось с соблюдением необходимых требований и правил безопасной работы, в четкой последовательности технологических операций, при правильном применении инструментов, материалов, оборудования. Подготовка битого стекла в целях детской безопасности выполняется педагогом (стекло бьется, а далее перекручивается в мясорубке, чтобы кусочки стекол не были острыми и не поранили руки).

2.7. Экономическая оценка изделия.

Стоимость панно можно вычислить следующим образом:

1. Бересту можно собрать самим, стекло и картон не учитываем, так как использовали остатки от ранее имеющихся изделий.

2. Для склеивания деталей и аппликаций было использовано 4 тюбика клея «Момент», который стоит – 40 руб. С1=160 руб.

3. Рамка стоит–300 руб. С2=300 руб.

Итак, общие затраты, без учета оплаты моего труда, составляют: С=С1+С2=160+300=460 руб.

Вывод: этот проект экономически выгоден, поскольку не требует больших финансовых затрат на изготовление.

А деньги, которые я сэкономила, не покупая, а, изготовив подарок, родители решили отдать мне, и теперь я смогу использовать их по своему усмотрению.

2.8. Экологическая оценка:

– наличие недефицитных экологически чистых материалов (береста);

– возможность использования отходов производства (битое стекло).

Это экологически чистый продукт, его производство не наносит вреда окружающей среде и здоровью человека.

2.9. Эстетическая оценка проекта:

– оригинально, красиво, доступно.

III Заключение.

Я думаю, что мне прекрасно удалось решить проблему. Получилось замечательное панно. Педагог и товарищи оценили мою работу на "отлично". Конечно, можно было бы еще подумать над техникой изготовления, но это уже будет другой проект. Я довольна работой, так как добилась своей цели и теперь знаю, где я могу её повесить на стене в своей комнате.

Рекламный проспект.

Наша планета похожа на гигантский фантастический музей Вечности, главными экспонатами которого является Вдохновение, Работа, Мастерство.

Никогда не иссякнут потребности человека, который стремится к красоте. Надо стремиться, чтобы окружающий нас мир и дом были прекрасны. И поэтому для того, чтобы украсить дом, достаточно посетить специальные магазины, где продаются изделия ручной работы, но лучше, конечно же, сделать что-нибудь своими руками. Например, панно из берёзовой коры. Я теперь точно знаю, что работа с берестой не только прививает трудолюбие, развивает фантазию, вкус, но и успокаивает, снимает головную боль, нервное напряжение. Если картинку из бересты — даже самую маленькую, повесить или поставить возле кровати, то сон будет более спокойным и глубоким. А если после напряженного трудового дня посидеть перед таким берестяным чудом, то плохое настроение и усталость исчезнут, в доме будут мир и покой.

Выбор всегда есть и он за вами купить или сделать самим, сэкономив при этом деньги и получить массу удовольствий при работе.

IV Список литературы:

– И. В. Черныш «Поделки из природных материалов» Москва «АСТ_ПРЕСС» 1999.

– М. А. Гусакова «Аппликация» – М.: Просвещение, 1987.

– Э. К. Гульянц, И. Я. Базик «Что можно сделать из природного материала» – М.: Просвещение, 1984.

– Л. В. Чукова «Аппликации из природного материала» «Школа–пресс», журнал «Ш и П.» 2003 №4.

http://stranamasterov.ru/

http://propodelki.ru/

http://sekret-mastera.ru/

Приложение 1.

Мои работы…

Приложение 2.

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОЙ РАБОТЫ С НОЖНИЦАМИ

1. Соблюдать порядок на своем рабочем месте

2. Перед работой проверить исправность инструментов

3. Не работать ножницами с ослабленным креплением

4. Работать только исправным инструментом: хорошо отрегулированными и заточенными ножницами

5. Работать ножницами только на своем рабочем месте

6. Следить за движением лезвий во время работы

7. Ножницы класть кольцами к себе

8. Подавать ножницы кольцами вперед

9. Не оставлять ножницы открытыми

10. Хранить ножницы в чехле лезвиями вниз

11. Не играть с ножницами, не подноси ножницы к лицу

12. Использовать ножницы по назначению

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОЙ РАБОТЫ С КАНЦЕЛЯРСКИМ НОЖОМ

1. Выдвигать небольшую часть лезвия

2. Работать канцелярским ножом на рабочей доске

3. Выполняя разрезы, крепко держать нож одной рукой, а второй - материал с которым работаешь

4. В случае, когда нож находится в нерабочем состоянии, лезвие должно быть спрятано внутрь

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОЙ РАБОТЫ С КЛЕЕМ

1. При работе с клеем пользоваться кисточкой, если это требуется

2. Брать то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе

3. Излишки клея убирать мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая ее

4. Кисточку и руки после работы хорошо вымыть с мылом

Публикации по теме:

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим и прикладному творчеству «Лесные жители»Конспект НОД по ознакомлению с окружающим и прикладному творчеству «Лесные жители» Конспект НОД по ознакомлению с окружающим и прикладному творчеству «Лесные жители» Цель занятия: систематизирование знаний детей об осени;.

Методическая разработка образовательной деятельности по теме «Весна в городском парке» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯМетодическая разработка образовательной деятельности по теме: «Весна в городском парке»Педагог ДО Черкасова А. Н. ЧДОУ Детский.

Конспект занятия по декоративно-прикладному творчеству «Празднование Масленицы»Конспект занятия по декоративно-прикладному творчеству «Празднование Масленицы» Конспект занятия по декоративно-прикладному творчеству в рамках проекта "Празднование Масленицы" Тема:«Солнышко на Масленицу».

Мастер-класс по декоративно-прикладному творчеству «Новогодний топиарий»Мастер-класс по декоративно-прикладному творчеству «Новогодний топиарий» Цель: формирование творческого самовыражения обучающихся через приобретение ими практических навыков при создании сувенира в технике «топиарий».

Мастер-класс по прикладному творчеству в технике оригами «Дерево»Мастер-класс по прикладному творчеству в технике оригами «Дерево» Уважаемые коллеги! Недавно у нас была тема: «Деревья». Предлагаю вам мастер – класс по прикладному творчеству в технике оригами «Дерево».

Методическая разработка образовательной деятельности по художественному творчеству и формированию целостной картины мираМетодическая разработка образовательной деятельности по художественному творчеству и формированию целостной картины мира БДОУ «Зырянский детский сад» Методическая разработка образовательной деятельности по художественному творчеству и формированию целостной.

Методическая разработка игр по познавательному развитию по теме «Фрукты»Методическая разработка игр по познавательному развитию по теме «Фрукты» Задачи: Образовательные задачи: -учить принимать правильные решения в разных ситуациях; -обобщить и систематизировать представления о фруктах,.

Перспективное планирование по прикладному творчеству детей подготовительной группы № Раздел творчества тема Задачи Оборудование Методы и приемы Сентябрь 1 Работа с бумагой и картоном Мебель. Задачи Учить детей самостоятельно.

Проект по декоративно-прикладному творчеству «Лего-гжель»Проект по декоративно-прикладному творчеству «Лего-гжель» Проект по декоративно – прикладному творчеству. «Лего - Гжель». старшая группа авторы: Зинина Надежда Валерьевна, Корнева Галина Владимировна.

Программа «Природа и мы». Методическая разработка по теме: «Ознакомление старших дошкольников с родной природой» Пояснительная записка. В наше время актуальной является проблема взаимодействия человека с природой. Земля – наш дом! Но человек не всегда.

Библиотека изображений:
  • Деревья и листья
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Методическая разработка по прикладному творчеству. Творческий проект по теме «Осенний пейзаж»
Опубликовано: 9 ноября 2018 в 14:15
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 октября. Международный день хлеба

Хлеб – наш самый важный продукт. Его можно кушать по нескольку раз в день, и он никогда не надоест! Хлеб присутствует в традиционных национальных кухнях всех народов мира. О его значимости говорит то, что...

16 октября. День колоса на МААМ

«Зерно в землю пало — колосом стало» – такой путь каждый раз проходит маленькое зернышко, чтобы стать колосом. У всех народов хлебные колосья считаются символом плодородия и достатка. Колос, полный спелых...

Конспект занятия кружка «Эколята» на тему «Как человек охраняет природу»
Цель. Формировать бережное отношение к родной природе. Задачи. Дать представления о том, как люди заботятся о природе, хотят ее сохранить, рассказать о...
Вязаная шапочка Волка для театральной деятельности детей
Считалки Шел волчище через мост, Четыре лапы, пятый хвост Если мост провалится, То волчище свалится! Барашек на лугу гулял, Барашек рожки потерял. Шел...
Фотоотчёт о проведении выставки совместного творчества «Дары Осени» в старшей группе
Фотоотчет о проведении выставки совместного творчества «Дары Осени». Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Сейчас во всех дошкольных учреждениях...