МААМ-картинки

Использование лэпбука для развития познавательных способностей, речи дошкольников с ОВЗ

Ирина Цветкова
Использование лэпбука для развития познавательных способностей, речи дошкольников с ОВЗ

Методическая разработка по теме: «Использование Лэпбука для развития познавательных способностей, речи детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья».

Автор: Цветкова Ирина Владимировна - воспитатель ГБДОУ №46 компенсирующего вида Калининского района Санкт-Петербурга.

Лэпбук-интерактивная папка.

Публикация «Использование лэпбука для развития познавательных способностей, речи дошкольников с ОВЗ» размещена в разделах

Лэпбук (lapbook) –в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap –колени, book- книга).. Лэпбук интересен и полезен тем, что его делают совместно взрослые и дети.

Это такая небольшая самодельная папка, которую ребёнок может удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть всё её содержимое. Но, несмотря на кажущуюся простоту, в ней содержатся все необходимые материалы по теме. Его можно использовать как в детском саду, так и дома.

Лэпбук - это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками, мини-книжками, книжками-гармошками, конвертами разных форм, в которую помещены материалы на одну тему, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему желанию. Это отличный способ закрепить определенную тему с дошкольниками и малышами, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации. «Лэпбук» - это не просто поделка, это наглядно-практический метод обучения.

Чтобы заполнить эту папку, детям нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал.

Лэпбук обычно выглядит как интерактивная книжка, информация в которой представлена в виде открывающихся окошек, вынимающихся и разворачивающихся листочков и прочих забавных деталей. Они, с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке, а с другой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме.

Лэпбук – это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной и самостоятельной деятельности детей, тематической недели, предусмотренной основной образовательной программой дошкольной образовательной организации. Может быть использован при реализации любой из образовательных областей, обеспечивая их интеграцию.

Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, Лэпбук дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования.

Педагогическая ценность дидактического пособия.

Лэпбук способствует всестороннему развитию ребенка, развивает сенсорику, речь, логику, укрепляет мелкую моторику, нормализует эмоции и т. д. Пособие рассчитано на дошкольников разного возраста, разработаны варианты заданий для детей компенсирующей группы. Оригинальность данного пособия заключается в том, что оно является мобильным, трансформируемым и полифункциональным оборудованием.

Лэпбуки соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, предъявляемым к предметно-пространственной среде дошкольного учреждения: (возраст детей от 2 до 6лет):

Насыщенность. Разнообразие материалов данного пособия обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами.

Трансформируемость. Данное пособие эстетично и мобильно, папки можно повесить или просто положить на пол. Они не загромождают обстановку в группе, но в тоже время в комплексе выполняют образовательную, воспитательную и развивающую функцию. Благодаря разноплановому наполнению один Лэпбук может использоваться как детьми младшего возраста, так и старшими дошкольниками.

Безопасность. Дидактические пособия изготавливают из экологически чистых материалов и должны соответствовать нормам СанПиН.

Вариативность. Лэпбуки можно использовать в совместной деятельности воспитателя с детьми, в самостоятельной деятельности детей, а также в индивидуальной коррекционной работе с ребёнком. Их можно применять как в непосредственно-образовательной деятельности, так и в самостоятельных играх детей в течение дня, а также в различных организационных формах деятельности, праздниках и соревнованиях.

Полифункциональность. Данное пособие не обладает жестко закрепленным способом употребления.

1. Он помогает по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал.

2. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает Лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.

3. Ребенок учится самостоятельно собирать и организовывать информацию.

4. Создание Лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. Может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.

5. Лэпбук может быть содержательным элементом развивающей предметно-пространственной среды группы.

Цель: Развитие познавательной активности и интеллекта детей в процессе создания «Лэпбука», путем внедрения инновационных педагогических технологий в образовательный процесс ДОУ.

Задачи:

Образовательные задачи:

• способствовать развитию любознательности, познавательной активности, познавательных способностей детей

• развитие мелкой моторики;

• тренировка памяти и логики;

• формирование понятия о причинно-следственной связи вещей;

• изучение цветов и оттеночной палитры в целом;

• развитие самостоятельности;

• стимулирование познавательной активности;

• развитие умения играть по предложенным правилам и с заданными условиями;

• углубление фантазии и образного мышления.

• совершенствовать действия детей с предметами на основе тактильного и зрительного восприятия;

• формировать навыки экспериментирования, решать простые задачи,

Развивающие задачи:

• укреплять интерес к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия, желание и потребность узнавать новое;

• создать условия для поиска детьми возможных путей решения проблемной ситуации во время игровой деятельности;

• развивать у детей мыслительные операции: понимать и устанавливать логические связи, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, подбирать способы действия;

• способствовать формированию внимания и памяти, зрительно-пространственных представлений;

• создать условия для развития интеллектуальных и творческих способностей детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;

Воспитательные задачи:

• воспитывать навыки элементарного самоконтроля и само регуляции;

• поддерживать интерес и желание расширять свой кругозор;

• воспитывать любознательность, взаимопомощь;

• способствовать применению знаний на практике;

• создать благоприятную атмосферу в процессе деятельности.

• создать условия для положительного эмоционального настроя.

Формы работы с Лэпбуком:

• Образовательная деятельность;

• Совместная деятельность

• Индивидуальная деятельность

• Дидактическая игра

Лэпбук служит предметом интеграции элементов всех образовательных областей развития ребенка, отраженных в ФГОС ДО: Прежде всего, с помощью Лэпбуков мы решаем задачи направленные на:

Познавательное развитие.

• Данное пособие формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его способствует развитию у детей мышления, логики, сенсорных ощущений, координации движения, памяти, зрения, ориентации в пространстве.

• Помогает решить важные образовательные задачи, такие как знакомство с окружающим, обучение счету, знакомство с геометрическими фигурами, закрепление количественного и порядкового счёта, цвета, величины.

• Дети гораздо быстрее запоминают информацию с помощью пособия, выполняя действия с предметами (пристёгивая и отстёгивая картинки, создавая книжки-малышки, собирая разрезные картинки).

• Это намного эффективнее в сравнении с простым рассматриванием и называнием предметных и сюжетных картинок.

• Формируется умение подбирать соответствующий материал для заготовок (картинки, загадки)

Речевое развитие.

• Для развития связной речи и стимулирования мыслительных операций используем книжки-малышки, составление рассказа по серии картинок, дидактические игры

• «Открывай -приговаривай скороговорку», «Отгадай, кто спрятался за дверцей по описанию»,

• «Спрячь картинку и опиши», «Найди фигурку, в которой есть заданный звук».

Социально-коммуникативное развитие.

• Занимаясь в микро группах дети, чтобы добиться результата, который бы понравился всем участникам деятельности, вынуждены договариваться, взаимодействовать друг с другом.

• Кроме того, дети используют Лэпбук в своих спонтанных играх. Например, для игры в школу, старшие ребята выступают в роли «учителей», для малышей-«учеников».

• Таким образом, в процессе игр с Лэпбуком дети учатся общаться, усваивают нормы и ценности принятые в обществе.

Физическое развитие:

• развитие мелкой моторики.

• отрабатываются навыки складывания картинок, застёгивания и расстёгивания замков, застёжек–молний, кнопок, пуговиц, что способствует эффективному развитию мелкой моторики у детей.

Художественно-эстетическое развитие:

• совершенствуется уровень накопленных практических навыков через продуктивную деятельность (рисование, аппликацию, конструирование из бумаги)

• способствует развитию пространственного воображения, общей ручной умелости, мелкой моторики рук.

• Дети старшего дошкольного возраста охотно участвуют в изготовлении Лэпбуков, обсуждают дизайн, сами придумывают и изготавливают,

• подбирают новые элементы, комплектующие по форме, по цвету, располагают их в папке, в соответствии с замыслом.

Как сделать Лэпбук?

Лэпбук – новейший способ организации учебной деятельности с дошкольниками. Это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности воспитателя и детей.

Для создания Лэпбука вам понадобятся: картонная папка-основа, бумага, главное, чтобы по размеру Лэпбук умещался на коленях воспитанника или на столе. Дополнительно используется цветная бумага, обычные и фигурные ножницы, клей-карандаш, степлер, скотч, декоративные элементы по необходимости (пуговицы, пайетки, скрепки, наклейки, вырезанные из журналов тематические картинки и т. д.).

Работа с Лэпбуком проходит в несколько этапов:

1 этап – выбор темы

Тема для папки может быть совершенно любой, как и ее сложность. Например, можно сделать общий Лэпбук на тему: «Деревья», «Времена года», «Насекомые», «Космос» и т. д. Когда определились с темой можно переходить к плану.

2 этап – план

Лэпбук - это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому необходимо продумать, что он должен включать в себя, какие задания будут уместны, чтобы полностью раскрыть тему. А для этого нужен план того, что вы хотите в этой папке рассказать. Чтобы составить план, будем использовать модель трёх вопросов.

Задаем ребенку вопросы:

Что ты знаешь о?

Что хотел бы узнать?

Что сделать, чтобы узнать?

На этом этапе проходит изучение источников информации, осуществляется ее отбор и проведение исследований.

Поэтому он занимает значительный отрезок времени, в зависимости от темы.

3 этап – макет

Данный этап самый увлекательный. Теперь надо придумать, как в Лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. Нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые, начиная от самой простой - текста, до игр и заданий. Все это размещается на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках, разворачивающихся страничках и т. д. Самый кропотливый этап – практическая работа. В соответствии с макетом делается шаблон папки в натуральную величину. Вырезаем детали, приклеиваем все на свои места. А после этого начинаем занятия с ребенком.

4 этап – подведение итогов

Созданный Лэпбук решает ряд задач современного образования, давая детям не только знания по теме, но и обучая их всесторонне смотреть на проблему.

Варианты наполнения Лэпбука по теме «Деревья»:

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Цель: учить детей выделять из группы предметов лишний и доказывать правильность своего решения.

Задачи:

- закреплять умение классифицировать предметы и подбирать к ним обобщающие слова:

- обогащать знания о деревьях;

- развивать память, внимание, мышление;

- воспитывать внимательность, умение соблюдать правила игры.

Дидактическая игра «С какой ветки детки?»

Цель: Формирование представлений о различных видах деревьев, их особенностях и о пользе для человека

Задачи:

- закрепить названия деревьев, внешний вид листьев, плодов;

- развивать речь, внимание, наблюдательность, память;

- воспитывать бережное и заботливое отношение к природе.

«Кому в лесу нужны деревья»

Цель: Формирование понятия о том, что дерево может быть домом зверям, птицам, насекомым. Приносить большую пользу для человека.

Задачи:

-обобщить знания детей о живой и неживой природе, о животных;

-развивать умение отвечать на вопросы, аргументировать свои ответы;

-развивать умения проводить опыты

-воспитывать бережное отношение к природе;

«Подбери листья к деревьям»

Цель: закрепить с детьми названия деревьев, внешний вид листьев.

Задачи:

-способствовать формированию цветовосприятия листьев деревьев.

-закрепить восприятие геометрических форм, выделяя их в листьях деревьев.

«Правила поведения в лесу»

Цель: расширить знания детей о лесе, о том, что он является домом для животных и растений.

Задачи:

-формировать экологически безопасное поведение детей в природе.

-воспитывать бережное отношение к природе.

«Что делают из дерева»

Цель: Расширить представления о дереве, его качествах и свойствах.

Задачи:

-познакомить детей со свойствами дерева.

-развивать умение определять существенные признаки и свойства материала (структуру поверхности, не тонет, удерживает тепло, горит)

«Составь рассказ по серии картинок»

Цель: Совершенствовать речевую деятельность детей путем использования «логических цепочек».

Задачи: Закреплять знания известных сказок (рассказов, их персонажей.

«Сложи картинку»

Цель: способствовать формированию умения правильно собирать изображение предмета из отдельных частей.

Задачи:

-развивать умение соотносить образ представления с целостным образом реального предмета,

-действовать путём прикладывания; воспитывать волю, усидчивость, целеустремленность.

«Лабиринты»

Цель: поставить ребенка перед выбором правильного пути, нацелить на выход из сложной ситуации.

Задачи:

-формировать представления о лабиринтах и правилах их прохождения;

-улучшать концентрацию внимания, память;

-развивать пространственную ориентацию, способность логически мыслить;

-улучшать речевые навыки, моторику пальцев рук;

-обучать умению находить варианты решения проблемы;

-воспитывать стойкость, усидчивость, целеустремленность.

«Назови части дерева»

Цель: Закреплять знания о деревьях

Задачи:

-формировать новые знания.

-развивать память, мышление.

«Что изменилось?»

Цель: развивать зрительную память и внимание детей,

Задачи:

-развивать умение запоминать последовательность картинок или детали сюжетной картинки.

«Отгадай, кто спрятался за дверцей по описанию»

Цель: закрепить с детьми названия деревьев, внешний вид листьев.

Задачи:

-учить описывать предмет и узнавать его по описанию.

-формировать умение выбирать самый яркий признак растения.

«Спрячь картинку и опиши».

Цель: активизировать речь детей.

Задачи:

-формировать умение подбирать к игрушке мнемоквадраты с описанием внешнего вида,.

«Раскраски»

Цель: Обучение правильному подбору цветовых сочетаний, развитие и укрепление навыков рисования.

Задачи:

- Способствовать развитию художественного вкуса, созданию эмоциональной атмосферы.

«Загадки»

Цель: Воспитывать культуру речевого общения, любовь и бережное отношение к природе;

Задачи:

-формировать умение отгадывать загадки по характерным признакам: внешнему виду, цвету, форме;

-закреплять навыки речи – доказательства, описательной речи, развивать связанную речь;

-развивать внимательность, мышление, любознательность.

-воспитывать умение дослушивать собеседника до конца;

***

Русская красавица

Стоит на поляне

В зеленой кофточке,

В белом сарафане.

Ответ: Береза

***

Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

Ответ: Дерево

***

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает.

Ответ: Дерево

***

Не загадка это даже,

Сразу назовем,

Если только кто-то скажет -

Желуди на нем!

Ответ: Дуб

***

Что же это за девица:

Не швея не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.

Ответ: Ель

Мягко светятся иголки,

Хвойный дух идет от…

Ответ: Елки

* * *

Колкую, зеленую

Срубили топором.

Колкая, зеленая

К нам приходит в дом.

Ответ: Елка

* * *

Ее всегда в лесу найдешь –

Пойдем гулять и встретим:

Стоит колючая, как еж,

Зимою в платье летнем.

Ответ: Ель, сосна

* * *

Зимой и летом

Одним цветом.

Ответ: Ель, сосна

* * *

Летом и зимой

В рубахе одной.

Ответ: Ель, сосна

***

С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед.

А меня все ж обижают:

Шкуру тонкую сдирают.

Ответ: Липа

* * *

Есть у родственницы елки

Неколючие иголки,

Но, в отличие от елки,

Опадают те иголки.

Ответ: Лиственница

* * *

Вроде сосен, вроде елок,

А зимою без иголок.

Ответ: Лиственница

* * *

Что за дерево стоит –

Ветра нет, а лист дрожит?

Ответ: осина

***

Осень в сад

К нам пришла,

Красный факел

Зажгла.

Здесь дрозды,

Скворцы снуют

И, галдя, его клюют.

Ответ: Рябина

***

Все знают, что у елки

Не листья, а иголки,

И так же, как она

С иголками.

Ответ: Сосна

«Стихи» по теме.

5. Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства науки и образования РФ от 17 октября 2013г. №1155)

2. Блохина Е., Лиханова Т. Лэпбук – «наколенная книга» // Обруч. 2015. №4. с. 29–30.

3. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Мозаика-Синтез, 2008. с. 112

4. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС. //Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Mеждунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). Пермь:Меркурий, 2015. с. 144

Публикации по теме:

Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми для развития умственных способностей и оздоровленияИспользование кинезиологических упражнений в работе с детьми для развития умственных способностей и оздоровления Мастер-класс для педагогов «Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста для развития умственных способностей.

Мастер-класс «Использование конструктора Тико для развития познавательных способностей дошкольников»Мастер-класс «Использование конструктора Тико для развития познавательных способностей дошкольников» Мастер-класс для родителей старшей группы Тема: «Использование конструктора ТИКО для развития познавательных способностей дошкольников».

Дидактическая игра по развитию речи и познавательных способностей «Мишка на Севере» для детей дошкольного возрастаДидактическая игра по развитию речи и познавательных способностей «Мишка на Севере» для детей дошкольного возраста Сорокина Анжела День медведя на МААМПредлагаю родителям и коллегам в условиях самоизоляции изготовить простую и увлекательную игру про.

Опыт работы по теме «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников» Обобщенный опыт работы по теме: «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников". Под.

Фотоотчёт о работе с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников»Фотоотчёт о работе с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников» Фотоотчёт работы с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников» Игровые технологии являются.

Использование нетрадиционных техник рисования для развития изобразительных способностей детейИспользование нетрадиционных техник рисования для развития изобразительных способностей детей Современное общество имеет потребность в творческой личности. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению,.

Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников»Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников» Использование мнемотехники в ДОУ с младшего дошкольного возраста способствует расширению и обогащению словаря, развитию грамматического.

Использование бросового материала (картонных коробок) для развития конструктивных способностейИспользование бросового материала (картонных коробок) для развития конструктивных способностей В народе говорят: «Век живи – век учись», важно не пропустить период в жизни ребёнка, когда формируются основные навыки и умения, среди.

Мягкая развивающая «Умная книга» — средство развития познавательных процессов младших дошкольниковМягкая развивающая «Умная книга» — средство развития познавательных процессов младших дошкольников Мягкая книга Цели:1. Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Развитие познавательных, творческих способностей в процессе реализации задач по ознакомлению дошкольников с природойРазвитие познавательных, творческих способностей в процессе реализации задач по ознакомлению дошкольников с природой Обмен опытом. Развитие познавательных, творческих способностей в процессе реализации задач по ознакомлению дошкольников с природой осенью.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование лэпбука для развития познавательных способностей, речи дошкольников с ОВЗ
Опубликовано: 13 декабря 2021 в 20:52
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД