Вера Канева
Применение игровых приёмов по сохранению коми языка и культуры
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность: Реализация Федерального государственного образовательного стандарта должна вестись с учётом региональных, национальных, этнокультурных особенностей. Одна из актуальных проблем системе образования - это вопрос овладения вторым языком. Научиться говорить на коми языке, это не только выучить слова и выражения, но и научиться жить в другом культурном пространстве. Успех обучения зависит от того, насколько обучение коми разговорной речи заложено в дошкольном учреждении.
Публикация «Применение игровых приёмов по сохранению коми языка и культуры» размещена в разделах
Цель: Обучение двуязычных детей дошкольного возраста коми языку посредством игровых технологий.
Существуют разные виды игр: подвижные, хороводные, дидактические и т. д. Игра, как говорил Л. С. Выготский, ведет за собой развитие. Развивающее значение игры заложено в самой ее природе, ибо игра – это всегда эмоции, а там, где эмоции, - там активность, там внимание и воображение, там работает мышление. Для детей среднего и старшего дошкольного возраста характерны яркость восприятия, легкость вхождения в образы, поэтому наиболее эффективной формой обучения коми языку является игра. Эту особенность детской психологии используют педагоги в образовательной деятельности. Играя дети обмениваются мыслями, вступают в общение с воспитателем или друг с другом и таким образом создается языковая среда, при этом воспитатель контролирует речь детей, в случае необходимости исправляет ее, ребёнок сам или с помощью сверстников, устанавливает связь полученных знаний с уже имеющимися.
Для того, чтобы процесс обучения коми языку был доступным, занимательным и интересным я использую в своей работе дидактические игры. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Дидактические игры способствуют развитию познавательных и умственных способностей, получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющихся представлений у детей о предметах и явлениях природы, растениях, животных, развитию памяти, внимания, наблюдательности, их пополнению и активизации словаря, в таких играх происходит познание взаимоотношений между детьми и взрослыми, объектами живой и неживой природы. Дидактические игры увлекают и в непринужденной обстановке погружают ребенка в языковую среду, где он впитывает в себя новую информацию.
В своей работе я использую разные виды дидактических игр: настольно
– печатные, словесные, игры с предметами.
Настольно – печатные игры: «Собери орнамент», (для детей 5 - 6 лет, «Дочки – матери» (для детей 4 – 5 лет).
Цель: Закреплять пройденный материал по изучению коми языка.
Задачи:
1. Развивать психические процессы, речь, мелкую моторику.
2. Воспитывать усидчивость.
Ход: Дети собирают из отдельных элементов целый образ орнамента
Работая в средней группе, я столкнулась с проблемой, мои детки не запоминают глаголов повелительного наклонения. Надо было что-то предпринимать. И я сделала дидактическую игру «Найди карточку» Дидактическая игра: «Найди карточку» (для детей 4 -5 лет).
Цель: закрепить знания детей на коми языке о домашних и диких животных, используя глаголы повелительного наклонения.
Задачи:
1. Способствует лучшему усвоению программного материала и углублению знаний;
2. Пополняет и расширяет словарный запас;
3. Позволяет закрепить речевой материал в игровой форме;
4. Развивает мышление;
5. Воспитывает у детей живой интерес к языку.
Ход: 1. Дети сортируют карточки, угадывая домашних и диких животных.
2. Дети угадывают действия животных (глаголы повелительного наклонения) по рисунку.
Игра многофункциональна. Задания помогут ребенку пополнить и обогатить словарный запас, развить навыки связной речи на коми языке, понимать речь взрослого, по словесному указанию находить предметы, задавать вопросы и отвечать на них. Во время игры дети усваивают, овладевают языковыми умениями, речевыми навыками, у детей развиваются основы коммуникативной компетенции.
В век развития информационных технологий мы, воспитатели, не можем остаться в стороне. Чтобы интерес к изучению родного языка не иссяк, необходимо разрабатывать и применять компьютерные технологии. Использование презентаций, ИКТ даёт большие преимущества для наиболее полного раскрытия темы занятия, экономит время, воспитанники более охотно воспринимают материал, развития интереса к обучению, создают благоприятные условия для формирования личности и отвечать запросам современного общества. Занятие становится интересным, творческим, развивающим.
Мультимедийная игра «Коми старинные инструменты».
Цель: закрепить представления детей о старинных музыкальных инструментах коми народа.
Задачи: 1. Расширять кругозор.
2. Способствовать воспитанию нравственно-духовных качеств.
3. Развивать слуховое восприятие детей.
Ход: В первой части игры закрепить знания детей об инструментах. Во второй части игры угадывать по звучанию тот или иной старинный коми инструмент.
Ожидаемые результаты:
1. Повышение уровня усвоения коми языка.
2. Совершенствование педагогического мастерства, использование передовых технологий в обучении дошкольников коми языку, познании окружающего мира.
3. Разнообразие игровой развивающей среды.
А педагогическая ценность дидактических игр при обучении коми разговорной речи, заключается в том, что в дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Как сказала Н. К. Крупская: " Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - учёба, игра для них - труд, игра для них серьёзная форма воспитания".