Наталья Пендюкова
Методическая разработка Проект «Зеленый огонек»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
«Зеленый огонек»
Тип проекта : краткосрочный; смешанный
Участники проекта :
- Дети старшего дошкольного возраста;
- Педагоги;
- Родители.
автор проекта воспитатель : Пендюкова Н. Б.
Публикация «Методическая разработка Проект „Зеленый огонек“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
Многие правила безопасности возникли еще в глубокой древности, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений. Со временем изменились условия жизни человека, стали иными правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей. Выйдя из дома на улицу, человек становится участником дорожного движения.
Ежегодно на дорогах России гибнут взрослые и дети. В числе погибших есть и несовершеннолетние дети. Как отмечают работники ГИБДД, большинство нарушений правил дорожного движения происходит из-за отсутствия взаимного уважения между участниками дорожного движения, а также по причине незнания и прямого игнорирования правил дорожного движения.
Самое ценное – здоровье и жизнь ребенка, поэтому в детском саду вопросу безопасности детей на улицах и дорогах города необходимо уделять большое внимание. Дошкольный возраст – это важнейший период, когда формируется человеческая личность. Дети – наиболее незащищенная часть населения. Познавая окружающий мир, дошкольники зачастую попадают в ситуации, угрожающие их жизни и здоровью. Определить, правильно или неправильно ведет себя человек в той или иной ситуации, очень сложно. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Эти правила следует разъяснять детям подробно, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие родители, дошкольные учреждения, в дальнейшем - школа и другие образовательные учреждения, а также все окружающие ребенка люди. Мы выбрали эту тему потому, что считаем ее актуальной и жизненно необходимой для детей, воспитываемых в современном мире. Важно как можно раньше научить детей правилам поведения на улицах и дороге. Знакомить с азбукой дорожного движения надо еще до школы, тогда ребенок начинает осознавать окружающий мир, способен запомнить то, что говорят и показывают взрослые. Именно в этом возрасте дети должны получить первые сведения о правилах дорожного движения.
Поэтому возникла необходимость в использовании проекта, отражающего работу, направленную на обучение детей правилам безопасного поведения.
Цель проекта :
• повышение активности педагогического коллектива, родителей и детей в обеспечении безопасности дорожного движения, воспитание потребности в соблюдении правил поведения в экстремальных ситуациях.
В программе определены основные задачи:
• формирование представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них;
• приобщение к правилам безопасного для человека поведения;
• передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
• формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека ситуациям.
Работа ведется систематически как с группой, так и с подгруппами, учитывая индивидуальные особенности детей. Каждый педагог должен помнить, что нельзя воспитать дисциплинированного пешехода, если с детства не прививать такие важные качества, как внимание, собранность, ответственность, осторожность, уверенность. Наша задача - организовать работу так, чтобы знания, полученные в дошкольном возрасте стали прочными и могли быть с успехом применены будущими школьниками, так как уже первокласснику иногда приходится ходить в школу самостоятельно.
Проект составлен с учетом интеграции образовательных областей. Режим образовательной деятельности позволяет реализовать указанные задачи, объединяя с другими - развитие коммуникативных навыков, введение в основы экологии, развитие творческих навыков у детей и т. д. Очевидно, что весь объем знаний невозможно передать детям только в образовательной деятельности, поэтому, закрепление, расширение и углубление полученных знаний осуществляется в беседах с детьми, которые организуются во второй половине дня или на прогулке.
Также для закрепления знаний и умений детей используется игра, как основной вид деятельности детей в дошкольном детстве. Игра помогает закрепить, а в некоторых случаях и расширить знания детей о безопасном поведении с незнакомыми людьми, о правилах поведения на дороге и в транспорте и т. д.
Знакомство с художественной литературы позволяет усваивать знания за счет познавательной направленности произведений, через которые дети усваивают правила и нормы поведения.
Изобразительная деятельность помогает детям закрепить и расширить полученные знания и выразить свое отношение к материалу.
Организация опытно-исследовательской деятельности дошкольников позволяет детям активно включаться в процесс познания, самостоятельно или под руководством взрослого делать небольшие открытия, выводы, умозаключения.
Таким образом, предлагаемая нами система работы позволит сформировать у дошкольников опыт безопасного поведения, позволяющего им предвидеть опасность, по возможности избегать ее, при необходимости действовать.
Большое внимание мы уделяем работе с родителями, проводим индивидуальные беседы, в которых с помощью наглядной пропаганды подчеркиваем моральную ответственность, которая лежит на взрослых. В этих беседах мы доносим до родителей, что своим безоговорочным подчинением требованиям дорожной дисциплины родители должны подавать пример детям, так как нарушать правила поведения дошкольники учатся, прежде всего, у взрослых. Только в тесном содружестве педагогов дошкольного учреждения и семьи у детей можно выработать твердые навыки ориентирования в дорожно-транспортной ситуации, дорожных знаках, сигналах светофора, разметке дороги. Результатом проделанной работы станет примерное, безопасное движение детей на улице.
Ожидаемый результат:
• Расширятся представления детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.
• Сформируются знания о правилах дорожного движения;
• Сформируются знания детей о том, что светофоры управляют сложным движением транспорта и пешеходов на улицах и дорогах;
• Сформируются навыки спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.
• Сформируется умение детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.
• Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.
Проблема: несоблюдение правил дорожного движения детьми и взрослыми
Цель: повысить активность педагогического коллектива, родителей и детей в обеспечении безопасности дорожного движения; формировать у детей умение пользоваться знаниями и следить за своим поведением в окружающей дорожно-транспортной среде.
Задачи:
• Продолжать закреплять и дополнять представление детей о некоторых правилах дорожного движения;
• Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде;
• Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах;
• Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды;
• Формировать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умения обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих;
• Расширять словарный запас детей по дорожной лексике;
• Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей;
• Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе;
• Воспитывать культуру поведения на улице и в транспорте.
Продолжительность и срок: сентябрь-октябрь
№
п/п Содержание работы
Работа с детьми.
1. Непосредственно образовательная деятельность
- Наш город и его транспорт.
- Для чего нужны правила дорожного движения, как они появились?
- Дорожные знаки – наши друзья!
- Осторожно, улица!
- Красный, желтый, зеленый.
- Как рождаются опасные ситуации на дороге.
время проведения в режиме дня - 1 пол. дня
ответственный - спец. по разв. речи.
2. Психологические занятия:
-«Как стать уверенным в себе»
-«Как победить страх»
время проведения в режиме дня - 2 пол. дня
ответственный - психолог.
3. Непосредственно образовательная деятельность
- Рисование «Помни правила дорожного движения»
- Конструирование «Машины на улицах нашего города»
- Аппликация «Дорожные знаки»
Время проведения в режиме дня - 1 пол. дня
ответственный - спец. по изодеят.
4. Дидактические игры:
- «Опасно – неопасно»
- «Что такое хорошо, что такое плохо»
- «Что ты знаешь о?»
- «Что было бы, если бы?»
- «Дорожные знаки»
- «Узнай знак»
- «Автошкола»
- «Теремок» утро,
время проведения в режиме дня - вечер
ответственный - воспитатели
5. Беседы:
- Правила безопасного поведения на улицах.
- Твои помощники на дороге.
- Дорожные знаки.
- Я примерный пассажир.
- Правила для пешеходов и пассажиров.
- Я шагаю по проспекту.
- Беседа по картине «Улица города» во время занятий,
время проведения в режиме дня - 2 пол. дня
ответственный - воспитатели, спец по разв. речи
6. Чтение художественной литературы:
Н. Павлова «На машине»,С. Михалков «Бездельник светофор», А. Иванов «Как неразлучные друзья дорогу переходили», С. Михалков «Моя улица», «Велосипедист»;
Л. Самашова «Язык улицы» «Предупреждающие знаки», «Запрещающие знаки», «Предписывающие знаки», «Информационные, указательные знаки»; Н. Носов «Автомобиль»; Н. Калинина «Как ребята переходили улицу».
время проведения в режиме дня - 2 пол. дня
ответственный - воспитатели, спец. по разв. Речи
7. «Минутка» в детском саду:
- Улица;
- Мы – пешеходы;
- Мы и транспорт;
- Перекресток;
- Светофор;
- Пешеходный переход;
- Дорожные знаки;
- Сигналы регулировщика;
- Если ты стал водителем.
8. Просмотр мультфильмов:
«Уроки Тетушки Совы»;
«Где опасно играть»;
«Пешеходный переход»;
«Что такое светофор»;
«Смешарики о правилах дорожного движения».
время проведения в режиме дня - 2 пол. дня
ответственный - воспитатели
9. Сюжетно- ролевые игры:
«Путешествие на транспорте», «Заправочная станция»
время проведения в режиме дня - 2 пол. дня
ответственный - воспитатели
10. Физминутки:
- Мы шоферы;
- Мы ребята мастера;
- Я все умею;
- Мои умелые руки.
время проведения в режиме дня - во время занятий
ответственный - спец. по разв. речи, воспитатели
11. Развлечения:
«Азбука пешехода»; «Происшествие в лесу»
время проведения в режиме дня - 2 пол. дня
ответственный - воспитатели, муз. рук.
Взаимодействие с родителями
1. Консультации на темы «Безопасность на улицах и дорогах»; «Ребенок и взрослый на улице»; «Как научить ребенка наблюдать за дорогой»
ответственный - воспитатели
2. Анкетирование «Я и мой ребенок на улицах города»
ответственный - воспитатели
3 Домашнее задание:
Разработать маршрут «Дом – детский сад»
ответственный - родители, дети
4. Родительское собрание «Профилактика дорожно-транспортного травматизма» ответственный - воспитатели
Взаимодействие с кадрами
1. Педсовет «Программа воспитания безопасного поведения на улицах и дорогах. Изучение методических рекомендаций к программе»
ответственный - Зам. зав. ВМР
2. Консультация «Психофизиологические особенности дошкольников и их поведение на дорогах»; «Воспитание дошкольников дисциплинированными пешеходами» (методические рекомендации по совместной работе воспитателей и родителей) ответственный - Зам. зав. ВМР
Организационно – административная работа
1. Инструктаж по охране жизни и здоровья детей
ответственный - Заведующий
2. Проведение разъяснительной работы, направленной на повышение организованности и готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях
ответственный - Зам. зав. по безопасности
Результат:
Продуктивный: выставка детских работ «Зеленый огонек».
Творческий: праздник «Путешествие в страну дорожных знаков».
Социальный: соблюдение правил безопасного поведения на дороге и в транспорте.
Список использованной литературы:
• Н. Н. Авдеева «Безопасность на улицах» – М. : ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997;
• К. В. Агафонова «Дети и дорожное движение» – М. : Просвещение, 1987;
• С. Ю. Волков «Про правила дорожного движения» – М. : «Издательство АСТ-ЛТД», 2006;
• О. С. Кирилова «Красный – стой, зеленый – можно. Желтый светит – осторожно» – Волгоград: «Семь ветров», 1995;
• В. Р. Клименко «Обучайте дошкольника правилам движения» – М. : Просвещение, 1973;
• М. Ю. Картушина «Сценарии оздоровительных досугов для детей 6-7 лет» – М. : «Новая школа», 2007;
• Ю. Г. Илларионова «Учите детей отгадывать загадки» – М. : Просвещение, 1985;
• С. Прокофьева, Г. Сапгир «Мой приятель – светофор» – М. : Просвещение, 1980;
• О. Ю. Старцева «Школа дорожных наук» – М. : «Творческий центр», 2009;
• Т. А. Шорыгина «Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет» – М. : «Творческий центр», 2009.