Папки-передвижки

Методическая разработка проекта «Мотивационный компонент готовности к школе у детей 6–7 лет»

Ольга Евстафьева
Методическая разработка проекта «Мотивационный компонент готовности к школе у детей 6–7 лет»

Введение

Подготовка к школе – одна из основных задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста. В понятие «готовность к школе» входят многие состав-ляющие – готовность физиологическая, интеллектуальная, социальная, эмоцио-нальная и другие. Все составляющие тесно взаимосвязаны; недостатки в форми-ровании любой из них сказывается на успешности обучения.

Публикация «Методическая разработка проекта „Мотивационный компонент готовности к школе у детей 6–7 лет“» размещена в разделах

В настоящее время проблема психологической готовности ребенка к школь-ному обучению является одной из актуальных для психологической и педагоги-ческой практики. Основной причиной неуспеваемости большинства учащихся является их недостаточная готовность к сложному процессу обучения. Прежде всего, у ребенка должно быть желание идти в школу, желание учиться, т. е. мотивация к обучению. Чем ребенок менее мотивационно готов к школе, тем труднее он привыкает к новой жизни и тем большая вероятность низкой успе-ваемости. Чрезвычайно важно своевременное выявление такого рода незрело-сти, так как возможно более полное ее преодоление еще в дошкольном возрасте, что позволит предупредить само возникновение многих проблем в дальнейшем.

Мотивационная готовность к школе — это показатель, определяющий уро-вень стремления ходить в школу, понимания школьных правил и степень их принятия. «Хочешь ли ты пойти в школу - этот вопрос один из важнейших. Дети, приближающиеся к 7-летнему возрасту или уже перешагнувшие этот рубеж, чаще отвечают: «Да», а многие прибавляют: «Очень». Почему они хотят за парту? Ответы самые разные: «Чтобы стать взрослым», «Чтобы получить много знаний», «Чтобы быстрее пойти работать». Если же звучит отрицатель-ный ответ, это должно насторожить родителей, особенно когда ребенку по возрасту положено идти в школу. Иногда нежелание идти в школу связано с неуверенностью в себе: «Задания слишком сложные», «Я не смогу там правиль-но ответить». Так считают чаще всего неуверенные в себе, застенчивые дети, которым и в детском саду с трудом даются ответы «на публике», или же дошко-льники с закрепившимся образом неудачника. Недостаточно сформированная мотивационная готовность может вызвать у ребенка огромные трудности во время первого года обучения в школе, а в дальнейшем вообще вызвать стойкое нежелание учиться.

Программы подготовки ребенка к школе в детском дошкольном учрежде-нии направлены в основном на развитие интеллектуальной готовности, кроме того, их особенностью является школьный метод обучения, в результате которо-го желание ребенка идти в школу не возрастает. В итоге мы получаем такую ситуацию, что многие дети хотят остаться в детском саду.

Таким образом, целью данного проекта является формирование мотиваци-онной готовности детей к школе. Данная цель включает в себя задачи формиро-вания у детей интереса к школе, положительного отношения к ней и учителю, желание учиться, стремление занять позицию школьника. Главная задача – довести психологическое развитие ребенка до уровня готовности к школе. Задача воспитателя сначала пробудить у ребенка желание научится чему-то новому, а уже затем начинать работу по развитию высших психологических функций.

1. Понятие мотивационной готовности к школе

Мотивационная готовность к школе включает в себя :

- внутреннюю мотивацию (т. е. ребенок хочет идти в школу, потому что там интересно, и он хочет много знать);

- внешнюю мотивацию (т. е. ребенок хочет идти в школу, потому что у него будет новый ранец, или родители пообещали купить велосипед)

Другие ученые выделяют следующие мотивы :

а). Учебный ("хочу учиться в школе, чтобы научиться чему-либо, стать дру-гим, потому что мне нравится учиться"). Если до школы у ребенка не было положительного опыта обучения (например, в каком-нибудь кружке, то и учебного мотива не будет.

б). Познавательный ("мне учиться интересно, там много узнают нового, много рассказывают"). Одного такого мотива недостаточно для мотивационной готовности, т. к. он довольно быстро себя исчерпывает.

в). Позиционный ("хочу заниматься важным, значимым делом, "как взрос-лый", хочу чувствовать себя взрослым"). Этот мотив связан с изменением отношения взрослого к ребенку со стороны семьи - если игра кажется неважной для взрослых, то учеба - наоборот.

г). Игровой ("хочу в школу, т. к. там можно поиграть, там много ребят, там весело"). Часто такой ребенок носит в школу игрушки, больше всего любит перемены.

д). Социальный ("учиться в школе необходимо, чтобы потом выбрать себе профессию, обеспечивать свою жизнь, без учения ничего не добьешься"). Таким образом, ребенок младшего школьного возраста может только повторять социально одобряемый вариант, который не является его собственным, внут-ренним.

е). Внешние, не связанные со школой. Их может быть множество, напри-мер, "я хожу в школу, потому что там не укладывают спать", "потому что для нее покупают портфель", "потому что туда идет Вася (друг)", "потому что там ставят пятерки", "потому что меня мама заставляет" и т. д.

ж) Оценочные мотивы. (Основаны на стремлении получить одобрение взрослого, высокую оценку с его стороны: «Меня будут хвалить за пятерки», «Оценки нужны, чтобы мама узнала о моих успехах» и даже: «За пятерку мне деньги дадут»).

з) позиционные мотивы (Они связаны с интересом к школьной атрибутике : «Мне уже купили новый портфель и пенал», «В школе парты и доска»).

Таким образом, говоря о мотивах учения, можно сказать, что учебная деятельность дошкольников побуждается не одним, а целой системой разнооб-разных мотивов. Каждый из перечисленных мотивов в той или иной степени присутствует в мотивационной структуре дошкольника, каждый из них оказы-вает определенное влияние на формирование и характер его учебной деятельно-сти. Наряду с осознанием общественной значимости школьного учения, умени-ем подчинять свое «хочу» слову «надо», желанием трудиться и доводить начатое дело до конца, стремлением к успеху и адекватной самооценкой, мотивы учебной деятельности будут оказывать влияние на особенности обуче-ния ученика.

Итак, мотивационная готовность к школьному обучению складывается из:

1. Положительных представлений о школе, учителе и учебной деятель-ности;

2. Желания учиться в школе, чтобы узнать и уметь много нового;

3. Сформированной позиции школьника.

2. Формы работы

Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны педагогов детского сада. Таким образом, воспитателям подготовительных групп необходимо проводить специально направленную работу по формированию у детей положительного отношения к школе, по повышению мотивационной готовности к школьному обучению. В воспитательно-образовательной работе с детьми 6 – 7 лет при акценте на мотивационной готовности к школе могут быть использованы различные организационные формы и методы обучения. Эффек-тивно применение гибкой, вариативной структуры занятий различных видов, объединяющих различные виды деятельности.

Занятия – основная форма организации, в которой решаются задачи форми-рования основ мотивационной готовности детей. Все виды занятий (индивиду-альные, подгрупповые, фронтальные) применяются и варьируются в зависимо-сти от уровня развития детей. Занятия с детьми должны проводиться разнооб-разными методами с применением разнообразных приемов. Первостепенное значение принадлежит группе словесных методов. К ним относятся: повество-вание, описание, рассуждение, характеристика, объяснение, беседа.

На каждом занятии, кроме словесных методов обучения, необходимо пре-дусматривать практическую самостоятельную деятельность детей. Кроме этого, предлагается использовать обсуждение, составление совместного рассказа о школе, инсценировку и различные виды детской деятельности: рисование, лепка, изготовление поделок, пение, слушание музыки, чтение и т. д.

Каждое занятие нужно проводить так, чтобы дети поняли, что они узнали нового. Целесообразно давать не готовый результат, а способ, с помощью которого достигается решение умственной задачи.

Ученый Е. Б. Балуева рекомендует для формирования мотивационной го-товности :

1. Проводить беседы, направленные на создание у ребёнка правильного от-ношения к школе (всё, что говорится в семье о школе, о её роли в подготовке к будущей профессии, должно вызывать положительное эмоциональное отноше-ние). Важно, чтобы сообщаемая информация вызывала у ребёнка живой отклик, чувство радости, сопереживания. Родителям следует в беседе с детьми обращать внимание на то, что школа – это не только новый портфель и красивые тетрадки с обложками, намного интереснее то, чем занимаются дети в школе.

2. Показ фотографий, грамот, связанных со школьными годами родителей.

Так же при формировании мотивационной готовности к школе основным остается использование игр и игровых заданий. Развивающие игры содержат разносторонние условия для формирования личности ребенка, и, прежде всего, они направлены на развитие необходимых в школьном обучении психических процессов. Дидактическая игра способствует закреплению, уточнению, расши-рению знаний, их обобщению и систематизации, выработке умений и навыков, учит их практическому применению. При этом ученые выделяют словесные, настольные, подвижные, строительные, творческие дидактические игры, заоч-ные путешествия, инсценировки, викторины. Н. Голикова предлагает использо-вать игру «Школа».

К занятиям и играм Г. Г. Петроченко добавляет использование различных контактов воспитанников детских садов с учащимися школ : шефство учащихся над дошкольниками; совместное проведение мероприятий – вечеров и утренни-ков сказок; посещение дошкольниками торжественной церемонии встречи первоклассников; экскурсии в школу; просмотр кинофильмов о школе; встречи с учащимися; организация и проведение совместных трудовых дел, игр. Н. В. Турчина добавляет размещение начальных классов школы на площадях ДОУ и «комплекс» ДОУ и школы. При этом во время проведения экскурсии по школе детям следует предоставить возможность посидеть за школьной партой, посе-тить школьную мастерскую, компьютерный класс, заглянуть в спортивный зал, посмотреть рисунки школьников и потрогать поделки, выполненные их руками, «перекусить» в школьной столовой, посетить библиотеку, походить между полками с книгами. Опыт проведения подобных экскурсий показал, что они производят на детей неизгладимое впечатление и резко повышают школьную мотивацию.

Также предлагается рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь и беседа по ним, рисование школы, организация переписки с учителем, организация выставок, создание альбомов о школе.

При формировании эмоционального отношения к школе в современных ДОУ основное внимание уделяется соприкосновению детей с музыкой. Это может быть как пение, так и простое слушание музыки с последующей беседой. Не мало важное значение имеет досуг совместно с первоклассниками, показ первоклассниками театрализованного представления.

Из рассмотренного можно сделать вывод, что для успешного развития ком-понентов психологической готовности детей к школе необходим ряд условий. Активное формирование готовности к школьному обучению не представляется возможным без накопления знаний, умений и навыков на организованных, систематических занятиях с использованием разнообразных методов и форм организации обучения и воспитания соответствующего содержания.

3. План работы.

Исходя из выше сказанного, мною был составлен следующий план работы:

№ Содержание работы Сроки про-ведения Результаты работы

1

1. Подбор и изучение методической литературы, интернет-сайтов

2. Диагностика уровня мотивационной готовности к школе

сентябрь - октябрь

Составление плана работы и занятий по теме самообразования

2

• Подбор игр

• Подбор атрибутов

• Целевая прогулка к зда-нию школы

• Просмотр фильмов

• Чтение рассказов, сти-хотворений, загадок на школьную тематику

• Слушание песен школь-ной тематики

• Рассматривание картин и школьных фотографий родителей

• Знакомство с букварем

• Рисование

• Беседа «Школа – мой новый дом»

• Беседа с первоклассни-ком

• Работа с родителями

ноябрь – март

составление картотеки («Игра в школу», «Класс», «Школа», «Сказка о глупом мышонке», «Собери портфель в школу», «Четвертый лишний», домино и др.)

создание уголка первоклассни-ка (учебники, канцелярские то-вары, школьная форма и др.)

подготовка стенда для родите-лей

«Первоклассница» (закрепле-ние интереса к школе)

Л. Ф. Воронкова «Подружки идут в школу», Л. Н. Толстой «Филиппок», А. Барто «В пер-вый класс», М. Садовского «Первое сентября», М. Бородиц-кого «Первоклассник» и др.

«Учат в школе», «Первоклаш-ка», «Дважды два четыре»

коллективное создание альбома о школе

желание узнать буквы, чтобы научиться читать

выставка работ: «Что я знаю о школе, «В какой школе я хочу учиться», «Чем я буду занимать-ся в школе», «Школа зверей»

знакомство с особенностями школьной жизни, правилами по-ведения в школе

благоприятное представление о школьной жизни

выпуск памятки и буклетов, проведение бесед и консульта-ций по теме самообразования

3

Диагностика результатов работы

апрель – май

подведение итогов, подготовка отчета работы, разработка пре-зентации

4. План занятий с детьми

В соответствии с выше указанными данными был составлен следующий план занятий с детьми:

Этапы Цель Содержание

I. Подготови-тельный

развитие доброже-лательных чувств друг к другу, созда-ние благоприятной атмосферы в группе,

знакомство с деть-ми;

воспитывать жела-ние учиться, разви-вать доброжелатель-ное отношение к школе;

доставить детям старшего дошкольно-го возраста радость, продолжить форми-ровать положитель-ное отношение к школе;

развитие интереса к школе; Занятие 1

Выставка «Мои родители в школе»

Чтение литературы на учеб-но-школьную тематику

(Л. Ф. Воронкова «Подруж-ки идут в школу», Л. Н. Тол-стой «Филиппок», В. Орлова «Что написано в тетрадке»)

Игра «Первоклассник»

Занятие 2

Рисование на тему: «Что я знаю о школе

«Игра в школу»

II. Основной

сформировать представление о Дне знаний; рассказать о том, что дети в семь лет поступают в школу, их называют учениками, учит их педагог (учитель, обучение в школе проходит на уроках, начало и конец кото-рых возвещаются звонком, вызвать ин-терес и положитель-ное отношение к школе;

познакомить с ос-нащением класса;

дать представление о том, что такое класс, познакомить с учителем, с правила-ми поведения в шко-ле, вызвать интерес к труду учителя, эмо-ционально положи-тельное отношение к нему;

познакомить детей с самым первым учебником в их жиз-ни, вызвать желание узнать буквы, чтобы научиться читать;

продолжать знако-мить с особенностя-ми школьной жизни; Занятие 1

Целевая прогулка к зданию школы

Занятие 2

Детское творчество на тему: «В какой школе я хочу учить-ся»

Игра «Класс»

Занятие 3

Знакомство с букварем

Занятие 4

Чтение стихов: А. Барто «В первый класс», М. Бородицко-го «Первоклассник», М. Са-довского «Первое сентября»

Слушание и исполнение пе-сен школьной тематики «Учат в школе», «Первоклашка», «Дважды два четыре»

III. Заключи-тельный закрепить знания, полученные при по-сещении школы, ин-терес к школе и же-лание учиться;

создать у детей эмоционально поло-жительный настрой, закрепить интерес к школе;

продолжение за-крепления интереса к школе.

Занятие 1

Игра «Школа»

«Сказка о глупом мышон-ке»

Коллективное создание аль-бома о школе

Занятие 2

Рисование «Чем я буду за-ниматься в школе»

Создание уголка перво-классника (учебники, канце-лярские товары, школьная форма и др.)

Публикации по теме:

Методическая разработка «Музыкальный досуг юных инженеров» для детей 6–7 летМетодическая разработка «Музыкальный досуг юных инженеров» для детей 6–7 лет Как организовать музыкально-конструктивную деятельность: "Музыкальный досуг юных инженеров"Цель музыкально-конструктивной деятельности:.

Методическая разработка игры-викторины по финансовой грамотности с детьми подготовительной к школе группы Пояснительная записка Данная игра-викторина направлена на формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников. В ходе игры.

Методическая разработка. Игровое занятие «Дружба». Возраст детей от 4 до 7 лет Игровое занятие «Дружба». Цель: Учить детей строить взаимоотношения с большой группой сверстников, развивать умение общаться легко и непринужденно.

Методическая разработка исследовательского проекта «Необычное в обычном. Камни»Методическая разработка исследовательского проекта «Необычное в обычном. Камни» Предлагаю вашему вниманию исследовательский проект, с которым в апреле 2018 года мы вместе с воспитанницей участвовали в заочном, а затем.

Методическая разработка ко Дню защиты детей «Матрёшка — символ Родины».Методическая разработка ко Дню защиты детей «Матрёшка — символ Родины». «Первая русская матрёшка, выточенная по эскизам С. В. Малютина лучшим игрушечником из Сергиева Посада В. Звёздочкиным, была восьмиместная.

Методическая разработка индивидуального образовательного маршрута детей Методическая разработка по индивидуальному образовательному маршруту детей. "Формирование творческих способностей", "Развитие мелкой моторики.

Методическая разработка «Поделки для детей с ромашковым настроением»Методическая разработка «Поделки для детей с ромашковым настроением» Уважаемые коллеги, дорогие друзья и гости моей странички, доброе время суток! Сегодня я хочу продолжить ромашковую тему. На сайте мною.

Методическая разработка проекта по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возрастаМетодическая разработка проекта по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста Актуальность. Личная гигиена — это совокупность навыков и привычек, которые приобретаются уже в дошкольном возрасте и применяются в течение.

Методическая разработка «Психологические особенности детей старшего возраста»Методическая разработка «Психологические особенности детей старшего возраста» Методическая разработка "Психологические особенности детей старшего возраста" К пяти годам дети умеют сдерживать свои чувства и произвольно.

Проектная деятельность по формированию познавательной и мотивационной готовности детей к школе «Скоро в школу» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №38 города Кузнецка Проектная деятельность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка проекта «Мотивационный компонент готовности к школе у детей 6–7 лет»
Опубликовано: 13 октября 2020 в 12:36
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД