Марина Шевченко
Проект «Первая ступенька в большой мир»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Золотой ключик»
ПРОЕКТ
«Первая ступенька в большой мир.»
С6.02.2017 по 31.05.2017г.
(Формирование социальных навыков
у детей дошкольного возраста
через ознакомление с социумом микрорайона)
Реализатор проекта воспитатель :
Шевченко Марина Викторовна
сл. Б-Мартыновка,2017г.
Публикация «Проект „Первая ступенька в большой мир“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребёнка-дошкольника. прежде всего расширяются знания детей об окружающем мире и развиваются общие способности детей – познавательные, коммуникативные и регуляторные.
Данный проект направлен на организацию работы по воспитанию любви к родному микрорайону, посёлку и развитию социальных навыков у детей старшего дошкольного возраста. В проекте представлены методические разработки конспектов занятий, экскурсий, бесед по формированию у детей интереса к своему микрорайону, развитию чувства ответственности, гордости за свою малую Родину.
С незапамятных времен известно, что Родина начинается с семьи, родного дома, двора, детского сада, микрорайона. При формировании у дошкольников интереса к своей малой Родине активно сотрудничаем с семьей, так как семья обладает особыми педагогическими возможностями.
Социальные навыки, любовь к родному микрорайону закладываются с детства, поэтому методы и приемы, используемые для работы с детьми по данной проблеме, должны быть разнообразными. Но необходимо учитывать возрастные психологические особенности и опыт дошкольников.
Воспитывать любовь к Родине, посёлку, микрорайону – значит связывать воспитательную работу с окружающей социальной жизнью и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребенка. Старший дошкольник должен знать: название своего посёлка, микрорайона, своей улицы, прилегающие к ней улицы, достопримечательности своего микрорайона.
Для этого необходимо проводить специальные занятия, целевые прогулки, экскурсии по микрорайону, наблюдение за трудом взрослых.
Актуальность
На первый взгляд, кажется, что социальный мир ребёнка дошкольника невелик. Это его семья, взрослые и сверстники, которых он встречает в детском саду. Однако люди, окружающие ребёнка, вступают в разнообразные взаимоотношения – родственные, дружеские, профессионально-трудовые и пр. Поэтому уже в дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представление о многообразии человеческих отношений. Рассказать им о правилах и нормах жизни в обществе, вооружить моделями поведения, которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных жизненных ситуациях. Огромную роль в решении этих задач играет ознакомление дошкольников с объектами социальной сферы района, социумом ближайшего окружения. Важно научить ребёнка свободно ориентироваться там, где он живёт, где находится его детский сад, школа, в которой он будет учиться, воспитать любовь к своей малой родине, бережное и ответственное к ней отношение.
Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром и их социальное развитие должно являться одним из приоритетных направлений работы нашего детского сада. В разработанной дидактической последовательности ознакомления дошкольников с социумом ближайшего окружения, существует необходимость реализации мероприятий на практике. Отбор объектов социальной сферы, позволяет систематизировать работу в данном направлении. Примерное содержание этой работы представлено в Перспективном планировании работы по проекту.
Определённость объектов ознакомления помогает при составлении календарно-тематического плана, сетки занятий, организации прогулок и экскурсий.
Работа над проектом направлена для ознакомления детей-дошкольников с достопримечательностями своей малой Родины, выявление сферы интересов детей, стимулирования их творческих способностей, расширения социокультурных связей и привлечения родителей к взаимодействию.
Цель проекта
Для детей:
• Приобщить детей к окружающему миру через социокультурную среду;
• Расширить и разнообразить взаимодействие детского сада, родителей и общества в контексте воспитания детей;
Для взрослых:
• Организация экскурсий и систематизация непосредственно-образовательной деятельности детей.
Задачи:
• Освоение дошкольниками предметного мира;
• Формирование навыков поведения в детском саду, на участке, во время прогулок по близлежащим улицам, а также навыков общения со сверстниками, родителями, сотрудниками детского сада;
• Воспитание ценностного, уважительного отношения к труду взрослых, знакомство с профессиями, понимание назначения атрибутов профессиональной деятельности;
Вид проекта : исследовательский, творческий.
Участники проекта : дети, педагоги, родители.
Срок: долгосрочный.
Стратегии достижения результата:
1. Воспитатель знакомит родителей с основными направлениями работы по реализации проекта.
2. Индивидуальная работа воспитателя по отбору методов, форм, средств ознакомления с микрорайоном.
3. Воспитатель организует экскурсии, целевые прогулки, выставку, проводит занятия, беседы, игры.
Ресурсы и условия, необходимые для реализации проекта :
1. База МБДОУ «Детский сад Золотой ключик».
2. Для пополнения знаний об истории и достопримечательностях микрорайона изучить краеведческую литературу.
3. Совместно с родителями подготовить фотоматериал о нашем микрорайоне.
4. Оформить макет микрорайона для расширения знаний окружающего детский сад социума.
5. Изменять пространственно - предметную среду в группе.
6. Подбор литературы по данной проблеме.
7. Оформление альбомов: Группа «Пчёлки», Детский сад «Золотой ключик», «Первая ступенька в большой мир».
Формы работы.
1. Занятия, экскурсии.
2. Целевые прогулки.
3. Совместная деятельность.
4. Индивидуальная деятельность.
5. Игровая деятельность.
6. Домашнее задание.
Этапы работы над проектом
Подготовительный. Выявление проблемы: сбор информации, беседы, наблюдения, подбор методических и дидактических пособий. Приглашение к проекту.
Основной.
- непосредственная образовательная деятельность;
- беседы о профессиях;
- чтение и обсуждение художественных произведений;
- заучивание стихотворений, пословиц, поговорок;
- экскурсии по темам (1 раз в месяц);
- беседы после экскурсии, на которых дети делятся впечатлениями, вспоминают, что видели на экскурсии, рассматривают иллюстрации, слайды, лепят, рисуют, изготавливают альбомы;
- игры: сюжетно-ролевые, дидактические;
Заключительный.
Отчёт о результатах проектной деятельности в форме выступления воспитателя, презентация проекта, фотоотчёт.
Перспективный план работы по проекту
Социальная сфера Старшая группа
Образование Школа: профессия учителя, для чего нужна школа, кто и чему учится там; экскурсия в школу, целевые посещения.
Органы власти, управления и правопорядка Район: формирование элементарных представлений о деятельности районной управы в процессе экскурсий и прогулок по микро-району, получение на занятиях основных сведений о районных органах власти.
Начальный этап ознакомления.
Обобщение и закрепление представлений.
Торговля Универсальный магазин: экскурсия в продуктовый магазин – гастроном и промтоварный - универмаг; знакомство с профессиями кассира, товароведа.
Начальный этап ознакомления.
Обобщение и закрепление представлений.
Учреждения культуры достопримечательности района Дом культуры: формирование представлений о назначении Дома культуры, профессии работников культуры.
Музеи: формирование представлений о назначении и видах музеев, знакомство с достопримечательностями слободы (экскурсия в парк, на территорию музея, в школьный музей.
Начальный этап ознакомления.
Обобщение и закрепление представлений.
Содержание работы
Дата Форма работы Цель
Февраль
I неделя 1. Занятие «Улицы нашего микрорайона».
2. Домашнее задание: подбор фотографий для альбома «Первая ступенька в большой мир»- достопримечательности микрорайона. Познакомить с историей возникновения нашего микрорайона, дать знания о том, в честь кого названы улицы микрорайона: Озова, Думенко, Кабардино-Балкарская, Костенко и т. д. Воспитывать гордость за свой город.
Развивать у детей и родителей интерес к родному микрорайону.
II неделя 1. Рисование «Дом, в котором я живу».
2. Сюжетно-ролевая игра «Семья, почта». Вызвать желание в рисунке передать свои чувства к родному дому, двору.
Расширять знания детей о труде работников почты, воспитывать доброжелательные отношения в семье.
III неделя 1. Беседа «Я живу на улице…».
2. Экскурсия в школу (фойе, классы, спортивный зал).
3. Оформление фотоальбома «Первая ступенька в большой мир». Закрепить знания детей об улицах микрорайона, об учреждениях, расположенных на них.
Вызвать положительные эмоции, желание учиться в школе. Расширить знания детей о школе, ее классах и спортивном зале.
Закреплять знания детей об улицах, учреждениях микрорайона, создать радостное настроение, развивать связную речь.
IV неделя 1. Занятие «Мой детский сад» (составление рассказов с использованием плана-схемы и фотографий детского сада).
3. Рисование «Спорт». Развивать связную монологическую речь. Закреплять знания детей о своем детском саде, его сотрудниках. Воспитывать любовь к своему «второму дому».
Обогащать знания детей о различных видах спорта нашего города. Развивать творческие умения.
Март
I неделя 1. Рисование «Наш микрорайон в будущем».
2. Беседа «Транспорт на наших улицах».
3. Дидактическая игра «Найди по описанию». Развитие у детей творческого воображения.
Закрепить знания детей о различных видах транспорта в нашем посёлке. Обогащение словарно запаса.
Расширять и закреплять знания о родном микрорайоне. Развивать мышление, память.
II неделя 1. Занятие «Моя дорога в детский сад» (по схеме микрорайона).
2. Рассматривание фотографий с изображением достопримечательностей микрорайона.
3. Беседа «Как вести себя на улицах микрорайона» (обыгрывание проблемных ситуаций). Продолжать учить детей свободно ориентироваться в микрорайоне. Развивать связную речь. Закреплять умение работать со схемой.
Закрепить знания детей о достопримечательностях родного микрорайона, побуждать высказывать свое мнение.
Закреплять правила поведения на улице, научить как вести себя в случаях опасности.
III неделя 1. Составление рассказов детьми на тему: «Как пройти до детского сада», «Как пройти до магазина» и т. п.
2. Рассказы детей на тему: «Кто заботится о людях, живущих в нашем микрорайоне?».
3. Домашнее задание: «Загадки о достопримечательностях нашего микрорайона». Развивать монологическую речь, умение пользоваться схемой.
Закрепить знания детей о профессии парикмахера, работниках кафе, почты и телеграфа, автостоянки. Развивать монологическую речь.
Развивать у детей навыки словотворчества, воображение.
IV неделя 1. Рисование «Дома на нашей улице».
2. Экскурсия к администрации района.
3. Беседа «Кем и где работают мои родители». Развивать желание отражать увиденное в своих рисунках.
Закрепить знания о работе администрации района,. Дать детям знания о том, что люди работающих здесь управляют нашим районом. Познакомить с работой сотрудников. Воспитывать уважение к людям труда.
Уточнить знания детей о профессиональной деятельности своих родителей.
Апрель
I неделя 1. Сюжетно-ролевая игра «Человек заболел».
2. Рисование «Красивые здания нашего микрорайона» Закрепить знания детей о профессии врачей, работников аптеки. Развивать диалогическую речь.
Продолжать учить детей замечать архитектурные особенности зданий, развивать творческие способности.
II неделя 1. Целевая прогулка по близлежащим улицам и к поликлинике района.
2. Домашнее задание «сделать схему микро-района»(с родителями). Закрепить название улиц, обратить внимание на труд людей по благоустройству микрорайона.
Вызвать интерес у детей и родителей к совместной работе.
III неделя 1. Игра с макетом «Я иду…».
2. Конкурс совместных творческих работ детей и родителей «Я люблю тебя мой микрорайон». Закреплять умения детей свободно ориентироваться в своем микрорайоне.
Обобщать знания детей о памятниках и достопримечательностях своего микрорайона.
IV неделя 1. Рисование «Что интересного в нашем микрорайоне».
2. Дидактическая игра «Найди по описанию». Воспитывать чувство гордости за свою малую родину, развивать память, творческие способности.
Расширять и закреплять знания о родном микрорайоне. Развивать мышление, память.
Май
I неделя 1. Рисование «Наш микрорайон в будущем».
2. Домашнее задание «Мой прадед тоже воевал». Развитие у детей творческого воображения.
Расширять представление детей Великой Отечественной войне. Воспитывать уважение и чувство благодарности к воинам – защитникам Родины.
II неделя 1. Составление рассказов детьми о своих прадедах-воинах.
2. Утренник «День Победы!» Воспитывать чувство гордости за своих родных, уважение к ветеранам войны.
Закрепить знания детей о том, как россияне защищали свою страну в годы Великой Отечественной войны. Показать, что вся страна отмечает этот праздник.
III неделя 1. Экскурсия в дом культуры.
2. Дидактическая игра «Машины на нашей улице», «Знаки – помощники». Пополнять знания детей об учреждениях культуры. Воспитывать правила поведения в общественном месте.
Закрепить знания о транспорте города, правила дорожного движения.
IV неделя 1. Сюжетно-ролевая игра «Экскурсовод».
2. Итоговое занятие «Наш
микрорайон».
Учить применять полученные знания о своем микрорайоне в игре. Развитие монологической и диалогической речи.
Продолжать знакомить детей с историей и культурой родного города, района, улицы. Развивать умение наблюдать и описывать.
Заключение.
В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами. Проектная деятельность влияет на содержание игровой деятельности, игра становится более разнообразной, сложно структурированной, а сами дети становятся интересны друг другу.
Педагог постоянно находится в пространстве возможностей, что изменяет его мировозрение и не допускает применения стандартных, шаблонных действий, требует творческого и личностного роста.
Развиваются детско-родительские отношения. Ребёнок открывает новое для родителей в уже знакомых всем ситуациях. Жизнь и детей и родителей наполняется богатым содержанием.