Екатерина Андреевна Савченко
Викторина для детей подготовительной группы «Азбука — к мудрости ступенька»
▼ Скачать + Заказать документы
Азбука – к мудрости ступенька
ЦЕЛИ
• Закреплять материал групповых занятий по подготовке к обучению грамоте.
• Совершенствовать навыки чтения и печатания.
• Развивать фонематическое восприятие и логическое мышление.
• Формировать познавательный интерес к обучению грамоте, умение работать в коллективе сверстников.
ОБОРУДОВАНИЕ
Публикация «Викторина для детей подготовительной группы „Азбука — к мудрости ступенька“» размещена в разделах
Костюмы персонажей Буквоеда и Феи Грамотеи; аудио-магнитофон; надписи-названия команд «Умники» и «Грамотеи»; медали «Знатоку; Азбуки»; призовые фишки; сладкие «умнички»; панно «Звукоград»; человечки-звуко-вички; предметные картинки; звуковые модели; карточки «Недописанные буквы»; маркеры; магнитная доска; картинки и карточки к конкурсу «Буквы потерялись»; карточки к конкурсу «Новые слова»; ребусы; цветные квадраты; письмо от Незнайки; карточки со словами с ошибками и графическими схема-ми предложений; картинки для конкурса «Рифмочки и нерифмушки».
Организационный момент
Логопед. Ребята, сегодня я предлагаю вам вспомнить все то, чему мы научились на занятиях по подготовке к обучению грамоте. Для этого проведем викторину, темой которой будет русская народная пословица: «Азбука — к мудрости ступенька». Скажу по секрету, что нас посетят два гостя. Вас ждут интересные конкурсы. Участвуют в викторине две команды — «Умники» и «Грамотеи». За каждый выигранный конкурс вы получаете призовую фишку. Итак, умники и грамотеи, вперед!
Конкурс 1. «Разминка»
На стене панно «Звукоград», на мольберте — человечки-звуковички.
Логопед. Я приглашаю вас в Звукоград. Каждый член команды должен выбрать жильца-звука из замков и дать ему характеристику (например, звук [л] — согласный, твердый, звонкий, найти его среди зву-ковичков и назвать слово, которое начинается на этот звук.
Конкурс 2. «Звуковые модели»
На магнитной доске четыре предметные картинки и столько же звуковых моделей — цветовых обозначений гласных и согласных (твердых и мягких) звуков. Вызываются по одному участнику от команды. Необходимо соединить маркером по две картинки с соответствующими звуковыми моделями.
Конкурс 3. «Проделки Буквоеда»
Раздается стук в дверь.
Логопед. А вот и наш первый гость!
Буквоед. Привет, привет. Я — Буквоед. Хочу посмотреть, чему вы научились, наверное, и букв-то не знаете. Куда уж вам мои сложные задачки и ребусы отгадать!
Логопед. Ребята, давайте покажем Буквоеду, что мы знаем и любим родной язык. Отгадаете загадки Буквоеда и получите призовую фишку.
• «Недописанные буквы»
На доске карточки с буквами, у которых не хватает некоторых элементов (по три карточки на команду).
Логопед. Что случилось, что случилось, не могу никак понять. Наши буквы изменились, невозможно их узнать!
Буквоед. Ха-ха-ха, это я съел буквы, ведь я Буквоед! Теперь вы их не узнаете!
Представители от каждой команды с помощью фломастеров «вос-станавливают» буквы.
Ой-ой-ой. Не удалось мне скушать буквы.
• «Буквы потерялись» Логопед. Ребята, Буквоед приготовил вам новое зада-ние. На картинки посмотрите, буквы быстро назовите.
На доске картинки с надписями, в которых отсутствуют некоторые буквы. Дети выполняют задание.
Буквоед. Ай-ай-я. Что же кушать буду я!
• «Новые слова»
Буквоед. Найдите в написанных на карточках словах новые (например, насос — сосна, сокол — колос).
Представители команд выполняют задание.
Логопед. Убедился, Буквоед, что у нас грамотные ребята?
Буквоед. Проголодался я совсем, видно здесь я не поем! Не хочу я знаек слушать, не дают мне здесь покушать!
Буквоед уходит. Выигравшей в этом конкурсе команде вручается призовая фишка.
Конкурс 4. «Ребусы»
Логопед. Ребята, сейчас я предлагаю каждой команде отгадать по три ребуса.
Вызываются по одному представителю от каждой команды. Самый внимательный участник получает призовую фишку.
Динамическая пауза. Игра «Домики для звуков»
Логопед. Давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Домики для звуков».
На ковре — красный, синий, зеленый квадраты. Это домики для гласных, твердых и мягких согласных звуков. Детям раздаются картинки. Звучит музыка, все танцуют и передвигаются по ковру. Когда музыка замолкает, дети должны выделить первый звук в названии своей картинки и встать возле нуж-ного домика. Потом опять звучит музыка — нужно выделить последний звук в названии картинки и занять соответствующий домик.
Конкурс 5. «Незнайкины ошибки»
Логопед. Ребята, пока вы играли и танцевали, к нам пришло письмо от Незнайки. Он просит вас помочь ему ис- ] править ошибки.
Вызываются по одному участнику от команды. Их вниманию предлагаются неправильно напечатанные слова: лыжы, мыты. Дети вспоминают правило: «жи-ши — пиши с буквой и», маркером исправляют ошибки. Вызывается еще по одному участнику от команд. Им необходимо исправить количество слогов в словах: малина, сок (указаны неверные цифры). Дети вспоминают правило: «Сколько в слове гласных звуков, столько в слове и слогов». И, наконец, третьим участникам команд нужно исправить ошибки, допущенные Незнайкой при составлении графических схем предложений: «Зимой идет снег» и «Мама кормит маленькую Аню». Дети вспоминают правила написания предложений. Команда, давшая больше правильных ответов, получает призовую фишку.
Конкурс 6. «Рифмочки и нерифмушки»
На магнитной доске — предметные картинки с названиями, которые рифмуются с другими названиями. Участники команд должны найти к своим картинкам рифмы среди множества других картинок. Будущему поэту присуждается призовая фишка.
Конкурс 7. «Кроссворды — лесенки»
Для этого конкурса команда должна выбрать самого аккуратного по чистописанию участника. Логопед поочередно читает задания участникам, и они вписывают слова в кроссворды-лесенки (все слова начинаются на одну букву и каждое последующее слово на одну букву больше предыдущего).
Кроссворд 1
Для снеговика катают снежный. (ком).
Бывает манная, рисовая, гречневая. (каша).
Зимой берут коньки и идут на. (каток).
Летом — футболка, зимой — шуба, весной —. (куртка).
Кроссворд 2
Речная рыба с длинными усами. (сом).
Хищная ночная птица. (сова).
На них катаются зимой с горки. (санки).
Из снега намело большой. (сугроб).
В этом конкурсе оцениваются быстрота и правильность отгадывания слов кроссворда.
Конкурс 8. «Загадки Феи Грамотеи»
Звучит музыка.
Логопед. Наш заключительный конкурс проведет гостья из Звукограда Фея Грамотея.
Входит Фея Грамотея.
Фея Грамотея. Ребята, я слышала, что в вашем детском саду все дети любят родной язык и хотят стать грамотными людьми. Я приготовила вам загадки. Кто больше их отгадает, «Умники» или «Грамотеи»?
Жмутся в узеньком
домишке Разноцветные детишки. Только выпустишь
на волю — Где была пустота, Там, глядишь, — красота! (Цветные карандаши.)
Если ей работу дашь — Зря трудился карандаш. (Ластик.)
Черные, кривые. От рождения немые, Встанут в ряд — заговорят! (Буквы.) То я в клетку, то в линейку. Написать по ним сумей-ка! (Тетрадь.)
Я люблю прямоту, Я сама прямая.
Сделать ровную черту Всем я помогаю.
(Линейка.) Стоит дом, кто в него
войдет. Тот ум приобретет.
(Школа.)
Подведение итогов викторины. Награждение участников
Логопед. Ребята, на этом наша викторина «Азбука — к мудрости ступенька» подошла к концу.
Подсчитывается количество призовых фишек и объявляется команда-победитель.
Фея Грамотея. Все вы, ребята, показали сегодня свои знания. Я награждаю вас медалями «Знатоку Азбуки», желаю вам любить свой родной язык, читать много интересных книг и учиться в школе на «4» и «5».
Логопед угощает детей сладкими призами «умничками