Лучший педагог года

Методическая разработка «Профилактика насилия в семье» для родителей воспитанников старшего дошкольного возраста

Надежда Олифиренко
Методическая разработка «Профилактика насилия в семье» для родителей воспитанников старшего дошкольного возраста

«Насилие это болезнь. А болезнь не излечить, если заражать ею других»

ДжоржРеймондРичард Мартин,

автор книги «Игра престолов»

Цель: Разработать модель психологического сопровождения дошкольников для эффективного функционирования профилактики по жестокому обращению с детьми в системе взаимодействия «Родитель – ребенок».

Задачи:

1. Актуализировать проблему насилия и жестокого обращения с детьми в семье.

Публикация «Методическая разработка „Профилактика насилия в семье“ для родителей воспитанников старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

2. Привлечь родителей к активному участию в формировании устойчивых взглядов на воспитание и отношение к ребенку в семье.

3. Разработать и апробировать технологию работы с родителями воспитанников по профилактике жестокого обращения с детьми и оптимизации детско - родительских отношений.

Участники: родители подготовительных групп ДОО №67

Оборудование и материал: проектор, ноутбук презентация «Виды насилия», слайд шоу «Семейные контрасты», заготовки писем, набор картинок с изображением детей подвергшими насилию, наборы карточек с описанием причин насилия, чувств и эмоций, рисунок ежика, наборы картинок с изображениями яблок и грибов, раздаточный материал (брошюры).

Ход тренинга:

Вводная часть:

- Уважаемые родители! Рада видеть всех вас сегодня здесь. Наша встреча не совсем обычная. Она будет проходить не в форме лекций, а в форме разговора друг с другом, с практическим заданием и обменом мнениями. Поскольку мы с вами собрались впервые давайте познакомимся и расскажем немного о себе.

Упражнение «Знакомство». Родители сидят на стульях по кругу. Психолог, держа мяч в руках, представляется, и рассказывает с какими чувствами он пришел на тренинг. После чего передает мяч следующему сидящему (справа или слева). Все по очереди называют свои имена и так до тех пор, пока мяч не вернется в руки психолога.

Основная часть:

- Вот мы с вами и познакомились. А теперь предлагаю перейти к основной части нашего тренинга. Насилие в семье всегда являлось одной из жесточайших форм нарушения прав человека, приводящих к трагедии в жизни личности. И если раньше об этой проблеме чаще умалчивалось, то в последнее время насилие в семье стало одной из главных проблем в современном обществе. Откровениями подростков пестрит интернет, вгазетные издания и тематические программы телеканалов обращаются женщины и несовершеннолетние дети с мольбой о помощи и защите.

С целью профилактики насилия в семье я решила сегодня познакомить вас с различными видами насилия, проанализировать причины его возникновения и самое главное выработать механизм, с помощью которого вы поможете детям, попавшим в беду, разобраться со своими чувствами, чтобы сделать реальным и менее болезненным их выход из сложной жизненной ситуации.

В отношении детей встречается сочетание нескольких видов насилия одновременно; выделяются следующие виды насилия : (Вниманию участников предлагается презентация)

Насилие – это любой совершенный акт, который причиняет или может причинить вред физическому, половому или психическому здоровью, а также угроза совершения таких актов.

1. Пренебрежение нуждами ребенка - отсутствие со стороны родителей, опекунов или других взрослых, ответственных за воспитание ребенка элементарной заботы о нем, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

2. Психическое/эмоциональное - над ребенком также совершают эмоциональное насилие, если:

• унижают его достоинство,

• используют обидные прозвища,

• при общении с ребенком проявляют непоследовательность,

• ребенка стыдят,

• используют ребенка в качестве доверенного лица, передатчика информации другому родителю (взрослому).

3. Экономическое - над ребенком совершено экономическое насилие, если:

• не удовлетворяются его основные потребности, контролируется поведение с помощью денег.

• взрослыми растрачиваются семейные деньги.

• ребенок используется как средство экономического торга при разводе.

4. Сексуальное - вовлечение ребенка с его согласия или без, осознаваемое или неосознанное им в силу возрастной незрелости или других причин, в сексуальные отношения с взрослыми с целью получения последними выгоды, удовлетворения или для достижения корыстных целей.

5. Физическое - преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку родителями или лицами, их замещающими, либо ответственными за воспитание.

- Попрошу участников разделиться на пять групп (участники делятся на пять малых групп по своему желанию). Каждая группа поможет нам глубже разобраться с характеристикой того или иного вида насилия. Каждая команда выбирает название для своей группы («Доверие», «Надежда», «Диалог», «Союзники», «Партнеры», «Защитники»).

-Уважаемые участники! Перед вами пять конвертов с цитатами из «исповеди» ребенка подвергшемуся домашнему насилию. Каждая группа берет конверт, читает «исповедь» и определяет какому виду насилия подвергся ребенок.

Варианты:

1. «Я часто оставался по вечерам дома один. Папка постоянно был в рейсах. А мама приходила домой поздно. По ночам я слышал из ее комнаты смех и чужой голос, какого - то дяди. Холодная отварная картошка, остатки чипсов и пустые бутылки, которые мама утром заставляла, мня выбрасывать – вот что навсегда врезалось в мою память. И еще скандалы в день приезда отца. И опять пустые бутылки. Дома я никому был не нужен» (Пренебрежение нуждами ребенка).

2. «Ты такое же чудовище, как и твой папаша! Лучше бы ты сдох, маленький урод! Вот только вякни своей бабке – старой ведьме, что я продала твой мобильный, сразу сдам в детдом. Нам жрать нечего, а она тебе такие подарки делает» (Психологическое/эмоциональное насилие).

3. «Моя бабуля очень старенькая и больная. А папа и мама все время забирают ее пенсию себе и покупают водку. А мне и маленькой сестричке ни чего не покупают…Бабушка плачет что и весь материнский капитал отец спустит на белый порошок. Мама говорит, что папа болеет, и ему нужны лекарства» (Экономическое насилие).

4. «Я рассказала маме, что папа Сережа делает мне больно, когда снимает мне трусики. Но она мне не верит. Может быть он так делает потому что я ему не родная…Разве я виновата, что мой папа теперь живет на небесах?» (Сексуальное насилие)

5. «Папка постоянно бил меня и маму. А потом плакал, ползал на коленях и просил прощения. Маме он дарил цветы, а мне шоколадки и катал на лошадке в парке. Но он все равно злой и я его боюсь…» (Физическое насилие)

Участники групп определяют вид насилия, черты которого описаны в тексте задания.

- Уважаемые участники! Я раздам командам наборы фотографий и картинок, с изображением детей подвергшимся тому или иному виду насилия. Определите вид и назовите причины насилия, изображенного на картинках. (Безработица, нерешенная жилищная проблема, алкоголизм и пьянство, наличие наркозависимых в семье, неполная семья (отчим или мачеха в семье, ребенок инвалид или ребенок с проблемами в здоровья в семье, нежеланный ребенок, трудный ребенок, снятие моральных запретов, семейные конфликты, самоутверждение за счет слабых, культ жестокости, пропагандируемый в обществе). (Пока идет обсуждение в группах, на экране демонстрируются слайды «Семейные контрасты» : слайд с изображением детей подвергшимся насилию и слайд с изображение счастливой семьи). Во время демонстрации слайд шоу звучит фоном песня «Куда уходит детство…»

Участники малых групп дают определение видам насилия в семье по картинкам и озвучивают причины возникновения данного вида насилия.

- А сейчас я раздам вам таблички с указанием эмоционального состояния личности, подвергшимся насилию, а вам необходимо будет определить при помощи данных табличек эмоциональное состояние, которое присутствует у ребенка подвергшегося жестокому обращению со стороны взрослого. ( На табличках надписи: страх, гнев, стыд, боль, унижение, разочарование, ужас, сверхбдительность, смятение, беспомощность, безнадежность, бессилие, беспокойство о безопасности, чувство вины, чувство подавленности, кошмары по ночам, потеря уверенности в себе, навязчивые воспоминания, приступы тревоги, депрессия, фобии, печаль, мысли о самоубийстве, самообвинения, потеря веры, духовные сомнения, изменения сексуальной активности, алкогольная/наркотическая зависимость, желание возмездия)

Вопросы для обсуждения фотографий и картинок:

Какие чувства и эмоции вызывает одиночество, «потеря контроля» над собой, возможность повторяемости событий снова, опасность смерти или физической травмы себя и тех кого мы любим и кто нам дорог? (Участники поднимают табличку «страх»).

Что чувствует ребенок, когда у него нет сил для защиты? (Участники поднимают табличку «беспомощность»)

Страх смерти, травм, и других тяжелых утрат вызывают чувства….? (Участники поднимают табличку «грусть», «тоска»)

Что испытывает ребенок, чувствуя себя беспомощным и нуждающимся в помощи других? (Участники поднимают табличку «стыд»)

Какое чувство вызывает сожаление из – за того, что он что – то не сделал, что мог сделать раньше, за то, что ему пришлось пережить, хотя он за это не ответственен? (Участники поднимают табличку «вина»)

Что испытывает личность в время стыда и обиды, на несправедливость и бессмысленность происходящего? (Участники поднимают табличку «гнев»)

Что происходит в кошмарных снах, в период раздумий? (Участники поднимают табличку «воспоминания»)

Какие чувства сопутствуют неуверенности в себе, окружающих, жизни? («разочарование»)

И что так необходимо обрести с помощью нас с вами, с помощью нашего участия? («надежду»)

Заключительная часть:

Уважаемые родители! А теперь нам надо вместе создать Модель последующих событий и чувств, знание о которых позволит легче преодолеть сложную ситуацию. Представим нашу проблемную ситуацию, в виде колючего, мрачного, серого ежика (Вниманию участников предлагается изображение ежика в колючках). Психолог рассказывает о том, что колючий еж ассоциируется с оцепенением – состояние психики, при котором жертва насилия чувствует и реагирует очень медленно. События кажется нереальными как сон. Это состояние «бесчувственности» или опустошения. Вокруг него (ежа) педагог – психолог крепит разноцветные «яблоки» и «грибы» и предлагает на них участникам поделиться своим мнением о тех событиях и чувствах которые могут быть нацелены на поддержку ребенка подвергшегося насилию или жестокому обращению. (Участники высказывают свое мнение о событиях и чувствах направленных на «выход» из состояния подавленности и стресса – оцепенение, активность, реальность, парадоксальные поступки, поддержка, уединение, излечение).

Примеры событий и чувств для участников:

Теперь необходимо сопоставление реальности с представлениями о ней. Участие в семейных праздниках, общение с друзьями, увлечение спортом, активный отдых – вот что вернет субъект в реальность (На ежика прикрепляется «яблоко» - реальность)

Парадоксальные поступки помогут осознать проблему и принять ее, как свершившееся событие. Не надо бояться говорить, думать о прошлом. Нужно выговариваться, опереться на более опытного человека (На ежика прикрепляются грибы «парадоксальные поступки»)

И именно физическая и эмоциональная поддержка других облегчит депрессивное состояние (На ежика прикрепляется яблоко «поддержка»)

Уединение необходимо для того, чтобы справиться с чувствами, побыть одному и все обдумать. Человеку важно помочь успокоиться самостоятельно, иногда просто необходимо побыть одному. (На ежика прикрепляется яблоко «уединение»)

Оказав поддержку ребенку, пострадавшему от насилия – боль от психологической травмы ведет к ее излечению. Вот и наш ежик из серого и мрачного превратился в яркого и вполне довольного жизнью.

Разговор на эту серьезную тему мне хотелось бы закончить небольшим обращением в стихах

Не смейте обижать ни жестом вы, ни словом

Тех, кто звезду с небес

Для вас достать готовы,

Кто свой секрет любви и нежности доверил,

Чтоб в сказку о добре смогли открыть вы двери,

Но если вдруг беда

Придет к тем, кто вам дорог,

На помощь в миг тогда

К вам поспешит психолог.

В финале нашей встречи примите от меня брошюры «Профилактика насилия в семье».

Педагог – психолог раздает брошюры и отвечает на вопросы родителей.

Публикации по теме:

Методическая разработка занятия «Домик семьи зайцев» для детей дошкольного возрастаМетодическая разработка занятия «Домик семьи зайцев» для детей дошкольного возраста .

Методическая разработка интегрированной НОД «В стране математических наук» для детей старшего дошкольного возраста с ТНР Методическая разработка интегрированного НОД "В стране математических наук" для детей старшего дошкольного возраста с ТНР. Работа в группе.

Методическая разработка Критерии диагностики освоения детьми старшего дошкольного возраста (5–7 лет) кружка робототехника. Диагностика уровня освоения детьми программы «Робототехника»(подготовительные группы) -Умение создавать модель по схеме, подбирать соответствующие.

Методическая разработка Мультимедийная презентация сказки «Рукавичка» для детей раннего дошкольного возраста Презентация «Рукавичка» ориентирована на подгруппу детей раннего возраста. Мультимедийная разработка поможет воспитателю детского учреждения.

Квиллинг как средство развития творчества детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка. «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие.

Методическая разработка: «Пальчиковые игры для детей младшего дошкольного возраста в адаптационный период» Пальчиковые игры для детей младшего дошкольного возраста в адаптационный период. В адаптационный период, когда многим детям тяжело и одиноко.

Методическая разработка подвижной игры для детей дошкольного возраста «Снежный ком» Аннотация. Подвижная игра «Снежный ком» разработана с целью профилактики гиподинамии, формирования потребности детей старшего дошкольного.

Методическая разработка полезных советов для родителей и специалистов по реабилитации детей раннего возраста «Совместные прогулки с детьми - подружись с природой!» Авторская методическая разработка полезных советов и рекомендаций для родителей и.

Методическая разработка Развитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру .

Советы для родителей детей старшего дошкольного возраста «Математика в семье» Начинать надо с развития у ребёнка внимания,памяти,умения и наблюдательности. В программу занятий по математике включается следующие: *Знакомство.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Профилактика насилия в семье» для родителей воспитанников старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 29 марта 2017 в 12:01
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД